Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

3. Социалистические политические концепции


Марксистская социально-политическая мысль. Учение К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) возникло в конце 40-х годов XIX века в Европе. Это был период революций, национальных войн, бурного промышленного развития и обострения классовой борьбы.

Основная идея социально-политических взглядов Маркса и Энгельса заключалась в том, что в результате внутреннего развития капитализма будут разрушены узкие рамки классовых и национальных отношений, создадутся условия для раскрепощения человека. Свобода и всестороннее развитие человека, с точки зрения основателей марксизма, возможны только в ассоциации и через ассоциацию. Но продвижение к освобождению человека осуществляется через классовую борьбу и революцию, подавления одного класса другим, через установление власти рабочего класса, которая окончательно устранит разделение общества на социальные классы и приведет к однородному, социально справедливого общества.

Проблема освобождения человека, формирование целостной, гармоничной, всесторонне развитого человека - главная идея Маркса и Энгельса. Уже в своих ранних трудах Маркс писал о необходимости установления принципиально нового общественного устройства, который бы сделал исходным моментом развития именно человека. Энгельс также в своих первых произведениях выступал как последовательный сторонник гуманизма.

В произведениях периода формирования марксизма, особенно в «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс формулируют понимание исторического процесса как общественно-политической деятельности народных масс, обосновывают необходимость замены капитализма и перехода к коммунистического общества. Здесь же дается анализ путей развития рабочего класса, его роли в истории, делается вывод о необходимости пролетарской революции для социалистических преобразований общества. В «Манифесте» сформулировано одно из центральных положений социально-политической теории марксизма - идея диктатуры пролетариата, намечены контуры будущего общества [4].

После революционных событий в Европе 1848-1851 гг. внимание Маркса и Энгельса к социально-политической проблематике еще больше усиливается. Исходя из опыта буржуазных революций, а также Парижской Коммуны 1871 г., они разрабатывают свое учение о революции и государство, о роли идей, масс и личности в истории. Принципиальное значение для понимания социально-политической концепции марксизма имеет труд Маркса «Критика Готской программы» (1875), в центре которой - вопрос о диктатуре пролетариата как переходный период от капитализма к социализму и об две фазы коммунистического общества - социализм и коммунизм [5].

Во второй половине XIX в. марксизм получил широкое распространение во многих странах мира, где развернулся рабочее движение. Начиная с 50-х годов идеи марксизма стали популяризировать и в России. Почву для их восприятия уже был подготовлен революционными демократами и народниками.

Особую роль в распространении и развитии марксистской социально-политической теории в конце XIX - начале ХХ в. отыграл В. И. Ленин (1870-1924). Разрабатывая свои организационно-тактические идеи, Ленин использовал как опыт европейской социал-демократии, так и традиции русского освободительного движения: традиции Чернышевского, народников. На пересечении истории социализма и российской истории возник своеобразный российский вариант марксизма, который отражал особенности исторического развития страны.

Из теоретических положений, которые характеризовали вклад Ленина в социально-политическую теорию марксизма, необходимо назвать учение о роли революционной теории в рабочем движении, о гегемонии пролетариата в демократической революции и о революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства как переходную форму власти в период между буржуазно-демократической и социалистической революциями, раскрытие революционных возможностей крестьянства в борьбе против капитализма. Ленин также сделал вывод о возможности победы социалистической революции первоначально в немногих или даже в одной стране. Предметом особого интереса Ленина было учение о государстве, которому он посвятил специальную работу «Государство и революция» [6]. В післяжовтневих трудах он много внимания уделял определению путей строительства социализма в бывшем СССР.

Марксизм оказал мощное влияние на судьбу человеческой цивилизации в ХХ ст. Но не все идеи социально-политической концепции марксизма выдержали проверку временем. Историческое развитие человечества привел к таким изменениям и эпохальных перемен, которых эта теория не предусматривала. Произошли серьезные изменения в составе общественных сил, которые борются за социальный прогресс, в способах осуществления социальных преобразований. Перестали быть актуальными идеи конфронтации, революции, вооруженной борьбы.

Сейчас по-другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются представления о власти и ее носителей, государство и роль насилия, диктатуру и демократию, представления, которые ранее состояли под влиянием психологии противостояния и борьбы. Они должны быть пересмотрены с позиций современного этапа мирового развития, общечеловеческих интересов.

По-новому необходимо оценить и ленинскую теоретическую наследство. Ленинизм сформировался в период резкого обострения кризиса всей системы капитализма и оживление через это революционного движения. Такую ситуацию В. И. Ленин и его единомышленники восприняли как канун социалистической революции, в успехе которой у них не было никаких сомнений. Незрелость материальных предпосылок для такой революции, низкий уровень массовой политической культуры Ленин пытался компенсировать активной деятельностью пролетарской партии, которая, по его мнению, могла внести в рабочее движение передовую социалистическую сознание. Растущая конфронтация между классами, усиление вооруженной борьбы породили в то же время идею о неизбежность и целесообразность использования насилия для осуществления социалистических преобразований. Впоследствии понятие революционного насилия и его носителя - диктатуры пролетариата - были абсолютизовані. А это, в свою очередь, привело к внедрению одностороннего классово-партийного подхода ко всем явлениям действительности, особенно до науки и культуры, нетерпимости к религии и инакомыслия. Состоялась канонизация ленинского теоретического наследия и создание культа личности И. В. Сталина с его многочисленными преступлениями против своего народа и народов мира [7].

Общественная практика показала, что исторически ограниченными оказались положения марксизма о насилии как бабу-сповитуху истории, о всемирно-исторической миссии пролетариата и его диктатуру, о пропаже товарно-денежных отношений при социализме. Однако и сегодня остаются актуальными диалектический метод анализа общественных явлений, идеи социальной справедливости и солидарности, положение о том, что свободное развитие каждого является условием свободного развития всех и многое другое.

Социал-демократические концепции социализма. Более ста лет социал-демократия существует как общественное явище. международная организация социал-демократии - Социалистический интернационал объединяет 68 партий всех континентов, которые насчитывают в своих рядах более 17 млн человек. Наибольшее влияние социал-демократические партии имеют в Западной Европе, а также Латинской Америке, многих странах Азии, Ближнего востока. Вне сферы их влияния остались только исламские страны.

Практическая деятельность социал-демократических партий выворачивает -
ется на основе социально-политической теории «демократического социализма». В «Декларации принципов Социалистического Интернационала», которые были одобрены XXI конгрессом Социнтерна (1999 г.), нашли отражение новые подходы социал-демократии к современному миру. Большое внимание уделяется решению глобальных проблем: обеспечению мира и международной безопасности, улучшению отношений между Западом и Востоком, ликвидации колониализма и расизма, созданию нового международного экономического порядка, сохранению окружающей среды. В Декларации поставлен вопрос о «новую культуру политического диалога», которое приобретает особое значение для обеспечения мира на Земле. Авторы этой концепции исходят из того, что только в результате развития международного сотрудничества, создание благоприятных внешнеполитических условий возможно успешное осуществление концепции «демократического социализма», воплощение в жизнь тех принципов экономической, политической и социальной демократии, которые сформулированы в Декларации Социнтерна.

Среди них особое значение придают осуществлению направленного (регулирующего) развития экономической демократии с учетом специфики той или иной страны, поскольку, как показала практика, экономическая демократия не может развиваться по «единственной, или фиксированной моделью»; в каждой из стран она имеет свои особенности. Для решения этой задачи большое значение имеет «демократический и социальный контроль» над развитием экономики, роль которого будет расти в процессе ее интернационализации. В таком контроле вместе с государственными органами должны участвовать и общественно-политические организации. На них возлагается ответственность за обеспечение защиты социальных и общественных интересов, участия трудящихся в принятии решений на уровне предприятий и рабочих мест, а также участия профсоюзов в разработке и реализации экономической политики в масштабах страны.

Политическая демократия охарактеризована как такая, что имеет над -
классовый характер. Она предопределяет осуществления политических прав и свобод (свободы слова, мысли, образования, организации и религии), включает также свободу выбора между различными политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными средствами на основе народного волеизъявления, создание судебной системы, основанной на верховенстве закона, перед которым равны все граждане, все слои общества.

Развитие социальной демократии означает наличие социальных прав у трудового народа, повышение его материального и культурного уровня. С этой целью разработаны эффективные меры, которые должны смягчать последствия кризисных явлений в экономике и способствовать уменьшению безработицы, повышению уровня занятости населения. Предполагается стимулирование торговли между различными странами, сдерживания инфляции и создание рабочих мест, формирование системы подготовки новых рабочих кадров и переподготовки старых. С осуществлением этих мер, как и с развитием экономической и политической демократии, связывается внедрение в жизнь основных принципов «демократического социализма» - свободы, справедливости, солидарности.

Разработка теории «демократического социализма» в документах Социнтерна и практические меры социал-демократии для ее воплощения в жизнь в странах Запада является важным вкладом в развитие общественного прогресса. Особого внимания заслуживают:

  • поиск способов повышения эффективности экономики, подъема производительных сил на новый, более высокий уровень развития;
  • формы осуществления в странах, где у власти находятся социалистические и социал-демократические партии, радикальных социально-экономических мероприятий, направленных на удовлетворение жизненных потребностей широких слоев трудящихся;
  • изучение опыта постепенного осуществления социальных преобразований, поиски компромиссов с общественно-политическими силами, партиями и движениями, которые придерживаются альтернативных позиций.

Примером эффективной реализации идей «демократического социализма» может быть «шведский эксперимент». Его успех связывают с деятельностью Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ). Общество, построенное в этой стране, по мнению известного ученого, члена СДРПШ К. Эклунда, «ни социалистическим, ни капиталистическим». Его смешанная экономика «ближе стоит к капитализму, чем к социализму, причем до капитализма с человеческим лицом» [8]. Первоочередной задачей шведской социальной системы является ограничение частного прибыли. Оно достигается с помощью хорошо продуманной системы налогов. Это дает возможность социал-демократии значительно улучшать положение в социальной сфере, особенно в медицине и образовании, обеспечивать людям равные «стартовые» возможности, которые не зависят от происхождения и условий жизни. Успеха «шведского эксперимента» способствовала политика нейтралитета, которую последовательно проводит правительство, стабильность политической обстановки и, безусловно, длительное правления социал-демократии.

Социал-демократические партии, которые возникли в Украине и в других странах СНГ, придерживаются ориентации на классическую социал-демократию.

Леворадикальные концепции социализма. Эти концепции выражают интересы определенных слоев рабочего класса, интеллигенции, особенно молодежи. В последнее время они тоже претерпели существенных изменений. Левый радикализм, который до недавнего времени был основой этих концепций, все больше порывает с экстремизмом, ультралівацькою фразеологией, крайней эклектичностью. В этих доктринах начинает проявляться более трезвый подход к актуальным проблемам современности, выдвигаются прогрессивные идеи. Левый радикализм - это не однородное явление, в нем выделяются три течения: анархизм, троцкизм и экологический социализм. Каждая из этих течений по-своему трактует социализм.

Анархизм. Он возник почти два века назад. Для него характерны два ведущих направления: анархо-индивидуализм и анархо-коммунизм. Основные идеи анархо-индивидуализма были сформулированы в XIX в. французским философом П. Же. Прудоном [9]. Эти идеи сводились к тому, что новое общество должно основываться на приоритете личности, на эгоизме. Поскольку государство и личность несовместимы, анархо-индивидуализм выступал против государства, против любой централизованной власти. Будущее общество представлялось анархо-індивідуалістам как общество обмена услугами, между мелкими собственниками, в котором нет антагонизма классов и насилия, достигнуто «взаимного соглашения». Это учение, которое Прудон назвал «теорией взаимности», расценивалось марксизмом как одна из форм мелкобуржуазной утопизма, поскольку в новом обществе рабочий класс должен заключить с буржуазией «взаимное соглашение».

Теоретиками анархо-коммунизма были М. А. Бакунин и П. А. Кропоткін. главная цель их учения - освобождение человека от насилия. Осуществление ее они связывали с отмиранием государства, построением бездержавного социализма, при котором народ будет лишен принуждения со стороны любой власти - политической, экономической, духовной. Идею К. Маркса о диктатуре пролетариата Бакунин подверг серьезной и небезпідставній критике. Неосуществимость марксової идеи он объяснял тем, что весь рабочий класс одновременно быть диктатором не сможет. Диктатура постепенно сосредоточится в руках управляющей меньшинстве, которая будет отстаивать не народные, а собственные интересы, защищать свое привилегированное положение [10]. Следовательно, неизбежно произойдет перерождения пролетарского государства, укрепится экономический фундамент государства «красной бюрократии», сформируется политическая система, которую Бакунин назвал «авторитарным коммунизмом» или «государственным социализмом». Логичность его размышлений и правомерность выводов были подтверждены практикой казарменного варианта централістсько-государственного социализма в бывшем СССР.

Вместо «государственного социализма» с его централизованным управлением «сверху вниз» Бакунин предлагал построить социалистическое общество, в котором будет осуществлен принцип самоуправления народа, создано федеральное свободную организацию «снизу вверх» рабочих ассоциаций, групп, крестьянских общин, земств, областей и народов. Создается социалистическое анархическое общество через социальную революцию, которая осуществляется одновременно во всех странах мира.

Анархо-коммунистическую теорию П. А. Кропоткин разработал на основании широких обобщений в области естественных и общественных наук. Он исходил из того, что человечество сможет организоваться в свободное самоуправления, ассоциации и союзы в соответствии с естественными законами. На основании договора, добровольно заключается между ассоциациями, будет создана федерация, в которой Кропоткин усматривал «коммунистическую форму сожительства». В этой федерации человека будет спасено от государственного насилия. Человек станет свободным. Частную собственность, которая порождает социальную несправедливость, будет заменено общественной. Будет осуществляться принцип: «От каждого по его силами, каждому по его способностям». Произойдет сближение промышленной и сельскохозяйственной, умственного и физического труда. Таким должно быть общество «свободного коммунизма» [11].

Вернувшись в Россию в 1917 г., Кропоткин приветствовал Октябрьскую революцию. Он дал высокую оценку Советам, которые рассматривал как народные («низовые») ассоциации, что самоуправляються и способны воплотить идеалы «свободного коммунизма». Но скоро он вынужден был пересмотреть свое отношение к Советов, ибо участие масс в их деятельности все больше лишь заменялась диктатурой партии большевиков. На это Кропоткин неоднократно указывал Ленину, напоминая, что террористы времен Великой французской революции фактически возложили эту революцию в гроб.

Теория анархизма имела определенное влияние и на международный рабочее движение. В начале ХХ в. сформировалась течение анархо-синдикалізму, которая особенно распространилась в Италии, Франции и Испании. В СССР анархо-синдикалізм вступил определенного развития в пожовтневий период. Анархо-синдикалисты утверждали, что не политические партии, а профсоюза (синдикаты) является ударной силой в борьбе против капитализма. В социалистическом обществе профсоюза якобы заменят государство, организовывая обмен между свободными производителями. Конфедерация профсоюзов через сеть профсоюзных организаций будет направлять развитие общества.

Возрождение анархистских течений в бывшем СССР произошло в конце 80-х годов. В настоящее время они доступны как в Украине, так и в других странах СНГ. Платформой этих течений сегодня является синтез разных направлений анархизма: анархо-индивидуализма, анархо-коммунизма, анархо-синдикалізму, борьба против бюрократического централизма, ведомственного и партийного диктата, за освобождение личности и общества через широкое самоуправление народных масс. Современном анархо-синдикалізму присущи черты гуманизма, индивидуальной свободы и социальной справедливости, которые несовместимы ни с диктатурой, ни с классово-партийной исключительностью.

Троцкизм. Эта идейно-политическое течение возникла в начале ХХ ст. Основу идеологии и практики троцкизма составляет теория «перманентной революции», что отрицает возможность победы социалистической революции и социализма в одной стране, необходимость создания пролетарской партии, способность рабочего класса сплотить вокруг себя непролетарські слои и укрепить союз с крестьянством.

В 30-е годы Л. Троцкий создал IV Интернационал. Через 30 лет эта международная организация распалась на многочисленные неотроцькістські группировки. Современные троцкисты утверждают, что активизация транснациональных корпораций на международной арене создает необходимые условия для осуществления всемирной революции. Они рассматривают усиление ТНК как один из важнейших факторов, подтверждающих правомерность заключения Л. Троцкого о возможности победы социализма в международном масштабе.

В решении задач социалистического строительства неотроцькісти исходят из идей «классического троцкизма». Особенно большое значение они придают выводу Л. Троцкого о том, что «самыми декретами» внедрить социализм невозможно. Для достижения этой цели необходимо пройти длительную эпоху перехода», которая будет измеряться многими годами, возможно, даже десятилетиями [12]. Это положение Троцкого приближается к утверждение Маркса и Ленина о переходный период, его сущность и необходимость. Но отличие троцкистской концепции социализма от марксистской заключается прежде всего в том, что Троцкий считал возможным построение социализма только за высокого уровня развития производительных сил, наличия значительного промышленно-технического потенциала [13]. Не менее важным отличием является отрицание возможности создания социализма в одной, отдельно взятой стране, которое базируется на троцкистской концепции о всемирный характер социалистической революции.

Новые реалии современного мира заставили неотроцькістів пересмотреть стратегию и тактику. Левый экстремизм, который был присущ троцкизма в 60-70 годах, уступил место новым формам и методам борьбы. Экстремистские методы практически ушли в прошлое, сейчас все внимание сосредоточено на идеологической работе среди масс.

В наши дни неотроцькісти стали проявлять более трезвый подход к вопросам войны и мира. Они отказались от прежней антигуманной, экстремистской тезиса, что для уничтожения капитализма необходима «превентивная ядерная война», стали на путь участия в массовом антивоенном движении, стали проявлять искреннюю заботу о судьбе человечества. Такая позиция объясняется и попытками неотроцькістів расширить свою социальную базу, утвердиться среди других левых сил, налаживать с ними контакты и диалог.

Растущее взаимодействие с левыми силами способствует выходу троцкистских группировок из политической изоляции, в которой они находились десятилетиями, что, в свою очередь, видоизмененные много существенных черт троцкизма, приблизив его к общих позиций левых сил.

Экологический социализм. это довольно влиятельная социально-политическое течение, что сформировалась на Западе в начале 80-х годов. Конкретно-исторической основой его возникновения стали негативные последствия НТР, глобальные проблемы современной экологии. Угроза ядерной катастрофы, экологический кризис, голод миллионов людей в развивающихся странах, энергетический кризис, безработицу породили протесты широкой общественности, способствовали развитию массовых демократических движений, направленных на решение глобальных проблем экологии.

Экологическое движение развивалось в тесной связи с другими демократическими движениями, особенно с антивоенным. Социальную базу экологического движения составляют молодежь, так называемый средний класс, интеллигенция, рабочие. Его массовость привела к созданию во многих странах партий «зеленых», которые развернули борьбу за обеспечение экологической безопасности. Совместно с ними за решение этой задачи выступают и другие политические партии.

В связи с тем, что движение за экологическую безопасность набрал международного характера, в декабре 1988 г. на сессии ООН было выдвинуто предложение о создании международного органа для координации экологического движения в пределах планеты [14]. Первую такую координационный совет создан в Западной Европе. В нее вошли представители семи партий «зеленых» западноевропейских стран. «Зеленые» были первыми, кто объединил экологию с массовым сознанием, развернул борьбу за признание приоритета общечеловеческих интересов, особенно проблем выживания. «Зеленые» подвергли критике прежнее понимание прогресса, как триумфального, ничем не ограниченного развития науки и техники. Они подчеркивали, что на практике такое развитие приводит к бесполезной трате природных невозобновимых ресурсов, загрязнение окружающей среды, накопления средств массового уничтожения. В связи с тем, что проблема выживания остро стоит перед всем человечеством, до самого понятия «прогресс» необходимо подходить с новых позиций, предусматривающие обязательное решение экологических проблем, защита интересов всего общества и отдельной личности.

Как альтернативу капитализма и социализма лидеры международного экологического движения и партии «зеленых» в Германии Т. Еберман и Г. Трамперт выдвинули свою модель общества, разработали концепцию «экологического социализма». Эта концепция изложена в их коллективном труде «Будущее зеленых. Реалистичная концепция для радикальной партии». Основные ее положения таковы. Капитализм и социализм являются лишь двумя разновидностями «индустриализма», а именно он - главная причина экологических и других глобальных проблем, поскольку развитие производства в условиях научно-технической революции приводит к деградации общества, обострение экологического кризиса. Альтернативой «индустриализма» провозглашается «экологический социализм», когда прекращается рост экономики, сокращается лишнее производство и лишнее потребление, меняется образ жизни и мышления людей [15].

Авторы этой концепции не отказываются от научно-технического прогресса вообще. Они выступают только против тех моделей экономического развития, которые ставят под угрозу экологическое будущее планеты. Заслуживает одобрения их требование, чтобы любые научные открытия и технические новшества, прежде чем быть реализованными, проходили экспертизу на социальную целесообразность и экологическую безопасность. Они верят, что человечество некогда же откажется от чрезмерного развития производства товаров, от потребительской психологии.

Важное место в концепции «екосоціалізму» занимает человек и образ ее жизни, проблемы духовного и нравственного развития личности. Предполагается сделать личность независимой от государственных органов через существенное ограничение власти последних и постепенное превращение их в органы самоуправления, то есть перейти к непосредственным, внегосударственных связей между коллективами людей, добровольно формируются.

Широкий круг проблем, затрагиваемых концепция «екосоціалізму», безусловно, будет способствовать росту популярности этой концепции в разных социальных слоях трудящихся, развитию массового экологического движения.



Назад