Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

1. Сущность и структура политической системы


Термин «политическая система общества» принадлежит к относительно новых понятий, которые стали широко использоваться в общественных науках уже в наше время. Необходимость выделения в науке о политике категории «политическая система общества» обусловлена значительным расширением в ХХ в. сферы политических действий государственных институтов, политических партий, общественно-политических организаций, движений, которые связаны с борьбой за политическую власть и ее осуществление [1].

Политическая система - это целостная, упорядоченная система отношений, действий, идей, целей, методов и институтов, связанных с политикой, с ее разработкой и практическим осуществлением. Политическая система общества - это сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных социальных институтов, которые выполняют соответствующие политические функции для защиты интересов определенных классов и социальных групп. Анализируя эту проблему, американский политолог Г. Даль считает, что политическая система включает такие основные компоненты, как власть, руководство или авторитет. Сущность политической системы, по его мнению, заключается в регламентации поведения людей. А эта регламентация реализуется посредством политической власти. Вот почему «центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть, подобно тому, как в экономической системе таким элементом является собственность» [2].

Политическая система является одной из частей (или подсистем) совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами:
социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной и т.д. Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным устройством, формой правления (парламентского, президентского и т. п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, авторитарного), социально-политических отношений (стабильных или нет, гостроконфліктних или консенсусных и т. п.), политико-правовым статусом государства (конституционное, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (в отношении открытых или закрытых, с параллельными теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности (централістським, с иерархическими бюрократическими структурами и т. п.), исторической и национальной традиции политического уклада жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.п.) [3].

Создание политической системы начинается с разделения общества на классы и возникновением государства. С развитием общества и ростом роли государства политическая система становится все более сложной и разветвленной. Ее структура и механизм функционирования определяются уровнем экономического, социального, духовно-нравственного развития общества, а также различными факторами международного и другого характера.

Сегодня в политической практике можно выделить следующие типы политических систем: постиндустриальные (посткапіталістичні), переходные, постколониальные и т.д. Для постиндустриальной (посткапиталистической) политической системы на современном этапе характерны: функционирования парламентского механизма борьбы за власть; рост уровня жизни подавляющего большинства населения, падение напряженности классовой борьбы, утверждение социального партнерства, усиления позиций гражданского общества, защита прав человека.

Для переходного типа политической системы (страны СНГ, страны Восточной Европы) характерны такие черты, как: чрезмерная политизация народных масс, появление демократических институтов и других демократических элементов в обществе с одновременным существованием остатков тоталитаризма и командно-административной системы. Это обстоятельство приводит к усилению борьбы за власть, которая в обществе все больше набирает формы межпартийной борьбы. В обществе распространяются крайньорадикальні взгляды «левого» и «правого» толка, усиливается национализм. Переходный тип политической системы характеризуется также быстрым снижением уровня жизни народа, разрушением его духовности, стремительным ростом преступности и т.д.

Постколониальная политическая система характеризуется большим разнообразием политических режимов и форм государственного правления, низким уровнем жизни народа, началом становления в большинстве стран капиталистических отношений, их отрывом от натуральной экономики, пассивностью широких масс через их нищете и безграмотности.

Понятие политической системы выполняет в политологии важную методологическую функцию. Во-первых, оно дает возможность представить политическую жизнь именно как систему поведения людей, выявить механизмы влияния политических действий отдельных лиц и целых политических групп на характер политических институтов и их структуру.

Во-вторых, такой подход дает возможность рассмотреть политику как целостное общественное явление, проанализировать способы и формы ее взаимодействия с окружающей средой, компонентами которого могут быть природа, экономика, культура, социальная структура.

В-третьих, осуществление такого системного подхода делает возможным выявление способов поддержания равновесия и стабильного состояния политической системы, ее способности адаптироваться к воздействию внешней среды.

И наконец, в-четвертых, методологическая функция понятие политической системы заключается в обеспечении единства, целостности общественного организма, что неизбежно включает многочисленные различия, разнонаправленные тенденции общественных процессов. Именно политическая система в этих условиях становится средством социальной интеграции общества, важным фактором сдерживания деструктивного влияния социальных различий на функционирование составных частей общественного организма.

Эффективное функционирование политической системы способствует реализации противоречивых, но взаимосвязанных целей общественного развития: обновление социальных процессов, которое необходимо с точки зрения учета и приспособления к изменяющимся условиям, и стабилизации - фактора сохранения социальной целостности. Назначение политической власти как раз и состоит в том, чтобы обеспечить как развитие, так и стабильность социальной системы. Если власть неспособна к этому, то неизбежны многочисленные деструкции политических отношений.

За отсутствием стабильности и порядка в обществе снижается уровень защищенности личности, девальвируется авторитет государства, в обществе растет тревога, неуверенность и социальное напряжение. В такой ситуации политическая система все больше теряет возможности влияния на политические процессы.

Рост социальной неустроенности может привести общество даже до состояния хаоса или социальной катастрофы с резким убыванию жизненного уровня населения, параличом властных структур, потерей безопасности, то есть ростом преступности, аварий, политического разрушение социальной инфраструктуры.

Исторический опыт свидетельствует, что существует определенная граница цены, которую массы согласны платить за изменения в обществе. Неустроенность социальных связей в общественной жизни во время перехода на новую экономическую и социальную модель развития объективно неизбежна, но она не должна порождать чувство потери безопасности, следствием чего становится готовность масс воспринять любые средства упорядочения социальных связей. Общественная практика свидетельствует, что когда власть теряет способность контролировать негативные тенденции развития, общественное сознание начинает все больше склоняться к применению насилия как противодействию неудачной политике новых властей.

Отсюда следует вывод, что политическая система является сложным многомерным образованием, основным назначением которого является обеспечение целостности и единства действий людей и их сообществ в политике. В литературе отмечается, что «политическая система является диалектической единством четырех сторон: 1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, которые создают в совокупности политической организации общества); 2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали
и т. п.); 3) функциональной (методы политической деятельности, которые составляют основу политического режима); 4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология)» [4].

Соглашаясь с таким подходом к рассмотрению политической системы, целесообразно, на наш взгляд, отметить следующие ее компоненты:

1) политические отношения;

2) политическую организацию, которая охватывает совокупность политических институтов и организаций;

3) политические, правовые и моральные нормы, что существуют и действуют в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических процессов;

4) методы политической деятельности, которые составляют основу политического режима;

5) политическую культуру, которая оказывается в политических взглядах, идеях, теориях, в политическом сознании и политическом поведении.

Политические отношения в обществе возникают через борьбу, завоевание и осуществление политической власти. Это, во-первых, міжкласові, внутрішньокласові, межнациональные и межгосударственные отношения. Во-вторых, это так называемые вертикальные отношения, складывающиеся в процессе осуществления политической власти между политическими организациями (государством, партиями, общественными организациями и т.д.). В-третьих, это отношения, которые складываются между политическими и неполитическими организациями и учреждениями (администрация области и предприятие, институт, учреждение культуры, партия, трудовой коллектив и др.).

К политической организации (организационного компонента политической системы) принадлежат государство, политические партии, профессиональные союзы, кооперативные, молодежные и другие организации и объединения. Все эти организации создаются для того, чтобы выражать, защищать в политической системе многообразные социальные интересы: классовые, групповые, национальные, молодежные, женские, профессиональные и др. Все активнее и более самостоятельным элементом политической организации становятся средства массовой информации.

Взаимодействие политических институтов происходит на основе определенных норм политической жизни. Наиболее важными являются правовые нормы: конституция, законы, которые на ней базируются, и другие нормативные акты, за несоблюдение которых налагаются административные санкции. Большое значение для осуществления политической деятельности имеют также нормы, созданные общественными организациями для регулирования отношений внутри них, - прежде всего уставные нормы этих организаций.

Писаные правовые и уставные нормы дополняются в политической жизни неписаным обычаями и традициями. Особенно они характерны, например, для британской политической системы. Лейбористы строят свою программу, опираясь на древнюю традицию рабочего движения - традицию легальной оппозиции и всегда выступают как политические оппоненты и противники партии консерваторов.

Политическая жизнь регулируется и этико-моральным нормам. Считалось, что «политика - это грязное дело», и так было веками. В настоящее время все больше осознается необходимость морального поведения в сфере политики, происходит возвращение в таких нравственных качеств, как совесть, честь, благородство. Для политического деятеля честность - это, прежде всего, единство слова и дела, а благородство - это толерантность (терпимость) и уважение к чужому мнению (в том числе и к мысли политических оппонентов), высокая персональная ответственность за свою деятельность.

Функциональным элементом политической системы общества является политический режим. Политический режим - это способы и методы осуществления политического властвования, порядок взаимоотношений гражданского общества и политической власти [5]. Он включает способ и порядок формирования представительных учреждений, взаимоотношения законодательной и исполнительной власти, центральных и местных органов, условия деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений, правовой статус личности, порядок функционирования правоохранительных органов. На политический режим влияют уровень политической стабильности общества, соотношение социальных сил, исторические и социокультурные традиции в обществе. Эти факторы положен в основу типологии политических режимов.

Классифицировать политические режимы пытались и представители украинской политической мысли. Так, в своих «Письмах к братьям-земледельцев». Липинский выделяет три типа политических режимов: 1) демократия с республикой; 2) охлократия с диктатурой; 3) класократія с правовой - «законом ограниченной и законом ограничивающей» - монархией [6].

В современной политической теории различают следующие основные типы политических режимов: демократические, авторитарные и тоталитарные. Демократический режим - это наиболее прогрессивный политический порядок, поскольку он создает условия для настоящей свободы личности, ее творчества и самоопределения во всех сферах деятельности. В условиях демократического режима «индивиды добиваются власти для принятия решений средствами конкурентной борьбы за голоса народа», следовательно, «демократия является правлением политика» [7].

Ныне демократический режим царит во многих странах мира. Вот лишь некоторые его характерные признаки: выборность в органы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, широкий спектр прав и свобод граждан, защите и обеспечению этих прав, деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнеров государства, политический плюрализм, гласность, широкие возможности для личности влиять на процесс принятия и осуществления политических решений.

Авторитарный режим базируется на безусловном подчинении властям. Замена руководящих кадров осуществляется через кооптации, а не предвыборную конкурентную борьбу между кандидатами на ответственные государственные должности. При таких режимов нет (или они игнорируются) установленных законом процедур, вследствие чего прекращения и передачи власти часто является результатом насилия, конфронтации, а не институционализации [8]. За такого режима безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент, хотя и сохраняется, но, как правило, значительную часть его назначают, а не выбирают. Он превращается в совещательную учреждение при главе государства, который в большинстве случаев сам занимает все ключевые государственные должности. Основные методы государственной деятельности - приказы и команды. Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.

Наиболее реакционным режимом является тоталитарный [9]. Это насильственное политическое господство группы «избранных», которых возглавляет «вождь» (фюрер, дуче). Основные признаки этого режима: тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, запрет конституционных прав и свобод, демократических организаций, репрессии, милитаризация общественной жизни, господство одной общепринятой идеологии. В условиях тоталитаризма личность вполне подчинено власти.

В политику люди (субъекты политики - личности, социальные группы, слои, классы, народности, нации) всегда привносят часть своего внутреннего мира, надежд, ожиданий, интересов, представлений о смысле жизни и счастья. Это проявляется в политической культуре (в политических взглядах, идеях, теориях, в политических платформах и программах, в политических решениях, в политическом поведении). Политическая культура - чрезвычайно важный компонент политической системы, поскольку мир политики не существует без человека, наделенного сознанием. И от того, какие политические и моральные принципы (ценностные ориентации) выбирает личность в процессе политической деятельности, зависит эффективность политики, а следовательно, и жизни общества в целом, его прогресс.

Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Принимая в целом, это можно объяснить так. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, демографические и экономические процессы, уровень образования населения, состояние общественного сознания, все духовно-идеологическое жизни, международное положение. Через политическую систему оказываются и аккумулируются основные группы социальных интересов, определяются социальные приоритеты, которые затем закрепляются в политике. Например, сейчас в Украине, пожалуй, наиболее сложный для политико-властных структур задача состоит в том, чтобы за перехода к рыночным отношениям найти баланс различных социальных интересов.

Политическая система выполняет координирующую и интегративную функцию. Для обеспечения стабильности политической системы необходимо, чтобы она, учитывая интересы участников политической жизни, противоречия, что между ними возникают, добивалась оптимального согласования интересов, координировала усилия существующих в обществе классов и социальных групп, а также интересы организаций и групп, которые их представляют. Политическая система призвана интегрировать различные элементы социальной и национальной структур на базе консенсуса основных ценностей и идеалов, как их понимают в первую очередь ведущие экономические и политические силы общества.

В рамках политической системы происходит весь политический процесс. Вот почему одна из важнейших функций этой системы заключается в том, чтобы добиваться адекватного отражения приоритетных для нее социальных интересов в политических решениях, которые принимаются, и их безусловного выполнения.

Следовательно, политическая система является сложной подсистемой общества. Ее оптимальное функционирование имеет исключительно важное значение для жизнедеятельности и нормального развития как общества в целом, так и социальных групп и индивидов, составляющих это общество.



Назад