Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Государство в политической системе общества


Основным компонентом политической системы является государство, которому принадлежит особое место в политической жизни общества. Именно государство является главным носителем политической власти, главным орудием реализации классовых интересов, главным субъектом и в то же время главным объектом политической деятельности и политических отношений в обществе [10].

Только государство как главный институт власти обладает правом на суверенность, то есть верховенство внутри страны, и на внешнюю независимость. Такое положение государственной власти в обществе следует, во-первых, из того, что она обладает таким средством охраны власти, как государственный аппарат и, во-вторых, реализует свою волю в нормах права. Специфическая признак государственной власти проявляется в существовании специальных государственных служащих, в функционировании армии, администрации, судов, службы безопасности и т.п. Государство - это всеобъемлющая организация в обществе и его официальный представитель. Именно государство обладает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия - армии, полиции, службы безопасности и т.п. Если власть неэффективно использует легитимное насилие, это может при определенных условиях привести к распространению мнения о праве на использование насилия частными лицами и отдельными организациями. Такая ситуация в обществе может подорвать государственную монополию на насилие и привести к неконтролируемому распространению насильственных действий, что станет угрозой государственной безопасности.

В общественной жизни государство обладает целым рядом исключительных прав, присущих только ей. Только он обладает правом на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеют общеобязательный характер. В то же время в демократическом обществе эту деятельность не закрыт и для других политических сил, поскольку они имеют право законодательной инициативы. Исключительным правом государства является право на получение налогов, которые обязательно платят все слои граждан без исключения. Государство также осуществляет финансовую и внешнеполитическую деятельность, решает вопросы войны и мира и др.

Еще одним существенным признаком государства является территория. Для государства принципиальное значение имеют границы, которые являются не только географическим, но и политическим фактором. Будь-яка держава, особенно в процессе создания и формирования, пытается установить границы на удобных естественных рубежах. Очень важно, чтобы территориальные границы государства совпадали с этническими границами. Когда эти границы, как обычно бывает, не совпадают, могут возникать территориальные претензии соседних государств, что грозит стать одной из причин будущих международных конфликтов.

Сторонники классового подхода видят в государстве «основной институт политической системы классового общества, который осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры». «Государство, - утверждал В. И. Ленин, - это машина для угнетения одного класса другим. Машина, чтобы держать в повиновении одному классу другие, подчиненные классы» [11].

Такой подход не является исчерпывающим, поскольку ограничивает суть государства только господством одного класса над другим, только насилием. Именно через это анархисты, например, выступали против государства как такового. По этому поводу Г. Бакунин писал: «Если есть государство, то обязательно есть господство, следовательно, и рабство; господство без рабства, открытого или скрытого, немыслимое, вот почему мы враги государства... Будь-яка держава, не исключая и... народной, есть иго, которое порождает, с одной стороны, деспотизм, а с другой - рабство... Они (марксисты. - Авт. ) говорят, что такое государство - ярмо, диктатура - есть необходимый переходный средство для достижения полного народного освобождения: анархия или свобода - цель, государство или диктатура - средство. Следовательно, для освобождения народных масс их нужно сначала закрепостить. На этой противоречия и основывается наша полемика. Они утверждают, что только диктатура, конечно их собственная, может создать народную волю; мы отвечаем: ни одна диктатура не может иметь другой цели, кроме увековечения себя...» [12].

Вульгаризация природы государства в практике бывшего СССР привела к полному отрицание теории и практики парламентаризма, прав человека и гражданина, концепции правового государства. В процессе политической реформы в Украине происходит постепенное формирование гражданского общества, правового государства, признан роль концепции и практики разделения власти, конституционного суда, института неотчуждаемых прав человека и гражданина. Однако впереди еще сложный и длительный процесс законодательного возрождение, обновление и обогащение социальных ценностей политической жизни, превращения их в обязательный достижение повседневной общественно-политической практики.

Государство как определенная политическая структура имеет чрезвычайно сложную структуру. Традиционно выделяют три ветви государственной власти - исполнительную, законодательную и судебную, которые имеют в разных странах разное оформление и название. Государство, выступая от имени всего общества, регламентирует политическую деятельность всех организаций, устанавливает основные нормы этой деятельности, ее методы, условия формирования и функционирования негосударственных организаций.

Существование государства неотделимо от осуществления ею совокупности необходимых функций. Такими функциями являются: защита общественного порядка, предотвращения и устранения социально опасных конфликтов, регулирования экономических и других общественных отношений, осуществления единой для страны внутренней политики как системы ее конкретных проявлений - социальной, экономической, финансовой, научной, культурной, образовательной и иной политики, внешнеполитическая функция защиты интересов страны, функция обороны страны и т.д.

Методы, которыми осуществляются функции государства, характер установленных в государстве социальных и других отношений дает возможность классифицировать различные виды государств и построить их типологию. Такая типология может осуществляться по различным признакам.

Довольно распространенной является классификация государств по форме государственного правления. Под формой государственного правления следует понимать организацию верховной государственной власти, ее структуру, правовой (конституционный) статус и субординацию высших органов, порядок их деятельности, как правило, главными современными формами правления: парламентская республика, президентская республика, конституционная монархия.

Парламентская республика как форма правления оформилась во Франции в 70-х гг. XIX ст., а потом установилась и в некоторых других буржуазных государствах, где было свалено монархию. Основу концепции парламентской республики составляет идея равновесия властей (законодательной, исполнительной, судебной). Во главе республики стоит должностное лицо (президент), которую избирает парламент. Правительство формируется двухпалатным парламентом, перед которым он несет политическую ответственность. Основным средством влияния парламента на правительство является вотум недоверия, что означает отставку правительства. Влияние правительства на парламент состоит в возможности досрочного роспуска одной из его палат.

Президентская республика - это также республиканская форма правления, которая базируется на идее разделения властей. Во главе такого государства стоит президент, избираемый общим (прямым или косвенным) голосованием. Президент совмещает полномочия главы государства с полномочиями главы правительства. При этом правительство назначается лично президентом и не отвечает перед парламентом. Парламент имеет всю полноту законодательной власти и не зависит от президента, который не имеет права роспуска парламента, но имеет право «вето» - право оспорить принятию парламентом нежелательного ему закона. Значительные по объему конституционные полномочия президента (глава государства и глава правительства) обусловлено той широкой социальной базой, которую предоставляет ему порядок избрания через всенародное голосование. Президент не несет ответственности перед парламентом, но в случае нарушения президентом конституции он может быть привлечен к уголовной ответственности за соблюдение особой процедуры (импичмента - в США). Президентская республика была впервые внедрена в США и является очень распространенной в странах Латинской Америки.

Парламентская и президентская республики - близкие формы правления. Поэтому сейчас наблюдаем тенденцию трансформации парламентских республик в президентские.

Конституционная монархия в настоящее время существует только в виде парламентской монархии - такой формы правления, когда должность главы государства (монарха) передается в наследство одновременно с предоставлением наивысшего в истории данной страны феодального титула (король, император, великий герцог и т. п.). Впервые конституционная монархия возникла в Англии, где существует до сих пор. Конституционные монархии есть также в других странах, например в Японии, Швеции. Законодательную власть по этой формы правления сосредоточено в двухпалатном парламенте, исполнительную - в правительстве, который формируется парламентом и является ответственным перед ним. Монарх в парламентской монархии не имеет конституционных полномочий решать важные государственные дела и становится, по сути, лишь символом древних традиций страны.

Не менее распространена классификация государства по форме государственного устройства. Административно-территориальное устройство государства, что включает механизм взаимоотношений между государством и его составными частями, центральными и местными органами власти, является и формой государственного устройства: унитарным или федеративной.

Унитарная - это такая форма государственного устройства, когда в стране функционируют единые высшие органы власти и управления, а государство делится только на административно-территориальные единицы (Италия, Польша и др.).

Федеративная - это такая форма устройства государства (как правило, многонациональной), когда происходит добровольное объединение государственных образований, имеющих высокую политико-правовую самостоятельность и собственное административно-территориальное деление.

В федерации (союзном государстве) действуют общие для всей страны высшие органы власти и управления, но в то же время в каждой стране, входящей в федерацию, хранятся собственные высшие органы (США, ФРГ и др.).

Иногда государства объединяются в временный союз для решения определенных, конкретных задач. Такой союз государств принято называть конфедерацией. Конфедерация, в отличие от федерации, что является союзным государством, является лишь союзом государств, практически межгосударственным объединением. Исторический опыт показывает, что конфедерации (США, Канада, Швейцария) в процессе развития постепенно превращаются в федерации или распадаются.

Современные государства можно типологізувати и за теми функциями, которые они выполняют. По этому признаку можно выделить военную, или полицейское государство, правовое, социальное государство. Военная, или полицейский, государство характеризуется гипертрофированным развитием и особенно большой ролью структур государственного насилия - армии, военно-промышленного комплекса, органов охраны порядка и безопасности. В отличие от полицейского основное назначение правового государства заключается в развитии структур, обеспечивающих защиту прав всех членов общества, а также их покорения праву как высшей силе, равноправие всех граждан (как рядовых, так и власть имущих) перед законом. Социальное государство сосредоточивает свою деятельность на проведении активной социальной политики, которая помогала бы смягчению и предотвращению социальных конфликтов.

Еще одним из критериев классификации государства может быть географический, суть которого оказывается в общности исторической судьбы, культуры народов, населяющих государство. С помощью этого критерия можно выделить западные, восточные, европейские, африканские, азиатские и другие государства.

Радикальные изменения в жизни нашего общества и интеграционные процессы на международной арене сделали объективно необходимым формирование в Украине правового типа отношений, которые больше всего соответствуют демократизации политики, экономики, социальной и духовной жизни, ликвидации тоталитарного режима, формированию гражданского общества. В политике такой курс называют формированием правового государства.

Истоки правового государства надо искать в античности времен Платона и Аристотеля. Теоретические же ее концепции сложились в Западной Европе во время буржуазных революций XVII - XVIII ст. Идейно-теоретическим фундаментом учения о правовом государстве стали концепции разделения властей (Ш. Монтескье), народного суверенитета (Ж. -Же. Руссо), государства как объединение людей, которые подвластны правовым системам (И. Кант) и т.п . [13].

Какие же основные принципы правового государства можно назвать? Прежде всего, это принцип общего верховенства правовой системы. Законы страны - это обязательные () нормативные акты, издаваемые высшим законодательным органом государства (Верховным Советом) с целью регулирования наиболее важных общественных отношений.

В правовом государстве верховенство законов означает, что не только граждане, но и само государство, его органы и должностные лица, представляющих законодательную, исполнительную и судебную власти, действуют только в установленном законом порядке.

Всевластии законов (их юридическая сила) выражается также и в том, что только законодательный орган может их отменить или изменить.

Верховенство законов начинается с верховенства Конституции страны. Это фундаментальный принцип конституционного режима законности и правопорядка в стране, демократического развития общества, обеспечение прав и свобод личности. Конечно, и конституция, и законы страны могут отставать от жизни, а значит тормозить общественное развитие. Это должно быть основанием для изменения или отмены их в установленном (самой конституцией или специальным законом порядке).

Правовое государство только тогда может считаться таковой, когда ее «подкреплено» правом на всех стадиях ее жизнедеятельности: правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, правовоспитательной. Правовое «подкрепление» государства и его органов означает, что они могут действовать исключительно в пределах своей компетенции, определенной законом.

Верховенство законов во всех сферах общественной жизни (всеобъемлемость права) означает, что правят именно законы, а не отдельные лица, что именно законы, а не ведомственные нормативные акты являются актами прямого действия, главными регуляторами общественной жизни. Итак, ведомственные акты не могут быть для всего населения общеобязательными. Решения и приговоры судов могут приниматься только на основании законов. Нарушение законов гражданином, должностным лицом или государственным органом должно вызывать верную юридическую ответственность.

Важным принципом правового государства является разделение властей. Этот принцип предусматривает оптимальное разделение сфер деятельности, разделение функций и компетенций между основными органами государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, обеспечения их демократического функционирования в пределах законов, гармоничных взаимоотношений личности, государства, общества.

Самая высокая из трех ветвей власти - законодательная. Она является выразителем народного суверенитета в форме высшего представительного учреждения. Своеобразным законодателем может быть и все население страны, когда проводится референдум по некоему важному вопросу.

Превосходство законодательной власти объясняется тем, что именно она определяет правовые масштабы, нормы общественной и государственной жизни, выражает их в законах, верховенство которых и обеспечивает приоритет, ведущую роль законодательного органа. Демократические выборы членов законодательного органа (парламентариев, народных депутатов), возможность их отзыва в установленном законом порядке создают условия для контроля со стороны народа деятельности законодательной власти. Кроме того, своеобразный юридический контроль законодательной власти должен осуществлять комитет конституционного надзора (конституционный суд).

Назначение исполнительной власти - реализация тех законов, которые приняты законодательным органом. Исполнительная власть формируется представительным органом, подконтрольна и подотчетна ему, работает на основе и в пределах действия законов. Так же должны действовать и высшие должностные лица государства, избираемые непосредственно населением.

Назначение судебной власти - быть арбитром, решать юридические споры, вводить правосудия, которое может осуществляться только судом. Ни законодательная, ни исполнительная власть не могут и не должны выступать в роли суда. Система судебных органов страны должен решать споры, касающиеся не только применения норм права, но и правотворческих, законодательных процессов. Чтобы быть сдерживающим фактором в системе власти, суд должен быть независимым и действовать только на основании закона.

Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установленным законом порядком их избрания и увольнения, неприкосновенностью, четкой юридической процедурой осуществления правосудия, тайной совещания судей перед вынесением решений, запрещением требовать разглашение этой тайны, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, а также надлежащим материальным и социальным обеспечением судей, что должен отвечать их высокому статусу. Проявления неуважения к суду со стороны отдельных лиц или граждан, которые присутствовали на судебном заседании, является карательными. Юридическую ответственность предусмотрена также за вмешательство в разрешение судебных дел, угрозы судьям или народным заседателям, неуважение к ним, невыполнение судебного решения и некоторые другие противоправные действия.

Одним из фундаментальных принципов правового государства является приоритет прав и свобод человека. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», - гласит статья 1 всеобщей декларации прав человека (декларацию принято Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года). Права и свободы гражданина - экономические, политические, социальные, культурные - находят правовое подтверждение в Конституции и законах, которые одновременно являются и правовым гарантом их реализации. Приоритет прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными нормами международного права начинают воспринимать и в нашем государстве как важнейший принцип государственного строительства. Последовательное воплощение в жизнь этого принципа означает гарантированное законом прав человека и его основных свобод, невозможность реализации опасных идей вроде «права нации превыше всего».

В соответствии с Парижской хартией для новой Европы каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, религии и убеждений, на свободное высказывание своих мыслей, создание ассоциаций, проведения легальных собраний, на свободу передвижения. Никто не может быть подвергнут незаконному аресту или пыткам или другим видам жестокого обращения и наказания. Каждый имеет право знать свои права и действовать в соответствии с ними, участвовать в свободных и справедливых выборах, подлежать справедливому и открытом суда, владеть собственностью единолично или совместно с другими и заниматься индивидуальным предпринимательством.

Эти положения Парижской хартии, многие из которых уже отражено в законодательстве нашего государства, является ориентиром как для граждан, так и для всех органов законодательной, исполнительной и судебной власти страны. Следует особо подчеркнуть, что важнейшим условием скорейшего вывода правовой системы страны на уровень цивилизованных государств является повышение правовой культуры граждан и должностных лиц, активные действия каждого гражданина страны для защиты своих законных прав, свобод, чести и достоинства.

Чрезвычайно важным принципом правового государства является также принцип юридического взаимной ответственности государства и личности. Этот принцип направлен на реализацию права, законов, обеспечения стабильного правопорядка. Насколько важным является государственное провозглашения и обеспечения прав и свобод граждан, настолько важна и ответственность граждан перед государством и обществом.

Поскольку право является мерой свободы, то, безусловно, право же и степени несвободы. Содержание степени несвободы достаточно полно раскрыта в статье 29 всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен иметь только такие ограничения, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения необходимого признания и уважения прав и свобод других людей и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе».

Ограничение прав и свобод человека закреплены конституционно и проявляются в конкретных законах. Бессилие законов, пренебрежение к ним, а тем более открытое нарушение - это путь к несвободе, бесправие, насилия, антилюдяності, безответственности за преступления, разрушения государственности.

Основными методами обеспечения ответственного поведения граждан в правовом государстве является стимулирование, убеждения, правовое воспитание, повышение уровня правовой культуры. Понятное дело, что с профилактической целью правовое государство тоже вынуждена вводить санкции за нарушение закона, применять принуждение, но только в объеме и в соответствии с процедурами, определенными законами, принципами морали и гуманизма.

Формы ответственности государства перед лицом разные. К ним принадлежит и отчетность исполнительных органов перед законодательными, и референдумах, которые бы оценивали работу или предложения правительства, и предоставление полной и достоверной информации гражданам по всем вопросам, за исключением тех, которые составляют государственную тайну. Одной из эффективных форм ответственности является возможность судебного обжалования гражданином действий должностных лиц в соответствии с законом.

Такие основные принципы правового государства, что есть и ориентирами для ее формирования. Надо только напомнить положения Конституции Украины, что построение правового государства в Украине - это не самоцель, а жизненная необходимость. Только правовое государство сделает возможным свободное развитие каждой личности и всего общества.



Назад