Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

1. Либерализм и неолиберализм как политические течения


Появление либерализма как политического течения органически связана с развитием капиталистических отношений в Европе XVII-XVIII ст. Термин «либерализм» начали активно употреблять в первой половине XIX ст., тогда же возникли первые политические партии либералов. Но идеология либерализма уходит своими корнями в XVII-XVIII ст. В ее создания значительный вклад внесли такие выдающиеся мыслители, как Д. Локк, Ш. Монтескье, И. Кант и др.

С помощью либеральной идеологии «третье состояние» боролся с защитниками феодальных порядков. Класс промышленников и торговцев, что рождался, имел большую потребность в экономической свободе, в представительных учреждениях, которые не зависели бы от произвола монархов. Буржуазия пыталась защитить свои доходы от чрезмерно высоких налогов и прямых конфискаций. Идеология либерализма была направлена на создание необходимых социально-политических предпосылок для интенсивного развития капитализма.

Начиная с XVIII в. либерализм окончательно занял место ведущей формы буржуазного образа мышления. Либералы обосновывали буржуазные права и свободы, прежде всего свободу личности, промышленной конкуренции, неприкосновенности частной собственности. Либерализм - это індивідуалістська система взглядов, преимущество в ней отдается потребностям и правам человека. Но индивидуализм этот не является абсолютным. Имея свободу воли, человек, как считали либералы, может направить свои действия и способности как на добрые дела, так и плохие. А потому возникает необходимость в создании правового государственного порядка, назначением которого должно быть
гармонизация отношений граждан. Социально-политические отношения состоят из волеизъявления отдельных лиц и могут быть оправданы только тогда, когда они защищают субъективные права личности.

В XIX в. развитие социально-политической концепции либерализма был связан с именами французского мыслителя Бы. Констана и англичан И. Бентам и Д. Милля. Б. Констан приобрел широкую известность как защитник свободы во всех сферах общественной жизни. Он отстаивал идею приоритетности личности по отношению к любой социальной группы и общества в целом. Свобода конкуренции в экономике, свобода в преподавании, гласность и свобода печати - вот далеко не полный перечень требований к организации су -
совместной жизни, что были выдвинуты Констаном.

Хотя либералы и указывали на наличие в капиталистическом обществе эксплуатации, бедности и других социальных проблем, они при этом не были сторонниками радикальных изменений в социальной жизни. Предотвратить социальной революции с помощью своевременных реформ - такова одна из главных тезисов учения Дж. Милля. Особенно настаивал Милль на расширении возможностей для трудящихся приобрести образование, поскольку видел основную причину социальных конфликтов в недостаточном образовательном уровне народных масс.

Как и все представители либерализма, Милль много писал о свободу мысли и действий индивида, его независимость от правительства, потому что считал это «привилегией и естественным состоянием человека». Милль обращал внимание на то, что в современном ему обществе свобода часто становится лишь формальностью, а в то же время, вслед за Бентамом, он оправдывал ограничения свободы правительством, если она приводит к нежелательным последствиям.

Однако, обсуждая проблемы свободы, либералы XIX ст., как и просветители XVIII ст., имели в виду свободу абстрактного «гражданина», а не тех людей, которые реально жили в буржуазном обществе. Под правами и свободами «человека вообще» они фактически понимали права и свободы буржуа. Все представители либерализма осуждали революцию как способ общественных преобразований. Основной путь развития общества, по их мнению, - это социальная эволюция, постепенное реформирование разных сторон су -
совместной жизни.

В течение всего XIX в. либералы выступали за такой общественный строй, при котором регулирование социальных отношений в обществе происходило стихийно, без вмешательства государства, за которой признавалась лишь роль «ночного сторожа», что охраняет собственность граждан и устанавливает объемы свободной конкуренции между отдельными производителями. Такой подход вполне соответствовал периоду классического капитализма.

Но в начале Хх в. стало понятно, что общество неограниченной свободы конкуренции и рынка стало мешать как установлению гармоничных отношений между людьми, так и расцвета экономики. С укреплением позиций капитализма лозунг «равных возможностей для всех и каждого» превратилось на право неограниченной эксплуатации людей наемного труда. Социальное и имущественное расслоение общества, обострение противоречий в период мирового экономического кризиса 30-х годов поставили под сомнение основные идеи «классического либерализма», вызвали их радикальный пересмотр.

Социальному либерализма и неолиберализма, который пришел на смену классическому варианту, были уже присущи идеи усиления роли государственных органов в общественной жизни, создание «государства всеобщего благосостояния» [1]. Такое государство было бы предотвращать социальным конфликтам, помогать наиболее обездоленным слоям общества, активно вмешиваясь в экономическую жизнь через налоги, бюджет, планирование.

В сфере экономической политики сторонники неолиберализма отстаивали необходимость сохранения смешанной экономики, равноправия различных форм собственности, жизнеспособность которых должен был определить рынок. Развитие рынка и его механизмов предполагалось осуществлять под контролем государства, на которую возлагалась ответственность за повышение эффективности экономики, а также основная ответственность за решение задач социальной политики, осуществление демократических преобразований в обществе.

Основной идеей «социального либерализма» в политической сфере была идея «плюралистической демократии», направленной на учет интересов всех слоев общества, их участие в политической жизни, осуществления таких принципов, как разделение властей, принятие решений во всех представительных органах на основании демократических норм, в обстановке открытости.

Сторонники «социального либерализма» понимали его и как воплощение истинной справедливости в социальной сфере, достижения равных для всех прав без каких-либо ограничений.

Следовательно, защищая свободу предпринимательства и экономической деятельности, парламентский строй, политическую свободу личности, гласность, либерализм способствовал формированию общечеловеческих ценностей, которые во многом определяют лицо современной цивилизации.



Назад