Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Эволюция политической мысли в эпоху Средневековья и Возрождения


Влияние античной социально-политической мысли сказался прежде всего на политических учениях средневековья и Возрождения. После распада рабовладельческого строя в Западной Европе возникло феодальное общество, основными классами которого стали помещики и крестьяне.

Заметную роль в эпоху феодализма играло духовенство. Оно было большой экономической, политической и идеологической силой. Это произошло потому, что в условиях большой феодальной раздробленности (V-X вв.) католическая церковь, имея четкую иерархию и устойчивые догматы, оказывала значительное влияние на всю духовную жизнь средневековья. Социально-политическая мысль не была исключением. Ее развитие в основном осуществлялся усилиями религиозных деятелей.

Главным в комплексе социально-политических идей раннего средневековья стало учение «отцов» и «учителей» церкви: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Нисского и других о бесплодие земного существования, о бесполезности и тщетности человеческих усилий. Пропагандировался аскетизм, выдвигалась идея повиновения власти, а за это обещалось царство небесное на том свете.

Основой социально-политических представлений той эпохи была религиозная установка о том, что земная жизнь является лишь бледным отражением небесного. Несмотря на разделение общества на богатых и бедных, религиозные мыслители настаивали на возможности подлинного братства людей во Христе. Перед Христом, говорили они теряют свое значение богатство, образованность, общественное положение и привилегии. Лозунг равенства перед богом прикрывало фактическое неравенство в обществе.

Наиболее выдающимися социально-политическими мыслителями средневековья были Аврелий Августин, позже названный «блаженным», и Фома Аквинский.

Августин (354-430) - один из отцов частью западнохристианской церкви. О свои духовные поиски мыслитель рассказал в произведении под названием «Исповедь».

Основная черта социально-политических взглядов Августина - обоснование и оправдание неравенства в обществе. Богатство одних и бедность других он объяснял зіпсованістю природы человека в результате грехопадения первых людей. Положение человека в обществе, по Августину, запрограммированное на небесах. Отсюда - вывод о неправомерности революционных выступлений народа против устройства «гармоничного неравенства».

В своем учении Августин пытался дать всемирно-историческую картину развития человечества. Он вслед за древнегреческими стоиками обосновывает идею единства человеческого рода, что происходит согласно библейским сказаниям от «прародителей» - Адама и Єви.

Другим важным элементом учения было понимание истории человечества как борьбы двух градов», «двух государств»: «града божьего», состоящий из божьих защитников, и светского государства - «большой розбійницької организации», в которой стремятся материальных благ и эксплуатируют праведных. Конец-концов, Августин считал, ход истории обеспечит победу «божьей государства» над светской. Высокий авторитет Августина в христианских кругах западноевропейского средневековья и был связан с идеей о необходимости подчинения светской власти церкви.

Другой выдающийся мыслитель - Фома Аквинский (1225-1274) - жил в период позднего средневековья и был наиболее влиятельным богословом в Западной Европе того времени. В 1323 году он был причислен к лику святых римско-католической церкви, а учение Фомы Аквинского впоследствии было признано официальной идеологией католицизма.

Взгляды Фомы Аквинского на общество сформировались под влиянием Аристотеля. Как и греческий философ, Фома говорил о необходимости ставить на первый план интересы государства. Согласно христианской традиции, сложившейся он рассматривал социально-политические отношения как отражение небесного, божественного порядка. Общество должно состоять из различных слоев: большинство людей должны заниматься физическим трудом, а меньшинство - умственной, а также управлять обществом. В интересах общества каждый человек имеет безотказно выполнять свои обязанности, потому что их установлено богом.

Фома Аквинский жил в эпоху, когда католическая церковь, которую возглавлял папа, имела огромную власть. Учитывая то, что в этот период начался процесс создания национальных государств, он высказывал мнение, что государство является божественным установлением. А лучшей наиболее естественной формой светской власти он считал монархию.

Однако, хотя власти и имеет божественную природу, Фома Аквинский допускал ситуацию, когда злоупотребление властью, чрезмерные притеснения дают право народа на сопротивление тирании и даже на его насильственное свержение.

В социально-политических учениях средневековья нашли отражение такие явления в общественной жизни, которых не знала античность. Это способствовало возникновению некоторых новых научных идей: единства человеческой истории, прогрессивного развития человеческого общества (в отличие от циклического понимание такого развития в период античности), морального равенства людей. Знания взглядов на социальную жизнь в средние века дает возможность лучше понять современные социальные учения христианства.

Дальнейшее период истории социально-политической мысли связано с формированием и развитием капитализма в Западной Европе. Становление и развитие капиталистических социальных отношений дали новый толчок интенсивной разработке социально-политических идей. В XIV-XV в. в социально-экономической и культурной жизни Западной Европы произошли большие изменения. В Италии, а затем и в других странах, стали возникать элементы капиталистического способа производства. На смену господствующему класса феодалов приходит новый класс - буржуазия. Новые формы хозяйственных отношений и новые общественные классы привели к появлению новых мыслей и идей.

Люди, которые разрабатывали новые идеи, называли себя гуманистами, потому что в центр своего внимания они ставили человека. Много гуманистов считали богословия лженаукой и отрицательно относились к церкви. Они стали вождями культурного движения, известного под названием Возрождения или Ренессанс. Это название связано с тем, что создатели гуманистической науки и искусства считали себя наследниками и прямыми продолжателями науки и культуры античности.

В духовной деятельности Петрарки и Боккаччо, Альберте и Франсуа Рабле, Никколо Макиавелли и Эразма Роттердамского и других мыслителей ярко заметны попытки создать новую, светскую культуру в противовес феодально-церковной культуре средневековья. Гуманисты требовали освобождения от засилья церкви, от ее господство в экономической, политической и духовной жизни. Они отстаивали свободу разума, которая давала бы возможность беспрепятственно развивать способности и творческие силы людей. Идеологи Возрождения выдвинули новое понимание сущности самого человека. Если церковь унижала человека, подчеркивала ее слабость и никчемность, то гуманисты прославляли человеческую личность, ее достоинство, верили в ее творческий потенциал и безграничные способности к саморазвитию.

Социально-политическая мысль эпохи Возрождения выдвинула на первый план проблему прав и свобод человека, особенно ее права на индивидуальность, то есть независимость, достоинство, собственное мнение, собственный образ жизни. Идея индивидуальности была неизвестна ни античности, ни средневековью, где отдельный человек рассматривалась лишь как доля никакого сообщества: государства - у греков и римлян, религиозной общины - в средневековье.

Гуманисты подчеркивали приоритет личности над будь-какой социальной общностью. Это была не только реакция на нивелирование отдельного лица за феодального строя, отвечали эти идеи и потребностям новой экономики в свободной и независимой личности.

Ренессансные общественные теории избавились от религиозного влияния. Социально-политические отношения рассматривались в них уже не как «божественное начертание», а как то, что зависит от самого человека.

Большим и оригинальным мыслителем, политическим писателем эпохи Возрождения был Никколо Макиавелли (1469-1527). Он оставил целый ряд произведений, которые очень высоко поставили его в истории политической мысли. Среди этих произведений особенно значительные «Монарх» (в рус. переводе «Государь»), «Размышления на первую декаду Тита Ливия», «История Флоренции».

Наиболее известный труд Н. Макиавелли - «Монарх», которая снискала ему всемирное признание и огромную популярность [5]. Цель «Монарха» - раскрыть, как завоевывают власть, как ее удерживают и как теряют, научить власть имущих науки достижения политического успеха. Политическая философия Макиавелли базируется на анализе римской истории, на собственных наблюдениях политической жизни Италии и на политической биографии известного итальянского политического авантюриста Чезаре Борджа, который расположил к себе симпатии Н. Макиавелли тем, что стремился объединения Италии.

Монарху, который завоевал власть, советует Макиавелли, не следует опираться на тех, кто совместно с ним возглавлял политический переворот. Они считают себя равными монарху и никогда не станут хорошими слугами. Не следует приближать к себе и допускать к власти также тех, кого ты некогда обидел, и тех, кто должен бояться тебя в будущем. Из ненависти или страха люди становятся мстительными, а не услужливыми. Даже новая ласка монарха не способна уничтожить страха или памяти о старых обидах. Монарх может смело приблизить к себе того, кого раньше считал врагом: последний обязательно захочет делом доказать неслушність предыдущей мысли о нем. Монарху Макиавелли советует опираться не на знать, которому трудно угодить, а на народ. Народу достаточно время от времени «бросать кость», чтобы он чувствовал, что его угнетают немного меньше, чем раньше. Монарху, который желает долго удержать власть, необходимо беспокоиться о регулярную замену сторонников: люди, которые длительное время были приближены к нему, начинают чувствовать себя равными с ним, начинают плохо служить и даже думают о мятеже. Кроме того, о личности самого монарха широкие слои населения судят на основе того, какие у него советники. Последние должны быть авторитетными людьми, но не специалистами в политике. Тогда монарх может использовать их авторитет в народе, а они не смогут влиять на принятие политических решений.

Когда надо прибегать к насилию, когда к благодеяния? Насилие надо применять только один раз. Взяв власть, например, со всеми врагами надо покончить сразу, чтобы потом уже не возвращаться к насилию. Благотворительности надо заниматься как можно чаще, чтобы те, кого оно касается, часто о нем вспоминали и повсеместно говорили. А как строить свои отношения с народом? Надо иногда обращаться к народу за помощью: люди больше склонны любить тех, кому сделали добро сами, чем тех, кто делает им добро. Монарх должен пробуждать в народе надежду на скороминучість лихих времен, постоянно напоминать о враждебное окружение, наказывать слишком непокорных. Не лишним будет искусственно создавать себе слабых врагов и побеждать их, еще более возвышая себя. Толпа любит победителей.

Политическая философия Макиавелли полна ренессансного оптимизма. Человек может все, и поваленные монархи должны пенять только на себя. Только та личность является сильной, которая умеет хорошо приспосабливаться к существующим обстоятельствам.

Рассматривая политику как автономную область человеческой деятельности, Н. Макиавелли отмечал, что она имеет свои цели и законы, которые не зависят ни от религии, ни от морали. Главным оправданием политической деятельности, целью которой является укрепление государства, является государственное благо и успех в достижении поставленных целей. Хорошо все то, что способствует укреплению государства, а нужного политического результата можно достичь любыми средствами, в том числе обманом и открытым насилием.

Цель, к которой стремился Н. Макиавелли (укрепление одной из маленьких итальянских государств с тем, чтобы она могла объединить под своей властью всю Италию), была прогрессивной, однако он не гнушался ничем, игнорировал нравственность, в основу политики возлагал цинизм и беспринципность. Такая политика впоследствии получила название макіавеллізму. Реанимацией макіавеллізму в ХХ в. стал сталинизм, который, прикрываясь коммунистической идеологией, вступал в тайные заговоры о перераспределении мира с немецкими фашистами, провозглашал на словах равенство и свободу наций и народов, а на деле лишал их даже намеков на гражданские свободы, превозносил на словах интеллигенцию и человека труда, а на деле систематически их истреблял.

Зарубежные исследования последних десятилетий подчеркивают огромное влияние Н. Макиавелли на политические теории нового времени, его роль как основоположника современной политической науки. Политическая доктрина Макиавелли вполне реалистична, она выявляет истинные пружины авторитарной политики и политической деятельности.



Назад