Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Проблемы экономической политики Украины на современном этапе


Рассматривая сегодняшний затруднительное положение экономического развития Украины, надо напомнить, что в свое время наша страна была одной из наиболее индустриально и научно развитых республик бывшего СССР. Ее промышленный, аграрный и научно-технический потенциал был самым мощным в сфере добывающей промышленности и металлургии, в агропромышленном и военно-промышленном комплексах. Выпуск в УССР основной промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также продовольствия достигал одной пятой части общесоюзного производства, а за добычей железной и марганцевой руд, выплавкой металла, производством различных металлоизделий, масла и сахара, созданием отдельных видов машин и оборудования она занимала одно из ведущих мест в общесоюзном масштабе. Однако благосостояние украинского народа едва удерживался на середньосоюзному уровне, а иногда был значительно ниже него, что, естественно, порождало недовольство, подрывало мотивации к более производительному труду и эффективного хозяйствования [8].

Сейчас экономика Украины находится в состоянии очень глубокой, затяжного кризиса. Всю совокупность причин нынешнего социально-экономического положения в Украине можно разделить на три основные группы. К первой из них относятся те, что были унаследованы нашим государством от бывшего СССР, ко второй - те, что были сделаны так называемыми реформаторами со времени провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 года, к третьей - проблемы, обусловленные необходимостью трансформации неэффективной экономической системы, которая существовала в нашей государству. переходный период для такой трансформации, как показывает опыт других стран, не может не происходить иначе, чем через кризисы и потрясения [9].

Наиболее губительной ошибкой было игнорирование специфичности условий рыночной трансформации экономики Украины не только по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы, но и даже с Россией. Своеобразие этих условий определялась прежде всего нехваткой на время обретения независимости целостной системы государственных институтов, необходимых для осуществления широкого комплекса мер рыночной трансформации экономики.

Не были учтены и особенности функциональной структуры экономики Украины - высокая концентрация базовых отраслей производства и отраслей ВПК, что в течение длительного времени были ориентированы на обслуживание потребностей не только общесоюзной экономики, но и экономики стран бывшей РЕВ и по своей природе исключали возможность быстрого вхождения в режим рыночного саморегулирования.

Эти и другие обстоятельства обусловили необходимость использования на начальном этапе сугубо эволюционного пути рыночной трансформации за одновременного осуществления широкого комплекса организационных мер, которые бы обеспечили утверждение сильной исполнительной власти и эффективных рычагов государственного регулирования экономических процессов. На самом деле произошло обратное. Политическим руководством страны было принято абсолютно ошибочный курс на самоустранение государства от регулирования процессов рыночной трансформации экономики.

Отметим, что без действенной государственной политики, направленной на развитие цивилизованных рыночных отношений, которые способствовали бы росту эффективности предпринимательства и повышению производительности труда, активизации инвестиционной и инновационной деятельности, преодолеть затяжной и острый кризис в Украине невозможно. Необходимо как можно скорее избавиться от иллюзорных и поверхностных представлений о глубинную сущность современной рыночной экономики. Это не является, как считают некоторые, «саморегулируемая» система «свободного» рынка, что представляется нам в знакомом виде стихийной «толкучки». такой она, может, и была когда - более двух сотен лет назад. Сейчас ситуация в мировой экономике совсем другая. Современные рыночные модели экономически развитых стран (таких, например, как страны «большой семерки») характеризуются другими по своей сложности и степени развития структурами, принципиально другими методами и способами экономического управления и регулирования. Эти модели эффективно функционируют не благодаря свободной рыночной конъюнктуре, а благодаря существованию научно обоснованной системы рационального управления, соответствующего регулирования сложных и противоречивых процессов, которые происходят в экономике на макро - и микроуровнях. С этой целью государство создает, с одной стороны, свободное конкурентную среду, соответствующие правовые условия и правила конкурентной игры для крупного, среднего и малого бизнеса, а с другой - направляет предпринимательскую деятельность на структурные изменения, вызванные к жизни новейшими научными открытиями и технологическими достижениями. С этой целью на государственном уровне разрабатываются и реализуются соответствующие национальные, а на региональном - региональные программы с предоставлением для этого необходимых финансовых, материальных и природных ресурсов [10].

Развитие рыночных отношений в развитых странах сопровождается жестким регулированием и надежным контролем процессов денежного обращения. Для этого государство с помощью законов и соответствующих органов тщательно контролирует банківсько-кредитной, финансовой и налоговой системы, доходы и расходы федерального бюджета, а также изменения платежного баланса. Итак, рыночного хаоса в цивилизованных государствах нет, а потому и нашим политикам надо окончательно отказаться от иллюзий относительно возможности успешного «саморегулирование» стихийных рыночных процессов.

Глубокое изучение зарубежного опыта показывает, что понимание и использование способов и методов государственного управления и экономического регулирования в высокоразвитых западных странах является обязательной предпосылкой успешного осуществления рыночных реформ в Украине [11].

Одним из важнейших направлений экономической политики в Украине является процесс активного разгосударствления и приватизации. Для этого необходимо утверждение рыночной многоукладной (смешанной) экономики, основанной на принципах демократизации собственности, создание равноправных условий для всех ее форм - государственной, частной, коллективной.

С этой целью требуется быстрое осуществление управляемой государством широкомасштабной корпоратизации и приватизации государственных предприятий. Это не только основа разгосударствления и рыночной трансформации административной экономики, но и определяющий средство для обеспечения радикальных преобразований в социальной структуре общества - формирование наибольшему прослойки реальных акционеров - владельцев функционирующего капитала, в частности, работающих собственников, а также среднего класса - основы реального углубления экономических реформ. Осуществляемая в предыдущие годы политика ползучего разгосударствления и корпоратизации себя полностью скомпрометировала. В ней заинтересован лишь теневой капитал. Такая политика является деструктивной и поэтому не отвечает интересам национальной экономики.

Практика последнего периода убедительно показала, что необходима коррекция процесса реформирования отношений собственности. Не стоило механически повторять ложный российский опыт приватизации государственного имущества, суть которого свелась к простому скупку ваучеров за бесценок меньшинством населения, то есть дальнейшего ограбления обездоленного большинства граждан государства. Необходимо иметь в виду, что приватизация - это очень сложный и противоречивый процесс трансформации всей системы социально-экономических отношений. Поскольку этот процесс затрагивает интересы всех социальных слоев населения, то к нему нужно относиться с крайней осторожностью.

Общественный опыт показывает, что приватизацию необходимо всегда проводить постепенно, формируя и поддерживая новые, действительно высокоэффективные и конкурентоспособные хозяйственные системы, основанные на частной и коллективной формах собственности. Рыночная конкуренция со временем покажет, какие системы и формы хозяйствования жизнеспособны, а какие - банкроты. Следует особо подчеркнуть, что процесс приватизации должен быть не только экономически, социально и политически обоснованным, но и простым и понятным для каждого труженика.

В Украине, где уже потеряно более 60% промышленного производства, не может далее бесконтрольно происходить разбазаривание и выбытия промышленного потенциала из производственного оборота. Акционирование и аукционную торговлю промышленными предприятиями необходимо осуществлять по их настоящей балансовой стоимостью, проводя ее индексирования за весь период инфляции за вычетом амортизации. Такой подход позволит установить гарантированную цену объекта, который продается на аукционе, с последующим ее повышением в соответствии с рыночной конъюнктурой.

Следует отметить, что большой ущерб процессу приватизации наносят неслыханные ранее взяточничество и нарушения действующего законодательства, что дискредитирует рыночные реформы. Любой аукционную продажу и аренду государственных предприятий надо очень тщательно готовить. Для общества и государства также очень важно, чтобы производственные объекты не попадали в руки воров и мошенников, которые нажили капитал криминальным путем, а к надежных хозяев и специалистов, которые умеют управлять современным производством и успешно заниматься производственным и торговым бизнесом на законных основаниях.

Необходимо обратить внимание еще на одну ошибку относительно отношений собственности, а именно - на желание превратить все и вся только в частную собственность, чего упорно требуют сторонники «дикого» капитализма прошлого века. определенные политические силы хотят видеть в украине только частные формы собственности и хозяйствования и продолжают настаивать на необходимости распределения государственной собственности, включая землю и недра, поровну на каждую душу населения. Осуществление таких непродуманных проектов окончательно подорвет экономику государства и приведет к образованию массы мелких предприятий с примитивной технологической базой, которые не смогут конкурировать с высокоразвитыми зарубежными фирмами. А чтобы дрібновласницькі структуры эволюционным путем переросли в интегрированы на новейших технологиях хозяйственные системы, понадобится несколько десятилетий и огромные инвестиции. Вот почему в нашем государстве необходимо создавать благоприятные экономические и правовые условия для быстрого развития малого и среднего бизнеса, но не за счет искусственного дробления крупных промышленных и аграрных предприятий. Если этого не сделать, страна на длительную перспективу потеряет возможности развития крупного бизнеса и ускорения научно-технического прогресса. Именно государство должно законодательно регулировать, а рынок - стимулировать и «подталкивать» реформирование отношений собственности через оптимальные соотношения различных ее форм.

Одним из ведущих направлений экономической политики в Украине является активная банківсько-финансовая, ценовая, налоговая политика и преодоления инфляции. Реформой финансовой системы должен быть предусмотрен реальное разделение финансовой и кредитной систем страны, реальное разграничение финансов госпредприятий и госбюджета, разработка сводного баланса финансовых ресурсов государства, децентрализация государственных финансов, осуществления мероприятий для перестройки системы налогообложения в направлении ее дальнейшей либерализации и децентрализации и создание на этой основе механизмов стимулирования производства, осуществление эффективных мер для налаживания системы вероятного финансового учета, государственной отчетности и своевременной уплаты налогов.

Как свидетельствует весь наш предыдущий экономическое развитие, экономика Украины не сможет эффективно развиваться, если не стабилизировать валютно-финансовое и кредитное положение, не прекратить инфляционные процессы. Мировая практика доказывает, что с помощью денежно-кредитной и финансовой политики (включая ценовой, налоговой и процентную) можно создать условия как для бурного экономического развития, так и для паралича собственного товаропроизводства и всей экономики. К большому сожалению, наше молодое государство, попав в кризисную ситуацию, не нашла поначалу лучшего выхода, как открыть путь к товарной экспансии со стороны иностранных конкурентов. При этих условиях внутренний рынок в значительной мере оказался под их контролем. Неслыханных масштабов вступило в обществе «долларизация», которая привела к абсолютному обесценения карбованця. национальные деньги Украины с их мизерной покупательной способностью в значительной степени потеряли присущие настоящим деньгам функции, в них не было должного доверия как к значимой ценности - средства накопления и хранения. Они не отражали реального стоимостного содержания и всеобщего эквивалента товарообмена.

Эффективная рыночная экономика может быть создана в Украине только на основании стабильно функционирующей национальной денежной системы с четко действенным механизмом регулирования банковских и финансовых структур. Вот почему чрезвычайно важным мероприятием стало проведение осенью 1996 г. так долго ожидаемой денежной реформы с введением стабильной денежной единицы - гривны. Однако чтобы эффективно выполнять свою роль, денежная единица должна базироваться на прочном валютном резерве и имеющихся товарных ресурсах, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках. Только стабильные деньги могут надежно стимулировать рост, структурное и качественное обновление экономики государства.

Преодолеть тяжелый денежный и финансовый хаос, кризис неплатежей, обнищание основной массы населения Украины государство может только при условии жесткого регулирования и контроля деятельности всей валютно-финансовой системы. Вот как, например, оценивают роль регулирования и контроля американские ученые: «Соединенные Штаты и очень много других зарубежных стран на горьком опыте уже убедились, что децентрализация, нерегулируемая банковская система вряд ли способны обеспечить предложение денег, что в наибольшей степени способствует благосостоянию экономики в целом» [12].

оценивая дискуссию между сторонниками и противниками независимой Федеральной резервной системы США, эти ученые утверждают, что «когда ответственность за экономическое благосостояние нации в конечном итоге ложится на государственные органы законодательной и исполнительной власти, то эти органы должны иметь в руках все политические инструменты, с помощью которых можно влиять на экономику» [13].

«Центральные банки американской капиталистической экономики, - говорят авторы, - находятся в частной собственности, но управляются государством. Владельцы не контролируют ни состав руководства, ни политику центральных банков» [14].

Итак, в США государство фактически осуществляет тройной общественный контроль за деятельностью банковской системы. Это связано с тем, что именно здесь сосредоточено ядро экономической прочности и устойчивости прогрессивного развития. А практика показывает, что с развала валютно-финансовой системы в основном начинается развал всей экономики государства.

Другая сторона этого вопроса - обеспечение стабильной налоговой политики. В государстве должны быть осуществлены радикальные меры по преодолению большого зла в национальной экономике - массовой неуплаты налогов. По существующим оценкам в государственную казну не поступает более 40% финансовых ресурсов от налогов. Для преодоления этого явления должна быть создана, прежде всего, надлежащая правовая база.

Определяющей задачей государственной политики является максимальная концентрация усилий всех ветвей власти на комплексном осуществлении радикальных экономических, правовых, организационных и силовых мер для решительного ограничения коррупции и теневой экономической деятельности. По экспертным оценкам, в настоящее время доля теневой экономики фактически сравнялась с официальной. Растут масштабы нелегального экспорта капитала и внебанковского денежного обращения: если в 1994 г. доля неконтролируемой денежной массы составила 24,7%, то сейчас - 44,4%.

Теневая экономика приводит к значительным потерям бюджетных ресурсов, глубокого разделения людей по уровню доходов, делает невозможным создание благоприятной инвестиционной среды, дестабилизирует денежный оборот, управляемость социально-экономическими процессами.

Самым опасным является сращивание теневого капитала с государственным аппаратом, рост коррумпированности последнего. Усиливается влияние теневого капитала на различные сферы политической жизни, в частности на деятельность партий, народных депутатов, региональных властных структур и органов местного самоуправления, на средства массовой информации. Все это подрывает авторитет системных преобразований, международный имидж государства, угрожает национальной безопасности.

Проблему преодоления тенизации экономики и ее коррумпированности нельзя решить разовыми, эпизодическими мерами. Это должна быть целостная система действий, направленная прежде всего на искоренение причин и предпосылок этих явлений и процессов. Нельзя также полагаться исключительно на силовые методы, которые дают лишь временный эффект [15].

В условиях чрезвычайно глубокого кризиса в Украине особое значение приобретает такое направление экономической политики, как управление экономическими реформами. Глубокое реформирование структуры государственного управления, решительно повышения уровня управляемости всеми звеньями экономического процесса - одна из важнейших задач органов законодательной и исполнительной власти.

Сложные и противоречивые процессы эффективного рыночного реформирования могут успешно осуществляться только под влиянием крепкой государственной власти и четко действующей системы социально-экономического управления (современного менеджмента). Государство эти процессы должна инициировать и поддерживать на макроуровне методами правового регулирования и контроля деятельности банківсько-финансовой системы, денежного и кредитного обращения, с помощью структурных сдвигов в экономике под влиянием научно-технического и общественного прогресса, разработки и проверки выполнения тех или других общегосударственных программ, формирование рациональных управленческих структур и т.д. Мировой опыт убедительно свидетельствует, что свободные рынки, рыночная конъюнктура, «шоковая» монетарная политика сами по себе, без конкретных управленческих решений и действий, организации соответствующего инвестиционного процесса «снизу» и «сверху», не способны обеспечить прогрессивных экономических и социальных преобразований.

В каждой хозяйственной системе, независимо от форм собственности и хозяйствования, должен действовать современная система менеджмента, которая будет определять тактику и стратегию процесса научного управления. Сейчас нужно этому научить профессиональных менеджеров и специалистов. Необходимо, чтобы на законодательных основах во всех хозяйственных структурах, независимо от форм собственности, было налажено четкую систему учета и отчетности как основу принятия и осуществления правильных управленческих решений, планирования и прогнозирования развития, полной и своевременной уплаты налогов и платежей. Сегодня чрезвычайно остро этот вопрос стоит в сферах хозяйствования частных и кооперативных фирм, предприятий с ограниченной ответственностью, где учет в основном или искусственно запутывается, или даже совсем не ведется, чтобы избежать уплаты налогов. Работники налоговой сферы еще не научились своевременно выявлять и наказывать нарушителей налогового законодательства. Это приводит к тому, что государственный и местные бюджеты из года в год не получают огромных сумм денежных поступлений. Относительно так называемой теневой экономики, то она вообще не принимает участия в формировании доходов бюджета, а это в правовом государстве никак не может считаться нормальным явлением.

Надо иметь в виду, что система управления в банковской и финансовой сферах имеет свою специфику. Как свидетельствует опыт цивилизованных стран, там она базируется только на современных средствах быстродействующих информационных систем с точным учетом, необходимым проработкой и своевременной передачей нужной информации по назначению, обслуживая клиентов с максимальным удобством и минимальными затратами времени. Системы управления функционируют за компьютерными программами с высокой степенью точности и оперативности. Однако большинство украинских банков и финансовых структур работать в таком режиме еще не научились и не имеют необходимого для этого технического оборудования. Следствием этого является сегодня и острая платежный кризис, и финансовые махинации, и несвоевременность расчетов с клиентами, и даже искусственное создание безвыходных ситуаций, которые вообще тормозят активную экономическую деятельность. Вот почему проблему реформирования этих систем необходимо осуществлять вместе с радикальной перестройкой управления и контроля, подготовки и переподготовки банковских и финансовых специалистов, подбора их по критериям высших человеческих качеств.

Один из ключевых рычагов усиление дійовості государственного влияния - укрепление властных полномочий органов государственного управления, проведение в связи с этим административной реформы. Согласно ее Концепции, одобренной Указом Президента Украины, первый этап реформы должен быть реализован в течение 2000-2001 гг.

Административная реформа не может ограничиться лишь проработкой оптимальной структуры органов государственного управления, изменением их субординации и сокращением управленческого аппарата (хотя и эта проблема является очень важной). Основная цель административной реформы заключается в создании эффективной системы государственного управления, которая бы соответствовала стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Эта система должна быть прозрачной для общества, построенной на научных принципах и адекватной финансово-экономическом состоянии государства в расходной части.

В тесной связи с административной реформой находится и решения проблем региональной политики. Такая политика предполагает создание эффективно действующей системы власти и управления в центре и в регионах, ее финансово-экономический и нормативно-правовое обеспечение на основе оптимального сочетания общегосударственных, региональных и местных интересов.

Государственная региональная политика будет направлена на оказание существенного динамизма региональном социально-экономическом развитии через полнее и эффективнее вовлечения в хозяйственный оборот ресурсного потенциала регионов, использования преимуществ территориального разделения и кооперации труда на основе расширения полномочий и повышения ответственности региональных и местных органов власти и управления по решению текущих и перспективных проблем территорий [16].

Как важная составляющая экономической политики в Украине рассматриваются также реформы в аграрной сфере, преобразования АПК в лидирующий, експортоспроможний сектор экономики. Одним из самых острых вопросов реформирования АПК является проблема ускорению земельной реформы. Для этого необходимо воплотить в жизнь провозглашенный еще в октябре 1994 г. основной принцип реформирования земельных отношений: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает.

Важным шагом на этом пути стал Указ Президента Украины «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики». Этот политико-правовой документ дает возможность ускорить рыночные преобразования на селе и завершить реформирование общественного сектора сельскохозяйственного производства на основе частной собственности.

Следующим направлением стратегии экономических преобразований является внешнеэкономическая деятельность во всех ее проявлениях: экспортно-импортных операциях и т.д . [17].

Учитывая высокий уровень интеграции экономики в бывшем СССР (если в ЕС межгосударственная торговля составляет около 14% ВНП, то в СССР накануне краха - 21%, в Украине - 27%), нехватка конкурентоспособной на мировых рынках продукции, значительный дефицит торгового баланса при переходе на мировые цены (26%), первоочередной проблемой Украины во внешнеэкономической деятельности является, прежде всего, восстановление экономических связей со странами СНГ с постепенной заменой нерациональных на экономически эффективны.

Кроме того, за счет приоритетного развития отраслей, которые определяют современный этап научно-технического прогресса, следует увеличивать объем производства конкурентоспособной продукции, осуществлять программу государственного стимулирования экспорта с помощью налоговой, кредитной, таможенной политики и т.д.

Внешнеэкономическая деятельность Украины должна быть многовекторной. Необходимо не только продолжить, но и обеспечить ее европейскую ориентацию. Это очень важно, учитывая задачи инновационного развития. В то же время надо помнить, что качественно новые возможности для Украины в развитии внешнеэкономических отношений открываются в связи с подписанием Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией, принятием Программы экономического сотрудничества на 1998-2007 гг. Углубление внешнеэкономических связей с Россией необходимо рассматривать как важную составляющую стратегии экономического роста Украины.

По мере приближения независимой Украины к условиям процесса общественного воспроизводства (производительности труда, цен, заработной платы и т.п.) в странах ЕС надо добиваться постепенного вхождения в это экономическая группировка сначала как ассоциированного, а впоследствии и полноправного члена. Важным звеном внешнеэкономической деятельности Украины должно стать создание свободных экономических зон (свободные торговые зоны, свободные таможенные зоны, научно-технические зоны, или технопарки) посредством применения экспортно-импортных, таможенных, налоговых, кредитных льгот, правительственных поддержек, формирование соответствующей нормативной базы. Проблемы формирования, функционирования и развития таких зон должны быть переданы преимущественно в сферу компетенции областных и зональных органов управления. Целесообразно в этой связи передавать землю в аренду совместным предприятиям на длительное время (от двадцати пяти до пятидесяти лет) с сохранением собственности на землю за государством. Целью создания свободных экономических зон является быстрое развитие экономики, рост жизненного уровня населения путем внедрения в производство новой техники и технологий, достижений науки, широкого привлечения иностранного капитала.



Назад