Электронная онлайн библиотека

 
 
Полищук В.А., Янкович А.И.

История социальной педагогики и социальной работы

Курс лекций / ТДПУ, Тернополь, 2009. - 256 c.

Содержание лекционного курса 
ВСТУПЛЕНИЕ 
1. Понятие социальной педагогики и социальной работы 
2. Принципы конвергенции социальной педагогики и социальной работы 
3. Предмет, задачи, источники. Принципы построения курса. 
ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОМОЩЬ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ 
1. Архаический период в истории социальной работы 
2. Подходы мировой науки к возникновению воспитание как общественного явления 
3. Особенности социального воспитания на различных этапах первобытнообщинного строя 
ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛАНТРОПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 
1. Благотворительность в государствах Древнего Востока 
2. Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме 
3. Религиозные верования о моральных качеств и благотворительность 
4. Зарождение элементов социальной педагогики в творчестве древнегреческих и древнеримских мыслителей. Освещение проблем социальной помощи 
ЛЕКЦИЯ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ 
1. Христианская церковь как первый социальный институт 
2. Становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблемам помощи и поддержки. Педагогические идеи христианских теологов 
ЛЕКЦИЯ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В ДРЕВНЕЙШИХ СЛАВЯНСКИХ ОБЩИНАХ И КИЕВСКОЙ РУСИ 
1. Формирование гуманистических традиций в древних славян 
2. Формы социальной помощи 
3. Основные тенденции благотворительности в Киевской Руси. Княжа поддержка и защита 
4. Церковно-монастырские формы опеки 
5. Теоретические аспекты социальной работы и их освещение в произведениях писателей княжеских времен 
ЛЕКЦИЯ 5. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В УКРАИНЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ /вторая половина ХV-XVII вв./ 
1. Особенности социальной работы в период Украинского Возрождения 
2. Филантропические функции братств Украины и их продолжение в братских школах 
3. Воспитание гуманизма и милосердия как одно из основных задач казацкой педагогики. Социальная помощь в Запорожской Сечи  
4. Частная благотворительность в Украине. Создание первых высших учебных заведений Украины - Острожской и Киево-Могилянской Академии как результат филантропической деятельности выдающихся украинских меценатов 
5. Педагогическая мысль эпохи Возрождения о воспитании добродетелей и призывы к милосердию 
ЛЕКЦИЯ 6. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И в РОССИИ (с ХVI до середины ХVIII ст.)  
1. Обоснование необходимости перехода к новой системе благотворительности 
2. Социальная помощь в Западной Европе 
3. Освещение проблем общественной гармонии и государственного воспитания в социально-педагогической творчества 
4. Церковно-государственная благотворительность в России 
ЛЕКЦИЯ 7. ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ОТДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ 
1. Развитие ведущих направлений социально-педагогических исследований XVIII-XIX вв. 
2. Создание Джоном Локком первой светской системы воспитания и концепции устранения бедности 
3. Идея свободного и природовідповідного воспитания в творчестве Жан-Жака Руссо 
4. Социально-педагогическая деятельность по созданию филантропических учебно-воспитательных заведений (філантропіни Базедова, “Новый институт” Оуэна, воспитательное общество дворянских девушек Бецького) 
5. Характеристика социально-педагогических экспериментов И.Г. Песталоцци  
6. Реализация Ф. Фребелем идей социализации ребенка в условиях детского сада 
7. П. Наторп как основатель социальной педагогики. Исторические аспекты возникновения термина 
ЛЕКЦИЯ 8. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В УКРАИНЕ В КОНЦЕ ХVIII - нач. XX ст. 
1. Основные направления социально-педагогических исследований 
2. Проблема счастья человека и гармоничного развития в творчестве Г.С. Сковороды. Освещение путей предотвращения бедности 
3. Т.Г. Шевченко о социальное воспитание 
4. Социально-педагогические идеи К.Д. Ушинского 
5. М.И. Пирогов о необходимости связи школы с жизнью 
6. Филантропическая деятельность В. Духновича, Х. Алчевской, М. Корфа 
7. Социально-педагогические взгляды С. Русовой 
ЛЕКЦИЯ 9. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ, РОССИИ И США (с конца ХVIII до нач. XX ст.) 
1. Реформирование системы опеки в эпоху Просвещения и развития нового общественного устройства 
2. Оформление научного этапа социальной работы в XIX ст. 
3. Государственная благотворительность в России во второй половине XVIII - первой половине XIX ст. 
ЛЕКЦИЯ 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В УКРАИНЕ В КН. XVIII - НАЧ. XX СТ. 
1. Общественная опека на территориях подроссийской Украины 
2. Социальная помощь в Галичине (на западноукраинских землях) 
3. Частная благотворительность в Украине. Филантропическая деятельность Андрея Шептицкого 
ЛЕКЦИЯ 11. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПЕРИОД НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XX СТ. 
1. Зарубежные педагоги-реформаторы нач. XX в. о гражданское воспитание и влияние среды на формирование личности 
2. Воплощение Янушем Корчаку социально-педагогических идей в “Доме сирот” 
3. Развитие социальной педагогики в России в первой четверти XX вв. 
4. Социально-педагогические идеи А.С. Макаренко 
5. В.А. Сухомлинский как социальный педагог 
ЛЕКЦИЯ 12. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СОВЕТСКОЙ УКРАИНЕ 
1. Анализ системы социального обеспечения в первое десятилетие после установления Советской власти в Украине 
2. Завершение формирования украинской советской системы социальной защиты в 30-е годы 
3. Социальная помощь в годы второй мировой войны и послевоенное время 
ЛЕКЦИЯ 13. Актуальные проблемы социальной работы и социальной педагогики на современном этапе 
1. Развитие социальной работы в независимом Украинском государстве. 
2. Анализ предметной сферы социальной работы/социальной педагогики 
3. Зарубежный опыт организации социальной и социально-педагогической работы 
4. Профессиональная подготовка социальных работников / социальных педагогов в Украине 

Назад