Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

4. Политические партии и общественно-политические объединения в Украине


Развитие политических процессов в Украине невозможен без дальнейшей демократизации общества, важным элементом которой является возникновение и функционирование в конституционных рамках политических партий и движений. Создание политических партий в Украине началось на рубеже 90-х годов. Сначала через общественные движения, а затем
и политические партии к активной созидательной деятельности привлекались значительные слои населения, деятельность которых имела чрезвычайно большое значение для формирования основ украинской демократии.

Экономическим фундаментом становления новой политической системы в нашем обществе есть процесс создания многоукладной экономики, связанный с разгосударствлением собственности, созданием совместных и собственных предприятий, индивидуально-трудовой деятельности, широкого кооперативного движения, фермерства и т. д. Эти новые формы собственности и хозяйственной деятельности в значительной мере способствуют появлению новых социальных структур общества, которые проявляют свои конкретные интересы в политике [24].

Становление политических партий и общественных движений в Украине происходит в чрезвычайно сложных условиях. Продолжающийся экономический кризис, крах предыдущих общественных идеалов, которые разделяла значительная часть населения нашего государства, приводят к стремительному росту социальной напряженности в обществе, дискредитируют в глазах определенной категории граждан демократические ценности. Как свидетельствуют проведенные различными социологическими службами исследования общественного мнения, большинство населения является безразличной к политике и политикам. В настоящее время в Украине сложилась достаточно парадоксальная ситуация, когда только зарегистрированных политических партий насчитывается уже более 100, но ни одна из них не имеет достаточного влияния в общегосударственном масштабе. Значительное количество зарегистрированных министерством юстиции политических партий пока не стали крепкими организациями, которые бы сумели выражать и защищать интересы различных слоев населения. Эти партии еще не способны вести за собой массы, получить устойчивую социальную базу и оказать заметное влияние на общество.

Одна из причин этого - негативный образ партий в массовом сознании. Как свидетельствуют социологические исследования, 63% опрошенных считают, что политические партии в Украине является прежде всего объединениями людей, которые стремятся к власти. Безусловно, приход к власти законным путем является целью любой политической партии. Но тревожит то, что 34% опрошенных считают партии организациями, далекими от реальных проблем народа, и только 17% - такими, что отстаивают его интересы; 20% даже усматривают в партиях организации, выполняющие волю мафии, и только 17% - организации, деятельность которых способствует развитию демократии и политической стабильности в Украине; 11% уверены, что деятельность партий дестабилизирует положение в государстве [24].

Ныне в политической жизни Украины условно можно выделить пять основных направлений дифференциации деятельности политических объединений, исходя из их отношения к: 1) идеи государственной независимости; 2) исторического периода пребывания Украины в составе России и СССР; 3) самой нынешней России и СНГ; 4) формы государственного устройства, организации власти и политического режима; 5) целей, форм и методов проведения рыночных реформ. Простираясь таким образом современные политические партии Украины, можно назвать четыре основных направления: национал-радикальный, национал-демократический, либерально-центристский и социал-коммунистический.

Характеризуя программные установки и практическую политику национал-радикалов и национал-демократов, надо подчеркнуть, что главным направлением их деятельности является идея развития независимого украинского государства и всего, что с этим связано. Как свидетельствует даже небольшой опыт практической политической деятельности этих партий, именно государственной идеи они склонны подчинять другие сферы общественной жизни (экономические, социальные, духовные, моральные и т.п.). А отделить национал-радикалов от национал-центристов можно по методам, которыми они пользуются в своей деятельности.

Так, к национал-радикалов принадлежат Всеукраинское политическое объединение «Государственная самостоятельность Украины» (ГСУ), Конгресс украинских националистов (КУН), Украинская консервативная республиканская и национальная консервативная партии (УКРП и УНКП), Организация украинских националистов в Украине (ОУНУ), Украинская национальная ассамблея (УНА), Украинская народная самооборона (УНСО) и т. д. Для этих партий и движений доминирующей является идеология интегрального национализма, для которой характерны крайние проявления «этнического патриотизма». Главным для национал-радикалов является построение независимого украинского государства. Государственной идеи они подчиняют всю свою деятельность, а методы достижения этой цели выбираются, конечно, самые радикальные [25].

Как и в других политических направлениях, в национал-радикальной является партии и политические организации, настроены более умеренно. Такими, очевидно, можно назвать Гсу, Организацию украинских националистов в Украине, национальную Украинскую консервативную партию, Украинскую консервативную республиканскую партию. Эти политические силы выступают за создание и развитие на этнических украинских землях сильной независимой унитарного государства с гражданским обществом и развитой многопартийностью, где права человека гарантировались бы государством. Они сторонники развитых рыночных отношений, проведения политики минимума огосударствление и максимума приватизации за справедливых стартовых условий (несколько меньшую активность проявляют такие объединения, как ГСУ и ОУН в Украине).

Следует отметить, что активизация правых сил характерна не только для Украины. Это общая тенденция. И если в Европе ультраправые пропагандируют идеи «защиты» от переселенцев с востока и юга, в России - идеи реваншизма и восстановление старой империи, то в Украине целью многих ультраправых является построение новой славянской империи вроде Киевской Руси с центром в Киеве.

К национал-демократов можно отнести Народный рух Украины (НРУ), Украинскую республиканскую партию (СРП), Демократическую партию Украины (ГПУ), Украинской крестьянской демократической партии (УСДП), Христианско-демократическую партию Украины (ХГПУ), политическое объединение «Конгресс национально-демократических сил» (КНДС), Всенародное движение Украины (ВНРУ). В этих же партий в наиболее принципиальных вопросах все чаще присоединяются Партия демократического возрождения Украины (ПДВУ) и Социал-демократическая партия Украины (СДПУ). Исторически объединения политических сил национал-центристского толка произошло с образованием Народного Руха Украины (сентябрь 1989 года). До провозглашения независимости и выборов Президента Украины
(1 декабря 1991 года) блок действовал в системе Движения, объединяясь на почве борьбы за национальное демократическое государство. После победы на выборах Л. Кравчука и необходимости определения стратегии государства в период становления Украинского государства возникло два направления: национально-государственный, который ориентировался на поддержку Президента как гаранта нового государства (ДемПУ, СРП), и национал-демократический, центристский, что задекларировал статус оппозиции (Движение).

Движение считает, что социальной базой политической стабильности и экономических реформ в Украине должно стать большой средний класс собственников и семья. Основным приоритетом экономической реформы должно стать повышение благосостояния народа и предоставления социальных гарантий всем гражданам Украины. А средствами для осуществления этих мероприятий должны быть либерализация цен, введение конкуренции и демонополизации. Проведение земельной реформы должно происходить через приватизацию земли и имущества на основе дележки. Нужно создать рынок земли, который обеспечит ее свободную продажу. Социальной базой Движения есть те граждане Украины, которые разделяют идеи национального возрождения и развития демократической независимой Украины [26].

К партий либерально-центристского политического направления принадлежат Либеральная партия Украины (ЛПУ), Народно-демократическая партия (НДП), Партия труда Украины (ЛПУ), Украинская партия солидарности и социальной справедливости (УПССС), Аграрная партия Украины (АПУ) и др.

Наиболее влиятельной политической партией этого блока является Народно-демократическая партия Украины (НДП). Партия в своих программных установках провозглашает развитие социально ориентированной экономики рыночного типа, что обеспечивает устойчивые темпы роста и экономическое равновесие. НДП поддерживает все формы и виды предпринимательской деятельности, выступает за активное содействие государства свободному развитию производственного, банковского, торгового и посреднического бизнеса, устранение административного диктата государственно-бюрократических структур, за частную собственность на землю, развитие фермерских хозяйств по государственной поддержки, предоставление преимущества иностранным инвестициям перед импортом товаров. Задача государства: обеспечение свободного развития рынка, поощрение конкуренции, предотвращение монополизма, структурная перестройка народного хозяйства. НДП настаивает на структурной перестройке народного хозяйства с целью увеличения доли отраслей и предприятий, работающих для потребностей человека; приватизации государственной собственности в масштабах, необходимых для развития конкуренции; передачи средств производства независимым владельцам; создание механизма социальной ориентации экономики, когда рост производства товаров народного потребления стимулировалось бы ростом доходов всех слоев населения [27].

К политических партий социал-коммунистического направления принадлежат Коммунистическая партия Украины (КПУ), Социалистическая партия Украины (СПУ), Селянская партия Украины (СелПУ), Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ).

Наиболее важной партией левого спектра является Коммунистическая партия Украины. Партия собирается сосредоточить свои усилия на выводе страны из глубокого кризиса, противодействия капиталистической реставрации, на сохранении Советской власти. В то же время КПУ поддерживает равноправный развитие различных форм собственности, исключающие эксплуатацию чужого труда, с одновременным обеспечением общественной собственности на средства производства, выступает за сохранение земли, ее недр, лесов, вод как общего достояния всего народа. КПУ признает необходимым прекращение «обвальной приватизации»; восстановление нарушенных, как считают коммунисты, из политических соображений хозяйственных, научных, культурных связей с Россией и другими государствами СНГ; всестороннее стимулирование интеграционных процессов; осуществление комплекса мер для предотвращения массовой безработицы [28].

Анализ программных положений партий, организаций и движений свидетельствует, что большинство из них еще не имеют серьезной концепции, направленной на стабилизацию общества, выход его из кризиса, не говоря уже о перспективах продвижения по пути прогресса. Декларации одних - это перечень абстрактных общечеловеческих ценностей, других - антикоммунистические манифесты, третьих - повторение ортодоксальных марксистско-ленинских идей, агитация за возвращение к застойных времен, четвертых - экстремистские, националистические и шовинистические призывы. Такое расхождение политических взглядов не может не волновать, особенно в условиях углубления кризиса во всех сферах общества.

Говоря о факторы консолидации общества, которые могут быть положены в основу деятельности общественно-политических организаций, следует назвать прежде всего общегосударственный рынок. Такой рынок не только возможен, но объективно необходим, потому что в одиночку регионы Украины и даже бывшие республики СССР выйти из кризиса не в состоянии: нет у них для этого материальных, финансовых и человеческих ресурсов.

Однако следует согласиться с мнением многих ученых, которые хоть и считают рынок интегрирующим фактором, который так или иначе является регулируемым, контролируемым и управляемым государством (именно такой рынок функционирует в развитых капиталистических странах), но уверены, что его надо вводить постепенно, с созреванием инфраструктуры, готовности людей и коллективов вступать в рыночные отношения, без «шоковой терапии».

Поэтому политическим партиям и общественным организациям следует рассматривать рынок не как самоцель, а как средство оздоровления экономики и общественно-политической жизни Украины, а в конечном итоге - как средство для удовлетворения интересов и запросов людей, обеспечения роста производства, повышения уровня жизни.

Следовательно, выход Украины из кризиса во многом зависит и от того, как политические партии, общественные организации и движения смогут консолидировать общество.

Сравнение программ и платформ дает основание заключать, что многие мировоззренческих позиций общественно-политических движений никогда не сблизятся и всегда будут существовать причины для идейного соперничества по широкому кругу проблем. Однако идеи гражданского мира и ненасилия, построение правового независимого государства, обеспечения прав человека, защита окружающей среды, другие демократические цели и ценности могут и должны быть положены в основу сближение различных позиций, достижения разумных компромиссов с целью выведения общества из кризиса. Расширению базы для сотрудничества должно способствовать совместная работа по утверждению государственного суверенитета и независимости Украины, переход к социально ориентированной рыночной экономики. Именно с этих базовых целей должны выходить политические партии и общественные организации, определяя возможность взаимного сотрудничества [29].

Важным элементом развития политических процессов в Украине должно стать завершения правового оформления многопартийности. Принятые Верховной Радой законы «об объединении граждан», «О политических партиях» является лишь первым шагом на этом пути. Надо еще принять соответствующие нормативные акты, которые бы четко определили характер государственного финансирования политических партий по результатам парламентских выборов, и осуществить необходимые меры для государственной поддержки избирательных кампаний. Выдающимся событием в развитии демократических процессов в Украине стало принятие новой Конституции. Принятие Основного закона нашего государства будет способствовать развитию гражданского общества, формированию профессионального парламента и эффективной реализации принципа разделения властей. А чтобы политические процессы двигались именно в таком направлении, государственные институты должны целенаправленно, активно влиять на развитие многопартийности, помогать становлению партий и общественно-политических организаций в Украине.



Назад