Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

2. Историческая динамика промышленного искусства. Проблема гармонии красоты и пользы


Дизайн - это единство красоты и пользы, поэтому проблема соотношения красоты и практичности (утилитарности) принадлежит к центральных в промышленном искусстве. Под утилитарным понимают практичности, пригодности и удобство в пользовании, технологическую и экономическую целесообразность, а эстетическим - конструктивность формы, ее изысканность, внешнюю эффектность, стиль и т.п.

На ранних этапах развития материальной культуры красота была неразрывно связана с функциональным назначением различных вещей. Художественные произведения создавались не только ради эстетического любования. Довольно часто они имели практическое или культовое назначение. Принцип удобства, эффективности и комфорта играл решающее значение в изменении форм и внешнего вида материальных вещей. В зависимости от функциональной потребности диференціювались формы, например мисок, чаш, ваз и др. Для различных нужд изготовлялись носильные вещи и орудия труда наиболее удобных форм. Древнейшие предметы трудовой деятельности (проколки, скребки, каменные ножи, топоры, луки и стрелы, глиняная посуда) уже содержат эстетический компонент, который, правда, связан не только с их функциональностью, но также с определенными вне досвідними представлениями людей (мифологическими, общественными, моральными). Археологи изучая достопримечательности первоначальной материальной культуры, четко различают естественную форму и искусственную. В отличие от художественного произведения каждый технический изделие имеет утилитарное назначение, поэтому его ценность определяется единством двух начал - красоты и пользы, формы и целесообразности.

Уже в эстетических соображениях античных философов находим мысли на эту тему. Одни доказывали, что красота - это „чистое понятие”, которое не связано с целесообразностью, но другие отождествляли эти понятия. Сократ (470 - 399 гг. до н.э.), дискутируя с Арістоппом, утверждал, что копье, щит, или корзину для навоза - хороши только тогда, когда соответствуют своему назначению. Он также отмечал еще одной признаку, связанной с практичностью - удобства, и доказывал это на примере изготовления панциря, который мастер пропорционально подгоняет к „непропорциональных” фигур. Красота прикладных вещей обязательно соотносится с целесообразностью их формы. Так, сегодня своеобразным эталоном красоты служат греческие вазы, которые захватывают совершенными пропорциями и соответствием формы практической функции (гидре - для ношения воды с тремя ручками, кратеры - с широким горлом для охлаждения, амфоры и пеліки - для вина и воды для питья, с отогнутыми краями, лекифы - для хранения масла с узким горлышком и широкими краями). Росписи обогащали декоративность и художественность внешнего вида.

Носильные вещи непременно проявляли оптимальное соотношение удобства, практичности с красивым внешним видом. Латинское слово “bellus” (красота) этимологически связано со словом „bonus” - удобный, полезный, пригоден, так же „красота” на латинском языке - „ formositas” (форма) подчеркивает единство прекрасного внешнего вида с целесообразностью. В сфере прикладного искусства красота имеет прикладное значение, поэтому промышленное искусство носит прикладной характер. Но большая потребность в красоте стимулировала также расцвет пластического (изобразительного искусства), где присутствует идея „чистой красоты”, когда создаются вещи специально для любования глаза, которые обладают самостоятельной эстетической ценностью, например произведения живописи, скульптуры, орнаментально-декоративной пластики. Античная цивилизация уславилась непревзойденными достижениями в области архитектуры, скульптуры, живописи, которые до нашего времени считаются классическими моделями, а предпосылкой этого был утонченный эстетизм их быта. Древнегреческий писатель Ксенофонт устами своего героя подчеркивал, что даже „простые мебель для повседневного потребления, обычные хозяйственные вещи становятся гораздо красивее, благодаря правильному расположению, даже кухонные горшки приобретают приятного вида, если их разумно разместить”. Эстетика целесообразности прослеживается во всем предметном мире древних греков и римлян. Уже в их материальной культуре находим примеры эстетической организации как быта, так и производственно-трудовой деятельности.

Итак, с давних давен в процессе производства и труда сочетались репродуктивная и творческая функции. Так же и в эпоху Средневековья, ремесло и искусство были неотделимы, что сопровождалось расцветом различных художественных ремесел. По-сути ремесло в это время отождествляется с понятием дизайна, потому что основано на идее высокого эстетического качества. Вещи изготовлялись ручным способом на индивидуальный заказ. Вкусы производителя и потребителя были определяющими. Между ними еще не стоял коммерсант, потому что вещи не были рыночным товаром. В предметах ручного труда сочетались технические достижения, комфортность для заказчика и качественная красота. Высококачественные вещи становились ценными, приобретали стоимости не только функциональность, но и благодаря достойному художественному оформлению. Ремесленники конечно объединяли две функции: художественную (искали оригинальную форму, материал, подбирали соответствующую палитру цветов), и производственную (непосредственно изготавливали вещь). Сегодня же техническими разработками занимается инженер, а над эстетическим решением работает дизайнер. В древние времена часто утилитарная функция вещей уступает чисто эстетической. Для нас сегодня эти вещи становятся символом своего времени, а иногда показывают богатство, зажиточное положение, высокий социальный статус их бывших владельцев. Цеховое устройство средневекового общества базировался на разделении труда, но из отдельных цехов постепенно выделились и стали существовать самостоятельно архитекторы, живописцы, ювелиры.

В эпоху Возрожденияв XV - XVI веках особенно возвышается статус художников, которых уже не считают ремесленниками. В области промышленного производства постепенно назревают тенденции, которые в конечном счете привели к кардинальным качественных изменений, которые в ХУП - ХУШ веках приобрели революционного характера. И связанные этот революционный переворот с развитием машинной индустрии и механизацией промышленности. На смену мануфактурного производства, основанного на ручной работы приходит фабрично-заводское капиталистическое производство. В сфере промышленного производства кардинально изменяется ситуация, когда продукты машинного производства уже не передают гармонии между функциональностью и красотой. Серийное производство массового товара приводит к стандартизации как деятельности, так и ее продуктов. Чтобы предоставить товарам индивидуальности, их часто-густо просто украшали. „Красота”, которая будто извне прикладалась к вещам, выглядела искусственной и фальшивой (обычная „красивость”). Если раньше внешняя красота предусматривала и высокое удобство, целесообразность, то в период перехода к серийному производству красота не всегда была гарантией качества. Эта мучительная проблема противоречия между практической удобством и красивым видом вещей требовала своего решения.

Именно в ХVШ веке прогресс индустриальной техники и науки способствовал возникновению отдельной специальности - дизайнера. Если индивидуальные мастера самостоятельно творили целостный образ изделия, экспериментировали в поиске художественной формы, то теперь этот процесс дифференцируется. Инженер конструирует промышленные изобретения и вещи, а дизайнер заботится о эстетические решения. Таким образом, дизайн позволил преодолеть противоречие между техникой и искусством путем создания целостного образа изделия.



Назад