Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Политология как наука, ее категории, закономерности и методы


Процесс становления политологии как научной и учебной дисциплины в нашем обществе очень задержался. Однако это произошло не только с политологией, но и со многими другими научными направлениями гуманитарного и естественнонаучного профиля. Еще совсем недавно нигилизм в отношении многих достижений мировой политической мысли оказывался в практической запрету самих терминов «политология» и «политолог» или в употреблении их как оскорбительных. То же самое в бывшем СССР было и с другими науками: кибернетикой, генетикой, социологией. История 30-50-х годов во многом повторилась в 70-80-е годы, когда отрицание необходимости существования фундаментальной политологии аргументировалось тем, что ее проблематика вроде бы полностью исчерпывается предметом «научного коммунизма».

В бывшем СССР политические исследования длительное время осуществлялись только в рамках философии, теории социализма, политической экономии, истории и т.д. Лишь в 70-х годах политические исследования начинают оформляться в самостоятельную науку, причем политология дольше имела ярлык «лженауки», поскольку рассматривалась как реакция буржуазной идеологии на победное распространение в мире марксизма-ленинизма.

в зарубежном обществоведении политология занимает одно из главных мест. Еще в античной общественной мысли политика наряду с философией была одной из главных наук. Так, в «Нікомаховій этике» выдающийся мыслитель того времени Аристотель уделяет ей одно из ведущих мест в своей классификации наук. В иерархии Аристотеля политика рассматривается как важнейшая наука, поскольку ее функция связана с основной общественной целью - согласованию всеобщего благосостояния с благосостоянием отдельных людей через управление человеческим общежитием. Другие же науки связаны лишь со средствами достижения этой гармонии [2]. Следовательно, политические знания раньше других стали объектом заинтересованности мыслителей прошлого, но политическая наука в своем конституюванні, как ни парадоксально, отстала от других общественных наук. Почти до второй половины XIX века политология была в тени других наук: философии, юриспруденции, истории.

Политология в ее современном виде - это явление новейшего времени. Она возникла на современном этапе человеческой цивилизации. Это произошло в период становления индустриального общества, когда вместе с бурным развитием научного знания возникли новые нетрадиционные отношения между человеком и окружающим миром. Новые исторические условия жизни породили большой спрос на идеи демократии, которая все больше становится формой организации общественно-политической жизни. Демократическая организация общества, однако, требует проведения такой государственной политики, которая бы основывалась на научных политических знаниях, а не на социальных утопиях. Ответом на эту историческую необходимость стало появление либеральной демократии с ее острым спросом на политологические знания. Либеральная демократия создала благоприятные условия для развития общественно-политической мысли и в частности политологии как науки.

Организационное оформление политологии произошло в странах Запада после Второй мировой войны, потому что еще до середины ХХ века в гуманитарной науке понимание политической системы ограничивалось учением о государстве. В те времена только право, прежде всего государственное и международное, полностью доминировала в процессе изучения политических систем. И только после Второй мировой войны появились теоретические труды, в которых предметом политики стало не только жизни государств, но и деятельность политических партий, общественно-политических движений, общественных организаций и других политических институтов. Именно тогда окончательно сформировалось понятие современной политологии.

Политическая наука стала настолько самостоятельным, что начала активно сотрудничать с другими гуманитарными науками, не растворяясь в них. Тогда же оформляются современные методологии су -
совместных наук, более четко разграничиваются их предметные сферы, устанавливается взаимодействие политической науки с сопредельными областями знаний; в сфере политической науки возникает система научных школ и направлений (исследования сознательной и подсознательной мотивации политики, политического поведения, психологии волевых актов власти, анализ внешней политики, понятий политического реализма и т. п.); происходит, как и в других социальных науках, специализация научного знания (исследование внутренней, внешней политики, политических систем, политического лидерства, типологии власти и др.); завершается переход от труда изолированных групп и отдельных ученых к организации научных учреждений, сети учебных заведений, которые готовят кадры специалистов, начинается издательская деятельность, появляются специализированные периодические издания. Политическая наука становится в развитых странах полноправной частью науки как социального института с многочисленными и организованными кадрами исследователей и учеников; возникают международные и национальные организации политической науки [3].

Длительное время демократически настроенные политики объясняли неудачи политических реформ в бывшем СССР в 60-е годы и в период так называемой перестройки давлением аппарата, действиями консерваторов. Многие и сегодня в Украине трудности осуществления политических преобразований связывает с противодействием и саботажем старой и новой бюрократии.

Что ж, доля правды в этом есть. Но не менее важная причина того, что демократизация «пробуксовывает», заключается в самовідчуженні рядовых граждан от политических процессов. Социологические исследования, проведенные в Украине различными службами, в том числе и европейскими, показывают низкий уровень информированности основной массы населения в отношении важнейших политических событий, неподготовленность их к политической деятельности, негативное отношение к политике вообще, нежелание взять на себя личную ответственность за руководство государством, деятельность политических партий и организаций.

Анализ общественного мнения свидетельствует, что в Украине достаточно низко оценивается политическая деятельность партий и движений, профессиональная политическая деятельность вообще. Так, социологические опросы показали: положительно относятся к профессиональной политической деятельности лишь 16% респондентов, отрицательно - почти 51%, 23% не определились, а 6% до нее вполне равнодушны. Характерно, что с возрастом негативное восприятие политики как профессии усиливается [4].

Политические партии не оказывают ощутимого влияния на политическую социализацию значительных слоев населения, им доверяют лишь 10%. Пристальное внимание политике в передачах телевидения уделяют 32%, читает политические статьи в газетах меньше чем половина опрошенных, часто посещают собрания политических партий лишь 7%, принимают участие в политических митингах 5%, в общественно-политической деятельности - 4% граждан [5].

Свобода от политики у нас почему отождествляется со свободой как таковой. Следовательно, для успешного воплощения в жизнь политических реформ, кроме изменений в экономической и социальной жизни, необходимым компонентом становится и эффективная система политического образования и политического воспитания. Решению этой проблемы во многом должно способствовать изучению политологии, организация научных исследований политических процессов.

Политика является объектом изучения многих гуманитарных дисциплин. В чем же заключается специфика политологии как науки? Для ответа на этот вопрос нужно прежде всего напомнить, что политику, кроме собственно политологии, изучают еще пять основных типов, или циклов обществоведческого знания: философский, социологический, право - и державознавчий, исторический и, наконец, психологический.

Рассмотрим теперь, как разместились эти дисциплины в необъятном пространстве политической жизни. Философия изучает политику как феномен мирового развития и компонент человеческой цивилизации; социологию интересует влияние социальной среды на политическую сферу, например, вопросы взаимодействия подсистем собственности и духовной культуры со сферой властных отношений; правоведение исследует «пограничную» сферу правовых и государственных норм и институтов; историю интересуют вопросы последовательно-хронологического сбора и описания эмпирических фактов относительно развития политических институтов и идей, а психология обращается к тонкой материи психологических механизмов и стереотипов политического поведения людей. Можно говорить и об целый комплекс наук, которые изучают политику и возникли на рубеже собственно политологических и других обществоведческих знаний: политическую философию, политическую социологию, политическую историю, теорию государства и права, политическую психологию и т.д. Вместе с такими дисциплинами, как политическая этнография, политическая демография, политическая статистика, эко - и біополітологія, этот комплекс знаний создает политическую науку, или политологию в широком понимании.

Наряду с ней существует и политология в узком ее значении - как общая теория политики, что составляет «душу и сердце» политической науки. Политологию (общую теорию политики) отличает от других политических наук том, что она не касается отдельных аспектов политики и не изучает политику наряду с другими, неполитическими объектами. Специфика теории политики заключается в том, что она, во-первых, специально исследует политику как целостный объект и, во-вторых, за главный предмет берет группу внутренних, имманентно присущих только политике, специфических закономерностей властных отношений.

Однако единого взгляда на эту проблему нет. Более того, существует много разных определений науки о политике. Например, западный политолог М. Гравітц пишет: « ... политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместная жизнь» и как «изучение идей, которые приводят в движение людей» [6]. Американский политолог Г. Лассуелл делает вывод: «политическая наука - эмпирическая дисциплина, занятая изучением формирования и адаптации власти и исследованием политических действий, касающихся постоянных властных структур» [7]. А не менее известный испанский политолог Л. С. Саністебан пишет, что « ... предметом политологии как научной дисциплины является
исследование структуры и функционирования политических систем» [8].

Итак, как общее определение предмета политологии, можно было бы предложить следующее: политология в более узком понимании (общая теория политики) изучает специфическую группу закономерностей отношений социальных субъектов по поводу власти.

Выходной теоретический материал познания любой науки составляют категории - наиболее общие фундаментальные понятия науки, отражающие наиболее существенные черты ее предмета. Категории раскрывают или необходимые связи, узловые пункты науки, или существенные элементы ее структуры. Как сравнить с другими общественными науками, исследующие проблемы политической жизни, категории политологии имеют более конкретный характер. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема групповой сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема политического сознания. Проблема культуры как философская категория в социологии оказывается как культура той или иной социальной общности, в правоведении - как правовая культура, а в политологии - как политическая культура со всеми характерными особенностями.

Наряду с философскими и социологическими категориями в политологии используются и понятие других гуманитарных наук, например политическое устройство, политический статус, политическая норма, политическая этика, политическая психология и т.п., а также понятия, характеризующие конкретные стороны и процессы политической жизни общества и личности. К ним относятся: «политическая деятельность», «политическая активность», «политическое поведение», «электоральное поведение», «политическое решение», «политические ценности», «политическое лидерство», «политическая роль» и др.

В то же время политология как комплексная и самостоятельная отрасль су -
совместных наук не только переводит общие философские, социологические и другие научные понятия в политическую сферу. Предметом политологии является анализ сущности политики как целостного общественного явления: проявление на макро - и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений; определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах; разработка объективных критериев социального измерения политики [9].

Политика в общественной жизни выступает как своеобразная форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, главной целью деятельности которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Вот почему, по нашему мнению, категория «политическая власть» является центральной категорией политологии и политики как сферы деятельности. По этому поводу известный украинский политолог В. Липинский отмечал, что цель политики - не само движение, а реализация политических стремлений, которые порождают его. Без применения и реализации власти даже лучшие стремления и самые блестящие идеи не могут быть воплощены в жизнь и будут оставаться лишь идеями. Вот почему именно власть дает ключ к пониманию политики, политических институтов, политической системы и других политических процессов. Только поняв суть власти, ее определяющие черты, можно выделить политику и политические отношения со всей сферы общественных отношений.

На современном этапе особое значение приобретают теоретические исследования законов политического развития. В политической литературе сейчас случается большое количество понятий, которые именуются «законами». В некоторых случаях применяется осторожнее определение - «закономерность». Следует подчеркнуть, что только вполне под -
тверджений закон общественно-политического развития может и должен быть опорой для оценки ситуации, а тем более для ее прогнозирования. Конечно, в политике именно только знания даже наиболее точных законов не дает полного представления о реальной действительности: для этого нужен еще и всестороннее конкретный анализ конкретной ситуации, ее теперешнего состояния и прошлого. Закон - это необходимая связь между нынешним состоянием ситуации (явления, процесса, системы) и состоянию, непосредственно предшествовавший ему и следовать за ним. Конечно, любой закон, в том числе и природный, редко бывает вполне исчерпывающим и однозначным, он всегда является статистическим, приближенным, включает большое количество различных внутренне и внешне противоречивых тенденций. Тем более это касается общественного закона, поскольку на его действие оказывает влияние большое количество разнообразных, в том числе и случайных факторов, имеющих объективный и субъективный характер.

Вот почему политологический закон всегда характеризуется специфическим соотношением абстракции и конкретности и формулируется на достаточно высоком уровне обобщения. Только в этом случае он может отражать действительно обязательные, универсальные связи между явлениями.

В политике не существует жесткой детерминации, однозначного определения состояния и характера политических событий. Нельзя обойти высокой степени зависимости политических процессов от характера политического субъекта, его особенностей исторического развития, социальной активности, уровня культуры. Поскольку активно действующих субъектов в сфере политической реальности может быть много, а вектор их взаимодействия не всегда дает ожидаемые результаты, то здесь «закон действует скорее как тенденция, то есть как закон, абсолютное осуществления которого задерживается, замедляется и ослабляется противодействующими обстоятельствами» [10]. Законы общественно-политической жизни проявляются через поведение многих людей и часто характеризуются статистическим чертами. Именно поэтому предсказать поведение как больших общественных групп, так и отдельного человека в сфере политики можно лишь с определенной степенью вероятности.

Следует также иметь в виду, что знание законов политики не дает никакой «тайной власти над людьми, но дает возможность выявить те факторы, связи, долговременные тенденции, которые возникают и действуют как за пределами политики (явления экономической, этнической, социальной, культурной и других сфер жизни), так и внутри ее, часто определяя ход политических процессов и событий.

Среди закономерностей, отражающих влияние внешних факторов, следует выделить политико-экономическую закономерность. Эта закономерность отражает соотношение между экономическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. С точки зрения марксизма, политика и соответствующая система политической, государственной власти детермінуються развитием экономических процессов. Экономические интересы становятся причиной социальной политических действий. « ... Политическая власть, - писал К. Маркс, - есть только порождением экономической власти...» [11].

В то же время политическая власть, будучи производной относительно экономической, характеризуется самостоятельностью, что открывает широкие возможности для политического влияния на экономические процессы. Однако самостоятельность политической власти нельзя абсолютизировать. Создание культа политической власти, попытки с помощью административного принуждения «обойти» экономические законы неизбежно обречены на неудачу.

Уровень возможного влияния политики и экономики различные политические течения представляют себе по-разному, и в реальной политике вокруг этой проблемы постоянно идет борьба. Всем известна ленинская формула «о первенство политики относительно экономики», то есть о способность политики влиять на важнейшие экономические интересы. Эта позиция, однако, определяет только такой тип государственного влияния на экономическую жизнь общества, когда политические власти с помощью планирования, распределения ресурсов, финансового контроля,
подбора кадров и других мер ставят экономическую деятельность в жесткие административно-государственные рамки развития.

В противовес такому подходу консервативная политическая мысль вообще отвергает идею о возможности и необходимости любого вмешательства государства в экономическую жизнь. Кредо неоконсерваторов в экономике - это замена реформистской модели экономического развития монетаристською моделью, которая ориентирована на освобождение частного бизнеса от чрезмерного государственного вмешательства, всестороннее стимулирование рыночных отношений, частного предпринимательства.

Из-между закономерностей, отражающих влияние внешних факторов, нужно также выделить политико-технологическую закономерность. Сейчас никто не может отрицать мощного влияния развития техники на динамику политических процессов. Эта связь особенно наглядный в таких сферах, как война с ее сегодняшними техническими возможностями уничтожение человечества и всего живого на земле; научно-технические достижения в передовых странах и усиление их политического влияния на международное сообщество; широкое привлечение масс к политических процессов под влиянием радикальных технологических и социальных сдвигов в обществе; зависимость политических событий от скорости распространения и усвоения информации и т.п.

Существует и целый комплекс закономерностей, отражающих действие внутренних связей и тенденций политической жизни. Это прежде всего расширение сферы политической жизни и повышение его роли в обществе, значение народных масс в политическом процессе, в развитии демократии, самоуправления, в изменении политических и государственных форм.

К закономерностей политической жизни относятся также: демократизация политических отношений, рост роли «человеческого измерения» политических процессов, повышение степени социализации, гуманизации политических отношений, обеспечивающих целостность общества. Все полнее реализуется тенденция развития свободы творчества, свободы общения как основных ценностей и ориентиров функционирования политической жизни, творческого потенциала личности, превращения ее в активного субъекта политических процессов.

Одной из закономерностей политической жизни следует считать тенденцию к укреплению отношений гражданского общества, а именно: ограничение вмешательства политических структур в управление различными сферами общественной жизни, рост их автономии от политики и государства.

Важное значение для раскрытия внутренних связей и тенденций политической жизни имеют законы структуры, функционирования и развития, которые изучает политология [12].

Политологические законы структуры определяют сущность форм и методов организации политических систем, их внутреннюю направленность и взаимообусловленность. В политике оказываются законы многих срезов, например закон организации структурирование политических институтов и др. Одни из них отражают связь элементов в отдельных подсистемах, тогда как другие являются действующими для групп подсистем или общества в целом [13].

Одним из важнейших законов политологии есть закон разделения властей, который в мировой и отечественной политологии в своих основных чертах (необходимости, всеобщности, повторяемости, инвариантности) еще недостаточно разработан.

Законы функционирования политики характеризуют ее жизнедеятельность как особого организма. Эти законы раскрывают существенные и необходимые связи между всеми структурными компонентами политической сферы: политическими интересами и политической деятельностью, политической деятельностью и политическими отношениями, политическим сознанием и политическими институтами и т.д.

Важную роль в политологии играют законы развития политической жизни, политических систем, политических отношений. Эти законы выступают как законы качественных преобразований на основании столкновение противоположных сил и тенденций в пределах определенной сущности. Законы развития проявляются через многообразие форм взаимодействия социальных субъектов политической жизни (политическая борьба, гегемонизм, сотрудничество, согласие, союз, изоляция, нейтрализация и т.п.). При этом политическая борьба выступает как средство, а стабильность, жизнеспособность системы политических отношений, сбалансированность политических интересов - как цель.

Вполне естественно, что со временем исследователи смогут открыть еще и другие законы политологии, потому что наши представления об политические институты и процессы постоянно углубляются, возникают новые явления, которые развиваются по собственным законам. Политология (как и все общественные науки) вообще характеризуется чрезвычайным динамизмом и подвижностью.

Однако необходимо признать, что вряд ли повезет в недалекой перспективе разработать вероятной теорию политологических законов и перейти от гипотез (а чаще - от суб'єктивістських предположений исследователей) к настоящей науке. Пока эмпирическая политология и социология не будут иметь необходимого количества материала, который бы характеризовал развитие нашего общества в спокойные и в переломные периоды, пока обработка этого материала не будет осуществляться достаточно быстро, чтобы не отставать от проблем, которые остаются актуальными, пока выводы ученых не будут направлены на сегодняшний, а не на вчерашний день, до тех пор политология не станет вполне современной наукой, которая опирается на общую теорию.

В процессе изучения политических явлений политическая наука пользуется различными методами исследования. Исходя из того, что в сферу интересов науки о политике входит огромная по своим масштабам социальная практика, политология использует собственно все методы других социальных наук: философские, правовые, социологические, исторические, математические, логические (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование и др.). С чисто теоретических методов можно назвать такие: теоретический эксперимент, математическая формализация, гипотетически-дедуктивный метод, метод постепенного движения от абстрактного к конкретному, метод исторического описания и т.д.

Для большинства политологов как на Западе, так и у нас, в Украине, общей методологической основой исследований остается диалектический метод. Он определяется конкретно-историческим подходом к анализу явлений действительности, учетом влияния на политические явления многих различных факторов, действующих в обществе, признанием приоритетной действия экономической сферы жизни су -
общества, рассмотрением всех политических явлений и событий в их развитии и взаимосвязи.

В политических исследованиях существенное значение имеют системный подход и структурно-функциональный анализ. Содержание системного подхода составляют философские представления о целостности объективного мира, соотношение целого и частей, взаимодействия системы со средой, общие закономерности функционирования и развития систем, структурированность каждого системного объекта, активный характер деятельности субъектов социально-политических систем.

Системный анализ политологи считают особенно важным в познавательном отношении. Системный подход был заимствован из других областей знаний (кибернетика, теория информации). Однако в науке очень распространено мнение, что первым примером использования этого метода в гуманитарной области знания стал анализ структуры общественно-экономической системы капитализма, сделанный К. Марксом. Ценность и важность такого подхода заключается в целостном восприятии объекта исследования и общем анализе связей между отдельными элементами в пределах широкого целого. Как показывают теоретические исследования, системный анализ политических явлений и процессов может охватывать исследования политической системы в целом (например, политической системы Украины, США, Германии и т.д.), отдельных частей политических систем - подсистем (например, законодательной, исполнительной и судебной властей, партийной системы, системы профсоюзов, системы местной власти и т.п.); элементов политической системы (политическая партия, правительство, гражданин и т.п.).

Во второй половине ХХ века широкое распространение в западной (особенно американской) політологічній школе приобрели біхевіористські методы, то есть способы исследования общественных (политических) явлений через изучение и наблюдение поведения отдельных людей и общественных групп. Итак, определяющей в подходе к пониманию этих методов становится категория «политического поведения», основным содержанием которой являются действия человека, выполняющего определенную политическую роль. Изучение политического поведения лица имеет целью получение определенной эмпирической информации с помощью или непосредственного наблюдения, или получением опосредованной информации через эксперимент, анкетирование, интервью, анализ документов и т.д.

Использование біхевіористського метода в науке о политике заключается в том, что политика как общественное явление характеризуется, прежде всего, индивидуальным измерением, а все другие социальные формы деятельности она выводит именно с анализа поведения индивидов, между которыми существуют групповые связи. Такой подход берет за побудительный мотив участия человека в политике ее психическую ориентацию, которая связана с ее чувствами, эмоциями, волей, темпераментом и т.д. Вот почему участие людей в политике накладывает на нее неповторимый отпечаток. Біхевіористські методы исследования еще недостаточно используются в отечественной политологии и не только через их объективные недостатки, а еще и потому, что в недалеком прошлом их не признавала советская наука, а следовательно, и изучение этих методов было совершенно лишним.

Из-между методов политической науки сравнительные методы древнейшие, но они до сих пор широко применяются в политических исследованиях. Ими пользовались еще Платон, Аристотель, Монтескье, а также К. Маркс, Г. Вебер, В. Парето и другие выдающиеся мыслители новой и новейшей эпохи. Значительное распространение этих методов связано с невозможностью широкого применения эксперимента в науке о политике и потребностью наблюдать политические явления и процессы в их естественном состоянии. Чрезвычайно большая сложность применения сравнительного метода вытекает из сложности самого выбора явлений, которые будут сравниваться в научных наблюдениях и исследованиях. Характерной отличительной чертой этого метода является сопоставление двух (или более) политических объектов (или их частей), которые имеют общие характеристики. Использование сравнительного метода позволяет выявить, в чем заключается сходство исследуемых объектов (или их частей) и чем именно они отличаются друг от друга.

Сравнительный анализ делает возможным комплексное осмысление проблем целостного, взаємозв'язаного и взаимозависимого мира и побуждает к поискам не только различия, но и сходства в его развитии. Сравнительному анализу подвергаются такие функции политических систем различных обществ, как сохранение стабильности и целостности, разрешения конфликтов, защиту государственной независимости, удовлетворение ожиданий и требований граждан и др.

Чрезвычайно актуальной проблемой в политологии является установление объективных показателей для сравнения различных систем. Так, например, для сравнения развития демократии в разных странах таким показателем могут быть масштабы реального вовлечения граждан в политические процессы. Очень интересным является выбор критериев для сравнительного анализа деятельности политических партий, в частности: интересы которых классов, социальных слоев и групп населения выражает партия; ее идейно-теоретические ценности и установки; основные функции политического руководства; принципы отбора и продвижения лидеров на политические и государственные должности и контроля за их деятельностью; разработка и реализация внутренней и внешней политики государства, участие в этих процессах и т.д.

Сейчас в политологии широко применяются емпірико-социологические методы, методы социальной психологии, статистики, моделирование. Основным объектом этих исследований является функционирование политических институтов, действия политических субъектов, динамика социальной мысли. С помощью названных методов можно изучать стиль деятельности участников политических процессов, эффективности политических решений, уровень политического сознания и культуры различных групп населения. Для этого используются анализ статистических данных, политических решений, устные методы (интервьюирование); письменные опросы (анкетирование); непосредственное наблюдение за объектом, который изучается, социально-политические эксперименты. Применяя эти методы, необходимо учитывать возможности типизации объектов, изучаемых.

Кроме вышеупомянутых общих методов в политологии разрабатывается и конкретная методика политических исследований, которая заключается в использовании в должной последовательности и взаимосвязи совокупности определенных технических приемов. Эти приемы почти ничем не отличаются от тех, которыми пользуются в других отраслях эмпирических исследований. Их можно разделить на три основные группы. К первой группе относятся те, которые связаны с получением исходной информации, например наблюдение, изучение документов, опрос, обследования и т. п. Вторую группу составляют приемы, используемые с целью обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, генетический, математический анализ и т. п. В третью группу входят такие приемы, которые позволяют осуществить проверку научной гипотезы. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирования.

В современной политологии емпірико-социологические методы получили широкое распространение. Фактически на Западе сложилась прикладная политология, ориентированная на практическое применение результатов исследования, этого специфического интеллектуального товара, заказчиком и покупателем которого являются центральные и местные органы власти, политические партии, государственные учреждения, частные фирмы.



Назад