Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

2. Искусство как социальный и культурный феномен. Художественный образ и художественное восприятие действительности


Начать данную тему следует из некоторых терминологических уточнений, вне которыми мы или будем путаться в дальнейшем изложении материала, или просто ошибаться. В современной эстетике возникает необходимость уточнить соотношение некоторых ее ведущих понятий. Прежде всего следует помнить, что термин "эстетическое" имеет два ведущие значения: 1) значение, производное от названия науки эстетики, когда "эстетический" означает: то, что имеет отношение к эстетике; в таком значении эстетическое используется как синоним терминов "художественный", "художественный", даже "красивый" (когда мы, например, говорим: "Эта вещь выглядит эстетично"); 2) в современной эстетике термин "эстетическое" фактически замещает термин "прекрасное", поскольку теперь обозначает все то, что вызывает чувства, связанные с видом вещи и тем впечатлением, которое она оказывает на человека (см. тема 5). Термин "художественный", "художественное" обозначает такую сферу деятельности и ее результаты, базирующаяся на материально-вещественном воплощении таких образе и замыслов, которые возникают скорее (или в большей степени) результатами творческого воображения, фантазии, интуиции чем тщательным воспроизведением реальности. Скажем, мы отличаем художественную литературу от газетного репортажа или канцелярских отчета именно на основе того, что первого рода тексты является воплощением авторских переосмыслений действительности, ее творческого конструирования. В таком значении слово "художественный" возникает родственным словам "творческой", "художественный". Термин "искусство" обозначает особую сферу человеческой жизнедеятельности (и деятельности), где проявляется человеческая способность создавать особый мир артефактов (искусственных вещей), имеющих художественную природу. Термин "художественный" указывает на то, что причастно к искусству, но также сохраняет и давнее свое значение, когда греческое слово "техне" и тождественно ему латинское "арс" обозначали умение, мастерство, ловкость; в таком значении сегодня чаще используется слово "мистецькість". В соотношении указанных сроков можно также отмечать и некоторые более тонкие нюансы: например, слово "художественный" больше имеет отношение к роду деятельности и ее результатам, в то время как слово "эстетический" скорее касается восприятия такой деятельности и ее результатов, определенное оценочное отношение к ним.

Искусство родилось и существует для решения специфических задач человеческого общества по освоению и преобразованию мира, но в то же время и по приобщению человека к результатов и достижений такого освоения. Ключ к пониманию специфики художественного мышления и особенностей искусства следует искать в социально-историческом опыте людей. У человека есть две системы оценок действительности: 1) по объективным их значением для социума посредством различных систем существующих норм - политических, нравственных, эстетических; 2) и по лицевому их смыслом для человека в соответствии с его индивидуального опыта и духовного мира. Эстетическая оценка через личное отношение раскрывает общечеловеческую ценность предмета, его объективную значимость для человечества. Отсюда и возникает важность искусства как феномена культуры и как особой формы духовно-практической деятельности человека (духовно-практическая деятельность имеет духовный смысл, но материальные формы его выражения): искусство наиболее ярко, выразительно, но в то же время интимно-личностно интегрирует человека в мир человеческого бытия, человеческой истории человеческого жизненного опыта и предоставляет возможность воспринять этот опыт индивидуально неповторимо.

Рассматривая искусство как явление культуры, необходимо учитывать несколько аспектов его функционирования в культурно-историческом контексте.

1. В гносеологическом (познавательном плане) искусство предстает как своеобразная форма проникновения в сущность и смысловые основы действительности. В искусстве человек воспринимает действительность как родственную себе, как такую, что входит в ее эмоционально-чувственный состояние и настроение, а, значит, не равнодушную человеку. Принятие действительности через ее переживания позволяет человеку воспринять действительность более целостно и полно, чем при ее абстрактно-теоретическом освоении. Художественное восприятие действительности обладает характеристиками полноты, целостности, личностной причастности.

2. В социологическом плане художественное произведение возникает включенным в культурную жизнь общества; он является продуктом не только художественной деятельности, но и всего процесса социального функционирования культуры, потому что произведение не живет вне художественным процессом, а потому существует вплетенным в сложную структуру организации и координации этого процесса, распространения и сохранения его продуктов, подготовки художественных кадров. И за этим процессом не существует не только отдельного художественного произведения, а явления искусства и художественной жизни вообще. Итак, всю жизнь культуры, ее уровень, ее составляющие и ценности, - все это является условием правильного понимания искусства и его произведений.

3.  В ментальном (духовном) плане искусство возникает результатом активности как индивидуального, так и общественного сознания, составляющими которой являются также политика, право, наука, философия, мораль, религия. Все они функционируют в едином культурном пространстве, что наметился их взаимосвязями. Эти взаимосвязи и взаимодействия меняются от эпохи к эпохе, и в каждую эпоху возникают свои ведущие и доминирующие формы общественного сознания. Порой одни формы сознания замещают, дублируют другие. И понять конкретно-историческую сущность искусства можно лишь в контексте конкретно-исторического бытия форм сознания. То есть, в некоторых культурах искусству принадлежало ведущее место, в некоторых культура и в определенных эпохах оно представало зависимым от религии, политики, экономически-производственной деятельности, но в любом варианте оно всегда находится во взаимоотношениях со всеми формами духовной жизни общества.

Таким образом, следует избегать упрощенного подхода к рассмотрению искусства и не считать его некой вполне автономной сферой жизни; наоборот, как органическая составляющая культуры, искусство "прорастает" в многочисленные другие ее составляющие, вступает с ними в многочисленные взаимодействия и взаимовлияния, в целом стимулируя и обогащая жизнь человека. Осмысление искусства как феномена культуры имеет методологическое значение, поскольку ориентирует исследователя на соблюдение комплексного, а именно - гносеологічного, социологического и исторического подхода к нему. Нельзя представлять художественный процесс только как сумму его звеньев (замысел, творчество, художественная продукция, потребления, социальные институты и учреждения). Искусство выступает как феномен культуры не благодаря простой сумме его элементов, а являясь составной частью целостной социально функционирующей системы, которая решает гуманистические, ценностные, этические, духовно-смысловые задачи.

Культура является сугубо человеческой деятельностью, а ее продукты приобретают характер социальной памяти человечества, своеобразного"генетического кода"человечности. В этом смысле культура - это средство преобразования человеческого сообщества в социум. Художественная культура предстает как одна из наиболее востребованных (в смысле социально-культурном и историческом) регионов культуры, поскольку именно художественно-творческая деятельность способствует формированию не утилитарных духовных потребностей человека, а поэтому возникает мощным (и едва ли не решающим) фактором отрыва человека от простых процессов выживания и сохранения жизни. Художественная культура включает: 1) собственно искусство (систему его произведений и производство художественных ценностей); 2) систему учреждений, обеспечивающих условия производства, хранения, распространения, распределения и потребления художественной культуры; подготовку творческих кадров и управления; 3) определенное состояние и направления духовной атмосферы в обществе, связанные с художественно-творческой деятельностью, то есть общественный интерес к искусству, его адекватное восприятие, положительный общественный тонус в отношении к художников и художественного творчества.

Функционирование художественно-художественных произведений в определенной культуре порождает еще одну весьма важную и в то же время проблемную тему: тему адекватного восприятия искусства. Довольно часто не только в обычных обсуждениях, но и в исследовательской литературе можно встретить тезис о том, что причитування и восприятия произведения должно происходить на уровне авторского исполнения, или, если сказать проще, что потребитель искусства должен быть конгеніальним автору. Будто тезис принятия, однако она превращает художественное произведение на замкнутый объект, поскольку довольно часто мы прекрасно понимаем, что осуществить такое не сможет никто. Поэтому данный тезис можно воспринимать разве что в качестве недостижимого идеала, которому следует стремиться. Реальное бытие художественного произведения в культуре может происходить только в режиме его открытости, доступности разнообразным причитуванням как по уровню восприятия, так и за ценностными ударениями. Но конечно, художественное произведение предполагает хотя "атом" творчества при его восприятии. Самой простой моделью творческого акта в сфере художественной культуры является "розпредметнення" (перевод содержания произведения на понятный язык): например, с вербального языка на изобразительную или наоборот, то есть передача первичного сообщения через другую знаковую систему, а затем обратный перевод с этой знаковой системы на начальную (например, экранизация произведения художественной литературы, написание музыки к драме, и др.). Такое, казалось бы простая процедура может приводить к такой существенной переработки первичного художественного содержания, что перед нами появится новое произведение. Стоит обратить внимание на то, что нечто подобное осуществляет каждый человек в процессе восприятия определенных художественных произведений: она вводит воспринято в контекст своих представлений, принципов, идеалов, нормативов, в результате чего "прочитывает" художественное произведение уникально. Поэтому есть основания всерьез воспринимать тезис о том, что сколько есть тех, кто воспринимает произведение, столько вариантов данного произведения. Вот почему обогащения эстетического опыта любого человека - ли-то художника, или-то обычного любителя искусства - предусматривает активную коммуникацию, общение с целью обмена впечатлениями, ассоциациями, причитуваннями определенного содержания фосфора. Всякая культурная, творческая деятельность предполагает тем самым как минимум две языковые системы: образы и символы завершенного произведения (1) и образы и символы, порожденные этим произведением у тех, кто воспринимает произведение (2). Очевидно, что эти вещи не являются тождественными, и это иногда проявляется в том, что сам художник может больше всего ценить то свое произведение, который публика почему может даже не замечать.

Искусство как феномен культуры делится на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой и средствами создания эстетических феноменов. Многоязычность и многообразие художественной культуры предусматривает, что творческий человек в определенной степени должна быть культурным полиглотом. Отсюда становится понятным, что искусство является полифункциональным. Перечислим и дадим краткую характеристику функций искусства, которые взаимосвязаны, в связи с тем, что произведения искусства существуют как целостный феномен.

И. Преобразующая функция (искусство как деятельность), которая реализуется следующим образом:

1) через идейно-эстетическое воздействие на людей (прививает определенные вкусы, идеалы, стремления, заставляет подниматься над обыденным восприятием действительности);

2) через включение человека в ценностно ориентированную деятельность (искусство пробуждает не безразлично отношение к людям, к достижениям культуры, стимулирует социальную активность личности в направлении стремление к совершенному, ориентирует ее на жизнь в соответствии с идеалом);

3) через пробуждение интереса к творчеству на основе развития воображения, чувственно-эмоциональных впечатлений от действительности (довольно часто люди под влиянием искусства пытаются включаться в некие проявления художественной или эстетической деятельности);

4) через самый высокий уровень обработки материала, достижения художественно изящных результатов (художник превращает мрамор, краски, слова на таком высоком уровне, что даже художественно не сформированы люди не могут не почувствовать хотя бы захват или возвышения).

II. Компенсаторная функция (искусство как утешение, как способ вынырнуть из течения повседневной жизни). Компенсаторная функция искусства имеет три основные проявления: 1) отвлекающий (гедонічно-игровой, развлекательный); 2) втішаючий (способствует примирению с несовершенством жизни); 3) собственно компенсаторный (восполняет недостаток определенных личностных способностей, способствующий духовной гармонии человека).

III. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знания и образование). Искусство является одним из мощных и распространенных средств просвещения (передача опыта, фактов, сведений) и образования (передача жизненного опыта других людей, привитие определенных способов мышления и системы взглядов). Оно принимает существенное участие в формировании наших знаний и представлений, пополняет наши знания о мире. Искусство - это мощное средство познания мира и самопознания личности.

IV. Художественно-концептуальная функция (искусство как особый образ мира). Искусство не может оцениваться в качестве иллюстрации философских или религиозных или политических идей. Оно обладает собственными средствами освоения и выражения мира, принципиально отличными от научных, религиозных и философских. В восприятии художника мир становится одухотворенным, преисполненным живых импульсов и родственной человеческим стремлением. Перерабатывая собственные впечатления в художественный образ, художник создавая художественную концепцию мировоззрения, т.е. произведение, в котором физически наблюдаемое не совпадает со смысловым, но именно последнее является решающим для искусства.

V. Функция предвидения (искусство как прогноз будущего). Искусстве обладает уникальной способностью предвидеть будущее том, что художественное освоение мира предусматривает задействование всех интеллектуальных способностей человека: ума, знаний, воображения, фантазии, интуиции, сознательных и подсознательных образов. При том от искусства не требуется жестко придерживаться фактов или наблюдаемого состояния дел, поэтому художник имеет право довериться своим переживаниям и интуиции, иногда - вопреки реальным явлениям жизни. Благодаря тому художественный гений человека способен совершать прыжок к имплицитной информации, охватывать сущность современных и даже грядущих явлений при очевидной неполноте выходных данных.

VИ.  Коммуникативная функция (искусство как форма общения). Искусство как средство человеческого общения имеет определенные преимущества перед речью и письмом: когда звучит музыка эпохи Возрождения, мы все равно способны ее воспринимать, входя при том во взаимоотношения с давно минувшей эпохой. Если мы не знаем японского языка, то для нас будут закрытыми и непонятными письменные тексты, однако японская графика, театральные действа, музыка могут открыть нам определенные ракурсы духовного мира японцев. Греческая скульптура, древнеегипетские храмы, фрески Помпеи, "степные бабы" юга Украины, "идолы" острова Пасхи, - все эти произведения искусства дают нам возможность общаться, как говорится, "через моря и океаны, через исторические эпохи, через этнические различия. На особой коммуникативной системе искусства основывается анализ его как знаковой системы современной семиотикой. В разорванной мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно - инструмент мирного сосуществования и сотрудничества.

VII.  Информационная функция (искусство как сообщение). Искусство несет нам определенную информацию, предстает как специфический канал связи, способствует усуспільненню как индивидуального опыта, так и личном овладению общественным опытом. Но кроме того искусство возникает чувствительным индикатором духовного здоровья или болезни определенного общества: как правило, именно искусство начинает первым реагировать на изменения общественных настроений, фиксировать неясные сдвиги в эмоциональных настроениях людей. Отсюда можно сделать вывод о важности для культуры создавать условия для плодотворного развития искусства.

VIII.  Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство существенно и, можно сказать, фантастически расширяет горизонты жизненного опыта человека, поскольку приобщает ее к опыту колоссального количества людей и эпох. Благодаря этому оно формирует строй чувств и мыслей людей на основе накопленного исторического опыта. Искусство влияет комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы зацепить своим влиянием. Искусство формирует целостную личность, но наиболее важным здесь является то, что искусство порождает, активизирует и стимулирует человеческие импульсы к самовоспитанию, самосовершенствованию, к творческой самореализации.

IX. Вдохновляющая функция (искусство как сугестія; с лат. - внушение, намек). Искусство, навевая определенный строй мыслей и чувств, почти гипнотически действует на человеческие чувства и эмоции, на подсознание и на все составляющие человеческой психики. Внушение - функция искусства, близка к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание предусматривает длительный, сложный многоэлементный процесс, внушения является одномоментным. Вдохновляя, искусство возвышает человека, прохоплює ее эмоциями, определенным настроением, мобилизуя даже скрытые возможности человека на выполнение определенных жизненных задач. Функция суггестии в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.

Х. Эстетическая функцияя (искусство как формирование творческого духа и культурных ценностных ориентаций) - это специфическая способность искусства формировать художественные вкусы, художественные способности и потребности человека, способствовать выстраиванию личности в определенной иерархии ценностно-эстетических ориентиров, восприятию мира сквозь призму образности и воображения, пробуждать желание и умение творить по законам красоты.

XI. Функция гедонизма (или гедоністична функция: способность искусства приносить наслаждение). Эта функция является одним из проявлений эмоционально-чувственной природы художественно-творческой деятельности: благодаря такому формированию материала, когда на первый план выходят выразительность, завершенность, слаженность, порядок, гармония и др., воспринимая произведения искусства, человек переживает в совершенном виде то, что является ее заветными мечтами или неявными желаниями. Довольно часто при этом срабатывает эффект узнавания определенных ситуаций жизнь, настроений, стремлений; происходит человеческая же идентификация, вывод в выразительные формы чего неясного и неуверенного. Именно моменты восприятия художественных произведений, связанные с созерцанием того, что соответствует идеалам, желанием, стремлением, подсознательным человеческим желаниям и вкусам, играют решающую роль в выполнении искусством гедоністичної функции.

Все обозначенные выше особенности искусства концентрируются вокруг исходного средства художественного воспроизведения действительности - вокруг художественного образа. Именно специфика художественного образа позволяет объяснить как силу влияния искусства на личность, так и его основные функции. Довольно часто в литературе утверждается, что художественный образ - это специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника. В таком подходе к образу возражения вызывает его определения через понятие отображения. В целом нам ясно, что художник изображает нечто (это особенно очевидным в живописи, скульптуре, кинематографе, фотоискусстве и др.), но в то же время серьезное углубление в сущность художественного творчества наставляет нас на то, что художник скорее пытается посредством изображения передать нам нечто другое, такое, что выходит за пределы изображения, превосходит его, а, может, и вообще не подлежит наглядном выражения. Следовательно, простое дублирование, копирование действительности вряд ли можно считать художественно-творческой деятельностью, а потому изобразительная сторона искусства играет в нем подчиненную, а не ведущую роль. Искусство изображая, превращает, а превращая, изображает, благодаря чему в итоге получается, что художник изображает не то, что он непосредственно видит, но при помощи того, что видит, и через то, что видит, он изображает определенный духовно-смысловое содержание. Даже в таком простом варианте, как попытка изобразить яркость и красоту какой цветка, художник должен однажды выразить свое ней захвата, изобразить не цветок, а то, что он в ней огляделся и увидел. Ясно, что сделать это чрезвычайно сложно, гораздо сложнее, чем просто воспроизвести цветок в изображении (хотя и это сделать не просто мастерски). Назад важно понять художественный образ как форму преобразования и творческого освоения действительности в формах человеческого воображения и идеализации человеческих переживаний и впечатлений. Художественный образ, скорее, выражает действительность в ее человеческих измерениях, чем отражает ее саму по себе. Это дает основание ученым говорить о образный язык искусства, необходимую ему для того, чтобы воплощать и передавать людям определенные ценностно-познавательные представление, эстетические идеи и идеалы.

Особенностью художественного образа является то, что в нем не просто конструируются мысленные модели жизни, а воспроизводится полнота и выразительность этой жизни, преобразованного творчеством художника. Его своеобразие и отличие от всех других форм отражения действительности заключается в том, что в художественном образе действительность предстает перед нами в то время как осмысленный и чувственно богатый мир. Это происходит потому, что для настоящего художника важна как сущность объекта в его обнаружении для человека, так и его неповторимое, конкретное бытие, его наглядные свойства. Именно этим обусловлена и целостная, синтетическая действие художественного произведения на человека, свойственное искусству.

В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выраженного в нем духовного содержания, а с другой - характером материала, в котором содержание этот воплощается. Так, художественный образ в архитектуре статический, а в литературе динамический, в живописи изобразительный, а в музыке - интонационно; в одних жанрах художественный образ происходит в образе человека, в других - выступает как образ природы, в третьих - вещи, в четвертых - объединяет представление человеческого действия и среды, в которой оно разворачивается. Но во всех случаях способом восприятия художественного образа не одно только созерцания, но и переживания. Последнее как раз и свидетельствует, что воспринимаемый зрителем, читателем, слушателем произведение имеет отношение к искусству, является художественным произведением.

Художественный образ имеет разные масштабы. Наименьший его масштаб называется "мікрообраз" - это единица художественной строения произведения искусства (например: в поэзии - метафоры, метонимии, сравнения и т.п.; мелодичные дополнения в музыке). Больший масштаб художественного образа называется "макрообраз" - это персонаж в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии или образ действия, сюжетный ход, композиционно-ритмическая структура произведения. Еще больший масштаб является образом произведения искусства в целом - описываемого события в повести, в фильме, в театральном спектакле, образ природы в пейзажной картине. Наконец, иногда все творчество художника можно рассматривать как единый "мегаобраз" мира и человека в мире.

В эстетике выделяют такие ведущие особенности художественного образа:

1) Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность. Художественный образ - это, метафорическая мнение, иносказания, что раскрывает одно явление через другое, смысловое через видимое; при том в образе ради его выразительности довольно часто сочетается несочетаемое в жизни..

2) Самодвижение. Художественный образ обладает своей логике, он развивается по своим внутренним законам, улавливаемых интуицией художника.

3) Многозначность и незавершенность. Образно-чувственная сторона художественных образов неисчерпаемая в том смысле, что она не может быть без остатка переведена в рассуждения, а также потому, что она вызывает бесконечные ассоциации с реально существующим.

4) Индивидуализированное обобщения (типологизация). Художественный образ возникает обобщением в том смысле, что художник никогда не удовлетворяется его внешними проявлениями, а пытается схватить действительность в ее внутренней необходимости и в необходимости ее индивидуальных форм. Как правили, в литературе это подается так, что образ раскрывает в конкретно-чувственной форме существенное для ряда явлений. В искусстве это единство выражена не в своей всеобщности, а в своей единичности: общее проявляется в индивидуальном и через индивидуальное.

5) Единство мысли и чувства. Художественный образ - единство рационального и эмоционального.

6) Оригинальность. Образ искусства должен быть неповторюваним, принципиально оригинальным в силу того, что действительность в нем предстает в ее уникальном ракурсе, в индивидуальном художественном осмыслении. Даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, различные творцы создают разные произведения. На них накладывает свой отпечаток творческая индивидуальность художника.

Художественно-образный характер искусства требует и особого его восприятия. Художественное восприятие - вид эстетической деятельности, что выражается в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Й.Гете выделил три типа художественного восприятия: 1) наслаждаться красотой, не рассуждая; 2) судить, не наслаждаясь; 3) судить, наслаждаясь, и наслаждаться, размышляя. Именно те, кто способен до последнего типа художественного восприятия, по мнению Гете, и воспроизводят произведение заново: только они способны усвоить все богатство художественной мысли. Этот тип художественного восприятия адекватный природе художественного произведения.

В эстетике сложились три типа трактовка художественного восприятия. Первый тип предложенный классической эстетике: произведение равен самому себе, его онтологический статус неизменный, художественное восприятие более или менее точное воспроизводит заключен в произведении неизменный содержание, постигает раз и навсегда данный смысл.

Второй тип предложенный современной рецептивною эстетикой: произведение не равный себе, он исторически подвижный, его содержание по-разному раскрывается в зависимости от характера диалога текста с исторически меняющимся типом читателя. Восприятие реципиента имеет историческую, индивидуальную, групповую и ситуационную обусловленность. Однако изменчивость смысла произведения грозит перерасти в утверждение "всякое восприятие верно", что открывает дорогу субъективизма и произвола в прочтении произведения.

Третий тип исходит из концепции рецептивної эстетики, но подчеркивает пределы вариативности смысла произведения. Так, произведение не равный себе, его смысл исторически изменчивый благодаря "диалога" текста и читателя. Изменчивость смысла произведения определяется историческим, групповым и индивидуальным опытом читателя. Однако не всякое прочтения текста аутентичное: в тексте содержится устойчивая программа ценностных ориентации и смысла. Эта программа при широкой вариативности ее усвоения инвариантна и обеспечивает движимое, но не произвольное прочтения смысла, которое меняется в отношении типа реципиента, но остается в устойчивых рамках, заданных самим произведением. Разнообразие трактовок произведения имеет пределы развертывания и единую ось - "программу", заложенную в художественном тексте. Предлагаемая концепция объединяет классическую и рецептивну эстетической точки зрения на художественное восприятие и утверждает диалектику изменчивости и устойчивости, вариативности и неизменности, открытости и закрытости художественного произведения, отвергает абсолютизации как его изменчивости, так и устойчивости.

В структуре художественного восприятия выделяют две его формы: 1) собственно восприятия (расшифровка знаковой системы и понимание смысла текста); 2) реакция на восприятие (строй чувств и мыслей, которые пробуждаются в душе реципиента). Моментом художественного восприятия является "перенос" реципиентом образов и положений по литературе на собственную жизненную ситуацию, идентификация героя со своим «я». Идентификация сочетается с противостоянием воспринимающего субъекта герою и отношением к нему как к "другому". Благодаря такому сочетанию реципиент находит возможность проиграть в воображении, в художественном переживании одну из невыполненных в жизни ролей и найти опыт этого не прожитого, а проигранного в переживаниях жизни. Игровой момент в художественной рецепции опирается на игровые аспекты самой природы искусства, которое рождается как подражание деятельности человека, копирование ее и в то же время подготовка к ней.

Вспомогательный момент механизма художественной рецепции (восприятие) - синестезия - взаимодействие зрения, слуха и других ощущений в процессе восприятия искусства. Художественному восприятию присуща также ассоциативность. Круг художественных ассоциаций огромное: аналогии с известными фактами художественной культуры, жизненными переживаниями, мечтами и случаями из жизни и др. Ассоциации существенно обогащают восприятия произведений, вводят содержание произведения в жизненный контекст личности. Ассоциативный ряд в художественном восприятии может базироваться на образах, впечатлениях, воображении, интуиции, логических связях.

Важным психологическим фактором восприятия произведений искусства есть определенная установка, которая опирается на предыдущие культурные ценности, стереотипы, общепринятые или престижные позиции, на определенную настроенность на восприятие, эмоциональный настрой. Важную роль при этом играет положительная настроенность или принятиедостаточно часто художники утверждают: если вы принимаете произведение, то вы его поймете. Художественное восприятие опирается также и на представления, обогащенное умственной активностью. Представление предстает как переходная между восприятием и понятием форма сознания, которая предусматривает обобщение на основе опыта восприятия. Представление содержит в себе как образно-чувственные характеристики предметов, так и определенные элементы смысла, который осваивается явления, то есть оно возникает в определенной единством чувственного и умственного, поняттєвого. Поняттєве начало присутствует в художественном восприятии порой в скрытом, а иногда и в явном виде, но в любом варианте именно оно вводит воспринято в единое поле жизненного опыта человека, превращает воспринято на предметно определено, смысловое и определенным образом интеллектуально усвоенное. Конечно, поняттєве начало действует только в единстве с эмоциями, чувствами, ассоциациями. Эмоции бывают будничными (реакциями на определенные жизненные события и ситуации) и художественными. Искусство несет не будничные, а художественные, "умные" (Л.Виготській) эмоции, которые выражают и закрепляют исторический опыт человеческих отношений к действительности, ее культурного освоения.

Итак, искусство вырисовывается перед нами как довольно сложная, однако действительно человеческая форма освоения действительности, в которой задействованы фактически все психические и интеллектуальные способности человека. Искусство не столько изображает действительность, сколько выражает ее сущностные черты, открытые человеческом к ней отношению. При том действительность, как и человеческая жизнь, предстают в искусстве в чем отчетливее и существеннее, чем в их повседневном течении. Почему это так? - Потому, что художник выбирает среди пере6плетених в жизни явлений свой предмет и подает его более четко, контрастно, ярко; при этом фактически происходит очищение явления от того, что представляется художнику неважным, а то и лишним. Через это жизнь в искусстве раскрывается скорее таким, каким оно должно было бы быть в человеческом восприятии и понимании. Даже тогда, когда художник становится сторонником реализма, он подает не все, что может упасть в глаз, а лишь то, что на его мнению выражает наиболее важное, достойное внимания. Отсюда становится понятным, почему определенные люди, или большинство людей в определенные периоды жизни любят искусство больше, чем сама жизнь; последнее им часто кажется скучным, серым, тусклым. При более взвешенном подходе мы должны воспринимать искусство как средство, которое помогает нам увидеть в жизни немного не заметное, или заметен не сразу, лучше воспринять многообразие и яркость жизни.

Наконец, следует отметить, что художественное творчество происходит в определенном этно-национальному пространстве с его традициями, ценностями, культурными приоритетами, даже - с традиционными видами искусства. Поэтому она несет на себе ощутимые "следы" национального колорита. Однако, этим дело не ограничивается, поскольку художественное творчество возникает национальной по содержанию, форме и по складу мышления, но этим не ограничивается. Поскольку всему человеческому роду присущи некоторые общие свойства как телесного, так и духовного планов, то при том художественное творчество содержит в себе и общечеловеческий элемент: это ценностные связи искусства с опытом человечества как субъектом истории. Понимание общечеловеческих ценностей возникает исторически и национально обусловленным. И чем более самобытное национальное видение действительности, тем больше оно несет в себе неповторимую загальнозначущої художественной информации о человеке, мир, жизнь и духовный мир человека. Вследствие того, что эта информация является уникальной, своеобразной, она и предстает тем самым ценным для других культур и наций, поскольку они сами такого видения действительности не продуцируют. Именно в сочетании межнационального и национального видят важнейшее условие высокой художественности и общемирового звучание произведения. Но стоит обратить внимание на то, что именно способность определенных национальных творческих достижений заинтересовать любую человека и подарить ей мгновения встречи с некими уникальными проявлениями человека делает эти достижения действительно признанными. Поэтому только общечеловеческий или межнациональный контекст вводит художественное произведение в достоин ему статус бытия. Приоритет общечеловеческих ценностей важный для многих сторон нашей жизни и особенно существенен для искусства, где он является безусловным. Общечеловеческое в искусстве имеет следующие источники: 1) художественное освоение жизненного материала по законам красоты требует рассмотрения всех явлений с точки зрения их эстетической ценности, их значение для человечества; 2) истинно великое произведение ставит загальнозначущі проблемы; 3) общечеловеческие начала есть в самой личности художника. Как можно определить, что именно из продуктов художественного творчества приобретает уровня мирового искусства? Как правило, здесь признается один реальный критерий: именно те достижения определенных национальных искусств, которые принимаются в других культура и нациях, приобретают в них распространение и признание, и возникают явлениями мирового искусства.

Следовательно, наше обращение к искусству, как к решающей составляющей художественной культуры, позволяет выявить и осмыслить как его важнейшие черты и особенности, так и ценность самой художественной культуры. Даже такой краткий обзор существенных характеристик искусства свидетельствует, что оно обладает такими уникальными характеристиками, которые позволяют нам глубже и полнее осмыслить возможности человека в его отношении к миру, увидеть человека не только в качестве существа, что познает мир, но и такой, что превращает его; в искусстве человек приобретает характеристик существа, что возникает глубоко родственной с миром, способной его переживать, чувственно-эмоционально углубляться в его скрытые свойства и в целом приобретать черты субъекта, находящегося в полноценном и многогранном диалоге с миром.



Назад