Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

3. Виды и жанры искусства. Понятие художественно-художественного стиля. Ведущие стиле классического и неклассического искусства


Искусство в силу его универсальности и многообразия делится на виды и жанры, и выяснение их особенностей волновала ученых с давних времен. Первые попытки выделить виды искусства, которые осуществили Платон и Аристотель, не выходили за рамки изучения специфики отдельных видов искусства. Целостную классификацию видов искусства предложил И.кант, но не в практической, а в сугубо теоретической плоскости. Впервые системного характера изложения взаимосвязи конкретных видов искусства (от скульптуры к поэзии) предоставил дескать, г.гегель в лекции "Система отдельных искусств"; в фундамент этой системы он положил соотношение идеи и формы. После Г.Гегеля были созданы различные классификации видов искусства, среди которых на сегодняшний день не существует единственно признанных и устоявшихся; подходы к ним зависят от тех задач, которые пытается решить ученый.

Разные виды искусства складывались исторически как выражение богатства проявлений действительности и индивидуальных особенностей ее восприятия человеком. Выделяя какой-либо вид искусства, принимают к сведению форму и материал определенного проявления искусства, который сложился исторически, его основные функцее и предметные классификационные единицы. Например, форме литературного творчества является единство и завершенность определенного речевого сообщения, соответственно, язык является ее материалом, оно предназначено для индивидуального причитування и восприятия на основе воображения, а в качестве ее олениць появляются его отдельные жанры: романы, рассказы, поэмы и др. В конкретных видах искусство представлено так: литература, театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, прикладное и декоративное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, и т.д. Иногда виды искусства подают в более обобщенном варианте: вербальные (словесные) искусства (1), музыкальные искусства (2), театральные искусства (3), пластические искусства (те, что воплощают в определенный материал более-менее конкретные образы - живопись, скульптура, графика) (4), монументальные искусства (комплексное торжественное искусство, как-вот архитектура, здания театров, памятные комплексы и др.) (5), условные искусства (декоративные или символические) (6).

Разделение искусства на виды обусловлен несколькими факторами:

1) эстетическим богатством и разнообразием действительности;

2) духовным богатством эстетических потребностей и способностей человека;

3) богатством и многообразием культурных традиций, художественных средств и технических возможностей искусства.

Поскольку множественность видов искусства позволяет эстетически более-менее полно осваивать мир во всей его сложности и богатстве, то не существует главных и второстепенных искусств. Каждый вид имеет свои сильные и слабые стороны по сравнению с другими искусствами, но все они находятся в отношениях взаимного дополнения (что особенно ярко проявляется в определенных видах синтетического искусства, например, в телевизионном искусстве или в определенных современных инсталляциях). Коснемся кратко характеристик основных видов искусства.

Архитектура как вид искусства проявляет себя как формирование действительности по законам красоты при создании зданий, архитектурных комплексов, монументов, ландшафтных сооружений, промышленных и спортивных сооружений, призванных обслуживать потребности человека в жилье и помещениях различного назначения. Архитектура создает отграничен от природы утилитарно-художественный мир, что противостоит стихийном среде и позволяет людям использовать олюднений пространство в соответствии с их материальных и духовных потребностей. Архитектурный образ выражает не только назначение здания (мы легко можем отличить храм от обычного жилья), но и художественную концепцию мира и человека, даже сущность своей эпохи. Архитектура - это вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности людей. Однако архитектура как искусство вовсе не является обязательным для решения практических задач, например, защиты человека от природных бедствий. В основе архитектурного образа лежат определенные фундаментальные схемы человеческого упорядочения пространства: отделение порядке от хаоса, вертикального измерения или напрямую от горизонтального, внедрение ритмов и циклов определенной размерности, и др. Архитектура как вид искусства является пространственной и статичной. Художественный образ здесь создается при помощи соотношения масштабов, масс, форм, цвета, декора, связи с окружающим пейзажем, то есть с помощью специфически выразительных средств. Архитектура - это ярко историческое явление, то есть разные исторические эпохи представлены здесь в достаточно отличных художественно-архитектурных формах и решениях. Архитектура и искусство, и инженерия, и строительство, что требует огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств, однако архитектурные достопримечательности переживают вика. Еще в давние времена архитектура вступала во взаимодействие со скульптурой, живописью, мозаикой, иконой, различными видами декоративной отделки, превращаясь на монументальное искусство.

Прикладное (бытовое) искусство - это художественное оформление вещей, которые окружают и обслуживают нас, обставляют наш быт, создают душевный уют. С давних времен люди, в меру развития эстетического вкуса, создавали бытовые вещи не только полезными, но и прекрасными, такими, что выражают определенный стиль художественного освоения действительности, который подчеркивает и выражает их назначения, несет обобщенную информацию об образе жизни, эпоху, о мировоззрение и жизненные приоритеты народа. Эстетическая выразительность прикладного искусства действует на человека ежедневно и в этом заключается его важность и незаменимость. Произведения прикладного искусства могут подниматься к вершинам искусства, а некоторые направления прикладного искусства исторически приобрели характер отдельных видов искусства; имеются в виду конструирования одежды, ювелирное искусство, изделия из стекла, определенные виды керамических изделий и др. Существует точка зрения, согласно которой то, что мы сегодня называем прикладным искусством, предшествовало всем развитым позже направлениям творческой деятельности. Прикладное искусство является национальным по самой своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно к его производственной деятельности, мировоззренческих и религиозных представлений и быта.

Декоративное искусство - эстетическое освоение окружающей человека среды, художественное оформление созданной человеком "второй природы": зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Произведениями декоративного искусства могут быть дверная ручка, ограждение, витражное окно, светильник, расписанные стены. Довольно часто произведения декоративного искусства почти сливаются с предметами прикладного искусства, с оформлением зданий, вступая в синтез с архитектурой. Декоративное искусство впитывает в себя достижения других искусств, особенно живописи и скульптуры.

Живопись - изображение красками (красителями) на плоскости предметов и явлений реального мира, превращенных творческим воображением художника. Влияние живописи базируется на наиболее эффективном эстетическом чувстве - чувстве цвета, превращая его в один из важнейших средств художественного освоения мира. Основным изобразительным и эстетическим средством живописи является система цветовых сочетаний (колорит). Эффект живописи обусловлен тем, что он ярко, выразительно, красочно передает явления и события, которые зачастую не доступны прямому наблюдению (например, батальные сцены, исторические события). Однако ему присуща такая черта, которую в то же время можно рассматривать как его и порок, и преимущество: он фиксирует действительность в мгновение, которая дальше уже не меняется. Ясно, что этот момент является достаточно условным, поскольку в реальности все плывет и изменяется во времени. Живопись разделяют на монументальная и станковая. Основными его жанрами являются пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематические картины, портрет, миниатюра и т.д. Современный (или авангардный) живопись существенно отличается от классического, поскольку отказывается от натуралистических форм действительности, от ее наглядных проявлений. Такой живопись имеет целый ряд направлений, которые требуют той или иной степени умения подходить к действительности концептуально, то есть умение воспринимать действительность через определенные ментальные конструкции.

Графика основана на однотонном рисунке и использует в качестве основных изобразительных средств контурную линию, точку, штрих, пятно. В зависимости от назначения она делится на станковую, прикладную и печатную: рисунок, гравюра, литография, офорт, иллюстрация, карикатура и т.д.

Скульптура - пространственно-изобразительное искусство, которое осваивает мир в пластических образах, которые отражаются в материалах, способных передать жизненную внешность явлений. Скульптура отражает действительность в объемно-пространственных формах. Основными материалами скульптуры камень, бронза, мрамор, дерево. По своему содержанию делится на монументальную, станковую, скульптуру малых форм (статуэтки, рельеф, барельеф, лепка). По форме изображения различают объемную трьохмірну скульптуру, рельефно-выпуклые изображения на плоскости. Рельеф в свою очередь подразделяется на барельеф, горельеф, контррельєф. Все основные жанры скульптуры сложились еще в период античности. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пластмассы.

Литература - письменная форма искусства слова. Она с помощью слова создает реальное живое бытие. Литературные произведения по разным признакам разделяют на отдельные роды: 1) проза, поэзия, драматургия; 2) эпос, лирика, драма; 3) художественная литература, художественная публицистика, эссеистка; 4) смешанные жанры (например, сатура как сочетание поэзии, диалога и прозы). К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. До лирических произведений относят стихотворные жанры: элегия, сонет, ога, мадригал, стих. Драма предназначена для сценического воплощения. До драматических жанров относятся: драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и др. В этих произведениях раскрытия сюжета идет через диалоги и монологи. Основным выразительным и изобразительным средством литературы есть слово. Слово обладает особыми выразительными свойствами, в частности, оно обладает чрезвычайно высокой пластичностью, то есть способно передавать содержание очень широкого спектра, при том как явлений, которые могут быть наблюдаемыми, так и наоборот. Более того, с помощью слова можно передать нечто неопределенное или не существующее. Поэтому слово предполагает развитую воображение и способность абстрактного мышления. В этом плане в сравнении, например, с кино и живописью литература возникает искусством не конкретным, поскольку каждый читатель может представить себе героев или события литературных произведений достаточно произвольно. Именно поэтому литература предполагает большую степень индивидуальности ее восприятия. Кроме того, она способна передавать человеку нечто глубоко интимное и индивидуальное, а поскольку чтение литературных произведений в большинстве случаев является делом индивидуальной, то и предполагается внутренняя внимание читателя, его сосредоточенность не столько на внешних, сколько на внутренних явлениях и движениях. Поэтому слову принадлежит решающая роль в религиозном отношении человека к Богу, а Бог именно словом творил мир. Итак, слово апеллирует к внутреннего опыта и внутреннего мира человека, предусматривает возможность фиксации фактически любого содержания. Оно выполняет роль ведущей формы в фиксации исторического опыта человечества в любых формах и сферах его осуществления. Однако следует не забывать, что язык является продуктом исторического развития определенных этносов и народов, поэтому она может быть вполне "закрытой" для человека, который не знает этого языка. Науке известен целый ряд языков давно исчезнувших народов или цивилизаций, которые еще никто не смог расшифровать, а потому ее содержание, которое ними записан, остается недоступным. Условно говоря, речь слова неоднородна и условная относительно содержания, в то время как, например, язык живописи, архитектуры, скульптуры или музыки является открытой и доступной всем.

Театр - вид искусства, что художественно осваивает действительность через действие, что ее исполняют актеры на глазах у зрителей: эффект "живого действия", присутствия на сцене реальных людей со всеми их свойствами и характеристиками чрезвычайно высок, поэтому театр захватывает людей настолько, что существует целый ряд так называемых "театралов", что не представляют своей жизни без театра. Театр - особый вид коллективного творчества, объединяющий усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, актеров. Через актера воплощается замысел спектакля. Актерское мастерство требует особого таланта - наблюдательности, внимания, умения отбирать и обобщать жизненный материал, воображения, памяти, темперамента, владение средствами выразительности (дикция, интонационная разнообразие, мимика, пластика, жест). В театре акт творчества (создание образа актером) протекает на глазах у зрителя, при том каждый раз уникально и неповторимо, в отличие, например, от книги или фильма, которые можно пересматривать и перечитывать снова; это мгновение предоставляет театра особой близости к реалиям жизни.

Музыкальное искусство обладает своими довольно своеобразными художественными средствами: оно базируется на изменениях разного рода звучания, а поэтому возникает достаточно абстрактным относительно содержания, которое оно несет и выражает. Существенная особенность музыки заключается в том, что она пытается передать не какие явления, которые существуют вне или перед человеком, а динамику изменений человеческого чувства. Поэтому основой музыки является интонация, а ее структура музыки составляется на основе ритма и гармонии, которые в своем сочетании дают мелодию. Знаковое, смислотворчу роль в музыке играют также громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы. Из этих знаков состоит музыкальная фраза, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Динамическая природа музыки является наиболее адекватной психическим процессам человека, поэтому музыка оказывает чрезвычайно сильное воздействие на человека, и это частично объясняется еще и потому, что в таком влиянии отдельно не выделяются воля, мышление, эмоции и чувства: все это присутствует вместе и в слиянии. Известно также, какой силой художественного воздействия обладает сочетание музыки и слова в песнях, опере, хоровом искусстве, разных жанрах народного песенного искусства. Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных понятий, не создает зрительно ощутимых картин, не пересказывает событий. Музыка близка архитектуре и огромной значимости в ней ритма, и по форме, далекой от форм самой жизни, а также высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала и возможностями отражение не столько отдельных сторон и частностей жизни, сколько именно ее сердцевины и духа.

Хореография одновременно является искусством танца, совмещенным с музыкой. Танец - это мелодичный и ритмическое движение человеческого тела, что, усиленный музыкальными тональностями и ритмом, раскрывает характер человеческих взаимоотношений, их чувства, темперамент и определенные аспекты взаимоотношений с миром. В танце эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений (походка человека может быть стремительная, радостная, печальная, игривая). Движения человека в повседневной жизни и в труде всегда так или иначе эмоционально інтоновані, выразительные и подчинены определенному ритму. Исторически танец связан с определенными ритуальными действиями, а в дальнейшем он веками шлифовал и обобщал выразительные человеческие движения, и в результате возникла целая система символических движений, своеобразная художественно выразительная речь пластики человеческого тела. Танец как правило ярко национальный, он в обобщенной форме выражает характер, темперамент народа, ведущие формы его жизнедеятельности.

Цирковое искусство принадлежит к так называемому "веселого жанра" и включает в себя акробатику, эквилибристику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, фокусы, клоунаду, музыкальную эксцентрику, конную езду, дрессировка животных и др. Искусство цирка - это в определенном смысле искусство ювелира. Цирковой артист также является ювелиром не только потому, что от него требуется такая же мастерство, такая же точность и филигранность в работе, но и потому, что по самому своему содержанию и значению его работа схожа с работой человека, что шлифует алмаз, но в данном случае речь идет о мастерстве владения такими способностями, выходящими за рамки обычных способностей человека. Дрессировщик подчиняет своей воле царя зверей и тем самым раскрывает неограниченную власть человека над всем царством животных. Тот же принцип лежит и в работе акробата, который своим головокружительным полетом раскрывает свободное владение человека пространством, своим телом, чувством равновесия. Клоун откровенно глумится по поводу человеческих привычек, простой инерции жизни, заставляя нас посмотреть на привычные вещи отстраненно и с юмором.

Фотоискусство базируется на точности и мгновения воспроизведения химико-техническими и оптическими средствами образа, что выхватывает из потока жизни какие явления или события, делая их предметами нашего специального внимания. Средствами фотоискусства возникают контрастность, необычный ракурс видения, фиксация уникальных ситуаций, яркость, выразительность и масштабность изображения действительности, умение мастера увидеть то, на что обычный человек не обращает внимания.

Киноискусство обладает рядом характерных особенностей: это синтетическое искусство, сочетающее фотографию, живопись, драматургию, музыку, хореографию, декор, поданные в динамике, в движении. Именно этим в значительной степени и объясняется влиятельность киноискусства: оно, как никакой другой вид искусства способно создавать эффект реальности происходящего на экране. Исторически кинематограф возникает детищем научно-технического прогресса, а потому продолжает изменяться вместе с революционными изменениями в современных технологиях: появились новая оптика, новые принципы записи и сохранения изображений, новые формы воспроизведение кинофильмов. Кино способно переносить нас в другие исторические эпохи и даже другие миры, позволяет существенно расширять горизонты наших представлений о действительности, а благодаря синтетической действия оно влияет почти на все наши интеллектуальные способности - на чутье, интуицию, воображение, интеллект, подсознательное и бессознательное. Киноискусство включает в себя несколько различных направлений: художественное кино, документальное кино, научно-популярное кино, анимационное кино, просветительская-пропагандистское кино. В жанровом плане различают эпическое кино (масштабные исторические события), историческое кино, мелодраму, кинокомедию, музыкальное кино, приключенческое кино, фантастическое кино, кінофарси, сатирическое кино, киноновеллы и др.

Телевидение предстает перед нами прежде всего как средство массовой информации, способен передавать видео и аудио информацию на расстояние, то есть появляется информативным в том плане, что подает действительность максимально реалистично. Как искусство телевидение призвано транслировать на массовую аудиторию эстетически оформлены впечатления от событий, мероприятий, необычных явлений бытия. Этот относительно новый вид искусства обеспечивает интимность, домашнюю комфортность восприятия, эффект присутствия зрителя (актуальность), хронікальність и документальность художественной информации. Масштабам массовости телевидение сегодня превзошло кино. На земле сейчас действуют тысячи передающих и ретранслюючих телестанций. Телепередачи осуществляются с земли, из-под земли, из-под воды, из воздуха, из космоса. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать", - эта старинная поговорка сегодня неожиданно раскрывает преимущества телевизора перед радио и частично отвечает на вопрос, почему телевидение нашло статус нового вида искусства.

Кроме названных, существуют еще и другие виды искусства; некоторые из них являются традиционными, а некоторые новейшими. Это, например, эстрадное искусство, искусство карнавальных праздников, пиротехники, парковое и садовое искусство, красноречие, искусство написания иероглифов в Японии, и др.

В современном искусстве прослеживаются две противоречивые тенденции: к синтезу различных видов искусства (например, в массовых мероприятиях) и сохранение суверенности отдельных видов искусства с их углублением и детализацией. Обе тенденции плодотворные и способствуют развитию искусства в целом. На развитие современного искусства ощутимо влияют достижения научно-технического прогресса, за которым было бы невозможным кино, голография, светомузыка, электронная музыка, рок-оперы, и т.д.

Многогранность искусства проявляется в его жанровом делении и стилистическому разнообразию. Жанр (франц. genre - род, вид) - исторически сложившийся внутреннее разделение, который присущ всем видам искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие жанр обобщает черты, присущие определенной группе произведений какой эпохи, нации или мирового искусства вообще. Сошлемся на конкретный пример: в живописи жанры различаются прежде всего по предметом изображения: изображение природы породило пейзаж, совокупности вещей - натюрморт, человека - портрет, событий жизни - сюжетно-тематическая картина. В то же время жанр может иметь свой внутренний разделение или жанровые разновидности (их иногда тоже называют жанрам). Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный, натюрморт - цветочный, с бытовыми вещами; портрет - парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины -историческая, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер. Не редки явления, когда в одном произведении сочетаются несколько жанров (так, картина может сочетать черты и пейзажа, портрета и натюрморта).

В историческом плане богатство искусства ярко выразилось в художественных стилях; это понятие широко используется в эстетике и искусствоведении, однако четко сказать, что именно является стиль, пока не смог никто. Это подтверждает сложность самого явления художественного стиля, но также и определенную его условность (не редки ситуации, когда определить стиль художественного произведения невозможно). Но при том все же существуют признаки, за которыми можно характеризовать художественный стиль. Это: 1) особые формы художественных образов, присутствие в них некоторых характерных элементов и способов их сочетание; 2) те идеалы и смыслы, что их пытаются достигать художники в своем творчестве, то есть - смысловое направления художественного творчества; 3) типичный набор средств художественной выразительности; 4) выделение тех человеческих качеств, на которые прежде всего и преимущественно призвано воздействовать искусство. В современной эстетике существуют довольно сложные определения художественного стиля, что фактически лишает обычного человека, интересующегося искусством, возможности использовать это понятие. Например, известный российский исследователь истории эстетики О.Ф.Лосєв определял стиль как "принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе тех или иных конструктивных и позахудожніх детермінантів и его первичных моделей, которые ощущаются как имманентные самым художественным структурам произведения". Ясно, что такое определение стиля не просто даже понять, а тем более проблематично его использовать. Поэтому стоит остановиться на приведенных выше признакам художественного стиля, помня о том, что стиль дает возможность увидеть исторические изменения в художественном мышлении и в художественном освоении мира, выявить ведущие мотивы и идеалы искусства, воплощенные в своеобразно поданы ритм, гармонию, художественные образы, темы художественных произведений.

Считается, что художественному стилю предшествовало такое явление, как художественный канон - жестко закреплены правила и модели создания определенных произведений или изображений. Явление канона было обусловлено тесной связью искусства с религией и интересами определенных государств; поскольку и религия, и государство больше всего ценили стабильность, устойчивость, то канон предусматривал точное повторение тех форм и пропорций, что были приняты надлежащие и образцовые. - Канонизована искусство наблюдается в древних цивилизациях (Египетского, Шумер, Вавилон, Хеттское царство), частично в античном мире, частично в средние века. Канон не позволяет индивидуальных поисков художника, в то время как художественный стиль это предполагает и позволяет. Поэтому считается, что художественный стиль возникает позже, когда художественная деятельность приобретает характер достаточно автономной сферы человеческой творческой деятельности. Художественный канон, который сегодня часто воспринимается как форма ограничения свободного творческого поиска, имел своих определенные преимущества: поскольку в нем четко и однозначно связывались между собой содержание, смысл и изобразительные элементы, то канонизирован произведение легко "прочитывался" теми, кто знал и понимал канон. Например, крупнейшие фигуры людей на египетских барельефах однозначно изображали фараонов, а на христианских иконах Иисуса Христа или святых. Так же канонізувались цвета, символизирующие определенные качества или реалии. Некоторые искусствоведы используют понятие художественного стиля и для характеристики канонического искусства, называя, например, искусство Древнего Египта символическим, а искусство античного мира героическим. Когда возникают и утверждаются художественные стили, то наблюдается явление приоритетных направлений искусства во внедрении и выражении определенных стилей: на первый план выходят архитектура (например, в Средние века), то живопись (в эпоху Возрождения), литература (в романтизме).

Собственно понятие художественного стиля начинают употреблять для характеристики средневекового искусства прежде всего в отношении к архитектурных сооружений. Первым стилем считают романский (от слова "Романус" - римский; подразумевается Римская империя) стиль храмов, храмовых комплексов, дворцов и крепостей: этот стиль характеризуется доминированием массивных форм, тяготеющие к прямоугольников или сферы. Как правило, в романских сооружениях мало окон и они являются узкими, а стены толстыми. Соответственно, и мебель, архитектурный декор также соответствовали данным особенностям. В XII - XIII веках в Европе утверждается новый стиль - готический. Происхождение самого термина является проблематичным (часто считают, что он указывает на местность, где был распространен этот стиль, - это Германия, где преобладали готские народы), а появление его была обусловлена существенными сдвигами в строительстве: было открыто крестообразное и стрільчасте перекрытия потолка, что существенно упрощало и облегчало общую конструкцию храма. В романских храмах несущими конструкциями были стены, а в готике ними предстали именно перекрытия, стены сразу же стали тоньше и легче, в них стали содержать высокие стройные окна. Однако такая конструкция предусматривала вынесения вне храма его определенных підкріплюючих элементов, так называемых контрфорсов (дословно - "протисил"). Еще одной особенностью готического стиля в архитектуре возникла системная единство всех элементов конструкции: даже отдельные детали должны были быть соотносимыми со всеми другими и соответствовать им по форме и размерам. Готические сооружения производят впечатление чего стройного, капризного, динамичного, даже нервного, в отличие от романских, что внушали стабильность, спокойствие, равновесие. Типовой форме в плане сооружения для романских храмов был крест, а для готических - корабль, который символизировал опасную и неопределенную путешествие человека в этой жизни. Готический стиль утвердился в декоративном искусстве, в литературе, даже в особом написании литеров латинского алфавита.

В эпоху Возрождения возник новый стиль - ренессанс. Готика была подвижной, капризным, скрытным, а ренессансный стиль противопоставил ей четкость преимущественно прямых или геометрически правильных линий и форм, квадратные или прямоугольные окна, декоративно оформлены, как правили открытые и ритмично расположены на стене. В живописи Возрождения также преобладали ясные формы, линии, сюжеты, краски. Более того, эта эпоха впервые "открывает" и начинает активно использовать пространственную перспективу, которая подтверждала, что отправным пунктом художественного восприятия теперь стоял, всевидящий не Творец, а человек. Характерными для этого времени является также разнообразные проявления авторской индивидуальности художника как в архитектуре, так и в живописи, литературе и декоративном искусстве. В позднем Возрождении (ХVI ст.) вместе с общим кризисом гуманистического мировоззрения возник стиль маньеризма, для которого стали характерными интерес к экзотическим изображений, несколько деформированных изящных форм.

В эпоху Нового времени художественные стили начинают возникать, развиваться и изменяться особенно интенсивно: здесь одновременно существовали и конкурировали разные стили. Утверждение рационализма в философии и общественной мысли способствовало возникновению классицизма - стиля в архитектуре, живописи, литературе, декоративном искусстве, отличавшийся ясными и четкими формами, правильными геометрическими сочетаниями элементов, подражанием моделям античного и ренессансного искусства. Несколько позже возникает барокко - стиль, активно внедряет принципы овальных форм, спиралевидных композиционных решений, а главное - неустанный динамизм. Барокальне восприятия действительности является обеспокоенным, противоречивым, плюралистическим, в нем сочетается реальное и фантастическое. Архитектура барокко выделяется также овальными формами и богатым декором, что носит преимущественно растительный характер. В литературе барокко доминируют жанры, которые отличаются риторической изяществом, словесными украшениями и даже пишнотами. Барокко возникает в ХVII ст., хотя возрасте барокко считается ХVIII века; теоретические основы барокко хорошо коррелируются с учением немецкого философа Г.Лейбніця. Этот стиль широко представлен в украинской архитектуре; примерами могут быть Андреевская церковь в Киеве, доминиканский костел во Львове. Более того, в Украине винило своеобразное сочетание барокко с элементами народной архитектуры, что породило стиль украинского народного барокко. Яркие барокальні стихи писал Г.Сакович и Г.Сковорода.

Переходным между классицизм и барокко является стиль рококо, что отличался еще большей декоративной пышностью, но был преимущественно стилем архитектуры и внутренних помещений, что тяготел к интиму, а в живописи - к прославлению любовных утех. Любимым образом рококо были розы, цвета - белый и золотой.

В конце ХVIIІ в. возникает романтизм как стиль литературы, живописи, музыки. Этот стиль сосредотачивается на выражении душевных переживаний человека, ее неясных но несдержанных эмоций, порывов и стремлений. Романтизм сознательно противопоставляет внутренний мир внешнем, пытаясь убедить, что духовные богатства скорее расцветают в чем невнятном и даже уродливой, чем в правильном и слаженному извне (достаточно вспомнить роман В.Гюго "Собор парижской богоматери"). Яркими представителями романтизма есть Дж.Байрон, М.Лермонтов, Т.Шевченко (в ранний период творчества). Духовные интересы романтизма проявились также в его интересе к исторически прошлого, к поискам жемчужин духовной мудрости в народных обычаях и народной культуре.

В XIX в. художественные стили развиваются еще более стремительно; при поэтому здесь возникают и первые художественные стили неклассического искусства. В разные времена здесь возникали и в определенной степени сосуществовали символизм, стиль ампир (введен в императорской Франции; от фр. - империя), викторианский стиль (преимущественно в Англии). Наверное, наиболее влиятельным все же здесь долгое время был реализм, который призвал больше всего ценить правду жизни и подавать ее такой, какой она есть, избегая искусственного декоративизма и чрезмерного любования "народной подлинностью" жизни. Реалисты в литературе, живописи, музыке пытались не просто изображать действительность, а понять ее смысл, ее скрытые основания, мотивы и импульсы человеческих действий, ведущие типажи героев произведений, что их рождало именно жизнь. Реалисты были убеждены в том, что искусство должно воспитывать человека и своими мощными средствами способствовать улучшению жизни и нравственному совершенствованию общества. Реалистами были П.мирный, И.франко, М.коцюбинский, Л.Толстой, хотя его считают основателем Н.гоголя, который после своих первых ярко романтических произведений перешел к иронично-горького изображения действительности, что, по его мнению, требовало исправления и улучшения. Реализм, несмотря на его добра намерения, до определенной степени вел искусство в тупик, поскольку его идеалом представало как можно точнее и тщательнее изображения действительности, однако такое изображение уже могло быть копией реальности и терять смысл художественного творчества.

Во второй половине XIX в. в живописи формируется первый стиль неклассического искусства - импрессионизм. Слово происходит от французского слова, которое переводится как "впечатление", поскольку импрессионисты считали главной задачей искусства не воспроизведение действительности, а выражение, изображения тех впечатлений, которые человек получает в своих контактах с действительностью. Они призывают живописца оставить мастерскую, выйти на открытый воздух (на "пленэр") и изображать то, какой представляется действительность в нашем восприятии, как мы его переживаем. Импрессионисты нарушили классические правила живописи, ввели новые сочетания цветов, пытаясь передать подвижность, неостаточність и неуверенность наших восприятий действительности. Несколько позже возникает стиль модерн, который достаточно произвольно соединяет геометрические формы с растительным декором, сознательно работает на усиление впечатлений от восприятия своих произведений, вводя капризные изящные формы, опираясь при этом на определенные образы древнеегипетского искусства. Для многих представителей модерна Египетского становится своего рода "культурной Меккой", то есть местом паломничества. В дальнейшем художественные стили неклассического (авангардного искусства) начинают бурно умножаться: возникают абстракционизм, футуризм, супрематизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, функционализм, сецессия (смешанный эклектический стиль), поп-арт, постмодернизм. Для всех этих стилей возникает характерным произвольное экспериментов с формой и виражальними средствами искусства. С одной стороны, они максимально освобождают свои произведения от человеческого начала, с другой стороны, превращают зрителя (слушателя) на активного співтворця художественного произведения. Поскольку об особенностях современного искусства язык у нас уже шла, то мы ограничимся этой короткой характеры скою, отметив, что было бы целесообразным во время проработки вопроса и подготовки к практическим занятиям обратиться к словарей и энциклопедий для более подробного ознакомления с теми или другими стилями современного искусства.

Таким образом, благодаря ознакомлению с видами и разновидностями искусства и художественных направлений, исторически сложившимися стилями искусства мы можем должной мере воспринять и оценить неисчерпаемые возможности художественной деятельности и осмыслить искусство как незаменимую составляющую человеческого бытия.



Назад