Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Становление гражданского общества в Украине


Первые элементы формирования гражданского общества на территории современной Украины кроются в глубокой древности. Еще в VII-V вв. до н.э. на землях нынешней Украине функционировало рабовладельческие города-государства: Ольвия, Херсонес, Боспор, Феодосия и др. с различными формами правления - от монархии к аристократической и демократической республик. Когда в IX в. возникла Киевская Русь, ее основными государственными институтами стали князь, княжеская совет и народное вече. Как свидетельствуют об этот период нашего политического развития письменные памятники, чрезвычайно большие полномочия принадлежали народному собранию граждан. Полномочия веча распространялись на все функции государственной власти, в том числе на выборы князя, заключение с ним договора и обсуждения важнейших вопросов общественно-политической жизни.

Впоследствии, уже в эпоху феодализма, крестьяне объединялись в сельские общины, выбирая из своей среды атаманов, старшин и других представителей общественности. Особое место в формировании рис гражданского общества и борьбе за свободу и независимое, суверенное государство принадлежит казачеству. Как подчеркивает один из наиболее авторитетных исследователей этого вопроса Д. Дорошенко, «казачество является не только самой блестящей, эффектной появлением украинской истории, она представляет собой еще и сутки наибольшего напряжения сил украинского народа и его государственной, социальной и культурной творчества...» [9].

Наиболее полно идеи гражданского общества и становление демократических основ отечественного государства нашли свое воплощение в конституции Пилипа Орлика 1710 г. Хотя эту конституцию не были внедрены в жизнь, она имеет большое значение как документ, который впервые в истории Украины де-юре зафиксировал принципы, положенные в основу государственно-политического устройства. Впервые идеи гражданского общества и украинская государственная идея нашли воплощение в юридическом документе, где было определено, какие именно и в каком порядке должны быть осуществлены государственные реформы в Украине. «Гетманская власть должна быть ограничена и постоянным участием в управлении генеральной старшины, и генеральным советом; ограничения касались администрации, суда, выборов старшины, финансов. Трижды в год предстояло собирать сейм из полковой и сотенной старшины, депутатов и послов от запорожского войска. Предусматривалась строгая независимость государственного сокровища от средств, выделяемых по распоряжению гетмана. Значительное место отводилось демократическим правам всех сословий общества, особенно казачества, а также правам городов» [10].

Распространению идей украинской государственности на украинских землях в значительной степени способствовало развитие понятия гражданина. Возникнув как срок после Французской революции XVIII в., понятие «гражданин» получило широкого потребления во всех европейских странах и в Украине в частности. Отношение отдельных граждан к государству и его институтам оказывалось через собственность, семью, различные организации. Каждый индивид в процессе своей жизнедеятельности, так или иначе был связан с функционированием той или иной организации или группы, что способствовало развитию в нем рис гражданина. Размышляя над этим вопросом, наш выдающийся отечественный просветитель и поэт Григорий Сковорода выдвинул идею общественной, позастанової ценности людей, равенства и одинаковой моральной значимости всех видов трудовой деятельности. Эти рассуждения близки идеям западноевропейских мыслителей по проблемам формирования и развития гражданского общества.

1 декабря 1991 года народ Украины на всенародном референдуме выразил свою суверенную волю построить украинское независимое государство. А начался этот процесс еще до референдума - с принятия Верховной Радой в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Украины. Ее основополагающим принципом было современное понимание суверенитета народа как многогранного понятия. Так, декларация не ограничивалась провозглашением права народа Украины решать свою судьбу. Она определяла современное комплексное наполнение этого права - верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в границах ее территории, независимость и равноправие во внешних отношениях. Декларация предусматривала народовластия, утверждение гражданства Украинского государства, его экономическую самостоятельность, экологическую безопасность, национально-культурное возрождение украинского народа. В то же время гарантировался свободный национально-культурное развитие всем национальностям, проживающим в Украине. Все разделы Декларации проникнуто гуманизмом и демократизмом. Так, провозглашая Украину суверенным национальным государством, Декларация исходила из того, что украинский народ как единственный источник государственной власти в республике - это граждане всех национальностей, живущих в Украине.

Следующий исторически значимый шаг - это принятие Конституции Украины 28 июня 1996 года. В этом главном политико-юридическом документе государства подчеркивается, что общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия, многопартийности, развития самоуправления. В статье 3 Конституции провозглашается: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства» [11].

В настоящее время процессы формирования в Украине гражданского общества и создание независимого, демократического, социального и правового государства происходят параллельно. Ускорению этих процессов активно способствует политическая реформа, обновление политико-правовой базы нашего общества с учетом собственного и мирового опыта. Граждане, общественные организации и различные политические институты Украины в этих условиях пытаются эффективно использовать опыт передовых демократических стран по защите прав и свобод каждого человека. Как свидетельствует мировой политический опыт, именно с осознания каждым человеком мысли о свою самоценность, о способность и возможность своим трудом построить достойную жизнь своей семье и обществу в целом начинается процесс становления гражданского общества.

Общественный прогресс в Украине в современных условиях возможен не только через включение в процесс общественного развития всех возможностей и потенциала демократического государства, но и через использование достижений гражданского общества. Все политические попытки осуществить в нашей стране радикальные изменения, и прежде всего в экономике и социальной сфере, будут напрасными без учета человеческого фактора и степени развития гражданского общества.

Человек, взаимодействуя с государством и гражданским обществом, должна выступать не только в роли субъекта частного права, но и как носитель публичного права. Права и свободы гражданина в демократическом обществе определяются законами, которые принимает государство, а деятельность последней тоже должна происходить в пределах ею самой установленных правовых процедур. Право определять и изменять конституционный строй в Украине принадлежит исключительно народу и не может быть узурпировано государством. По этому поводу в Конституции нашего государства говорится: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [12].

В Конституции и в Законе «О местном самоуправлении», который был принят в мае 1997 г., четко определены и сформулированы права и обязанности органов местного самоуправления. В соответствии с этим законом государство предоставляет широкие права территориальным объединениям граждан по решению разнообразных местных задач в интересах населения на собственную ответственность и в рамках закона.

Весь мировой опыт убедительно свидетельствует, что именно местное самоуправление создает необходимые условия для приближения власти к населению, функционирования действующей системы управления, которая бы учитывала местные условия и особенности. Для осуществления своих полномочий органы местного самоуправления должны выполнять следующие основные функции:

  • защищать население от неоправданного давления со стороны центральных органов власти;
  • обеспечивать предоставление населению жилищно-коммунальных, медицинских, транспортных, культурных и других услуг с наибольшей эффективностью;
  • активизировать населения с тем, чтобы оно принимало непосредственное участие в решении местных вопросов, местных проблем и т.п.

Понятное дело, что формирование в Украине современной и эффективно действующей системы местного самоуправления становится важным фактором построения правового, демократического государства. В то же время развитие гражданского общества и его взаимодействие с правовым, демократическим государством во многом будет зависеть от оптимального соотношения системы центральных органов исполнительной власти и системы органов местного самоуправления.

Ныне самоорганизация гражданского общества в Украине проявляется в деятельности различных организаций в экономической, социальной и духовной сферах. Так, в экономической сфере такими организациями являются частные коллективы, предприятия, кооперативы, различные ассоциации, корпорации. В социальной - семьи, общественные организации, органы самоуправления. В духовной - самостоятельные творческие и научные объединения и т.д. Обязательным является также изучение общественного мнения, практика разрешения социальных конфликтов цивилизованным путем, возможность свободно выражать свои мысли.

Следовательно, гражданское общество является совокупностью общественных отношений (экономических, социальных, духовных), формальных и неформальных структур, которые удовлетворяют потребности и реализуют интересы индивидов или групп, соответствующие достигнутому уровню общественного развития.



Назад