Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Консерватизм и неоконсерватизм как доктрины защиты традиций и вечных ценностей


Политическая философия консерватизма берет свое начало от европейских мыслителей конца XVIII - начала XIX вв. - англичанина Е. Берка, француза Ж. де Мэстра, немца Ф. фон Савиньи.

Консерватизм возник как реакция на великую французскую революцию, которая рассматривалась его представителями как причина су -
общего хаоса и разрушения. «Классический консерватизм» сначала выражал интересы дворянства. Постепенно он стал превращаться в оружие буржуазии, особенно тех его слоев, которые не желали радикальных социально-политических преобразований.

Еще во времена «классического консерватизма» его сторонники выступали против идей технократии, безраздельного господства рынка, что под такими лозунгами буржуазия начала борьбу с феодализмом. Они отвергали возможность установления равенства людей, добивались формирования общества на принципах иерархии, сохранение сословных привилегий, наследственной власти. Консерваторы призвали к восстановлению монархии и возрождение традиционных ценностей феодально-аристократического строя: «гармонии» и «порядка» средневековья, крестьянских общин, семьи, школы, церкви, то есть всего того, что, на их взгляд, объединяло общество обеспечивало его единство и преемственность в развитии.

Наиболее интересным является учение консерватизма о природе общества и общественной жизни. Консерваторы-традиционалисты не восприняли основной идеи Просвещения о необходимости рассматривать общество только с позиций разума и естественного права. На их взгляд, общество не является результатом взаимодействия людей, а государство возникло не через соглашение между ними, как утверждали сторонники теории общественного договора. Общество - это сложное органическое целое. Все части его так взаимосвязаны, что изменение одной из них нарушает равновесие всего общественного целого [2]. В социально-политической сфере нельзя действовать по ранее намеченному плану или исходя из некой социальной теории. Надо опираться только на опыт. Общество же постепенно совершенствоваться по внутренним законам, уходящие своими корнями в глубокое прошлое. Решающее значение в жизни, консерваторы утверждали, имеют привычки, вкусы, традиции людей. Вот почему основным критерием общественного развития они считали изменение обычаев и характера народа.

Таким образом, консерватизм не отрицал идею общественного прогресса, но истолковал его как смену, что не нарушала «принципов гуманности и нравственности» и не влекла анархии. Развитие общества должен быть безопасным как для отдельного человека, так и для всего общественного организма. Поскольку натура и характер народа, его традиции раскрываются в течение длительного времени, социально-политические структуры общества также будут формироваться на протяжении многих веков. Важное значение для улучшения общества консерваторы предоставляли нравственному совершенствованию человека.

Сложность социально-политического устройства, органичность и целостность общественной жизни должны побуждать политических деятелей к чрезвычайной предосторожности и осторожности. Любые преждевременные изменения, а тем более революционный слом традиционных порядков, неизбежно приводят к негативным последствиям: дезорганизации и застоя в социально-политическом механизме, краха моральных устоев. Вот почему развитие общества не должен выходить за пределы традиций, созданные предыдущими поколениями. Эволюция социально-политической жизни происходит через постепенное приспособление старого к новым обстоятельствам.

На социально-политические взгляды консерваторов оказали значительное влияние идеи мыслителей средневековья - Августина и Фомы Аквинского. Это нашло выражение в признании вмешательства бога в ход человеческой истории: естественные права и свободы человека имеют своей основой божественную волю, а политическое устройство может считаться справедливым только тогда, когда он охраняет и гарантирует эти права и свободы.

Основой экономического могущества государства и ее естественного развития консерваторы считали частную собственность. Ни один человек не может быть лишенным права и возможности покупать и накапливать собственность. Характерным для системы взглядов консерватизма было также положение о невмешательстве государства в отношения собственности, которые сложились в обществе, убеждение в невозможности достижения социального равенства и в том, что существование строгого разграничения между классами и слоями нужно для социальной стабильности. Консерваторы утверждали приоритет социальной над индивидуальным, доказывая, что исходным пунктом размышлений о природе человека, общества и государства должно быть гражданское общество в целом, а не отдельный индивид. Главное, чего не воспринимали и не воспринимают консерваторы в либерализме, - это четко выраженной в последнем напрямленності на социальное реформаторство, слишком «либерального» отношение к законности и порядка, «вседозволенности» в области общественной морали, терпимости к отклонениям от религиозных канонов.

С середины 70-х годов ХХ века неожиданно для многих политиков, ученых (и значительной части широкой общественности) стал набирать силу так называемый новый консерватизм. Сначала это выражалось в быстром росте популярности «новых правых» (интеллектуалов-экономистов, философов, социологов, политологов) в «поправінні» многих либеральных и даже леворадикальных ученых. Нобелевским лауреатом по экономике в 1976 году стал архитектор монетаристського, антикейнсіанського направлении в политэкономии М. Фридмен; уже в преклонном возрасте получает Нобелевскую премию (1974 г.) и переживает взлет популярности австрийский философ и экономист Ф. фон Хайек. На неоконсервативні позиции переходят такие выдающиеся американские социологи, как Д. Белл и С. Ліпсет. широкую популярность приобретает и ряд новых имен - И. Кристол и Мойнихен в США, Г. К. Кальтенбруннер в ФРГ, А. Бенуа во Франции и многих других.

Укрепление позиций неоконсерватизма в науке и идеологии происходит одновременно с усилением соответствующих идей и настроений в политической жизни. Особенно ярко это проявилось в США и Великобритании, где Г. Рейган и М. Тэтчер, что выступали с позиций нового, жесткого консерватизма, довольно быстро завоевали лидирующие позиции в своих партиях, а затем и победили на выборах. Уже сама только продолжительность их пребывания при власти (8 лет и 11,5 лет) свидетельствует о силе нового течения и потенциал, который она должна была с самого начала. Об этом говорят и понятие «рейганомика» и «тетчеризм», прочно вошли в политический словарь 80-х годов и стали общепризнанными символами современного консерватизма.

В 80-х годах произошли серьезные изменения в политической жизни стран Запада: укрепили свои позиции консерваторы в США и Великобритании, были отстранены от политического руководства социалисты и либералы во Франции, Италии и ФРГ. Идеи консерватизма и соответствующие подходы к решению социально-экономических проблем стали доминирующими в многих влиятельных политических партиях западных стран: Консервативной партии Великобритании, Республиканской партии США, Либерально-демократической партии Японии, Христианско-демократического и Христианско-социальному союзу в ФРГ (ХДС/ХСС), Итальянской христианско-демократической партии и нескольких других. Либерализм уступил место консерватизма во всех сферах жизни.

Усилению влияния консерватизма в странах Европы и Америки способствовало много факторов.

Прежде всего надо учитывать, что неолиберальная доктрина «общества благосостояния» возлагала в основу его развития быстрый прогресс техники. Но ускорение НТП вызвало обострение экологической обстановки, значительно ухудшило среда жизни человека. Следовательно усилилось недовольство политикой либералов, заметно возросло влияние консерваторов, которые обещали гармонизировать отношения человека с окружающей средой.

Благоприятным для консерваторов стал и факт усиления в западных странах бюрократизма, который порождался государством и тормозил развитие экономики. Неоконсерваторы выступили за устранение государства от управления экономикой и социально-политической сферой, за возвращение свободы рынка и конкуренции. Следуя этому курсу, Г. Тэтчер в годы своего правления (1979-1990) последовательно осуществляла децентрализации и приватизации государственного сектора экономики, расширение частного предпринимательства. В результате проведения такой политики было достигнуто значительных успехов в развитии экономики страны, повышена жизненный уровень большинства английских трудящихся. Доля владельцев акций крупных предприятий увеличилась в Великобритании за 10 лет с 7 до 24%. Возросла роль мелких фирм и предприятий, что на них в конце 80-х годов было занято до 1/4 всей рабочей силы. На 70% увеличилось количество лиц, которые имели собственное дело, но не пользовались наемным трудом. Все это свидетельствовало о достаточно глубокие и масштабные изменения в сфере производственных отношений и отношений собственности. Они привели к ослаблению отчуждения как владельца, так и работника от средств производства, от процесса и результатов труда.

В то же время в Великобритании произошли значительные изменения и в сфере политических отношений. Заметно сократилось количество государственных органов, количество государственных служащих уменьшилась на 167 тыс. (23%), некоторые из государственных и муниципальных служб были переданы на контрактной основе частным владельцам [3].

Однако сейчас консерваторы в разных странах пытаются укрепить и властные функции государства с целью восстановления доверия народа к власти, что была взорвана политикой неолибералов. Но укрепление властных функций подразумевает отказ от идеи равенства всех социальных слоев общества, сохранение в государстве принципа иерархичности. Консерваторы признают совершенной только такую структуру политического управления, куда допускаются лишь представители элитарных слоев общества. От участия в управлении устраняются представители «простых» людей, особенно рабочего класса, через его якобы склонность к насилию.

Понятное дело, некоторые социально-политические взгляды консерваторов не совсем «вписываются» в современные научные представления о природе и законы развития общественной жизни. Однако их целостный взгляд на общество, попытки обнаружить его внутренние взаимосвязи не остались незамеченными общественным мнением. Современного человека привлекает высокая оценка консерваторами роли семьи и школы как факторов стабилизации общества. Такие «продукты ума», как ядерное и химическое оружие, сталинский и полпотовский «социализм», побуждают ныне прислушиваться к критике консерваторами просветительской абсолютизации ума в социально-политической сфере. Актуальным остается вопрос и об отношении к прошлому. Известно, что отказ от ценностей, созданные предыдущими поколениями, пренебрежение традициями народа очень дорого стоили нашему обществу.

Большинство избирателей западных стран сегодня поддерживают консерваторов. Но это не означает отказа от благ, которые им дала политика «государства благосостояния»: бесплатного образования, доступного медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения и т.д. Отдавая сегодня свои симпатии консерваторам, они выступают не за демонтаж «государства благосостояния», а за ее дальнейшее совершенствование.
А потому политика неоконсерваторов все больше приближается к политике неолибералов.



Назад