Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

1. Эстетика в системе научного знания. Эстетика и искусствоведение


Предметом эстетического отношения человека возникает весь мир и все процессы, происходящие в нем, - природа, космос, культура, все виды человеческой деятельности и ее продукты в той мере, в которой оно приобретают эстетического значения для человека. Однако все эти явления находятся в поле зрения многочисленных наук и отраслей научного познания. Обращаясь со своей особой позиции в разнообразных явлений и процессов действительности, эстетика так или иначе сталкивается с этими науками. Поэтому эстетика имеет разветвленные межпредметные связи. С другой стороны, поскольку эстетические качества является существенной характеристикой космического и антропогенного (порожденного человеческой деятельностью) бытия, то все виды познания, в том числе и научное, несут в себе эстетическое начало. Это является основанием для обмена между эстетикой и естественными и техническими науками добытыми знаниями и основными новшествами, как на пример, здесь можно сослаться на концепцию эволюционизма, современные космологические теории, развитие многочисленных наук, таких, как теория систем, синергетика (теория систем, обладающих способностью к самоорганизации), психология, когнитология, бионика, этология, и т.д.

На рубеже XIX - ХХ в. начался новый неклассический этап общественной истории, который затронул и естественных наук. Здесь возникают специальная теория относительности, квантово-релятивистская физика, утверждается метод «математической экстраполяции» С.Вавілова, создается теория "Большого взрыва" (возникновения Вселенной в результате взрыва первичной проторечовини, что находилась в особенно сжатом состоянии, через что Вселенная все время расширяется и «раздувается»). Все указанные изменения в человеческом понимании действительности привели к отказу от "линейного онтологизму", т.е. отказа от понимания мира, что однозначно определен действиями определенной совокупности причин. Неклассическая наука опирается на возможность предположения истинности очень разных, даже противоположных теоретических описаний одной и той же реальности, и это потому, что она принимает во внимание не только свойства объектов действительности, а позиций, возможностей, общего уровня развитости субъектов познания. Неклассическая наука требует учета корреляции (соотносительности) между человеческими знаниями об объекте и системой средств, методов, операций, с помощью которых они были получены. Результатом здесь возникает сознательный, научно обоснованный и экспериментально подтвержден релятивизм научного знания, то есть признание неоднозначности наших знаний, невозможности их универсального применения. Естественно, что он не мог не обнаружить существенного влияния и на сферу художественно-эстетического сознания, на развитие новейших направлений в гуманитарных науках. Если все явления действительности рассматриваются как нелинейные (неоднозначные), неуравновешенные (нестабильные), неустойчивые (а уравновешены и устойчивые системы в природе, кажется, вообще вряд ли возможны, поскольку Вселенная постоянно волнуется всякого рода катаклизмами), то и человеческий мир постоянно меняется, вызывая изменения в человеке и во всех имеющихся в культуре знаково-символических формах, с помощью которых она познает мир и выражает свое к нему отношение, взаимодействует с ним как субъект культурно-исторического творчества. Соответственно, меняющимися встают и все ценностные представления и ориентации в культуре и обществе, заторкуючи, в частности, этику и эстетику. Итак, современная наука вносит существенные изменения в развитие эстетических представлений вообще и в содержание ее категориального аппарата в частности. Ясно, что все это открывает перед людьми новые возможности в расширении представлений о вечные идеалы европейской культуры - Истину, Добро и Красоту.

В начале третьего тысячелетия развитие информационных систем и принципиально новых средств коммуникации и обучения приводят к изменениям психофизиологической организации человека в связи с тем, что основная масса информации добывается теперь в виде визуальных образов, в разнообразных формах знаково-символических структур и средств, что в целом ведет к существенной эстетизации сознания. Обычное формально-логическое мышление, базирующаяся на линейном движении рассуждения от засновку к результату, уступает другим, более сложным и неоднозначным формам сознания, которые развивались преимущественно в пределах художественно-творческих и религиозно-духовных практик как важных составляющих культуры. В то же время развитие массовой культуры (культуры, что исповедует плюрализм, релятивизм, антилогіцизм) ведет к размыванию содержания эстетических категорий (как в теории, так и в практике), что несет в себе определенную опасность для дальнейшего развития науки и культуры, а в эстетике порождает много новых проблем. И эти проблемы, как уже было отмечено, в настоящее время решаются во взаимодействии эстетики с другими науками.

Проблема творчества вообще и в частности художественной становится реальной общей для теоретических интересов эстетики и психологии. Проблема творчества имеет „пограничный” характер и впитывает в себе единство психологического, философского, эстетического, этического, культурологического, педагогического, искусствоведческого подходов. Психологические исследования имеют здесь довольно весомое значение хотя бы потому, что психология пытается выявить, какое участие принимают в творчестве многочисленные человеческие свойства и способности, такие, как чувства, эмоции, интуиция, воображение, память, воля, воображение, рациональное мышление. Нет нужды объяснять, что все эти аспекты творчества имеют прямое отношение к художественно-творческой деятельности и всегда интересовали и интриговали художников. Психология также дает возможность объяснить особенности восприятия произведений искусства, выявить психологические факторы культурной и художественной коммуникации. С давних времен художников интересует вопрос об особенностях характеристик художественного таланта и гениальности, и именно психология с позиции своих подходов вносит определенные прояснения в этот вопрос. Несколько психологического окраску приобретает в многочисленных исследованиях осмысления явления художественного "катарсиса" (термин, введенный Аристотелем) - определенного душевного очищения человека в процессе эстетического переживания произведений искусства; по мнению многих исследователей искусства именно "катарсис" можно считать конечным результатом завитых волос-эстетического воздействия на человека. Тесное взаимодействие эстетики и психологии проявляется и в существование так называемых пограничных понятий, стоящих одинаково важны как для эстетики, так и для психологии. Сюда можно отнести понятие „эмпатии” - сопереживание, вхождение (употребление) в эмоциональное состояние другого человека; „идентификации” - процесс отождествления человеком самого себя с другими индивидами или группой людей на основе эмоционального связи; процесс подражания, то есть включения в собственный внутренний мир определенных ценностных норм и моделей, на которые ориентированы другие люди. Все эти явления имеют большое значение для художников, поскольку они с необходимостью пытаются смоделировать психологию других людей, мотивы их поступков.

Достаточно заметными возникают связи эстетики с социологией и социальной философией, что изучают природу и особенности общественной жизни человека. Социальные отношения, уровень развития общества очевидно сказываются на развитии художественной деятельности, однако весомым встает и обратное воздействие искусства на социальные процессы. Как правило, именно художественная интуиция способна активно откликаться на скрытые тенденции в развитии духовных процессов действительности и подавать их в ярком и выразительном виде. Довольно часто та же художественная интуиция способна пророческое опережать ход реальных событий, а потому и вызвать у членов общества определенные социальные надежды и ожидания. Со времен Древней Греции дошла до нас легенда о том, как во время военных событий на просьбу воинов, обращенное к государству, прислать им помощь, к театру военных действий прибыл певец Орфей, который так смог вдохновить воинов, что они и без дополнительной помощи смогли победить врагов. Социология позволяет выявлять отношение различных социальных слоев к произведениям искусства, социальный статус художников, связь искусства с другими сферами общественной жизни (досугом, бытом, образованием, воспитанием, политикой и др.). В тех же самых окресленнях встает и связь эстетики с историей как наукой: когда и как возникает, изменяется и расширяется сфера эстетического отношения человека к действительности, - это вопросы истории.

Довольно большое значение приобретает в наше время связь эстетики с техническими науками: кроме того, что на границе между ними лежат такие сферы познания и деятельности как техническая эстетика и дизайн, проявления воздействий технической деятельности на завитых волос-эстетическую деятельность даже трудно переоценить: например, кино, аудио и видео индустрии, телевидение, электронная музыка, компьютерные формы создания виртуальной реальности, - вот далеко не полный перечень таких проявлений. С другой стороны, в самой технической деятельности учета эстетических норм и критериев также играет серьезную роль: создатели инженерно-технических устройств исповедуют тезис о том, что эстетически совершенные изделия будут также и эффективными функционально. Кроме того современный человек все больше и больше втягивается в техногенную среду, которое определяет ее отношение к действительности, в том числе - и эстетическое. Строительство городов, парков, каналов, дорог, мостов, промышленных и спортивных комплексов, мест массового отдыха людей, создание искусственных морей, разнообразных сетей коммуникаций, - все это превращает биосферу Земли в ноосферу (по терминологии В.вернадского - в сферу проявлений умственной деятельности человека) и все это становится проблемным полем практической эстетики (которая, разумеется, является междисциплинарной наукой).

Среди современных технических наук особенно большое влияние на понимание сущности эстетических процессов оказывают информатика и направления моделирования искусственного интеллекта; сегодня нельзя себе представить исследование каких-либо явлений, связанных с человеческим сознанием, вне использованием понятия информации, а также данных об особенностях информационных процессов и обменов. На почве информатики образовался комплекс наук, получивший название когнитивных наук или просто когнитологии: эти науки изучают все явления и процессы, происходящие с участием знания, имеющие отношение к его создания и функционирования. А поскольку эстетические явления в очевидной форме проявляют себя лишь в сфере человеческого отношения к действительности, опосредованного процессами сознания, то это означает, что эстетика должна принимать во внимание достижения этих наук.

Считается также, что в поисках истоков и предпосылок эстетического отношения человека к действительности, следует обращаться и к тщательного изучения поведения животных, которыми занимается наука этология. При том, что большинство эстетических теорий считает, что человеческие эстетические реакции на действительность нельзя свести к подобным проявлениям в поведении животных, все же именно обращение к последним дает возможность выявить качественные грани проявлений эстетического в человеческой жизнедеятельности. Например, брачная игры животных, даже особенности их внешнего вида напоминают нам некие элементы человеческих действий, но совпадают ли они по сути? Можно ли привести веские аргументы в пользу другого за качеством характера человеческих действий в сравнении с подобными действиями животных? - Все это серьезные и реальные проблемы эстетической теории.

В первом разделе отмечалась некоторая предметная единство этики и эстетики, однако их связь не является прямым и прозрачным: во времена классической культуры почти непререкаемым стоял признание того, что художественная красота должна быть формой распространения и утверждения нравственных ценностей, но в современной культуре этот постулат является уже довольно далеким от очевидности. Например, вряд ли кто сможет увидеть нравственное содержание в произведениях абстрактного концептуальной живописи, скульптуры, авангардной музыки. Если такая связь в наше время существует, то он или может почти неоспоримо вбачатись в направлениях реалистического искусства, или не напрямую. Например, можно считать, что авангардное искусство определенным образом влияет на душевно-эмоциональное состояние человека, а потому и на все ее жизненные проявления. Своеобразными аспектами взаимодействия эстетики и этики можно считать исследования ими определенных общих тем (проблем); для примера можно обратиться к анализу структуры эстетического чувства, которое формируется как органическое единство чувств, имеющих психо-физиологическую природу (зрения, слуха, осязания), и внутренних высших чувств (любви, ненависти, дружбы, преданности и др.). Поэтому эстетические чувства имеют морально-этическое содержание. Особую роль этика играет при анализе личности художника, структуры и механизмов художественной деятельности, ценностного измерения искусства как составляющей человеческой культуры.

Рассматривая место эстетики в структуре межпредметных связей, особое внимание следует уделить соотношению эстетики и искусствознания. Искусствоведение - это совокупность наук, исследующих конкретные формы художественно-творческой деятельности, произведения искусства в их различных видах и жанрах, социально-эстетические характеристики, происхождения, закономерности развития, особенности и содержание видов искусства как в обществе в целом, так и в отдельных этнических культурах и культурно-исторических эпохах. Искусствоведы тщательно описывают определенные произведения искусства, жизни и творческие действия художников, разрабатывают признаки и критерии установления подлинности различных произведений искусства, исследуют технику и технологию художественной деятельности, ее влияния на человека и общественное мнение. Ясно, что эстетика не может не опираться в своих рассуждениях на искусствоведение; более того, довольно часто именно искусствоведение подают в качестве эмпирической (то есть - фактологической) базы эстетики. Однако между ними существуют и достаточно важные отличия: с XVIII в. в эстетической мысли существует тенденция свести предмет эстетики к философии искусства. Этим хотели подчеркнуть высокий теоретический и концептуальный уровень эстетики в сравнении с искусствоведением, широту и глубину ее проблематики. В частности таких взглядов придерживались, І.Вінкельман, В.Гумбольдт, дескать, г.гегель. С другой стороны, не редкой была и остается позиция, согласно которой художники не должны слишком сильно углубляться в любой теории, в частности - в философские, поскольку философско-теоретическое смысла блокирует проявления художественной интуиции и творческого вдохновения, рационализирует то, что по своей природе якобы не подлежит рационализации. В XIX ст. Макс Дессуар, четко отделяя загальноестетичну проблематику от искусствоведения, в то же время считал, что философия искусства разрушает „теоретическую чистоту” наук о искусство и ориентировал эстетику на поиск связей с философией, а с более конкретными науками - с этнологией, историей, психологией. Эта проблема - проблема связей эстетики, с одной стороны, с философией, а, с другой стороны, с искусствоведением - и до сих пор остается дискуссионной. Вероятно, что эстетика изучает искусство как вид эстетического познания и эстетической деятельности и учитывает широкий круг проблем искусствоведения, но ее предмет гораздо шире.

В XXI в. продолжается выявление новых возможностей эстетики через межпредметные связи, в связи с чем появляются новые направления концепции или эстетики: это аналитическая эстетика (Л.Вітгенштейн, У.Галлі), структурно-семіотична эстетика (П.Богатирьов, Р.Якобсон, Г.Шпет), семантическая эстетика (Е.Кассірер, б . кроче), герменевтическая эстетика (М.Гайдеггер, Г.Гадамер), технологическая, экологическая, производственная эстетика, и т.д. С участием различных современных наук продолжаются углубленные исследования сущности эстетических реакций человека в рамках когнитивной нейрофизиологии, психологии, холотропних и голографических концепций бытия, эниологии (теории энергетически-информационного обмена) и др.



Назад