Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

3. Роль и место политических партий и общественно-политических объединений в политической системе


В политической сфере носителями политической деятельности и политических отношений являются различные организации, а в первую очередь политические партии [14]. Политическая партия - это организация, объединяющая на добровольной основе самых активных представителей тех или иных классов, социальных слоев и групп. Основным назначением партии является политическое просвещение масс и предоставления целенаправленного и организованного характера действиям этих масс для защиты собственных интересов. Как показывает историческая практика, политические партии во всех странах создавались как инструмент борьбы за власть и перенос интересов различных идейно-политических течений в реальную политику государства. Отсюда вытекает и главная цель их деятельности - защита социально-политических интересов определенных групп населения. Именно ради реализации этих интересов и ведется борьба за завоевание и удержание власти.

Политические партии, как правило, имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более-менее разветвленную организационную структуру, они возлагают на своих членов определенные обязанности и устанавливают нормы поведения. Это дает возможность партиям стать мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни. В тех обществах, где существует развитая система политических партий, деятельность которых базируется на правовых нормах, господствует и политическая стабильность. Общество при таких условиях способно цивилизованно решать все политические проблемы, которые возникают, используя для этого различные средства, не боясь ни кризиса, ни анархии.

Вот почему ошибочными являются утверждения некоторых политиков о том, что партии в современных условиях не нужны, поскольку им на смену, мол, приходят «широкие социальные движения». Вот как, например, высказался по этому поводу лидер Ливии М. Каддафи: «партия - это современная диктатура, это власть части над целым, обесценивание демократии». «принадлежность к партиям - это предательство. Причем количество партий не меняет сути дела» [15]. Попытка противопоставить политические партии «широким социальным движениям», как это делает практически М. Каддафи, выливается в господства жестокого тоталитарного режима, в котором нет не только политических партий, но и самой демократии.

Процесс становления политических партий как необходимых и влиятельных элементов политической структуры общества создает реальные возможности привлечения к политике все более широких слоев населения. Эффективность функционирования партий определяет возможность их реального влияния на политическую власть в государстве.

Известный немецкий политолог М. Вебер выделял три периода в развитии партий как субъектов политической деятельности: в XVI-XVII вв. в Европе - это аристократические группы, объединявших небольшое количество представителей политической элиты; в XVIII-XIX вв. - это уже политические клубы, которые ориентировались на привлечение к активной политической деятельности людей, влиятельных не только в политике, но и в других жизненно важных сферах общественной жизни; в XIX-ХХ вв. формируются современные массовые партии.

Содержание и сущность партий раскрывается через их классификацию. В основу классификации политических партий могут быть положены различные критерии: социальная база, идеологическое лицо, принципы организации и др. Исходя из природы социальной базы, можно выделить партии, выражающие интересы: 1) отдельных классов (буржуазные, пролетарские, крестьянские и т.п.); 2) отдельных социальных слоев и групп (интеллигенции, мелкой буржуазии); 3) нескольких классов и социальных групп (политические партии, которые возникают на основе национально-освободительных движений). С идеологической точки зрения различают: 1) идейно-политические или мировоззренческие партии, которые в своей деятельности руководствуются определенными идеологическими принципами; 2) прагматичные или партии избирательной кампании, которые не имеют определенных идеологических программ и берут себе за цель мобилизацию возможно большей части электората для победы на выборах. В свою очередь, среди идейно-политических партий можно выделить консервативные, что пытаются сохранить существующий строй, допуская лишь незначительные изменения; реформистские, что ориентируются на значительные преобразования существующего строя, но при условии сохранения его засадних принципов; революционные, что отрицают существующий строй и ставят себе за цель его полную замену другим; реакционные, что ориентируются на частичное или полное возвращение к старому укладу.

По принципам организации различают:

1) кадровые партии, объединяющие небольшое количество профессиональных политиков и опираются на финансовую поддержку привилегированных слоев общества;

2) массовые партии, ориентирующиеся на привлечение в свои ряды как можно большего количества членов с целью обеспечения посредством членских взносов финансовой поддержки своей деятельности;

3) партии, основанные на четких, формально определенных принципах членства (устав, формы и условия вступления в партии, партийная дисциплина и т.п.);

4) партии, в которых нет института официального членства, а принадлежность к партии оказывается, например, через голосование за ее кандидатов на выборах;

5) парламентские партии [16]. Основные функции последних имеют много общего со всеми другими. Однако деятельность парламентских партий более разнообразна и охватывает все аспекты парламентской деятельности: разработку стратегии и тактики избирательных кампаний и программ, осуществлению которых они будут способствовать в органах власти; зондаж общественного мнения относительно ситуации в различных регионах и в стране в целом; оценку формальных и неформальных лидеров, отбор и выдвижение кандидатов и их соответствующую подготовку к участию в избирательной кампании, а впоследствии и к деятельности в органах власти; идеологическую и организационную работу среди населения по месту жительства для обеспечения победы своих кандидатов на выборах; решение технических и финансовых вопросов, связанных с избирательной кампанией; организацию различных акций для ослабления влияния конкурирующих партий и их кандидатов; осуществление соответствующего контроля за деятельностью избранных от партии депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и т. п. Современные парламентские партии характеризует наличие четкой организационной структуры и постоянно функционирующих органов управления. Организация их внутренней жизни позволяет деятельность различных течений и даже фракций внутри партии. Именно такой вид партий сейчас очень распространен во многих странах мира. Парламентскими партиями можно назвать и некоторые партии, возникшие в последние 2-3 года в Украине, государствах Восточной Европы и СНГ;

6) «карманные партии», - это очень малолюдные организации, которые создаются определенными лидерами «под свою программу» для осуществления «вождистских» и эгоистических устремлений. Такие партии, как правило, не имеют постоянной социальной базы и осуществляют свою деятельность, руководствуясь прежде всего установками самого лидера. В этих партиях лидеры, писал один из видных политологов прошлого Г. Михельс, «пользуются таким неограниченным влиянием», что влиять на членов партии можно только повлияв на лидера [17].

Политические партии различаются также по месту, которое они занимают в системе государственной власти. Здесь можно выделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные.

До основных функций политических партий в обществе относятся: представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, разработка политического курса, формирование общественного мнения и т.д.

Роль и место политических партий в политической системе общества обстоятельно рассмотрел один из самых влиятельных политологов современности - французский теоретик М. Дюверже [18]. Анализируя эти проблемы, Г. Дюверже рассматривает два главных вопроса: во-первых, насколько политические партии демократические, то есть насколько они реально выражают и отстаивают интересы и чаяния широких масс; во-вторых, какой является демократичным: партийный или беспартийный? Давая ответ на первый вопрос, Г. Дюверже подчеркивает, что организация современных политических партий во многом не соответствует демократическим принципам. Внутренняя структура этих партий в основных чертах автократической и олигархической.

Постоянную тенденцию к олигархизации структуры и деятельности партий, к противопоставлению интересов руководителей партии и рядовых ее членов заметил еще Г. Михельс: «призвание организации - это всегда проявление тенденции к олигархизации. Сущность любой организации (партии, профсоюзы и т. п.) содержит в себе аристократические черты. Организационная машина, которая создает массовые структуры, вызывает в организованных массах серьезные изменения. Отношения вождя и масс она превращает в свою противоположность. Организация завершает окончательное распределение любой партии или профессионального союза на управляющую меньшинство и управляемую большинство» [19]. Руководители современных политических партий, как правило, определяются центром или кооптуються ним. А потому в партиях фактически возникают замкнутые группы, действия которых направлены не только на изоляцию от общества, но и от рядовых членов партии.

Такая эволюция современных политических партий оказывает существенное влияние и на их парламентскую деятельность. Ее все больше определяют партийные функционеры, а не избиратели. Реальная политическая жизнь складывается так, что на избирателей постоянно «давит» определенная группа членов партии и активистов, которая в то же время во всем подчиняется руководящим органам партии. Партийные функционеры формируют общественное мнение в выгодном для себя направлении с помощью телевидения, радио, прессы и других средств.

Усматривая в деятельности партии, которая действует на постоянной и организованной основе, источник формирования частного интереса руководителей, что отличается от интересов остальных членов партии, другой авторитет в теории политической партии - М. Острогорський вообще предлагал «отказаться от практики постоянных партий, которые имеют своей конечной целью власть и ... сохранить истинный характер партий как групп граждан, что специально организованные для осуществления определенных политических требований» [20]. Ограничения деятельности партии только реализацией конкретного политического задачи, проблемы, замена ее свободной и временной ассоциацией людей могли бы, по его мнению, предотвратить неминуемую олигархизации. В то же время современная политическая партия, чтобы быть влиятельным в обществе, должен серьезно заботиться о выявление и подготовку настоящих лидеров, способных занять высокие посты в партии и системе власти. Нехватка таких лидеров оборачивается трагедией для партии. По этому поводу Г. Вебер отмечал: если партия остается без обычно признанного вождя, то «поражения наступают одна за другой» [21].

Что касается вопроса о том, какой режим является более демократичным: партийный или беспартийный, то, отвечая на него, Г. Дюверже приходит к выводу, что при всех своих недостатков партийный режим все-таки является более предпочтительным, чем режим беспартийный. Режим без партий является гораздо дальше от демократии, чем партийный, потому что приводит к увековечению руководящих элит, созданных по праву рождения, богатства или должности, отвергает вековую традицию поиска народными массами тех организационных форм влияния на политическую жизнь, которые бы активно противостояли государстве. Вот почему, по мнению М. Дюверже, политические партии были и остаются гарантами прогрессивных изменений в политической жизни общества. А потому ограничения или даже полное исключение политических партий из активной политической жизни, как того желают политики типа М. Каддафи, означало бы усиление реакции в ее стремлении парализовать действие прогрессивных сил в обществе.

Характерным признаком 80-х годов ХХ в. стало значительное уменьшение влияния многих традиционных партий, в том числе и коммунистических, серьезное усиление в многих из них центробежных процессов: состоялась самоликвидация ряда партий, раскол в них или коренная реорганизация. Одной из причин этих процессов стала их бюрократизация, устарелость организационных структур и методов партийной работы, догматизація идеологических и программных установок, неспособность к самообновления, неумение учитывать в политике новые реалии. Сейчас руководство и актив многих политических партий проводят переоценку ценностей, ища способы модернизации партийных структур, программных установок, повышение эффективности политической работы.

Чрезвычайно важной проблемой сегодняшней политической жизни всех стран мира является соотношение однопартийности и многопартийности. Политический опыт свидетельствует: однопартийность присуща, как правило, политической жизни общества, где не хватает развитой социально-классовой структуры, функционирует отсталая экономика, наблюдается низкий уровень политической культуры большинства населения, а демократия находится в зачаточном состоянии. Такой характер отношений в обществе неизбежно порождает политическую пассивность граждан. Вот почему далеко не случайно в таком обществе формируется одна партия, которая сосредоточивает в своих руках не только функции политического руководства, но и административно-хозяйственные, что неизбежно приводит к ее слияния с государством. Именно такими были в недалеком прошлом КПСС и правящие коммунистические партии в так называемых странах реального социализма. Другие партии в этих странах, если и функционировали, то выступали в качестве филиала при правящих партиях. Именно в такой роли существовали демократические партии в недалеком прошлом в бывших ГДР, Чехословакии, Польше и в других странах.

Как показала политическая практика, главным недостатком однопартийности является торможение экономического и социального развития общества, замедление демократических процессов его развития, использования партией государственных методов воздействия на массы. Вся власть сосредотачивается в руках партийно-государственной бюрократии, а все это, в конечном итоге, «отрицает саму партию, ставит ее в положение просто ненужной» [22]. Партия за таких условий, как отмечал известный в прошлом политический теоретик Дж. Милль, не может чувствовать своей «партийной веса», поскольку на ее весы «будет возложена и вес государства» [23].

Вот почему в современном мире в большинстве государств функционируют многопартийные политические системы, потому что именно такие является важным условием демократизации всех сторон жизни общества. Это наиболее развитая форма политического плюрализма, который отражает многообразие интересов классов, социальных групп и общностей, которые проявляются в политической сфере.

Существования и функционирования общественно-политических объединений - характерный признак любого демократического общества. Деятельность общественных организаций и движений, в отличие от государственных институтов, характеризуется тем, что эти организации и движения не имеют никаких властных полномочий. Они отличаются и от политических партий, потому что не имеют целью овладения государственной властью, хотя их деятельность при определенных условиях может набирать политического характера. Исходя из этой разницы, общественные движения и организации можно классифицировать как массовые добровольные объединения, возникающие в результате волеизъявления граждан на основе их общих интересов. В демократическом обществе государство не вмешивается в их деятельность, хотя и регулирует ее согласно действующему законодательству. Главные принципы деятельности общественных объединений - это добровольность, сочетание личных и общественных интересов, самоуправления, равенство всех членов, законности и гласности.

Очень важно в политической практике уметь отличать общественные организации от общественных движений. Общественные организации - это массовые объединения граждан для осуществления целей, которые уходят в далекую перспективу. такие организации принимают соответствующий устав, а их подразделения имеют четко определенную структуру.

В отличие от общественных организаций, общественные движения, имея также массовый характер, создаются преимущественно для реализации ближайших целей, а потому могут быть структурно не оформлены и объединять много организаций с различной социально-политической ориентацией. Как правило, общественные движения не всегда состоят из единомышленников, а могут включать группы объединяются лишь на короткое время из тактических соображений. Таким был в Украине в недалеком прошлом «Народный рух», объединивший тогда сторонников независимости и реформ из разных политических течений и организаций.

Необходимо также подчеркнуть, что существуют формы объединений, в которых сочетаются признаки общественных организаций и движений. Это так называемые фронты, например, Народный фронт, Фронт национального спасения, Патриотический фронт и т.д.

Важной проблемой в политологии есть критерии классификации общественных организаций. По наиболее важный обычно принимают характер взаимосвязей членов организации или род их деятельности. В основу типологии общественных организаций можно также положить задачи организации: защита гражданских, политических, экономических и культурных прав и свобод граждан (например, профессиональные союзы, Союз предпринимателей, общество потребителей и т. п.), удовлетворение профессиональных и любительских интересов (союзы журналистов, писателей, художников и т. п.), участие в благотворительной деятельности (общество милосердия, Фонд мира).

Разница в целях различных организаций дает возможность типологізувати и по видам их деятельности. По этому показателю можно выделить экономические, религиозные, научно-технические общества, общества в сфере образования и культуры, спортивные и туристические, здравоохранения и т.д.

Понятно, что базой для типологии общественных организаций могут быть и другие критерии: классовые и национальные признаки, демографические факторы, масштабы деятельности, методы и способы действий и т. д.

Наличие разнообразных целей общественных объединений порождает и многообразие их функций. Так, главными функциями общественных объединений могут быть: представления и защиты интересов граждан, поощрения людей к управлению государственными и общественными делами (политическая социализация). Все существующие в обществе объединения выполняют также функции связи с другими политическими институтами и организациями. Общей для всех общественных объединений можно считать функцию влияния и соответствующего давления на органы власти.

Все сказанное выше об роль и место политических партий и общественно-политических объединений в политической системе следует из анализа отечественного и мирового опыта. Для формирования в нашей стране политических партий и общественно-политических объединений, способствующих утверждению демократического, гуманного общества, эти рассуждения имеют не столько теоретическое, сколько практическое значение, потому что указывают основные способы укрепления их авторитета и повышения роли в общественной жизни.



Назад