Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

3. Функции политологии как науки


Характер политологии как науки наиболее полно проявляется в ее функциях. Одной из важнейших функций политологии является теоретико-познавательная. Эта функция реализуется через изучение, систематизацию, объяснения, анализ, обобщение и оценку политических явлений. Политология в этой функции презентует себя как совокупность взаимосвязанных теоретических концепций, опирающихся на выявленные закономерности общественного развития.

Теоретико-познавательную функцию связано с разработкой основных концептуальных идей, которые объясняют характер развития общества на разных этапах. Историческая практика нашего недалекого прошлого убедительно свидетельствует, что несостоятельность прежних теоретических установок, в частности относительно полной и окончательной победы социализма, стать по-настоящему научными политическими концепциями была обусловлена не только тем, что они были оторваны от реального общественной жизни, но и тем, что они базировались на жесткой экономической, социальной, политической и духовной основе (безраздельное господство государственной собственности, негативное отношение к несанкционированных форм социальной активности, однопартійне политическое руководство, нетерпимость к инакомыслию).

Отказавшись от старых политических концепций, украинское государство пока что не взяла на вооружение новые политические доктрины. Такая ситуация не могла не повлиять негативно на состояние государства и общества, который в настоящее время характеризуется политической и экономической нестабильностью, растущей региональной отчужденностью, социальным, моральным и психологическим напряжением. Но это вовсе не означает, что политические процессы в нашем государстве происходят вообще без любой теоретической основы. События последнего времени, особенно принятия новой Конституции Украины, убедительно свидетельствуют о том, что на роль одной из таких теоретических доктрин безусловно претендует концепция политического плюрализма, которая давно уже прочно утвердилась в развитых западных странах. В нашем государстве, как и в других странах СНГ, идея плюрализма также все активнее заявляет о себе. Даже короткий период развития Украины как независимого государства показывает, что процесс реализации этой идеи в политической жизни происходил довольно бурно: от плюрализма мнений - до плюрализма действий, от плюрализма действий - до плюрализма организаций, от плюрализма организаций - до плюрализма общества в целом. Основная привлекательность идеи политического плюрализма для демократического развития политических процессов в государстве заключается в том, что она не только противостоит идее авторитаризма и тоталитаризма, но и открывает широкие перспективы для участия различных групп населения в политической жизни общества.

Появление политического плюрализма - это относительно новое явление для Украины. А поэтому его утверждение и распространение неизбежно сопряжено с определенными трудностями. Так, в нашем обществе чувствуется заметное влияние анархистских тенденций. Как показывает историческая практика, анархизм всегда и везде спекулировал на свободе личности и на ее постоянном стремлении самореализации. То, что в последние годы довольно распространенным явлением стала массовая неуважение к закону, к распоряжениям власти со стороны различных структур, слоев населения и должностных лиц, - наглядное подтверждение опасности для общества этого процесса. Не может не беспокоить также значительное распространение в Украине регионального и межконфессионального эгоизма. Появившись как естественная реакция на действия административно-командной системы, региональный, межконфессиональный и групповой эгоизм (если в обществе не будет найдено соответствующих средств для его преодоления), может перерасти (практика всеукраинской забастовки шахтеров это подтверждает) в широкомасштабную конфронтацию с крайне негативными для государства и общества последствиями. Особенно необходимо отметить опасности для нашего государства автаркізму, региональной обособленности и замкнутости, которые приводят к дезинтеграции общества и мешают становлению подлинного политического плюрализма.

Важную роль в политологии играет методологическая функция, которая определяет порядок анализа закономерностей, методов, способов и принципов теоретического исследования политики и практической реализации полученных знаний. Методологическая функция политологии состоит в том, чтобы вооружить человека эффективными средствами познания политической реальности. Эффективность этих средств зависит от того, в какой мере политология опирается, с одной стороны, на загальнофілософські принципы, законы и категории, которые применяются во всех отраслях научного знания, а с другой - на специфические приемы и средства, разработанные представителями конкретных наук в процессе эмпирического анализа различных явлений природного и общественной жизни.

С помощью мировоззренческой функции утверждаются ценности, идеалы, нормы цивилизованного политического поведения, политической культуры социальных субъектов, способствующих достижению определенного консенсуса в обществе, оптимальному функционированию политических институтов. Изучение политологии дает возможность понять, чьи интересы выражают те или иные партии, общественные группы, их лидеры и государственные структуры. Эта функция влияет на развитие политического мышления, умение оценивать политические события в контексте их связей с историческими условиями, которые реально существуют в данный конкретный период.

Говоря о практическое значение политологии, следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он заключается прежде всего в обращении политической науки до самого политической жизни, в постоянном реагировании на потребности политической практики. Свое проявление прикладной характер политологии находит также в ее конструктивно-критической направленности. Надо отметить, что советское обществоведение, включая и политологию, еще совсем недавно весь свой пыл использовало только для борьбы с буржуазной идеологией, не замечая проблем собственного общества. В науке тогда полностью господствовала жестко навязана «сверху» административно-командной системой откровенная апологетика советской системы.

Прикладной характер политологии проявляется также в повышении значимости ее профессиональных работников. В настоящее время большую потребность в політологах-профессионалах имеют высшие и средние специальные учебные заведения, а также общеобразовательные школы, где спрос на преподавателей политологии значительно превышает предложение. Необходимость в політологах чувствуют и научно-исследовательские институты, центры и лаборатории, причем не только чисто политологического и психологического, социологического, юридического, исторического, международного и других профилей. На политологов ждут представительные и исполнительные органы власти, внутриполитические и внешнеполитические учреждения и службы, многочисленные средства массовой информации и коммуникаций, коммерческие предприятия и т.д.

Не менее важным показателем практической функции политологии есть также другой ее аспект, который проявляется во взаимоотношениях политической науки и ее представителей с властями. Длительное время партийно-государственные чиновники свои взаимоотношения с представителями гуманитарных наук строили по принципу феодально-вассальной зависимости: ученым в этих отношениях отводилась лишь роль послушных исполнителей и комментаторов директивных указаний руководства. А потому сейчас, в условиях радикальных изменений в функционировании политической системы, эти отношения еще не могут набрать адекватного цивилизованному обществу характера. Сегодня в нашем государстве, как и в других посттоталитарных странах, происходят активные поиски такой модели сотрудничества между политологами-теоретиками и политиками-практиками, которая бы сделала невозможными и любой формы административного давления, и некритическое восхваления «государственной мудрости» власть имущих. Такое сотрудничество должно быть направлено на разработку практических рекомендаций относительно путей, механизмов реализации политических знаний и рациональной организации политических процессов. Для этого необходимо обеспечить изучение и учет эффективности политических решений, которые принимаются, постоянно анализировать состояние общественного мнения, отношение общественности к политических структур и институтов.

Важную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Суть этой функции заключается в направленности политологии на предвидение направлений развития политических процессов, различных вариантов политического поведения. Это необходимо для разработки механизма рациональной организации политических процессов, учета ресурсов политической власти, особенно таких ее видов и форм, как авторитет, контроль, влияние, принуждение и т. п.
В процессе обновления нашего общества возрастает роль прогнозирования политического поведения социальных субъектов как в центре, так и в различных регионах страны, предвидение последствий определенных политических акций.

В современных условиях прогностическая функция политологии используется, во-первых, для определения текущих целей и отдаленных перспектив развития общества, а во-вторых, для своевременного проведения научных экспертиз наиболее важных политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. Всем нам известно, например, что по количеству решений и законов, принимаемых нашими парламентариями, мы значительно опережаем многие страны мира. Однако хорошо известно и то, что большая часть этих решений и законов остается нереализованной. Причин такой ситуации много, но одна из главных - отсутствие предварительной экспертизы политических решений, законов и указов.

Прогностическая функция политологии должна заключаться, по-третье, в моделировании политических процессов и отношений. Сегодня надо откровенно сказать о том, что именно этот аспект прогностической функции политологии еще не получил должного развития в нашей стране. Это можно объяснить тем, что процесс привлечения гуманитарных наук в обеспечении научно-технического прогресса происходит очень медленно, а научно-техническое обеспечение самих этих наук является крайне плохим. Значительную негативную роль в этом процессе сыграла также и распространена в прошлом в нашем обществе враждебность к формализации политических явлений. Но, как свидетельствует политический опыт цивилизованных стран, возможности моделирования политических процессов как национального, так и глобального характера чрезвычайно велики. Ярким доказательством высокой эффективности моделирования политических процессов является деятельность Римского клуба, а также других правительственных и неправительственных организаций многих стран мира.

Подводя итог, нужно дать ответ на вполне законный вопрос: что именно эта наука дает обществу и отдельному человеку? почему в западных странах как государственные, так и частные организации тратят на нее большие средства? На это можно ответить так.

Распространяя политические знания, политология способствует формированию политической культуры народа, созданию гражданского су -
общества. Наука о политике играет большую роль в становлении и сохранении гуманизма и человечности в отношениях между государством и гражданским обществом.

Политология имеет и большое воспитательное значение. В цивилизованных странах подготовку людей к выполнению ответственных обязанностей гражданина сосредоточено в руках политических партий, церкви, школы, молодежных организаций и т.д. В Украине, как и в других странах СНГ, политическое воспитание человека осуществляется школой, средствами массовой информации, а в высших учебных заведениях эту миссию возложена на систему общественных наук, и прежде всего на политологию.

Итак, теоретико-познавательная, методологическая, мировоззренческая, практическая, прогностическая и воспитательная функции политологии отражают ее связь с жизнью, свидетельствуют, что математика является наукой живой, действующей, такой, что постоянно и динамично развивается.



Назад