Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

1. Понятие промышленного искусства, технической эстетики и дизайна


Эстетика как наука о „совершенное” и „прекрасное”, о законах творческого освоения окружающей среды, направленная прежде всего на способ бытия человека, смысл которого заключается в производственно-практической деятельности.

В процессе трудовой деятельности человека пыталась приспособить природу в своих потребностей, но процесс этот происходил не стихийно и не только в соответствии с практических нужд, а согласно эстетических законов, то есть в соответствии с духовными запросами человека, высшей целью которых была совершенство и красота. Цель эстетической деятельности находится не снаружи, а в самом человеке, которая всегда творчески подходит к процессу труда и организации своего жизненного среды. Поэтому существует диалектическая взаимосвязь между эстетическим и творческим характером человеческой деятельности. Эстетическая деятельность является неотъемлемым компонентом трудовой деятельности, поэтому эстетический аспект присущ любом разновидности социальной практики. Эстетическое отношение человека к окружающему миру и трудовой деятельности определяет основное содержание и назначение промышленного искусства.

Результатом эстетической деятельности является не только мир предметов и окружающую среду, преображені согласно идеи прекрасного, но и сама человеческая субъективность, которая совершенствуется благодаря творческому опыту, развитом художественном представлению. Отсюда способность чувствовать форму, цвет, материал, умение образно мыслить, прибегать к аналогиям, ассоциаций, стремление так организовать свою работу, чтобы она приносила удовольствие. Эстетическое отношение к труду является важнейшей предпосылкой промышленного искусства, как специфической формы человеческой деятельности, направленной на поиск и создание совершенных вещей.

В сферу промышленного искусства относятся различные виды предметно-практической деятельности, орудия труда, средства транспорта, различные инструменты, оборудование, предметы быта, всякие вещи, которыми пользуется человек и которые окружают ее в повседневной жизни. Некоторые виды промышленного производства по своей сути обладают художественным характером - архитектура зданий, мебель, ковроткачество, ткачество, различные виды декоративно-прикладного искусства - гончарное, кузнечное дело, деревянная резьба, стекло, полиграфия, реклама, моделирование одежды. Если, например, труд врачей, педагогов, журналистов или слесарей, механиков, сантехников, маляров не носит прямого художественного характера, то в ней все равно присутствует эстетический компонент.

Наряду с понятием промышленного искусства сегодня чаще употребляется термин „дизайн” (от англ.. design - проект, набросок, рисунок), который означает художественно-проектную деятельность, направленную на организацию промышленного производства, предметно-пространственной среды, промышленного производства различных вещей и предметов с высокими потребительскими свойствами и художественно-эстетическими качествами. Художественное конструирование как метод дизайна не ограничивается банальным проектированием предметов интерьера, быта, техники и т.п., но обязательно включает нечто особо оригинальное и изобретательное, то есть художественно-творческое. Понятие промышленного дизайна связано с рождением новой художественно-проектной идеи, разработкой новых функциональных свойств и стилистической модернизации изделий промышленности - машиностроение, бытовая техника, приборы, технические аппараты и т.д.

Дизайн основан на особом творческом методе компоновки, целью которого является достижение качественного эффекта. Дизайнерский изобретение обязательно характеризуют два нюанса: 1) изобретательность, 2) художественность. Поэтому дизайн и отождествляют с художественным творчеством, которая не лишена гениальности. Сроки промышленное искусство и дизайн по-сути являются равнозначными, а потому оба являются полноправными.

Дизайн и охватывает деятельность дизайнера, и результаты его труда, и особый метод проектирования - художественное конструирование, и собственную теорию - техническую эстетику - науку, которая исследует проблемы создания гармоничного предметной среды с учетом новаций них изменений. Техническая эстетика - это понятие шире „дизайна”, потому что включает в себя не только проектирование, конструирование вещей, но и охватывает весь процесс промышленно-технического производства, его экономический, социальный, моральный и эстетический компоненты. Термин "техническая эстетика" в основном употребляют в значении теории дизайна, то есть науки, изучающая научные принципы промышленного искусства. Как отдельная дисциплина она существует с середины ХХ века, когда производятся комплексные методы и научные подходы к исследованию истории развития промышленного искусства и теоретических аспектов технического творчества. Однако иногда термин "техническая эстетика" используют и для характеристики эстетических качеств технических изделий или технического оборудования. Самый термин „технической эстетики” был предложен чешским ученым Петром Несметной

Техническая эстетика направлена на усовершенствование культуры материально-предметной среды, окружающей среды и быта через синтез науки, техники и искусства. Что касается содержания понятия „техника”, то его ведут происхождение от гр. „техне”, которое переводится как мастерство, умение, искусство. В античную эпоху индивидуальную ремесленную деятельность понимали как особое искусство, которое основывалось на совершенной мастерства, профессиональной совершенства. Но исторически содержание данного понятия менялся. В наше время оно впитывает более широкий смысл и означает совокупность разнообразных искусственных средств человеческой деятельности для использования в производственной и непроизводственной сферах для удовлетворения соответствующих потребностей. Основное назначение техники - увеличивать эффективность человеческой деятельности за счет внедрения в технические устройства результатов познания мира. Развитие дизайна тесное связан с техникой, которая постоянно модернизируется, совершенствуется, дополняется.

Современное промышленное производство, технический прогресс уже не возможно представить без искусства дизайна, цель которого заключается в формировании эстетического предметной среды, в котором гармонично сочетаются материальные и духовные стремления человека. Это повышает практическую функцию технической эстетики как науки о промышленное искусство и дизайн. В более широком смысле иногда вместо понятия „техническая эстетика” употребляют термин „промышленная эстетика”, которая разрабатывает все аспекты эстетической деятельности в области современного промышленного производства и предпринимательства.



Назад