Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

1. Власть как явление общественно-политической жизни


Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, ее сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, делает возможным выделение политики и политических отношений со всей совокупности социальных отношений. Власть - это основной элемент, связывающий политическую систему общества в одно целое. Именно власть определяет природу и устойчивость политической системы, выражает волю социальных субъектов. Эта воля осуществляется как обязательная публичная, что покоряет себе всех членов общества. Власть обеспечивает порядок, т.е. приведение поведения субъектов в соответствие с нормами и ценностями, необходимыми для существования системы. Власть выражает и защищает коренные интересы и совокупную волю социальных объединений, является средством реализации этих интересов и воли. Она имеет глубокий внутренний связь с таким общественным явлением, как организация. Это и социальный институт, и порядок отношений, и целенаправленная деятельность по созданию организации, поддержания стабильности и порядка. Власть - это осмысленный целенаправленный процесс, определяющий цели, пути и средства развития общества, организует соответствующую деятельность его членов. Власть необходима прежде всего для организации общественного производства, которое немыслимо без покорения всех его участников единой воле, необходимая для поддержания целостности и единства общества [1].

Политика как общественно-политическое явление характеризуется прямым или опосредованным связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Отношения в обществе могут иметь экономический, идеологический, социально-политический и т. п. характер. Политика - это такая сфера взаимоотношений между классами, нациями, социальными группами, отдельными индивидами и целыми государствами, которая касается, главное, проблем власти и управления.

Понятие «власть» в быту и в научной литературе понимают по-разному. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи - о власти социальную, экономисты - о власти хозяйственную, юристы - о государственной власти, политологи - о политическую власть, естествоведы - о власти над природой, психологи - о власти человека над собой, родители - о семейной власть, богословы - о власти Бога и т. д. и т. п. Есть также понятие законодательной, исполнительной и судебной властей.

Можно ли при такой разнообразия толкований дать научное определение власти? Значительная часть западных социологов и политологов твердят о ее «таинственность», о том, что в своей политической форме «власть является наиболее грозной загадкой», что само понятие «власть» туманно, неопределенным и т. п.

Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее пределах, и в этом смысле власть - это возможность влияния на процессы, происходящие внутри системы. Другие считают властями возможность пользоваться результатами этого влияния. Еще другие утверждают, что власть - это отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается в возможности одних влиять на других, достигая общественного равновесия.

Власть иногда отождествляется с ее орудиями - государством, политической организацией общества, с ее средствами - управлением, а также с методами - принуждением, убеждением, насилием. Некоторые приравнивает власть к авторитету, который имеет много общего с ней, но отличается от власти принципиально.

Нет оснований и отождествлять власть с ее методами - принуждением и убеждениям. Принуждать и убеждать могут не только те, кто властвует, но и подвластны. Так, например, та или иная политическая организация (партия), что не входит в правительственную коалицию, может заставить правительство в некоторых уступок в свою пользу, но от этого эта организация не становится властной.

Существуют различные концепции власти: марксистская, біхевіористська, реляціоністська, системная, телеологічна, структурно-функциональная, психологическая и др.

Марксистская концепция власти исходит из того, что природа властных отношений связывается с выявлением социально-политической роли собственности, разделением общества на антагонистические классы с противоположными интересами. Марксистская теория решающего значения в реализации политической власти предоставляет народным массам, классам и социальным группам. Характерным признаком этой доктрины является то, что государство рассматривается как главный фактор политической власти, а формы правления - как специфический способ обеспечения классового господства.

Біхевіористська концепция власти. Английское слово behavor в переводе означает «поведение». Этот термин в политологии впервые было применено американскими учеными для научного анализа эмпирически достоверных фактов политического поведения индивидов. При этом поведении людей оказывали чисто политического характера.

В реляціоністських концепциях власти (реляція - донесение) последняя предстает как возможность и способность одних индивидов управлять процессом принятия решений на местном или национальном уровне, без оглядки на активное или пассивное сопротивление других индивидов или социальных групп.

Системная концепция власти. Основным понятием системной концепции власти является рассмотрение политической системы на макро - (как атрибут макросоциальная систем), мезо - (на уровне конкретных систем - семьи, организации), микроуровне (власть как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы).

Телеологічна концепция власти рассматривает последнюю как результат осуществления определенных целей и получения ранее запланированных результатов.

Структурно-функциональная концепция. В соответствии с этой доктриной власть является проявлением иерархического построения общества и особым видом отношений между подчиненными и руководителями.

Психологическая концепция власти исходит из того, что отношение индивида к политике предопределяется психологическим механизмом его личности. Для сторонников этого направления (С. Фрейд и др.) проблема власти - это проблема господства подсознания над человеческим сознанием и поведением.

Следовательно, большое разнообразие подходов к изучению власти свидетельствует не только о большой интерес в мире к проблеме власти, но и о чрезвычайную сложность ее.

По мнению российского политолога Ф. Бурлацького, для определения природы власти необходимо исходить из нескольких моментов: 1) классового подхода, 2) конкретно-социологического подхода, учитывающего плюралистический характер власти в обществе, 3) конструирование не только общего понятия власти, но и выяснения специфических особенностей отдельных ее видов: экономической, политической, государственной и т. п., 4) дифференциации общественной и личной власти, которые переплетаются между собой, но могут быть и не связаны друг с другом (например, семейная власть не является политической); 5) учет различных особенностей власти в различных социально-политических структурах, формациях, цивилизациях; 6) выделение волевых и правовых основ, которые тесно связаны между собой, но не всегда тождественны [2].

Исходя из вышесказанного, можно дать такое определение власти. Власть в общем смысле - это способность и возможность оказывать определенное влияние на деятельность и поведение людей с помощью соответствующих средств - воли, авторитета, права, насилия [3].

Власть как общественное явление имеет структурное содержание, что делает возможным ее классификацию. Анализ феномена власти позволяет прийти к выводу, что структура власти имеет типичные, родовые и видовые характеристики.

Тип власти можно определить, исходя из существующего в государстве социально-политического устройства, а именно: тоталитарного, авторитарного или демократического. Каждый из типов власти состоит из родов власти: политического, экономического, духовного, семейного и т.д. Роды власти, в свою очередь, можно классифицировать по видам. Так, в сфере политики существуют такие виды власти, как государственная, партийная, власть общественных объединений и т.д.

Политическая власть, как один из важнейших проявлений власти, характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить свою волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире понятия государственной власти. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только внутри государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в пределах партий, профессиональных союзов, общественных, международных организаций и т. п.

В отличие от политической власти государственная власть не обязательно использует принуждение для достижения своих целей. Могут быть использованы идеологические, экономические и другие средства воздействия. Однако только государственная власть обладает монополией на то, чтобы заставить членов общества выполнять ее замыслы.

Государственная власть - это вид политической власти, что имеет монопольное право издавать законы, обязательные для всего населения, что опирается на специальный аппарат принуждения как на одно из средств для выполнения ее законов и распоряжений. Государственная власть означает как определенную организацию, так и практическую деятельность для осуществления целей и задач этой организации.

Анализ типов, родов и видов власти дает возможность построить ее научную классификацию, которая очень важна для оценки роли и места власти в обществе, для определения ее функционирования и перспектив.

Власти различных типов различается по ряду взаимосвязанных признаков: 1) за организацией - институционально организована, то есть такая, которая существует в форме различных учреждений со своей структурой и иерархией отношений (распоряжения, выполнение) и институционально не организована, то есть такая, которая существует лишь в форме политических ассоциаций, лидерства в неформальных группах и т. п.; 2) за структурой функционирования - политическая и неполитическая власти (экономическая, правовая, идеологическая, семейная, личная и т. п.); 3) за сферой и объемом - власть государства во внешнеполитических отношениях, международная власть всемирных организаций, союзов, блоков стран и интегрированных государственных сообществ; 4) за субъектом власти - парламентская, правительственная, судебная, личная (монархическая, президентская), коллективная (партийная, коллегиальная, клановая, народная, класса и т. д.); 5) по структуре правящего субъекта - единоличная (монархическая, самодержавная, диктаторская, директорская и др.) и полиархическая, что создается группой людей (тип группового самоуправления); 6) по методами, которые применяются для утверждения власти, господства, насилие, другие виды принуждения, убеждения, авторитет, харизматическая власть; 7) по социально-политической природой и структурной организацией носителя власти - монархическая и республиканская; 8) за режимом правления - демократический, авторитарный, деспотичный, тоталитарный, бюрократический и др.; 9) по социальному типу - рабовладельческий, феодальный, буржуазный и т. д.

Власть создается и функционирует в обществе на нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях: макроуровне высших центральных политических институтов, высших государственных учреждений и организаций, руководящих органов политических партий и ведущих общественных организаций; в среднем, или промежуточном уровне («мезорівні» в западной политической терминологии), то есть в региональных, областных и районных масштабах, и на микроуровне отношений между людьми, малыми группами и внутри них, которые создают общую картину политических отношений, настроений, движений в обществе и сферах его политического и общественного самоуправления. Средний уровень власти связывает два другие системой органов управления, через него проходят конкретные решения высших инстанций власти и он же воспринимает соответствующие реакции общества на них. На этом уровне концентрируется основное количество политических должностных лиц и основные кадры политического управления [4].

В общественной жизни имеют место следующие основные способы завоевания и достижения политической власти: политическая реформа; политическая революция; контрреволюция, милитаристский способ; разного рода политические перевороты. Как показывает опыт человечества, способ получения власти предопределяет характер дальнейшей деятельности политических сил, которые приходят к власти.

Политическая власть играет чрезвычайно большую роль в жизни общества и выполняет следующие основные социальные функции.

Интегративная функция. Одним из основных назначений власти является интеграция усилий различных социально-политических сил, политических партий и общественных объединений на платформе общенародных интересов. Именно таким образом властные структуры стараются избегать конфронтационных проявлений, предотвращать конфликты и преодолевать их, направляя ход политических событий в конструктивное русло.

Регулятивная функция. Важным назначением власти является регулирование жизнедеятельности общества. Обладая такими инструментами, как право и система политических норм, властные структуры осуществляют политико-нормативное регулирование всех процессов общественной жизни.

Мотивационная функция. Одной из функций власти является формирование мотивов политической деятельности, подчинения общественно значимым мотивам всех других мотивам политической деятельности различных политических сил и политико-организационных структур.

Консолидирующая функция. Важным назначением власти является консолидация всех элементов политической системы. Учитывая характер и тенденции развития в обществе политических отношений, политических институтов, норм политической жизни, а также исходя из особенностей функционирования политического режима и уровня политической культуры, органы власти пытаются не допустить проявлений конфронтации и консолидировать общество. Если власть неспособна консолидировать различные элементы политической системы, это может привести общественно-политическую жизнь к серьезным деформациям и кризисов.

Стабилизационная функция. Власть является важной стабилизирующей силой организации общественной и политической жизни. Стабильность власти проявляется в постоянном укреплении политической системы, непрерывном обновлении и развитии демократических политических институтов, в гарантированности и защите политических прав и свобод граждан.

Следует отметить, что при определенных условиях развития политической жизни общества власть может и стать дестабилизирующим фактором. Это бывает тогда, когда старая власть проявила полную неспособность управлять государством или тогда, когда новая власть еще находится в процессе становления и не имеет поддержки большинства народа. При таких условиях ситуацией нестабильности в обществе может воспользоваться хорошо организованная политическая сила и прийти к власти на волне общенародного недовольство длительным пренебрежением экономическими и социальными проблемами общества.

Следовательно, функционирование власти является важным фактором жизнедеятельности общества и его политической системы, потому что власть связывает все политико-структурные элементы в одно целое. Разделяясь в демократическом обществе на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти становится гарантом политического развития и жизнедеятельности всей общественной жизни.

Статья 5 Конституции Украины гласит: «Украина является республикой. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы местного самоуправления. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством, его органами или должностными лицами. Никто не может узурпировать государственную власть» [5].



Назад