Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

1. Экономическая политика государства и необходимость перехода к рыночным отношениям в обществе


Соотношение экономики и политики является ключевым в понимании характера общественного строя, определяющим относительно последствий экономической и политической деятельности [1]. От правильного и сбалансированного их взаимосвязи зависит экономический потенциал общества, благосостояние населения, уровень развития демократических процессов, а в целом - жизнеспособность общественно-политической и экономической системы.

Неправильное понимание соотношение экономики и политики является одной из причин ошибочной экономической политики и, как следствие этого, - экономического кризиса, снижения жизненного уровня населения, хронического дефицита товаров народного потребления, инфляции. Все это происходит, во-первых, в результате того, что односторонняя ориентация на экономические факторы, недооценка, принижение роли политического действия приводит к пассивности власти, к усилению неуправляемых, стихийных процессов в общественном организме. Во-вторых, пренебрежительное отношение к требованиям экономики, вера во всесилие политических решений и лозунгов лишают политическое руководство необходимой объективной основы и, таким образом, превращают его в царство субъективизма и произвола. Если в первом случае политика якобы растворяется в экономике, то во втором - она отрывается от экономики и противопоставляется ей.

Надлежащее соотношение экономики и политики наука определяет через понятие «экономическая политика» [2]. Экономическая политика - это сознательная, целенаправленная деятельность государственных органов, политических партий и общественных организаций в экономической сфере, которая осуществляется в интересах общества.

Экономическая политика государства имеет несколько задач:

  • осуществлять регулирование экономики в интересах социальных групп, которые имеют политическую власть;
  • связывать, зрівноважувати экономические интересы как тех социальных групп, которые имеют политическую власть, так и тех, которые не имеют ее;
  • обеспечивать функционирование всей социально-экономической системы в целом (денежный оборот, энергетика, строительство, экологические проблемы, инфраструктура);
  • устанавливать и развивать взаимовыгодные экономические связи с другими странами, защищая экономические интересы собственной страны.

Согласно ее влияния на экономику экономическая политика бывает трех видов. Во-первых, она может отвечать объективном процесса функционирования и развития экономики, а потому стимулировать ее. Например, отмена крепостного права в России открыло простор для развития капитализма, введение нэпа в СССР способствовало восстановлению разоренной государства и быстрому экономическому развитию, экономическая политика Ф. Рузвельта спасла США от социально-экономического краха.

Во-вторых, экономическая политика может действовать вопреки объективным процессам функционирования и развития экономики, препятствовать, тормозить и даже создавать кризисную ситуацию. Например, экономическая политика капиталистических государств в 20-е годы привела к до тех пор невиданной по размаху экономического кризиса, охватившего всю систему мирового капиталистического хозяйства; административно-командная экономическая политика в СССР и странах Восточной Европы создала кризисную ситуацию и в экономике, и в политике, которая привела к распаду СССР и так называемого социалистического лагеря. Сейчас этот кризис еще более усилилась в Украине и других странах СНГ [3].

В-третьих, экономическая политика, определяя основные направления, пути и методы развития экономики, может стимулировать одни методы развития экономики и ограничивать, блокировать другие. Такая политика является наиболее гибкой. Она дает возможность, в зависимости от конкретной ситуации менять приоритетность направлений развития экономики, от чего зависит, будет ли экономическая политика способствовать объективному процессу экономического развития, или, наоборот, противодействовать ему. Этот вид политики является наиболее распространенным в развитых странах Запада.

Особенности исторического развития в СССР привели к созданию командной экономики или, как принято говорить, командно-административной системы управления. Эта система, которая просуществовала в течение десятилетий, стала главной причиной застоя, а затем и кризиса, в который попала советская экономика в 80-е годы.

Альтернативой командно-административной системы управления, которая себя полностью дискредитировала, есть рыночная экономика. Жизнеспособность и результативность рыночной экономики доказано мировым опытом [4]. Обобщение этого опыта делает вывод, что рыночная система - это мощное средство повышения эффективности производства. Товарно-денежные отношения - ведущий регулятор экономической жизни в условиях любого развитого производства.

Переход к рыночной экономике в Украине в интересах каждого человека. Такая экономика наконец обеспечит условия для поощрения трудолюбия, творчества, инициативы, а также экономические стимулы для высокопроизводительного труда. Переход к рынку сориентирует производство на нужды людей, создаст эффективный механизм взаимовыгодных отношений производителя и потребителя. Спрос людей, а не монополия производителя будут определять, что, в каком количестве и какого качества должен быть предложены на продажу. Рыночная экономика положит конец хроническом дефицита, подорвет базу для спекуляции и злоупотреблений.

Однако переход к рынку порождает у многих людей сомнения: не принесет ли рынок анархию и стихийность, о которых немало раньше говорили и писали? Дело в том, что современное мировое рыночное хозяйство во многом преодолело присущую бывший сутках стихийность. В современных условиях на первое место вышло производство на заказ, научное прогнозирование потребностей, формирование спроса, разработка крупных научно-технических программ.

Современный рынок - это уже не прежняя стихия и хаос. Во всем мире он является регулируемым. Предпочтительный вариант организации экономической жизни - не командная система и не свободный рынок, а смешанная экономика. Государство влияет на рынок через бюджет, налоговую систему, через денежную и кредитную политику, валютное и таможенное законодательство, создавая необходимые условия для конкуренции, развития предпринимательства и т. п. [5].

К сожалению, процесс перехода к рынку связано также и с негативными последствиями. Главные из них - рост цен и безработицы. А потому среди запланированных экономических преобразований на пути к рынку должны быть предусмотрены и меры для частичной компенсации населению потерь, связанных с повышением розничных цен на товары и услуги, внедрение системы индексации фиксированных денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, стипендий) в зависимости от роста потребительских цен, а также повышение минимальной заработной платы.

Переход к рынку требует также создания механизма поддержания занятости: те, кому придется поменять рабочее место, должны получить помощь в трудоустройстве, переквалификации
и т. д. Те, кто не сможет трудоустроиться, - пособие по безработице.

Итак, планомерный государственный влияние на рынок с использованием экономических рычагов, созданием системы социальной защиты, которая бы в определенной степени нейтрализует негативные последствия рыночных отношений, является абсолютно необходимым. Но все же не государство, а сам рынок должен стать главным регулятором экономической жизни.

Какие же изменения необходимо осуществить в экономике, чтобы обеспечить переход к рынку? Это прежде всего создание смешанной экономики, внедрение различных и равноправных форм собственности, а для этого - поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. Эффективное функционирование рынка возможно лишь при условии, когда подавляющая часть товаропроизводителей (предприятий, организаций) имеет свободу хозяйственной деятельности и предпринимательства. Они должны не по приказу, а самостоятельно определять, как использовать то, что им принадлежит, самостоятельно решать, что и как производить. Они сами выбирают поставщиков сырья, оборудования, полуфабрикатов, связываются с потребителями, договариваются о цены. товаропроизводители свободно распоряжаются прибылью, остающейся после уплаты налогов [6].

С целью обеспечения экономической свободы в Украине принят Закон «О собственности». Граждане нашего государства могут иметь в частной собственности земельные участки, жилые дома, ценные бумаги, предприятия в сфере производства, бытового обслуживания, общественного питания (магазины, столовые и т.п.), в других отраслях хозяйственной деятельности. Крестьяне - иметь собственное крестьянское хозяйство с хозяйственными постройками, насаждениями на земельном участке, продуктивной и рабочим скотом, домашней птицей, сельскохозяйственной техникой, транспортными средствами. В тех секторах экономики, где мелкое и среднее производство является наиболее эффективным (например, в сфере услуг), частная собственность может сыграть положительную роль в развитии экономики. В соответствии с этим законом, группами граждан могут быть созданы кооперативы, а также хозяйственные общества и объединения.

Наряду с созданием новых предприятий должно происходить разгосударствления существующих. Это не обязательно переход к индивидуальной собственности: возможна передача или продажа государственной собственности трудовым коллективам, кооперативам, акционерам. в результате создается собственность коллективного предприятия, товарищества, кооператива, акционерного общества. Коллективы могут не только покупать, но и арендовать государственные предприятия и имущество. Аренда заключается в передаче арендодателем арендатору права пользоваться и распоряжаться его собственностью на определенный срок и за соответствующую оплату.

Могут также создаваться предприятия, что является собственностью общественных и религиозных организаций, иностранных граждан и фирм, а также смешанные предприятия. В то же время в государственной собственности остаются предприятия, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения населения страны или отдельных регионов.

Преобразование государственной собственности в коллективную, которая бы управлялась самими коллективами, возникновения акционерных, кооперативных, совместных и частных предприятий создает разнообразные и равноправные формы собственности.

Всем товаропроизводителям, независимо от форм собственности предприятий, должна быть гарантирована полная самостоятельность, свобода предпринимательства, невмешательства органов государственного управления в их работу. Важно также поощрять конкуренцию между ними, разработать эффективные антимонопольные меры, поддерживать сеть малых и средних предприятий. Основой экономических отношений должны стать взаимосвязи самостоятельных предприятий - главных субъектов рыночных отношений.

Один из важнейших этапов на пути к рынку - земельная реформа. Она направлена на то, чтобы сделать крестьянина настоящим хозяином на земле, собственником результатов своего труда. Этому будет способствовать развитие разнообразных форм собственности, создание равных условий для развития как коллективного, так и индивидуального, семейного, арендного и частного хозяйств. Административные органы государственного управления сельскохозяйственным производством надо ликвидировать, что исключит диктат и администрирования, даст крестьянину возможность свободно выбирать способы хозяйствования.

Существенные изменения на пути к рынку происходят в ценообразовании. Неотъемлемым элементом рыночной экономики есть свободные рыночные цены, которые определяются спросом и предложением. А чтобы переход до таких цен был наименее болезненным, необходимо на это время сохранить фиксированные цены на несколько видов жизненно необходимой продукции.

Составной частью перехода к рынку является также реформа банковской системы, направленная на создание самостоятельных коммерческих банков, а также на установление в стране экономики открытого типа, которая функционирует во взаимосвязи и в соревновании с экономикой других стран.

Рыночные отношения позволяют сочетание эффективной системы экономического принуждения к рационального хозяйствования и выпуска продукции высшего качества с максимальной свободой участников в выборе форм и методов экономической деятельности. Никто не станет решать за товаропроизводителя, что и как производить, никто не станет навязывать ему способы действий. Человеку и коллектива их собственная выгода виднее, а ошибки приведут к потерям собственного капитала. Это будет приучать к бережливости и экономической ответственности.

В некоторых представление о рыночные отношения сформировалось, к сожалению, на основании собственных впечатлений о «черный рынок», где каждый торгует чем только может, и хватает, сколько может. Но все это - «антирынок», который ничего общего не имеет с цивилизованными рыночными отношениями. Единственный способ преодоления таких негативных явлений - переход к нормальному рынку, который будет способствовать развитию здоровой конкуренции, наполнению прилавков, ускорению технического прогресса, появление новых высококачественных товаров.

Нынешняя кризисная ситуация в Украине требует проведения неотложных мер для стабилизации экономики. Какие это меры? В наиболее концентрированном виде их было изложено в Послании Президента Украины к Верховной Рады Украины «Украина: поступь в XXI век. Стратегия экономической и социальной политики на 2000-2004 гг.». Стратегическими приоритетами на 2000-2004 гг. в послании Л. Д. Кучмы определены следующие:

По-первое. Утверждение механизмов, которые должны обеспечить надежные гарантии не только окончательной стабилизации экономики, но и необходимых предпосылок ее ускоренного роста. После почти десятилетнего экономического кризиса, в течение которой потеряно большую часть экономического потенциала, а уровень жизни людей снизился более чем в 2 раза, безальтернативным, по сути, приоритетом экономической политики следующего периода, ее основополагающим принципом должно стать достижение ежегодных темпов роста ВВН на уровне 6-7%. Только такие темпы будут достаточными для реализации неотложных задач социальной сферы, достижения ощутимых сдвигов в подъеме жизненного уровня населения и, прежде всего малообеспеченных граждан.

По-второе. Развитие цивилизации в ХХ ст., ее постиндустриальный вектор убедительно подтвердили, что главными факторами устойчивого экономического развития любой страны могут быть только рост интеллектуального потенциала нации и научно-технологические инновации, применение которых существенно меняет объемы и качество производства и потребления.

По уровню подготовки научно-технических кадров и специалистов высшей квалификации Украина принадлежит к ведущих государств мира. Несмотря на большие потери, мы сумели не только сохранить, а в некоторых отраслях и существенно укрепить научно-технический и технологический потенциал.

По-третье. Не менее значимым стратегическим приоритетом является осуществление активной аграрной политики, утверждение в перспективе Украины как государства с высокоэффективным експортоспроможним сельским хозяйством. В условиях обострения мировой продовольственной проблемы успешное решение задач эффективного развития аграрного сектора экономики Украины, роста его конкурентоспособности приобретает не только чисто национальной, но и международной веса.

По-четвертое. Выход украинской экономики из кризиса вполне естественно возвести в ранг стратегической задачи вопрос глубокой перестройки социальной сферы. В этом контексте особо важным приоритетом на следующие пять лет является преодоление существующего ныне искусственного занижения стоимости рабочей силы, а также недопустимо низкого уровня социальных расходов.

Такая политика должна быть тесно связана с разработкой и внедрением механизмов, направленных на повышение производительности труда. Поэтому траектория вхождения Украины в следующее века в значительной степени будет определяться тем, как именно будет решена эту ключевую проблему экономического роста [7].



Назад