Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

5. Политико-религиозные концепции общественного развития


Клерикализм как политическое направление сложился в XIX ст. Его идеи распространились во всем мире, произведя серьезное влияние на общественно-политическую жизнь. Во многих странах наряду с религиозными организациями было создано конфессиональные, политические партии, профсоюзы, женские и молодежные объединения. Они укрепили позиции клерикализма.

Религиозных убеждений и ныне придерживается большая часть человечества. Среди конфессий (православия) наиболее влиятельным является католичество [19], что его признают почти 600 млн человек со всех континентов. Более половины из них - в странах Латинской Америки и США. Католиками является население семи западноевропейских стран: Италии, Испании, Франции, Португалии, Австрии, Бельгии и Ирландии. Католики составляют значительную часть населения и в восточноевропейских странах: Венгрии, Чехии, Словакии и Польше, многих странах Азии и Африки.

Идейно-политическим центром католицизма есть Ватикан. Его социальную доктрину было провозглашено в энциклике папы Льва XIII «Об новые вещи», которая была опубликована в 1891 г. В соответствии с этой доктриной идеальная модель социального устройства должна создаваться на основе христианской демократии, которая предусматривает сотрудничество между классами и народами, ликвидации противоречий между трудом и капиталом. В 1991 г., через 100 лет после выхода предыдущей энциклики, папа Иоанн Павел II выпустил новую юбилейную энциклику «Сотый год», в которой провозгласил дальнейшее развитие социальной доктрины Ватикана, сформулировав права и свободы человека и обосновав необходимость участия католической церкви в защите этих прав, укреплении и углублении христианской демократии.

С новых позиций рассматривает энциклика и отношение церкви к общечеловеческих проблем, признавая необходимость укрепления солидарности между всеми народами, между верующими и атеистами во имя сохранения мира на Земле. В связи с этим осуждаются войны, использования оружия массового уничтожения и т.д.

Обновление социальной доктрины Ватикана оказалось также и в расширенном толковании принципа свободы совести, предоставление католической церкви права развивать контакты с другими религиями и вероисповеданиями. Следовательно, хотя католическая церковь и продолжает признавать истинным (правомерным) только свое религиозное учение, она установила действенное сотрудничество с другими христианскими вероисповеданиями и религиями.

К мировых религий, которые оказывают серьезное влияние на политические процессы и общественную жизнь, принадлежит ислам [20]. Его последователи - более миллиарда мусульман - проживают в 52 странах Азии и Африки и провозгласили ислам основой своей государственности. Эти страны придерживаются разной политической ориентации, у них сложились и различные структуры власти: абсолютистсько-теократические режимы (Саудовская Аравия и другие), конституционные монархии (Иордания, Марокко, Малайзия и другие), республики (Иран, Пакистан, Ливия и другие).

В 70-х годах, особенно после победы национально-освободительной «исламской революции» в Иране, в странах мусульманского Востока заметно возросло влияние ислама: массовыми стали религиозные праздники, усилилось посещение святых мест, активную деятельность развернули партии и движения, которые выступают за возвращение к «исламских ценностей» в политике, экономике и культуре.

Духовные и политические лидеры широко используют ислам для влияния на верующих. «Обновленный» исламский социальный порядок пропагандируется как «третий» путь развития. За этим порядком предусматривается предоставить государству роль сдерживающей силы, прочного барьера на пути проникновения западного и восточного влияния, идей и культур, с которыми мусульманские народы связывают все свои невзгоды, рост нищеты и бесправия.

Как свидетельствует общественная практика, будь-яка идейно-политическое течение пытается произвести якнайсильніший влияние на людей с целью привлечения максимального количества сторонников. Через это разные политические течения неизбежно соревнуются между собой, надеясь вытолкнуть друг друга на обочину общественной жизни. Но взаимоотношения различных идейно-политических течений невозможно свести только к борьбе. Между ними происходит как бы постоянная дискуссия по поводу общественных проблем, что в ней они взаимно влияют друг на друга и обогащают друг друга. Поэтому взаимное обогащение различных идейно-политических течений можно рассматривать прежде всего как взаимодействие, включающее в себя различные элементы и процессы.



Назад