Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

4. Политика как искусство


Суть политики определяется «двойственным» характером этого явления. Во-первых, политика - это наука, поскольку она базируется на законах общественного развития, а следовательно, должна рассматриваться сквозь призму объективной логики этих законов, категорий и методов. Итак, политику нельзя рассматривать как нечто произвольное, отдано на откуп отдельной личности, социальной группе или даже целому классу.

Необходимым условием, что способствует лучшему пониманию объективных процессов, действующих внутри политики и вне ее, является изучение исторического опыта, необходимость внимательного отношения к его уроков и учета в политической деятельности всего многообразия факторов, которые на нее влияют. Наличие объективного элемента в политике, ее зависимость от предыдущих событий создают возможность для научно обоснованных прогнозов, прогнозов и даже для соответствующего моделирования политических процессов, хотя, конечно, это можно сделать лишь с определенной степенью вероятности.

Во-вторых, политика - это не только наука со своей системой категорий, закономерностей и методов, но и искусство, которое заключается в умении использовать имеющиеся возможности, принимать правильные и продуманные политические решения как на основании теоретических знаний и проверенных исторической практикой логических выводов, так и с помощью воображения, интуиции, творческой смелости и фантазии.

Политика как искусство - это необходимый компонент действенного и эмоционально-волевого жизнь политики, что существенно определяет ее эффективность, характер методов, выбор тактики и профессиональное призвание политического деятеля. Приближение политики до искусства объясняется ймовірнісним характером политического процесса (неполнотой информации о его исходные условия, возможностью появления непредвиденных факторов, неопределенностью конечных результатов и т. п.). Поскольку политический процесс никогда не может быть полностью рациональным, а неконтролируемые процессы в политике нежелательны, то по организации и осуществления политического процесса и вообще любой политической действия возникает двойная задача: однажды компенсировать отсутствие точного знания и в то же время удержаться в рамках рационального, чтобы не допустить безответственных решений и действий.

Решение первой задачи связано со знанием техники политических отношений, соотношение сил, знанием людей и их интересов, слабых и сильных сторон, логики и психологии поведения масс, групп, отдельных лиц и т. п. Именно оно определяет политическую тактику, способ принятия конкретных политических решений, возможность точного маневрирования на основе правильного психологического расчета, умение превращать намерения в действия, вести гибкую политическую игру, когда тактическая техника и умение маневрировать переходят в более значительные стратегические действия. Когда же искусство подменяют ловкостью, интригой, манипуляцией людьми и принципами, что, к сожалению, частенько случается, можно говорить о перерождении политики в политиканство.

Вторая задача - оставаться в сфере рационального - решается благодаря умению воздерживаться от всего необдуманного, случайного, от предрассудков и страстей, сведение личных счетов и т. п.

Решение этих двух задач сближает интеллект политика с его эмоциональной сферой. На границе между ними, в интуитивной сфере, что близка к подсознанию, возникают яркие импровизации, прозрение, удачные догадки, решение о выборе близких по духу и по складу характера партнеров. На грани знаний и инстинктивного выбора политика может достичь подлинного артистизма, подняться от изнурительного труда к эмоциональному озарение [14].

Как показывает историческая практика, политика, как и искусство, зависит не только от объективных, но и от субъективных обстоятельств, которые невозможно логически проанализировать. Это обстоятельство требует постоянной готовности творчески мыслить и соответствующего отношения к политической деятельности. Нельзя абсолютизировать значение прошлого опыта, ранее известных и проверенных некогда схем политического поведения, привычных старых приемов решения проблем. Как отмечал С. Фрейд, « ... в политике необходимо действовать сразу и правильно, здесь нет возможности проверить гипотезу, поставить вопрос, чтобы вернуться к нему позже и т. п. Если проблему установлено, цели определены - надо действовать» [15].

Надо постоянно помнить о том, что политические события обязательно несут на себе отпечаток» тех людей, которые участвуют в политической жизни, отражают культурное, эмоциональную среду, в котором они сформировались. Разнообразными есть условия и направления любой политики и так же многообразные ее средства. Необходим выбор именно этих средств и конкретный момент их применения - это важнейшие проявления искусства политики, потому что они нуждаются в высокой степени рациональности и изобретательности в принятии и реализации политических решений.

Политике присущ особый состояние: постоянное развитие и текучесть. Вот почему политические процессы, действия, отношения, события никогда не остаются одинаковыми и неизменными даже в течение короткого времени. Обстоятельства, которые постоянно меняются, требуют от политических субъектов новых подходов, новых решений, новых усилий для их реализации. Это дает нам возможность сделать два важных вывода. Во-первых, осуществление политики не является одномоментным западом, а процессом, причем уже в начале политических действий неожиданно могут возникнуть новые, непредвиденные обстоятельства и факторы, которые не только повлияют на конечный результат, но и станут решающими. Именно умение предвидеть и предсказать новые обстоятельства и моменты развития политических процессов в обществе и делает политику искусством, то есть таким видом деятельности, характерной чертой которой является воображение, интуиция, творческая смелость и фантазия.

Второй важный вывод заключается в том, что нельзя относиться к фактам политики как в статических, неизменных. Политические процессы находятся в постоянном развитии и становлении. А это делает выбор момента, места и времени включения человека в политический процесс большим искусством, которое может прийти только с опытом. Не случайно один из советов большого политического мыслителя Н. Макиавелли заключается в том, что «все мудрые государи должны иметь в виду не только теперешние осложнения, но и будущие и со всей энергией принимать меры против этих последних. Если предусматривать их раньше, то нетрудно будет бороться с ними; если же ждать их приближения, то лечение будет уже несвоевременным, потому что болезнь стала неизлечимой» [16]. Как показывает политическая практика, влиять на политические процессы, контролировать их на ранних этапах развития гораздо проще, чем на завершающей стадии. Искусство политика проявляется в том, чтобы политические решения принимать не только правильно, но и своевременно.

Политическое искусство означает, таким образом, сочетание рациональных, интеллектуальных и интуитивных (подсознательных) факторов и чувств человека. В этом синтезе при определенных условиях и обстоятельствах может возникнуть и политическая харизма (дар божий), а именно: умение политика породить доверие людей к себе доверие, которая может перерасти даже в мистическое поклонение. Однако необходимо помнить о том, что искусство политической борьбы, политического компромисса, политической работы с людьми и принятия решений, как и искусство осуществления всех других форм политической деятельности, никогда не должно доминировать над теоретико-рациональными принципами политики. Надо также иметь в виду, что ничем не ограниченная политика - это большой риск вырождения настоящей политики в грязное политиканство, в господства только личных амбиций и властолюбия.

Вот почему искусство политика заключается в очень сложной труда по согласованию разносторонних свойств политики, в умении никогда не впадать в крайности, не абсолютизировать будь-какие разнообразные политические аспекты. К большому сожалению, на такую абсолютизации мы постоянно сталкиваемся, когда «большую» и «малую» политику часто ограничивают субъективными действиями как отдельных лиц, так и определенных замкнутых групп, отвергая любые рациональные подходы к анализу политических процессов.



Назад