Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

3. Промышленная эстетика XIX - ХХ века


Новые условия развития промышленности породили новые формы художественного творчества. Если первые шаги промышленного дизайна были связаны с необходимостью скрыть некоторые недостатки грубой механизированной работы, определенные недостатки, или откровенный брак, то впоследствии собственно через дизайн пришло понимание, что и машины могут производить совершенные вещи. Фальшивая красота преследовала идею лишь сбыта некачественных вещей, а настоящий дизайн позволял делать вещи не только привлекательными, но надежными и удобными в пользовании.

Философы и мыслители ХVШ века, прежде всего представители Просвещения, уже высказывали тревожные мысли по поводу противоречивого развития индустриального производства и некоторых негативных последствий будущего прогресса машинного производства, техники, а также практической и эстетической ценности техники. Такие настроения находим в словах немецкого писателя Й.Гете: „Эта машинізація, что расширяется, мучает меня и пугает; как будто надвигается гроза чуть-чуть; но хода ее начата, она придет и захватит”. Поэтому большинство тогдашних ученых и писателей подносили значение этико-эстетического воспитания в новых условиях цивилизационного прогресса. Так, Ф.шиллер в „Письмах о эстетическое воспитание человека” отмечал на самом важном задании культуры, которое заключается в том, чтобы в материальном производстве форму было подчинено эстетическим законам, потому что только с эстетической, а не сугубо утилитарного, может совершенствоваться нравственность человека.

В XIX веке благодаря трудам немецкого теоретика искусства, архитектора Г.Земпера, а также английских ученых Д.Рескіна (1819 - 1900) и У.Морриса (1834 - 1896) разрабатываются научные теории промышленного искусства, которые по-сути, начинают формирование технической эстетики как самостоятельной дисциплины. Их учения утверждали основной дизайнерский принцип - высокое качество и функциональность изделий должна гармонично коррелировать с удобной форме, где присутствует ощущение материала, цвета и др. Например, Д.Рескіну принадлежит такая известная сегодня фраза, что „дело погибает так же быстро, как и создается”, а „то, что обходится очень дешево, на самом деле оказывается слишком дорогим”. Он выдвинул три важнейших требования, которые до сих пор составляют основу дизайнерской деятельности: 1) не прибегайте к производству тех вещей, в которых не присутствует личная изобретательность; 2) не прибегайте к тщательной обработки вещи ради нее самой, а лишь ради ее практической цели; 3) никогда не прибегайте к имитации или копирования, разве что ради воспоминания о большой произведение прошлого. Основные принципы тогдашней промышленной эстетики воплощены в труде Г.Земпера „Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика”, написанной в 1860-63 гг. Основная цель дизайна здесь обозначена так: форма предмета должно зависеть от его функций в человеческой практике, материал изготовления, технология производства определяются уровнем социально-экономического развития общества.

Настоящий бум дизайнерской теории и искусства приходится на начало ХХ века и связан он прежде всего с промышленным переворотом в США. Историю американского промышленного дизайна начинает художник П.Бернс, который выполняя обязанности художественного директора крупной электрической компании с целью преодоления конкуренции и успешного продвижения на мировой рынок, позаботился о создании уникального лицо фирмы. Собственно благодаря гению П.Беренса формируется индивидуальный стиль деятельности компании. Как архитектура помещения фирмы, обустройство территории, оформление производственных мест, так и обработка продукции, ее художественная форма, а также реклама, торговая графическая документация (торговая марка) - все выгодно выделялось из-среди всего существующего на тогдашнем рынке.

Экономический кризис 1929 - 30-х гг., именуемая великой депрессией, которая заключалась в больших трудностях со сбытом товара побудили дизайнерские изыски. Один из ярких дизайнеров Г.Дрейфус в 1929 году создал проектное бюро, которое осуществляло связь производителя с заказчиком и тщательно изучало запросы рынка и потребности потребителей. Дизайн понимался как неотъемлемая составляющая успеха компании. Этот американский опыт после второй мировой войны был импортирован европейскими дизайнерами. В целом он соответствует и потребностям современного промышленного производства. Образ идеального дизайнера представляется в качестве координатора усилий различных специалистов в создании лучшего продукта, который максимально удовлетворяет потребности потребителя. При дизайне изделия необходимо обеспечить : а) максимальную безопасность в пользовании; б) эксплуатационную удобство и комфортность; в) расширение ассортимента в соответствии с разных вкусов и потребностей. Эти требования направлены на обеспечение максимальной доходности для компании. Определяющей составляющей суммарного продукта промышленного дизайна становится потребительская ценность продукции. Именно американцы впервые дали такое определение дизайна, как „форма организации (служба) художественно-проектной деятельности, что производит потребительскую ценность продуктов (материальных и духовных) массового потребления". Потребительская ценность продукции включает следующие элементы:

а) усовершенствование функционально-конструктивной строения вещи;

б) удобство и комфортность в использовании;

в) формы приспособления к новым веяниям моды;

г) совершенствование упаковки изделия;

д) разработка фирменного знака.

В русле новейших дизайнерских учений возникает такая сегодня важная отрасль экономики, как маркетинг, определяющей задачей которого является „минимализация усилий по сбыту товара”. Современные дизайнеры используют маркетинговую информацию, которая удостоверяет ситуацию на рынке. Дизайнеры ориентируясь на потребности и вкусы потребителей, разрабатывают такие товары, которые „точно им подходить и продавать себя сами”.

Дизайнеры учитывают основной закон рынка, который утверждает, что потребности людей хотя и безграничны, все же ресурсы для их удовлетворения ограничены. Поэтому потребители ищут те товары, которые соответствуют как требованиям, так и финансовым ресурсам, т.е. качественные и недорогие. Новые условия работы на рынке заставляют дизайнеров изучать и наблюдать за малейшими изменениями, проводить эксперименты, опросы. Сегодня постоянным явлением стали выставки дизайнерских изделий, широкие рекламные акции. Правда, такое всепоглощающее учета интересов потребителей несет в себе угрозу культивирования низкопробной массовой культуры, когда художник становится зависимым от не всегда разборчивого вкуса потребителей.

Маркетинговая информация дает дизайнерам ценный материал, который определяет направление дальнейшей деятельности предприятия. Владельцы крупных промышленных компаний совместно с дизайнерами разрабатывают стратегию и тактику выхода товара на внутренний и международный рынок, готовят и проводят рекламную кампанию. В обязанности современного дизайнера входит также разработка рекламной продукции и организация рекламной деятельности. В современных условиях чрезвычайно острой конкурентной значение рекламы постоянно усиливается. Предприниматели значительно увеличивают ассигнования на дизайнерские разработки для создания наилучших вариантов рекламы с целью привлечения как можно большего количества потребителей. В процессе сбыта товара, когда темпы начинают спадать, дизайнеры ищут новые способы модификации товара, что относится исключительно к дизайнерских мероприятий. Модифицируя промышленное изделие, дизайнеры совершенствуют различные его свойства: функциональные, конструктивно-технические и эстетические. Ведь интерес покупателей возможен при условии постоянного изменения внешнего оформления товаров. Маркетинговый подход современных дизайнеров к промышленных изделий значительно расширяет функции дизайна, который направлен на изготовление такого изделия, который составляет единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения производителя. Современным предпринимателям становится понятно, что дизайн является мощным средством борьбы с конкурентами и стабильного успеха на рынке. Следовательно, усиливается дифференциация дизайнерских специальностей, расширяется их диапазон.

На современном этапе дизайн приобретает совершенно новой сущности достигая уровня прикладного искусства. Высокопрофессиональные дизайнерские проекты считаются художественными шедеврами. Дизайнерские произведения экспонируются в музеях современного искусства. Современная эпоха технической индустрии и бизнеса заставляет художников проявлять свой творческий гений в промышленном искусстве.



Назад