Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

4. Эстетика человеческого поведения и человеческих отношений. Мода как феномен культуры


Развитая личность должна сочетать в себе как высокие морально-этические качества, так и соответствующий уровень эстетической культуры. Эстетическое в человеческом поведении проявляется в культуре взаимоотношений с другими людьми, умение выявить и применить на практике общепринятые этикетные нормы и правила общения. Эстетическая культура личности отражает уровень приобретенных в течение жизни эстетических знаний, вкусов. Ведь эстетическое воспитание во всей совокупности своих методов, форм, средств продолжается в течение всей жизни, будучи неотъемлемым компонентом духовного мира человека. Уровень эстетической культуры зависит от общего духовного развития человека, степени полученных эстетических знаний, художественного обучения и в свою очередь положительно влияет на них. Каждое общества, каждая новая эпоха вносят свои коррективы в понимание сущности эстетического компонента поведения лица, но в наиболее широком смысле эстетическую культуру понимают как наличие сформированного эстетического вкуса, эстетического идеала, развитых эстетических чувств, способность к непосредственной эстетически-преобразовательной деятельности. Эстетическая культура воспроизводится в потребностях, взглядах, отношении к учебе, труда, отдыха, спорта, быта, общественной жизни, окружающей природы и т.д. Структура эстетической культуры является многомерным и соотносится с общественной культурой в целом. Эстетическая культура окрашивает и эмоции, и волю, и разум человека способностью чувствовать красоту и ее воспроизводить. Поэтому эстетическая культура выступает как мера универсальности и гармоничность личности, которая чувствует собственную уникальность и соответственно воспринимает других как самобытных индивидов. Для эстетически развитой личности мир становится более открытым, интересным и понятным. А изменение отношения к внешнему миру предусматривает и положительное отношение к самому себе, что отражает универсальную человеческую сущность: „Все во мне, и я во всем” (Ф.Тютчев).

Эстетическая культура наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях с другими, в непосредственной повседневном поведении человека, его умении управлять собственными эмоциями, сдерживать гнев, обиды, проявлять уважение, достоинство, вежливость. Это те признаки, которые повышают качество межличностных взаимоотношений. Эстетика внешней культуры поведения формирует первое впечатление от человека, а оно является очень важным. Это и внешний вид - одежда, обувь, прическа, аксессуары, а также умение держаться, жестикулировать, высказывать мнения. Как писал великий русский писатель А.Чехов: „В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

На внешние эстетические черты человека существенно влияет такое явление, как мода. Мода - феномен, который в наиболее концентрированном виде отражает состояние эстетической культуры общества в пределах определенного исторического времени. Мода, являясь квинтэссенцией эстетического сознания конкретного социума, ярко отражает духовные потребности общества. Модой в широком смысле называют господствующее на определенном этапе и общепринятое отношение социума к внешним формам культуры: образа жизни, норм общения, стиля одежды, предметам быта и др. Понятие моды определяет критерии красоты человеческого поведения, которые актуальны именно для данного времени. Эти критерии становятся общепринятыми в пределах некой социальной группы, а то и общества в целом и на их основе оценивается способ жизнедеятельности индивида. Сегодня этот момент моды часто обозначается словом „культовый” (культовые песни, книги, кинофильмы, а также певцы, актеры, а еще предметы одежды, аксессуары, автомобили и т.д.”). Мода касается речевой культуры, способов и манеры держаться на людях и общаться. Существует мода и на определенные профессии, на способ работы и отдыха.

В узком смысле понятие моды употребляют прежде всего относительно наряд, назначение которого-предоставить человеку большей красоты и привлекательности. Хотя основное назначение одежды от времени его возникновения является сугубо утилитарным, все же идея красоты и привлекательности составляет самый большой стимул для развития моды. Историческое развитие одежды неотделим от моды, поэтому в основном эти понятия отождествляют. Еще до изобретения тканей и одежды человек стремился украсить свое тело татуировкой, рисунками охрой, шкурами животных, перьями, различными украшениями. Мужчины гордились рубцами и шрамами на теле, которые свидетельствовали об их ратные подвиги, мужество и силу. Женщины для мужчин украшали лицо гримом, придумывали замысловатые прически, носили громоздкие украшения. Иногда мода была жестокой, „требовала жертв”, когда калечили ноги ради маленькой ступни, металлическими обручами видовжували шеи, тесными корсетами сужали талию, прокалывали губы, уши, брови и т.п.

В древние времена мода носила сословный характер и представители каждого совместного прослойки вынуждены были одеваться согласно строго определенных норм. Но и в те далекие исторические времена находились смельчаки, которые нарушали „нормы приличия” и шокировали современников экстравагантностью. Например, Римский император Максимилиан И возмущался: „Человеческое безумие не имеет границ! Носят такие короткие плащи, которые не закрывают ни переда, ни зада”. Это касалось коротких мужских плащей, которые становятся модными в рыцарское сутки. Средневековые франты, когда отсутствовала мода на кармане, носили разные кошельки, сумочки, которые крепились к поясам. Тогда мужчины носили и не очень удобную обувь с длинными носами. Известно, что граф Анжуйский, пытаясь скрыть свои некрасивые ноги, привязывал носок узких мештів до колен. Его подданные вынуждены были и подражать себе эту привычку. При королевских дворах, в среде аристократов и формировались новые модные веяния. Как говорят: „Где роскошь, там и изысканные вкусы”. Если к моды склонны были мужчины, то что уж говорить о женщинах! Их фантазия всегда поражала воображение. Идеал женской красоты исторически менялся. Античная скульптура доносит образцы божественно прекрасных женских фигур с чрезвычайно гармоничными пропорциями. Если античность воспевала красоту обнаженного тела, то Средневековья спрятало „греховное” тело под пышный одежду. Наряд средневековой женщина плотно закрывает все части женского тела, которое согласно христианской догматики является „сосудом греховной”. Но Ренессанс, оправдывающие земную красоту, знаменует смелый переворот в одежде, который уже не скрывает женских прелестей, а констатирует стремление к гармонии чувственности и телесности. Платье становится более удобной и мягкой, а декольте - смелее. В последующие века тенденция к большей открытости и легкости в женском наряде является доминирующей. Правда, в испанской моде предпочтения остаются жесткими и строгими, что препятствовало женщинам показывать тело. Высокие гофрированные и вышитые комірчики пышно украшают и женская, и мужская одежда. В эпоху барокко и рококо усиливается тенденция к элегантности и требовательности. Платья поражают пышными украшениями, многообразием покроя, сочетанием различных тканей. Фасоны становятся иногда очень смелыми, открывают грудь и спину, но длина платья остается неизменной.

В целом в течение долгих веков общие нормы одежды были неизменными. Конечно женская мода была более изменчивой, хотя история мужского костюма не менее интересной. В разные времена основными законодателями европейской моды были Италия, Испания, Англия, Франция. От ХVШ века именно Франция утверждает свою авторитетную первенство в мировой моде. Англия и Франция как конкурирующие центры моды, представляют два разных направления - строгий (классический) - в Лондоне и свободный, розкріпачений, более сексуальный - в Париже. Сегодня понятие „классический костюм”, или „английский стиль” представляет более консервативную тенденцию. А Париж ассоциируется со слишком привередливым и экстравагантным вкусом. Понятие французской моды как уникального феномена состоит в сутки правления короля Людовика XIV, которого называли „Королем - Солнцем”, который был настоящим диктатором. Именно ему принадлежит лозунг: „Государство - это Я”, а все подданные были призваны угождать его воли и прихотям. При Версальском дворе жизни аристократии подчиняется строгим этикетным предписаниям как в сфере „приличного поведения”, так и наряды. Придворное жизни того времени уподобляется театра, когда придворная знать от утра до вечера играла отведены роли. Королевские фаворитки диктовали новые вкусы, чтобы понравиться королю другие женщины их подражали во всем. Своеобразной становится мужская мода. Это была „эпоха париков, пудры, румян”. Мода на парики возникла тогда, когда король Людовик XIV начал лысеть. Следующие короли - Людовик ХV и XVI продолжали придерживаться сформированного „королевского этикета”, который обязывал придворных одеваться согласно стандарту. Регламент предусматривал все мельчайшие детали. Самыми известными проводниками французской моды были - Ришелье, мадам Помпадур, ее преемница мадам Дюбарі (Мария Антуанетта, которую казнили во времена революции .Збереглось 500 рисунков с ней, которые демонстрируют все разные платья). Уже от этого времени о французскую моду говорят как о мировой, когда „Версальский диктат” захватил все европейские страны. Новинки французской моды популяризировал журнал „Галантный Меркурий”, где поміщались картинки с моделями и комментариями что и как необходимо носить, а что является признаком „дурного вкуса”. Аристократы из всех ведущих европейских дворов посылали в Париж своих портных, чтобы перенять модные модели. Постепенно это приводит к устранению ярких различий в национальном крое, стираются со временем и поразительные социальные различия. ХVШ века в истории европейской моды называют „галантным”. В настоящее время возвышается „культ элегантной женщины”, которая отличается изысканными манерами, изяществом и грациозностью. Галантный флирт, придворные интриги становятся основным занятием. Мужская мода носит признаки женственности (костюмы, парики, румяна, белила).

В последующие времена мода видоизменяется, хотя и в дальнейшем с Парижем связана история высокой моды - „от кутюр” - узкого круга самых авторитетных модельеров, которые сосредоточены в одном районе на Єлісейських полях. Основателем моды высокого стиля считается Чарльз Фредерик Ворт, который в 60-х гг. XIX века снискал славу „некоронованного короля” парижской моды. С его именем связаны первые показы мод, когда моделью стала его жена. Дело отца впоследствии продолжили сыновья. Высокие стандарты парижской моды утверждали Поль Пуаре, мадам Віонне, Скьяпареллі, знаменитая Коко Шанель, которая уже ориентировалась на широкий круг потребителей и стремилась завоевать симпатии простых слоев. В послевоенное время бешеного успеха достиг Кристиан Диор, который более всего стремился как можно лучше „одевать женщин и делать их более красивыми”.

Сегодняшняя индустрия моды держится на творческой фантазии огромного количества модельеров и дизайнеров, профессионализм которых приобретает настоящего художественного уровня. Показы мод превращаются в увлекательные шоу. Но высокая мода с присущими ей признаками элитарности определяет основные тенденции повседневной наряды самых широких слоев потребителей. Ведь модельеры в конечном счете работают на потребителя.

Цель моды - завоевать наибольшее количество сторонников, достичь всепоглощающего господства. Эта основная тенденция моды таит в себе ее конец. Когда возникает угроза превращения модной одежды в однообразную униформу, стандартное обмундирование, то по-сути, мода и перестает быть модой. Каждый модный цикл включает следующие фазы: 1). Возникновение оригинальной модели; 2). Признание ее модной в узких элитарных кругах; 3). Переход на серийное производство и удешевления; 4). Перенасыщение рынка потребления, что ведет к обесцениванию и потери спроса. Модные эксклюзивные новинки, когда получают признание в широких слоях потребителей приобретают категории стандарта.

Мода предполагает нечто абсолютно новое, уникальное и оригинальное. Быть модным - это идти впереди, а не подражать всех. Иногда в моде встречается другие тенденция, когда обычная рабочая вещь, элемент повседневной одежды поднимается на высшую ступень, завоевывает популярность в избранных кругах. Показательными в этом плане являются джинсы, которые из разряда обычного рабочего одежды превратились в неотъемлемый атрибут не только молодежной моды, но и всеобщей.

Если описывать основные тенденции современной моды, то в целом ее характеризует мобильность, свобода, удобство. Ведущей является тенденция на практичность и омоложения, когда не слишком резко отличается стиль повседневной и деловой одежды и не ощущается барьер между формой наряд представителей разных возрастных категорий. Очевидным является и отсутствие некогда непреходящей грани между мужским и женским стилем одежды. Брюки, короткая стрижка, короткая юбка - эти кардинальные завоевания эмансипированной женщины XX века, остаются актуальными и для моды XXI века. Все заметнее становится стремление мужчин к творческой фантазии как в сфере наряд, так и причесок, визажа. Стиль мужской одежды приобретает большей свободы и экстравагантности. Мода последних десятилетий в целом поражает смелостью и открытостью слишком подчеркнутым акцентом на сексуальной розкріпаченості. Сексуальность всегда было неотъемлемым атрибутом моды, что по-сути и стимулирует ее развитие. Желание нравиться и быть привлекательным побуждает в конечном счете каждого бережнее относиться к внешнему виду. Но современное женского наряда иногда шокирует своей „лаконичностью” и „прозрачностью”. Женская мода в сравнении с мужским является более эмоциональной и фантазийной. Здесь остро ощущается стремление к свежести и новизны. Как говорят дизайнеры „женщина - это сама мода, ибо нет моды без женщины и нет женщины без моды”.

Мужчины придерживаются большей сдержанности. Мужской стиль формируют такие важные атрибуты, как суперсовременные мобильные телефоны, престижные марки автомобилей с различными „наворотами”. Это как фетиши мужской успешности и деловитости. В современных условиях они выполняют роль тех бывших рыцарских доспехов, которые подчеркивали чисто мужские качества - мужество, решительность, находчивость, геройство.

Мода подвергается быстрой смене в соответствии с ритма самой жизни. Хочет человек или нет мода все равно затягивает ее в свой водоворот, потому что она всеобъемлющая и всепоглощающая. Мода существует как на демонстрационных подиумах, так и на улицах и в повседневности. Через экраны телевизоров, с обложек популярных журналов мода элитных кругов проникает до широких масс. Иногда то, что вызвало нарекания и невосприятие, очень быстро наследуется всеми. Мода очень скоротечна и меняется от сезона к сезону. Эстетические вкусы и предпочтения постоянно меняются, чтобы не надоедать однообразием и стандартностью. Мода всегда нацелена на будущее и изменчивость составляет ее сущность.

Выводы.

- Эстетическое, как существенная характеристика человеческого отношения к действительности, имеет универсальный характер, то есть его проявления не ограничиваются отдельными формами присутствия, а так или иначе имеющиеся во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности, поэтому существуют эстетика производства, сферы быта и досуга, эстетика человеческого общения, социально-политических процессов и явлений, эстетика духовных и духовно-практических процессов.

- Однако в наиболее интенсивных формах эстетическое проявляется в сферах духовно-практической деятельности общества: в познании, религии, искусстве, где духовное содержание определяет материальную форму и способы функционирования продуктов духовно-практической деятельности. Но только искусству принадлежит роль прямого творческого продуцирования и исторического наращивания эстетических ценностей и эстетической деятельности.

- Внимательное исследование явлений эстетического плана позволяет выделить и различать понятия эстетической культуры и художественной культуры или просто эстетического и художественного. Они отличаются в основном тем, что художественное предусматривает деятельность воплощения в материал таких образов сознания, которые являются результатом преобразования действительности на основе воображения, фантазии, эстетического довершение, типизации и индивидуализации реальных явлений, в то время как эстетическое имеет место и там, где человек просто упорядочивает действительность в соответствии с представлениями о удобство ао удовольствие.

- Универсальный характер художественно-эстетического освоения действительности человеком проявляется в чрезвычайно широких проявлениях художественной деятельности: за известную нам историю человечества искусство получило колоссальный разветвления. Его проявления фиксируются в понятиях видов искусства, его жанров и в тех художественных стилях, что исторически выработанные в рамках человеческой культуры.

- Одной из важнейших для человека сфер проявлений эстетического возникает человеческое общение, которое, будучи заплідненим эстетическим отношением, делает его не только приятным, но и богатым по содержанию. Среди различных аспектов человеческого общения в наше время интерес и внимание (особенно у молодежи) вызывает феномен моды, что носит полифункциональный характер.



Назад