Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Механизмы осуществления и разделение властей в обществе


Для понимания сути власти большое значение имеет анализ механизма, способов и форм ее организации и практической реализации в конкретных условиях того или иного общества или государства. Та политика, которую проводят в обществе правящие классы, группы, определяет характер власти, а вместе с тем и структуру и формы, в которых она осуществляется.

Очень непростым является вопрос о неделимости и неоднородность власти. Следует отметить, что политическая власть является неделимой, поскольку она суверенна. Именно ее единство и неделимость становятся гарантами стабильности политической жизни. В то же время политическая и государственная деятельность по реализации власти не является однородной, потому что она проявляется в различных формах: законодательной, исполнительной и судебной. Вот почему существует проблема разделения труда государственных органов. Совсем неслучайно, что в борьбе против произвола феодальной монархии представители нового буржуазного класса широко использовали идею разделения властей как средство преодоления произвол и беззаконие существующей тогда политической власти. В политической теории такая идея разделения властей получила название системы «сдержек» и «противовесов», которая становилась гарантом законности и правопорядка в обществе. Как свидетельствует политический опыт, введение в государственное управление «сдержек» и «противовесов» обеспечивает стабильность политической системы и в то же время является гарантией против произвола и гиперцентрализации власти в обществе.

Проблема разделения властей стала сегодня одной из важнейших проблем усовершенствования структуры власти в Украине. Сочетание власти является недопустимым. Так, например, сочетание законодательной и исполнительной власти подрывает верховенство закона. Если судьи не только будут судить, но и заниматься законотворчеством, то даже жизнь людей может при определенных условиях оказаться под угрозой.

Определенный интерес представляют рассуждения американских политологов о механизм организации власти в США после завоевания независимости. Многие исследователи этого вопроса отмечают, что основной задачей «отцов-основателей» США было внедрение и укрепление в обществе идеи свободы. Но уже в процессе построения демократического государства возникла серьезная проблема: как создать правительство, который был бы достаточно сильным, чтобы удовлетворить требования американского народа относительно высокого уровня жизни, свободы и справедливости, но не настолько сильным, чтобы лишить народ этих ценностей.

«Отцы» американской нации понимали, что народному правительства должны быть присущи патриотизм, самоотверженность, честь, достоинство, трудолюбие. Однако люди, к сожалению, имеют и другие черты: жадность, невежество, продажность, агрессивность, нетерпимость и т.д. Вот почему, по мнению «основателей» США, недостаточно создать представительную республику, потому что народ может с помощью голосования и принять ошибочные решения, то же самое могут сделать и власть имущие с помощью своей власти. Для предотвращения этого необходимо было создать такие условия, которые могли бы способствовать развитию позитивных устремлений людей и воспрепятствовали бы отрицательным. Поэтому в США и был внедрен принцип «разделения властей». В чем заключается его суть?

По конституции страны законодательная власть принадлежит конгрессу, который состоит из палаты представителей и сената. Исполнительная власть - прерогатива президента США. Избирается он не конгрессом, не населением, а виборщиками. Президент США является главой государства и правительства. Он не подотчетен конгрессу. Но палата представителей может совершить процесс импичмента (устранение от власти) против президента в случае допущения им правонарушений. Однако решение о привлечении президента к ответственности может принять только сенат. Как известно, некогда американский правящий класс решил принести в жертву президента Никсона, чтобы спасти престиж американской политической системы в целом. Конгресс утверждает госбюджет на представление президента. Президент назначает министров, но с согласия сената. Законы, принимаемые конгрессом, подписывает президент, он может их возвращать (накладывать вето). Конгресс может преодолеть вето, одобрив закон повторно (2/3 голосов в каждой из палат).

Верховный суд США состоит из председателя и членов суда, которые назначаются на всю жизнь. Состав суда соглашается с сенатом. Суд является органом конституционного надзора.

Как видим, законодательную, исполнительную и судебную власть в США очень тщательно разделены на отдельные сферы, чтобы правительство не мог действовать без согласования со всеми «ветвями власти». А суть разделения властей как идеи, что стоит наравне с идеями вечных и неотчуждаемых прав человека и гражданина, народного суверенитета, гласности и других общечеловеческих ценностей, заключается во внедрении в политическую жизнь общества, его политическую систему таких «сдержек» и «противовесов», которые бы надежно обеспечивали продуманность, единство целей, плодотворний консенсус в деятельности всех звеньев государственного аппарата, гарантируя этим надлежащую эффективность его работы.

В бывшем СССР сложилась такая система, что в ней было трудно выделить не только компоненты законодательной, исполнительной и судебной власти, но и сами эти ветви власти, поскольку они, как таковые, фактически не существовали отдельно. Наибольшая концентрация власти в исполнительной ветви. Законодательная никакой власти не имела. Исполнительной-управленческий аппарат на свое усмотрение бюрократически перекручивал законы, выдавал многочисленные противоправные подзаконные акты. В связи с большой зависимостью судов от «телефонного права» и невысокого качества их работы судебная власть не была авторитетной.

Кроме того, структура власти, которая сложилась в бывшем СССР, имела еще и такую особенность, что все ветви государственной власти «замыкались» на аппарате ЦК КПСС [6]. А подмена государственной законотворчества партийной приводила к серьезным деформациям всей правовой системы. Основное место в системе законодательных актов вместо законов занимали совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Это привело к размыванию нормативности актов, которые принимались, к подмене четких законодательных формул декларациями, призывами, лозунгами, к правового нигилизма [7]. Эта структура постепенно стала настолько неэффективной, что вызвало кризис системы, а затем и распад СССР.

В настоящее время в Украине, как и в других государствах СНГ, происходит радикальное реформирование всех сторон общественной жизни, в том числе и политического. В рамках государственной власти как целостного организма происходит внутреннее разделение власти с тем, чтобы каждая из ветвей была относительно независимым от других, а все они вместе создавали систему «сдержек» и «противовесов», которая гарантировала бы от злоупотребления властью. Вот почему не случайно в статье 6 Конституции подчеркивается: «Государственная власть в Украине осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины» [8].

Когда речь идет о разделении власти, то следует иметь в виду то обстоятельство, что государственная власть едина и в то же время она состоит из разных ветвей власти, с различными направлениями государственной деятельности. Вот почему власть в обществе должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как незыблемую основу общественных отношений и подчиняться этому праву; 3) осуществлять экономическую, социальную, идеологическую и другие функции.



Назад