Электронная онлайн библиотека

 
 Этика и эстетика

4. Эстетическая ценность техники и новейших информационных технологий. Духовность человека в условиях современной техногенной цивилизации


Научно технический прогресс кардинально изменил характер современного общества, (именуемого как „постиндустриальное””, „техногенная”, „информационная цивилизация”) крайне обострил экзистенциальную ситуацию человека, смысла его жизнедеятельности в новых социальных условиях. „Техника, - как писал М. Бердяев - последняя любовь человека, и она готова изменить свой образ жизни под влиянием предмета своей любви. Техника умножает жизненные блага”. Но в то же время техника, по мнению философа, „чужая и враждебная культуре и человеке”; с ее неустанным развитием „весь мир вступает в катастрофический период своего развития”.

Сегодня часто можно слышать обвинения вроде того, что техника и информационные технологии дегуманізують человека, лишают ее чувства индивидуализации, „святости”, „укорененности” и, наоборот, культивируют прагматизм, утилитаризм, космополитизм а потому в них спрятана опасность „страшного поражения душевной жизни человека, и прежде всего, эмоционального”.

В русле подобных рассуждений ныне популяризируется тезис о том, что новейшие средства аудиовизуальной коммуникации являются своеобразным „троянским конем”, который войдя в „храм искусства”, разрушает его изнутри подменяя традиционную гуманистическую направленность обращением до самых низких инстинктов толпы, обладая огромной силой эмоционального воздействия. Отсюда такие тревожные размышления о разрушительный характер дальнейшего развития цивилизации и вредного воздействия техники на человека, пессимистические настроения разочарования в научно-техническом прогрессе. По словам Дж.Гелбрейта „эстетические достижения недоступны индустриальной системе и в значительной степени находятся в противоречии с ней”. А по мнению теоретика современного искусства Г.рида, технізоване общество формирует не человек, а „порожньооких”, скучающих, заторможенных, неконтактных роботов, способных лишь к насилию. Технизация и роботизация, по мнению современных психологов и социологов несет опасность уже на генетическом уровне, угрожая опасностью, по словам Польского писателя и ученого С.Лема „обнажение” инстинктов. Несмотря на значительно большую осведомленность, современный человек не становится более творческим. Рост абстрактности, количества понятий, условных знаков, формул ведет к интеллектуальному эклектизма, умственной пассивности, иногда даже невежества относительно банальных явлений и процессов. „Экран знаний” современного человека состоит из случайных и отрывочных фактов, которые творят так наз. „мозаичное” культуру. Стремительные информационные потоки, быстрая текучесть знаний вызывают постоянные возмущения и потрясения, расшатывают стереотипы, все устоявшееся и привычное. Попытки схватить как можно больше информации, чтобы идти в ногу со временем”, обернулось тем, что в свое время Гоголь назвал „страшными идеалами огрубления” в значении бесчувственности, равнодушия, что порождает феномен индивидуализма и индифферентности. Новейшая информационная цивилизация находится в антагоністичному противостоянии к духовной культуры. Ведь суть культуры не в технике, технологиях, автомобилях, электрифицированному быту, модной одежде, обуви, прическах. Цивилизационные блага определяют уровень материального существования. Их характеризуют рыночные и потребительские ценности. Культура также не сводится к посещению музеев, театров, выставок, библиотек, которых становится все больше. Ведь культура обращена к внутреннему миру человека, его способности к сопереживанию, духовного обновления, гуманности.

Источником подлинной человечности служат не машины, компьютеры, аудио -, видеотехника, предметы материальной роскоши, а сердечные и теплые человеческие отношения, основанные на доброте, дружелюбия, любви, милосердии. В технизованом обществе мир человека „замыкается”, она все больше становится отстраненным, „закрытой”, отчужденным. Непосредственное живое общение заменяется техническими и электронными средствами коммуникаций. Сегодня говорят о такой наиболее распространенную человеческую изъян, как эгоизм, который служит основанием неприязненных взаимоотношений с окружающими, и грозит самоуничтожением личности. Эгоизм часто сопровождается жестокостью и насилием. Синдром агрессивности и бесчувственности является показательным в современной украинской общества, подтверждением чего может служить многочисленная армия бездомных детей, беспомощных калек и нищих престарелых людей. Утверждению жестокости, росту безнравственности способствует и современное коммерциализировано массовое искусство, полна страшных и кровавых сюжетов, грубой эротики, садистских убийств и т.д. Низкопробная массовая культура, примитивная попса заполонила теле -, кино - и видеоэкраны, радиоэфир.

Чтобы гуманизировать современного человека, пробудить у нее высокие чувства красоты, любви, чуткости необходимые теплые и открытые межличностные взаимоотношения, а также влияние настоящей литературы и искусства, музыки, способных, взволновать, растрогать, вызвать душевные потрясения. Поэтому без подъема морального уровня общения, а также искусства сегодня не возможно достичь и культурно-духовных сдвигов в обществе. Сама природа человека протестует против рационально-прагматического, бездушно-утилитарного способа жизнедеятельности, поэтому именно в горниле индустриализированного и урбанизированного бытия людей рождаются такие явления эстетически-художественной культуры, которые способны оздоровить омертвении духовность, сыграть роль тех ценностных ориентиров, которые приведут человечество к добра, гармонии, красоты и счастья. В современной этико-эстетической культуре непременно присутствует как ощущение потери чего важного, так и рождение совершенно новых тенденций.

Благодаря новейшим технологиям сегодня появилась возможность широкого тиражирования художественных произведений, что позволяет привлекать к искусству значительно более широкие слои населения. Современная естетико-художественная культура обогатилась такими понятиями, как „электронная музыка”, „компьютерная графика”, „искусство рекламы”, „технический дизайн” и др. Можно, конечно спорить о истинную ценность новейших технологий и электронных видов искусства, однако несомненным является активное отношение человека к общественной жизни и трудовой деятельности.

Триумф науки и техники, прежде всего, компьютерной нивелирует ценность традиционного искусства и соответственно способствует формированию нового художественного видения, нового искусства - электронного. Синтез науки, техники и искусства ведет к возникновению технізованого искусства будущего. Техницизм как способ творческого мышления, состояние самосознания построен на само покорении технике, оказывается в попытке подменить художественные приемы приемами техники, а процесс художественного творчества технологическими приемами электронно-компьютерной аппаратуры. Техницизм не предусматривает определенного смыслового и эмоционально-личного аспекта. Искусство постмодернизма удостоверяет неограниченное могущество техники.

Конечно техника и новейшие технологии необходимо влиять на появление новых видов и жанров искусства, но они не способны превзойти силу человеческого духа и уникальность каждого таланта. Прогресс искусства иначе будет заключаться лишь в изобретении новых „технических средств” и чисто технологических приемов. Но не смотря на наличие таких дихотомий и противоречий, рост разрыва между техникой и искусством, они все же являются двумя составляющими единого культурного процесса. Конечно, сегодня нет такой силы в мире, которая была бы способной остановить научно-технический прогресс. Под его влиянием непременно будут происходить изменения в обществе и человеческих взаимоотношениях. Однако именно интересы человека требуют того, чтобы этот прогресс не был полностью отдан лишь вопросом технологически-утилитарным: этические и эстетические факторы человеческой жизни должны здесь не только учитываться, но и стоять ориентирами для инженерно-технического творчества. Задача состоит в том, чтобы на основе существующих технологий и технических новаций найти способы и формы интенсификации живых человеческих контактов и тем самым еще раз подтвердить, что самым первым чудом этой жизни есть человек с ее чрезвычайными и необъяснимыми способностями и провами.

Гении науки и гении искусства всегда стремятся непостижимого и более совершенного. По словам Оппенгеймера: „оба постоянно должны проводить в гармонию новое и уже известно, бороться за то, чтобы установить некоторый порядок в всеобщему хаосе. В труде и в жизни они должны помогать друг другу”. Этот вечный связь науки и искусства символизируют образы двух известных древнегреческих мифологических героев - Прометея - символ знания и творческого ума и Орфея - божественного музыканта и певца. В их союзе-основа гармоничного общества, которое направлено на достижение новых вершин в научно-техническом и духовно-культурном преобразовании. Потребность в эстетической культуре как составляющей духовности общества и человека не смотря на все новые и новые изменения всегда будет сохранять свою социальную функцию и будет служить своим субстанций им целям. По пророчеству Ф, Достоевского „Красота спасет мир”. Можно лишь добавить, что не так красота, как осознание необходимости жить и превращать окружающей среды по ее законам.

Выводы.

- Производственно-техническая деятельность относится к одной из важнейших сфер жизни современного общества, куда задействованы интеллектуальные и изобретательские способности человека. Не остается она и вниманием со стороны эстетических человеческих интересов, в связи с чем возникло явление промышленной эстетики - внесение эстетического компонента в составляющие производственно-технической деятельности.

- Наряду с понятием промышленной эстетики широко употребляются в наше время термины "дизайн" и "техническая эстетика"; вполне очевидным является факт их принадлежности к единой сферы проявлений эстетического, хотя они несут в своем содержании некоторые отличия: дизайн касается прежде всего форм изделий и предметов человеческого окружения, техническая же эстетика - это теория эстетического процесса в сфере производства, а также эстетизация технических изделий и оборудования.

- В условиях современной техногенной или информационной цивилизации наблюдается определенная девальвация нравственных и эстетических ценностей, поскольку сужаются сферы непосредственного, живого человеческого общения. Поэтому важной задачей современного научно-технического прогресса являются поиски целесообразных форм ввода этической и эстетической составляющих в функциональные характеристики научно-технической деятельности.



Назад