Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

1. Эстетическая деятельность и сферы ее проявлений в современном обществе


Рассмотрены ранее особенности эстетического отношения человека к действительности проявляются в трех основных формах человеческой деятельности: в материально-практической деятельности, в духовной (или интеллектуальной) деятельности и в духовно-практической деятельности. Поскольку эстетическое (по крайней мере, в его человеческом проявлении) базируется на сознании, то прежде всего внимание исследователей и всех, кого задаривает явление красоты, вызывает явление эстетического сознания. Источником эстетического отношения возникают глубины человеческого духа, человеческие впечатление, человеческая способность воспринимать действительность на ситуативно, а целостно и несколько отстраненно. Если человек оказывается в ситуации, требующей от него активных действий практического плана, ей, как правило, не до эстетики. Итак, эстетическое сознание - это сознание созерцательная, но в то же время чувственно-эмоциональная. Это значит, что в эстетической сознания важную роль играют: эстетические идеи, эстетические восприятия, эстетические чувства и эмоции. Общим знаменателем для единства элементов эстетического сознания потає эстетическое переживание, которое является уникальной способностью человека к отождествлению (хотя бы на определенный момент!) со своим предметом. В результате такого характера эстетического переживания человек наделяет любые явления и предметы своими собственными чертами; например, в эстетическом восприятии деревья становятся задумчивыми, вечер - журливим, родничок - веселым и др. Итак, первая форма проявления эстетического - это духовная (интеллектуальная) деятельность.

Но духовные эстетические переживания и созерцания находят свое содержание в определенных реальных явлениях и предметах, которые в сфере эстетического восприятия приобретают необычных черт: эстетическое восприятие открывает в вещах особые формы, которые возникают в окресленнях гармонии, величеству, полноты и др. Когда мы, например, смотрим на дерево практическим взглядом, мы можем увидеть в нем те черты, которые характеризуют его пригодность к каким жизненных функций, однако в эстетическом переживании дерево предстает как проявление силы пробужденной природы, устойчивости, слаженности своих частей. Итак, эстетическое восприятие и переживание преобразует действительность, а потому возникает непреодолимая потребность выразить то в предмете, что нас задаривает и не является, в то же время, само собой очевидным. Отсюда возникает процесс перевода духовного в материально-вещественное, предметно выраженное и зафиксировано. То есть, эстетическое сознание превращается в эстетическую материально-практическую деятельность: написание картины или стихотворения, исполнение музыкального произведения, сооружения архитектурного объекта, театральное представление и др. Но когда мы говорим о материально-практическую форму реализации эстетических идей, образов и переживаний, то в буквальном смысле слова речь идет о работе с определенным материалом: с красками, глиной, мрамором, языке и др. То есть материально-практическая деятельность в сфере эстетического предстает как умение работать с определенными вещами, использовать их природные свойства, намечать план действий и достигать цели. Понятно, что без такого рода деятельности никогда не смогут реализоваться эстетические достояние сознания. То есть, кроме чувств, эмоций, переживаний, образов, идей художник должен быть умелым деятелем, исполнителем, мастером, инженером. Уже вследствие того вряд ли можно принимать всерьез уверения некоторых людей относительно того, что, мол, в художественной деятельности чем меньше рационального элемента, тем лучше. Совершенно невозможно представить себе выстраивание, например, вне храма тщательными расчетами, написание партитуры произведения для оркестра вне умением разбираться в особенностях различных музыкальных инструментов, съемки кинофильма на одном инстинкте или интуиции. Следовательно, реализация эстетического замысла требует хоть какого варианта материально-практических действий.

Хотя последний момент в эстетическом процессе в целом понятно, однако не менее понятным становится и то, что не физические действия или навыки таких действий, не инженерные расчеты создают явление и чудо эстетического произведения, но лишь подчинения материально-практических действий художественном проекта, намерения, замысла, своеобразном художественному видению. Именно в таком видении может и должно произойти слияние физического материала с духовным эстетическим переживанием, именно такое слияние и порождает чудо человеческого художественно-творческого гения. Андрей Тарновский говорил о том, что кинорежиссера можно научить технической стороне киносъемок за год, но нельзя научить художественному видению эстетического процесса. Некоторые музыканты настаивают на том, что определенное произведение можно выполнить только на определенном музыкальном инструменте, а это свидетельствует о том, что они не видят отдельно музыку, отдельно - ее выполнения, а еще отдельно - определенный музыкальный инструмент. Художественное видение действительности, эстетичного процесса, его результатов возникает ядром духовно-практической деятельности, поскольку это является деятельность, где слиты материальные действия и их духовное направление. Результаты духовно-практической деятельности обладают такой особенностью: поскольку их сущность определяется их духовным содержанием, взрощеным с физическим материалом, постольку адекватно их может воспринять лишь тот человек, который способен проникнуть через их материальную форму к духовного ядра. И наоборот, если человек не может этого сделать, для нее предметы духовно-практической деятельности могут возникать или глупыми, или некими совсем другими. Например, для мухи, что ползает по поверхности гениальной картины, последняя будет только неровной поверхностью; для человека, не имеет и не понимает религиозных чувств, мощи каких святых будут только никому ненужными костями.

Итак, эстетическое в жизни человека и общества приобретает реальности через единство духовной, материально-практической и духовно-практической деятельности. Но это единство также не является простой и однородной: она по-разному проявляется в разных сферах общественной жизни, имеет различные пропорции проявлений в различных видах и направлениях человеческой жизнедеятельности.

Активность человека, его творческая сознательная деятельность направлены на естетизацію окружающей среды. Эстетическая деятельность универсальная; она включает как жизненно необходимые сферы общественной жизни (производство, быт, этикет, поведение, мода, традиции, обряды), так и те сферы, где человек заявляет себя свободной от прямых жизненных потребностей - прежде всего - художественно-творческую сферу (создание произведений искусства, технический дизайн, различные виды самодеятельного художественного творчества, художественно-теоретическая деятельность, бытовое искусство, украшения быта и жилья, и др). Эстетическое, которое по-сути является результатом „материализации” сущностных сил человека, является социальным явлением, потому что связано не только с трудовой и перетворювальною деятельностью, но также с общением, историческими эстафетами разных поколений, с попыткой человека в любой способ выразить во внешних формах свой внутренний духовный потенциал, с проведением различных общественных, спортивных мероприятий, государственных праздников и церемоний. Эстетическое, не имея, как уже отмечалось, эмпирической, фактической внешней все большую определенность, пронизывает всю разнообразие человеческой деятельности и поведения. По своей сути эстетическое есть нечто идеальное, а потому неуловимое относительно качественного определения, потому что непосредственным субъектом и носителем эстетического есть человек (как правило, уже сформирована, с развитым сознанием). Поэтому можно уверенно утверждать, что эстетическое проявляется не только в формах человеческой деятельности, в различных сферах человеческой жизнедеятельности, а в конкретном человеке: в ее взглядах, переживаниях, образе жизни и поведения.

Эстетическая деятельность хотя и связана с материальным производством, только в искусстве приобретает самостоятельной ценности. Эстетическое находит свое воплощение в художественном, когда искусно созданная форма способна вызвать эстетические эмоции. Возникают эти эмоции под влиянием всего содержания психического и духовного опыта человека, всех компонентов художественного произведения как неразрывного единства эстетического и художественного. В указанных положениях мы сталкиваемся с различиями между понятиями "художественное" и "эстетическое". В повседневной жизни мы не сделаем ничего позорного, если будем употреблять эти понятия или как синонимы, или оставляя вне поля зрения определенные нюансы в их содержании. В эстетике и искусствоведении все же обращают внимание на их различия. В большинстве случаев под художественным понимают превращенную человеческим сознанием - восприятием и переживанием - действительность, а также дальнейшее воплощение образов такой измененной действительности в предметы, явления и вещи. Поэтому когда мы говорим о художественную литературу, то понимаем, что речь идет о нечто выдуманное, созданное, а не о записаны факты. Так же в кино или на телевидении мы отличаем художественные произведения, скажем, от документальных. С другой стороны, мы говорим также о художественное производство, имея в виду, что при этом происходит материальное воплощение каких творческих представлений. Итак, художественный процесс - это процесс активного преобразования действительности на основе творческого воображения, фантазии, интуиции, а также процесс воплощения результатов такого преобразования в материал. Эстетический же процесс - это скорее процесс восприятия любой действительности в аспектах красоты, прекрасного, уродливого, гармонии и др. Поэтому чаще мы говорим именно о эстетические переживания и восприятия, а не о художественных; при том объектами эстетического переживания могут быть естественные вещи и явления, а не только художественные произведения. Но различия между художественным и эстетическим не должны закрыть для нас их единство: очевидно, что эстетическое и художественное, не смотря на свою нетождественность, все же представляют определенную неразрывную целостность. Все социальные и духовные явления, весь спектр человеческих переживаний, взаимоотношений, входит в содержание искусства благодаря эстетическому чувству, а эстетическое, в свою очередь набирает конкретности и содержательности, то ли предметности, наглядности, а следовательно и эмоциональной влиятельности путем воплощения в художественные формы. Художественность как компонент духовно-практической деятельности не сводится к искусству, ибо из дерева, камня, металла, глины, ткани, пластика изготавливаются носильные вещи, которые отмечаются художественными качествами, но не являются произведениями „чистого” искусства, к которому мы относим литературу, музыку, живопись, театр, кино и т.д. Ведь эти виды искусства составляют лишь часть той художественной культуры, которая наполняет всю нашу жизнь - и одежда, быта, производство, праздники и обряды. Художественное и эстетическое охватывает весь жизненный пространство человеческого бытия. Художественная и эстетическая культура являются универсальными понятиями. Их надо понимать как совокупный продукт различных видов человеческой деятельности. Эстетическая деятельность, как утверждает один из самых известных исследователей эстетики М.Каган, реально, как нечто отдельное, не существует само по себе эстетическое ("эстетическое как такое") не является целью и смыслом некоего самостоятельного творческого акта, который может создавать „чисто эстетическое”, как создается инструмент, машина, произведение искусства. Эстетическое локализовано, сконцентрированное в искусстве, но, конечно, им не исчерпывается, а разлитое во всем теле культуры, играя в каждой из ее составляющих определенную роль. Когда мы говорим об эстетике производства, эстетику поведения, эстетику игры, и т.д., то имеем в виду, что эстетическое выполняет при этом свою специфическую функцию.

Сферы проявлений эстетического безусловно связаны с тем, что творит человек, опираясь на уникальные свойства и возможности собственного интеллекта. Однако, как известно, эстетическое касается не только социальных и культурных явлений: эстетическое распространяется и на природу, космос. Последние играют такую колоссальную роль не только в существовании человека и общества, а во всем спектре человеческих отношений к действительности, что, конечно, они не могут остаться ни вне духовными направлениями, ни вне проявлениями эстетического. Природа является первоосновой человеческого бытия, тем „материнским лоном”, с которым человек прочно связана всем своим естеством, а потому, будучи источником жизни, казной жизненных ресурсов, она возникает: а) предметом художественно-эстетического отношения; б) источником художественного вдохновения; в) непревзойденной своеобразной "майстриньою", что создает невероятное количество форм технологий", существ и разновидностей сущего. С древнейших времен в своем художественном творчестве люди исповедовали тезис "Следуй природе!", "Учись у природы!", "Живи согласно природе!", и др. Давайте только задумаемся над тем, какое место занимает природа в истории всех жанров и видов искусства! - Ведь ее присутствие в искусстве можно назвать тотальным: поэты воспевают природу, природные явления, состояния; излюбленным сюжетом писателей возникает изображение человека в природе, в диалоге или сперечанні с природой; живописцы уделяют природе настолько большое значение, что создали несколько жанров живописи, посвященных изображению исключительно природных явлений; в архитектуре существует направление под названием "ландшафтная архитектура", и т.п. Природа является извечной спутницей человека и извечной темой ее художественного творчества и эстетического наслаждения. Все прекрасно понимают, что в природе есть не только приятное, и что природная гармония не исчерпывает ее реальных состояний, однако масштабы природы, ее неистощимая изобретательность, капризность ее форм и проявлений, - все это не может не вызывать у человека эстетических переживаний и очарований. Существуют специальные исследования, посвященные, например, только описаниям проявлений эстетических воздействий на человека видов звездного неба. В эпоху Возрождения и Просвещения мыслители небезосновательно считали, что человек в своем творчестве подражает природе "дорозвиває" ее дальше в соответствии со своими эстетическими идеалами. В последующие эпохи в условиях колоссального разрастания инженерно-технической деятельности природу довольно часто стали воспринимать как нечто эстетически нейтральное, то есть стали утверждать, что природа сама по себе лишена эстетических качеств, и только человек наслаивает на нее свои эстетические бред и представления. Природу подавали преимущественно как пассивную стихию, которую человек должен преодолевать, изменять и улучшать. После осознание ошибочности такого отношения к природе стало постепенно восстанавливаться уважительное отношение к природе, основан ное на понимании нашей глубинной с ней родства. Однако поставим прямой вопрос: можно ли утверждать, что природа является носителем эстетических характеристик? Или таким носителем является только человек с его сознанием? - В эстетике споры на эту тему наблюдается на протяжении всей ее истории; оно получило название препирательство между "природниками" и " соціологістами". "Природники" утверждали, что природа несет в своих формах и содержании эстетические свойства, которые существуют независимо от того, воспринимает их кто или не воспринимает. "Соціологісти" настаивали на том, что только опыт социального преобразования природы позволяет человеку сформировать и развить в себе способности восприятия эстетического и его создания. С давних времен существовала (и продолжает существовать) еще одна позиция относительно оценки эстетических качеств природы: представители религиозной философии утверждают, что только Бога можно считать единственным источником эстетического; именно сияние божественной энергии, которая пронизывает все мироздание, возникает причиной и носителем красоты. Соответственно, красота есть и в человеке, и в природе. В наше время довольно распространенной является позиция, что пытается синтезировать "природоведов" и "соціологістів": утверждается, что поскольку природа не является хаосом, поскольку в ней существуют формы, пропорции, различного типа упорядочения, то она безусловно наделена эстетическими качествами. Однако это не значит, что все существа, что живут в природе, воспринимают ее эстетически. Фактически такой способностью обладает лишь человек именно потому, что она не интегрирована в природные процессы, не являются их частью, а способна находиться в отношении к природным явлениям. Человек живет и действует не в ситуациях, а в мире, то есть вписывает все, с чем она сталкивается, в некоторую целостность, что является непременной характеристикой эстетического. А поскольку способность находиться в отношении к природе, человек приобретает только в процессах социального, культурного, исторического бытия, то можно утверждать: мир является носителем эстетических качеств, однако открываются они только человеку как субъекту и продукта социально-культурной истории.

Таким образом, природа, мир, мироздание возникают самой первой, самой широкой сферой проявлений эстетического в жизни современного общества. В своих творческих прозріннях человек многое заимствует у природы, учится в нее вплоть до того, что и определенные инженерные решения она приобретает, изучая природные процессы. Человек чутко воспринимает ее звуки, ритмы, краски, колебания, вибрации, любуется разнообразными формами, конструкциями, конфигурациями и т.д. Природа для человека является самым высоким и абсолютным образцом. В своей деятельности человек стремится следовать этим самым высоким образцам и „отражать” эту высшее совершенство в продуктах собственного творчества.. Но человек не стремится механически и просто копировать природу. Она всегда хочет быть творцом, стремится превзойти и себя, и природу, создать нечто более гениальное и совершенное. Это движение до абсолютного совершенства и является основой творчества, которая заложена в человеческой природе

Эстетическое и связанное с этим самым существенным и первейшей целью человеческой деятельности, направленной на изменение самой природы. Человек тысячелетиями училась превращать и приспосабливать природу к собственных потребностей, интересов, стремлений. Творческая функция человеческого разума постоянно побуждала к усовершенствованию природной и социальной среды, поэтому окружающий природный мир за тысячи лет деятельности людей целого ряда поколений существенно видоизменился. Целесообразно действуя, человек создала новую реальность - материальную и духовную культуру, в которой воплотился ее творческий гений. Культура, как „вторая природа”, преобразована природа, усовершенствованная, введена в такие формы и способы функционирования, позволяющих развивать и удовлетворять потребности человека. Поэтому вторая огромная и важная сфера проявлений эстетического - это мир культуры во всех его формах и разновидностях: речь идет о культуре производства, быта, досуга, спорта, культуру разного рода праздников и действ, духовную культуру - в том числе искусство и религия. С давних времен явления культуры противостояли природным явлениям как нечто приобретенное человеком, выделенное ней, осмысленное как особенно важно для человеческого способа бытия. Предметы культуры приобретали для человека значение смысловых центров действительности, ее смысловых зосереджень. Поэтому в разных социальных потрясениях и неурядицах люди пытались спасти не только свою жизнь, но и предметы и символы культуры. Более того, предметы культуры будто брали на себя весь универсам человеческого существования - мир природы, человеческих отношений и социальной жизни. Когда древний человек создавала глиняные фигурки женщины, что наделялась яркими чертами плодородия (так называемые "архаичные Венеры"), то тем самым она выделяла качество плодородия из-среди других многочисленных качеств мира, придавая ей значения ценности природного и социального планов. Так же предметы древних культов стали некими особыми предметами, окруженными почитанием и неприкосновенностью именно потому, что они стали носителями духовного как того, что человек начинал ценить превыше всего. Предметы культурного творчества, в том числе и предметы искусства, обладая ярко выраженными эстетическими характеристиками, будто вирізблювали эти характеристики с естественной тотальности и впервые предоставляли возможность человеку их увидеть, оценить, зафиксировать как то, что потом уже можно было видеть и в любых сферах жизни. Итак, культурное и художественное возникает концентрированным выражением того, что человек выделила, нашла в мире и творчески усвоила. Поэтому это и является концентрированным выражением качеств как человека, так и природы. Поэтому именно культурная сфера является прямой формой выражения эстетического как такового, в его отдельно фиксированных излияниях.

В культурной сфере относительно эстетического приоритетное место, безусловно, принадлежит искусству как самой первой форме художественного творчества. Об искусстве речь будет специально идти дальше, однако отметим, что именно искусство специально направлено на выявление эстетических явлений и качеств в любых их формах и материальных воплощениях. Поэтому эстетику довольно часто рассматривают как общую теорию или даже философию искусства.

Важная роль в излияниях и функционировании эстетического принадлежит социальным явлениям и процессам, т.е. таким процессам, в которых проявляются связи различных групп и слоев населения, формы человеческих отношений, которые связывают людей в единое сообщество, формы управленческой деятельности различных уровней, способы и формы человеческих взаимодействий. Прежде всего следует отметить, что вне социальной организацией жизни и вне социальной стабильностью трудно вести речь о нормальное развитие эстетической человеческой деятельности, поскольку только в нормально организованном, управляемом и стабілізованому обществе можно создать условия для творческой деятельности, для благоустройства быта и досуга, для развертывания музейного дела, работы театров и др. Во-вторых, необходимо отметить, что человечество давно поняло значимость эстетического элемента для осуществления определенных социальных действий и процессов. Например, определенные государственные мероприятия довольно часто сопровождаются эстетическим оформлением (почетный караул, вручение наград под музыку и др.), существуют многочисленные церемонии, сопровождающие определенные социальные действия (свадебные церемонии, первые звонки в школах, торжественное собрание по разным поводам и др.), в разных слоях общества существуют специальные формы проведения неких мер и др. Достаточно выразительными эстетическими качествами наделяется военное дело: кроме того, что здесь существует специальная одежда с ярко выраженными эстетическими характеристиками, многочисленные церемонии, военная музыка и военные оркестры, сами военные действия в истории человечества довольно часто были ощутимо эстетизированные (вспомним, например, средневековых рыцарей). В наше время одной из форм эстетизации социальных процессов можно считать различные рекламные компании, лозунги и пропагандистские щиты, которыми оформляются города или автодороги, разного рода плакаты. Кроме того, эстетическими качествами наделяются социальные действия определенного порядка (дипломатические миссии), социально выделены места (например, особенно украшают столицы государств), мемориальные комплексы, национальные ярмарки, офисы определенных фирм, их эмблемы и др.

Очень важной для человека и общества сферой проявлений эстетического возникает быт, где человек удовлетворяет свои важные жизненные потребности (отдых, гигиена, питание, одежда, самообслуживания и др.). Эстетическое обеднение быта как правило приводит к снижению творческой активности человека, даже - к потере ею интереса к жизни. Жизненный настрой человека существенно зависит от хорошо налаженного быта. Пренебрежение условиями быта в советские времена можно считать одной из причин негативного отношения к тому общественного устройства (вспомним, как иронично и талантливо бытовое беспорядок советских времен изображен в фильме Бортко по произведению Булгакова "Собачье сердце"!). Близкой к сферы быта является сфера человеческого досуга, которой всегда уделялось серьезное внимание: здесь фигурируют музее, скверы и парки, зеленые и ландшафтные зоны массового отдыха, многочисленные кафе, загородные базы, туристические трассы и маршруты и др.

Необходимо также обратить внимание и на эстетику духовной деятельности и духовной жизни общества; это сфера, которая призвана стимулировать духовное развитие человека, пробуждать ее духовные интересы и интересы, способствовать их нормальной реализации. В эту сферу, кроме уже упомянутых художественных явлений и процессов, следует включить религиозная жизнь общества, познавательную деятельность, науку, образование, воспитание. Вряд ли кто захочет отрицать важность эстетической составляющей для существования и развития названных направлений человеческой жизнедеятельности. Ярко проявляется эстетическая составляющая в религиозной жизни общества, в образовании, в воспитании (частицей которого является эстетическое воспитание). Несколько сложнее увидеть эстетические проявления в науке и познании, хотя ученые однозначно отмечают важность развития художественной фантазии ради успешного развития научного поиска.

Наконец, стоит отметить и такие сферы общественной жизни, как производство, экономические отношения, сферы так называемой инфраструктуры общественной жизни (транспорт, связь, средства коммуникации); все это есть сферы, где наличие эстетического элемента предоставляет им надлежащего качества, привлекательности и даже усиливает их эффективность.

Цель эстетической деятельности находится не снаружи, а в самом человеке, природные качества которой, творческие способности помогают создать новые культурные ценности. В процессе эстетической деятельности формируется творческий способ мышления, производится ценностное отношение к окружающему миру. Эти качества могут быть использованы в любой области творчества - инженерно-конструкторской, научной, технической, художественно-творческой. Можно сказать, что эстетическая деятельность предшествует художественный, в которой определяющими становятся такие качества, как чувственно-образное восприятие, абстрактное мышление, способность к формально-пространственного моделирования, прогнозирования и др. Эстетическая деятельность - это атрибут любого вида социальной деятельности, направленной на создание более совершенных и совершенных предметов и вещей, средств труда и продуктов производства. Эстетическая деятельность может иметь и самостоятельное значение, когда решаются конкретные эстетически-творческие задания, например промышленный или технический дизайн, садово-парковая культура, моделирование одежды, декоративная косметика и т.д. Эстетическая деятельность соотносится с теми творческими и художественными задачами, которые определяют цель данной деятельности. Степень ее наличии определяется целями личности, которая стремится превратить окружающую среду, организовать свое жизненное пространство по законам красоты и гармонии. Особое значение здесь играет уровень эстетического сознания самих субъектов деятельности, развитость их вкуса, наличие умений и навыков, а также благоприятность условий для реализации творческих замыслов и духовных потребностей. Эстетическая деятельность не ограничивается достижением чисто утилитарных целей, ибо подчинена художественный идеи, хотя и не является чисто художественной деятельностью, как например, изобразительное искусство и архитектура.

В процессе эстетической деятельности превращается не только окружающий мир, предметная среда, быт, но и возвышается культура самих людей, как субъектов эстетической деятельности. Развивается и совершенствуется творческое видение, ощущение формы, цвета, пропорций, умение ассоциативно мыслить, искать аналогии, гармонично сочетать разные виды деятельности, организовывать свою жизнь, труд, быт так, чтобы получать максимальное удовольствие и духовное наслаждение. Эстетические чувства воспитываются у ребенка через сказки, колыбельные песни, рисунки, игры. Празднично-обрядовые действа, свадьбы, похороны, массовые торжественные церемонии, интерьеры, реклама, вывески, витрины, а также наряды, прически, ювелирные украшения, татуировки и многое другое - буквально все, что олицетворяет художественное начало, формирует в целом нашу эстетическую культуру.



Назад