Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

1. Гражданское общество как предпосылка создания демократической политической системы


Гражданское общество - это общество, которому свойственно самоуправления свободных индивидов и добровольно созданных ими организаций. Гражданское общество как сферу самоуправления свободных индивидов защищают от произвола государственной власти и жесткой регламентации со стороны ее органов соответствующие законы. Вот почему в реальной общественной жизни гражданское общество и правовое государство являются взаимосвязанными институтами, функционирование которых обеспечивается верховенством закона, надежно гарантирует и защищает права и свободы граждан.

Гражданское общество может существовать только в условиях демократии. В то же время высокий уровень развития и функционирования гражданского общества может обеспечить только демократическое государство. Как свидетельствует общественная практика, именно неразвитость гражданского общества является одним из главных условий существования тоталитарных и авторитарных режимов. Главный признак гражданского общества заключается в обеспечении широких прав человека, в свободном выборе ней разнообразных форм экономической и политической жизни, форм идеологии и мировоззрения, в возможности пропагандировать и отстаивать свои интересы, взгляды и убеждения.

Начало формирования элементов гражданского общества наблюдается еще в Древних Греции и Риме. Тогда возникает и само понятие «гражданин». В Древней Греции в результате борьбы народных масс с олигархией возникает напівобщинна-полугосударственная форма сожительства - государство-полис как своеобразный прототип гражданского общества. Наибольшего своего расцвета государство-полис достигла во времена правления Перикла. Вот как сам Перікл характеризовал государственный строй своей страны: «...он называется демократией через то, что основа его не меньшинство, а большинство граждан. Она согласно нашим законам предоставляет всем гражданам равных прав... Мы живем свободны в нашем государстве: мы не питаем в нашей ежедневной жизни подозрения друг к другу, мы не обнаруживаем гнева к ближнему, когда он совершает нечто для своего наслаждения, не показываем ему нашего недовольство... Не ограничены принуждением в частной жизни, мы не нарушаем законов в жизни, общественном преимущественно, через уважение к ним. Мы всегда слушаемся тех, кто стоит у власти. Мы чтим, в частности, те законы, которые установлены на пользу обиженных, и, хотя эти законы не записаны, они способны опорочить тех, кто их презирает» [1].

Итак, из этих слов Перикла следует то, что он считал демо -
кратичний только тот строй, который базировался на превосходстве большинства, уважении одного человека к другому и добропорядочности. Это дает возможность утверждать, что сама идея гражданского общества берет свое начало в политико-общественной мысли того времени. Эти идеи мы находим в полисе Аристотеля, societas civilis - Ціцерона и принципах так называемого естественного права [2]. Так, Цицерон, например, подчеркивал, что «достоянием гражданской общины, достоянием народа является государство. Но чем именно является гражданская община, как не силой-силенною людей, которые связаны между собой» [3].

Оригинальными и самобытными в этом отношении взгляды уже известного нам Никколо Макиавелли. В своем главном произведении «Монарх» Н. Макиавелли подчеркивает, что глава государства не должен злоупотреблять своими правами и нарушать имущественных и личных прав своих подданных. В его произведении уже четко прослеживается описание элементов гражданского общества как общности людей, что противостоит государству, которое стремится своими действиями взорвать любую самодеятельность общества, чтобы господствовать над ним. Много интересного в произведении Макиавелли касается анализа таких неполитических сфер жизни, как труд, семья, любовь, удовольствие людьми собственных нужд, то есть проблем частной жизни. «Он (монарх) обязан побудить граждан спокойно предаваться торговли, хліборобству и ремеслам, чтобы они привели в порядок свои владения, не боясь, что эти владения в них отберут, другие - начинает -
ли бы торговлю, не боясь, что их уничтожат налогами» [4]. Итак, Н. Макиавелли видел разницу между государством и гражданским обществом, которое функционирует по собственным законам и является автономным относительно государства, хотя последняя постоянно пытается подчинить себе все сферы жизни общества.

С этого времени почти до XVII в. в общественном мнении не возникало новых идей по поводу гражданского общества. Принципиально новую концепцию такого общества выдвинули английские политические теоретики Т. Гоббс и Д. Локк. Т. Гоббс в своем знаменитом произведении «Левиафан» подчеркивал, что качественно новое человеческое сожительство возникает вследствие перехода от естественного состояния с войной всех против всех к упорядоченному культурного общества с существованием государства. Только договорившись о создании государства, отмечал Т. Гоббс, граждане способны добиться спокойствия и порядка в обществе и создать условия для возникновения качественно новых общественных связей.

Продолжая рассуждения Т. Гоббса, Д. Локк отмечал, что люди до создания государства распоряжались своим имуществом и своими правами в соответствии с законом природы. Но, чтобы гарантировать себе права и свободы и защитить свою собственность, люди создают государство. Д. Локк в своих произведениях использовал понятие «гражданское общество» и «государство» почти как взаимозаменяемые.

Дальнейшую разработку этой проблемы можно найти в исследованиях французских мыслителей Ш. Монтескье и Ж. -Же. Руссо. Ш. Монтескье в своих произведениях, особенно в знаменитом труде «О духе законов», утверждал, что общество только тогда может успешно функционировать и развиваться, если в нем царят республиканские законы. Вот почему он так горячо отстаивал идеи парламентаризма, законности, сформулировал концепцию правового государства с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. По его мнению, в настоящий государстве «уважать людей не за их внешние таланты и свойства, а за их истинные качества» [5].

Ж. -Же. Руссо пропагандировал идею суверенности воли народа. Исходя из положения, что источником власти может быть только народ, он противопоставлял теории разделения властей свою систему постоянно действующего в государстве плебисцита для решения общественно-политических проблем. Для французского политического мыслителя сроки «гражданское общество» и «государство» также были синонимами. Главным признаком гражданского общества, по его мнению, является участие каждого гражданина в государственных делах и безусловное полновластия народа. Руссо признавал «действительным только один акт общественного договора, а именно - создание народа и общества (в форме демократического государства), как единого и абсолютного источника и общей воли суверена (верховной политической власти)» [6].

Понятие «гражданское общество» и «государство» впервые четко отделил известный немецкий философ Г. Гегель. Он пришел к выводу, что социальная жизнь, которое присуще гражданскому обществу, принципиально отличается от мира семьи и от публичной жизни государства. «Гражданское общество, - отмечал Гегель, - является дифференциация, которая возникает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества начинается позже, чем развитие государства» [7]. В сферу функционирования гражданского общества немецкий мыслитель включал рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, предназначавшиеся для обеспечения жизнедеятельности общества. По мнению Г. Гегеля, гражданское общество включает комплекс частных лиц, классов, групп, институтов, отношения которых регламентируются гражданским правом и деятельность которых напрямую не зависит от действий государства. Появление гражданского общества, которое основывается на системе частной собственности и всеобщем формальной равенства людей, стала возможной лишь с утверждением буржуазного общества.

Исследуя природу гражданского общества, еще один известный французский мыслитель А. Токвиль подчеркивал, что этические, религиозные, профессиональные, рабочие и локальные объединения образуют такую структуру гражданского общества, с которой может столкнуться правовое государство.

В настоящее время заметно возрос общий интерес к проблемам гражданского общества, а его научные исследования гражданского общества осуществляются в органической связи с проблематикой правового и социального государства. Усилиями современных политологов политическая теория пополнилась многими новыми положениями, а именно: гражданское общество становится основой государства, его развитие происходит в тесной взаимосвязи со становлением правового государства; для цивилизованного развития обеих феноменов необходимо создавать надежный механизм взаимодействия и обогащения; не только государство, но и определенные институты самого гражданского общества могут негативно влиять на другие его составляющие; формирование гражданского общества является предпосылкой становления политической демократии, ограничения всеобъемлющей роли государства. Дальнейшее развитие отношений общества и государства является гарантией того, что общество станет гражданским, а государство - демократической [8].

Сущность гражданского общества заключается прежде всего в обеспечении прав человека. Личность в гражданском обществе имеет гарантированное законом право выбора разнообразных форм экономической, социальной и иной деятельности, право выбора определенной идеологии, мировоззрения и т.п.

Экономической основой гражданского общества являются отношения рыночного характера, прежде всего разнообразные формы собственности, особенно частной. Наличие собственности у гражданина побуждает его к деловой активности и плодотворной работы, становится условием свободы личности в обществе.

Политическая основа гражданского общества - это демократическое правовое государство, что обеспечивает каждому гражданину возможность принять участие в государственных и общественных делах. В демократическом правовом государстве абсолютно недопустима любая дискриминация по национально-этническим, политическим, религиозным и другим признакам. Как характерный признак такого государства можно назвать возможность свободного самоопределения человека относительно мировоззренческих и духовных установок, гарантий жизни и безопасности человека, всестороннее защиту самых разнообразных прав человека со стороны судебных органов и общественных организаций.

Социальной основой гражданского общества становится общество с динамичной социальной структурой, которая все время развивается и совершенствуется. О духовной жизни, характерным признаком гражданского общества можно считать высокий развитие образования, науки, искусства, индивидуальный выбор культурных ценностей. Культурно-политический плюрализм способствует реализации разноплановых духовных интересов людей и становится важным условием развития и совершенствования такого общества.

Следовательно, главными признаками гражданского общества является:

- динамичная социальная структура общества, которая находится в постоянном развитии и является отделенной от государства;

- рыночные экономические отношения, которые формируют демократическую политическую систему, где правовое, демократическое государство становится порождением гражданского общества;

- обеспечение свободного выявления, реализации многочисленных и разносторонних интересов граждан;

- обеспечение сферы личного, повседневной жизни людей в отличие от государства как воплощение условного формального жизни;

- приоритет гражданских прав личности и ее уважение государственных законов;

- плюрализм идей, взглядов, убеждений, социальных инициатив и т.п.

Отмечая альтернативности признаков и черт гражданского общества и правового демократического государства, следует, однако, отметить, что это свидетельствует не о антагонизм этих сфер общественной жизни, а об их взаимозависимость и взаимообусловленность. Как без гражданского общества не может быть правового демократического государства, так и без такого государства не может эффективно функционировать и динамично развиваться гражданское общество. Вот почему гражданское общество и демократическое правовое государство в настоящее время становятся двумя составляющими жизни каждого отдельного человека и современного общецивилизационного развития общества.



Назад