Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

1. Сущность социальной политики и ее структура


Свой жизненный путь человек проходит в обществе. С момента рождения и до смерти ее включено в социальную сферу, которая охватывает все, что непосредственно касается человека в процессе ее совместной с другими людьми жизнедеятельности. Именно так человек всесторонне взаимодействует с теми, кто ее окружает, усваивает установленные нормы жизни общества и в соответствии с этими нормами строит собственное поведение.

Социальная жизнь - это естественно-исторический процесс развития общества, который осуществляется по объективным законам, это форма существования общества. Оно отражает непрерывное развитие общества через взаимодействие всех составляющих его элементов, частей, структур. Нормальное состояние социальной жизни - это упорядоченное функционирование всей системы социальных отношений между людьми, их социальными сообществами.

Социальная сфера [1] имеет чрезвычайно многообразную, сложную и динамичную структуру, которая характеризуется целым рядом взаимосвязанных и взаимодействующих параметров, которые определяют социальное пространство, в котором живет, работает и отдыхает человек. Главными факторами, которые определяют развитие социальной сферы, прежде всего социальное положение человека в обществе, которое определяется уровнем социальной свободы личности и возможности ее самореализации, наличие и эффективность ее социальной защищенности, характер взаимосвязи личных, групповых и общественных интересов, зрелость жизненных потребностей и возможность их удовлетворения.

Не менее важными параметрами социальной сферы являются существующие в обществе условия труда, быта, досуга, здравоохранения, степень их соответствия стандартам современного общества; состояние и динамика социальной структуры, отношений между классами, социальными слоями, другими сообществами; отношения человека и общества с окружающей природной средой и т. п.

Реальное состояние и уровень развития названных параметров социальной сферы зависит от многих обстоятельств. Важнейшими из них являются следующие: уровень развития производительных сил, изменения в производстве на базе достижений научно-технической революции, социально-экономическая модель развития (формы собственности, характер хозяйственного механизма и т. п.) общества; социально-классовая структура общества и уровень демократизации политической системы; уровень развития духовной, в том числе и политической культуры населения; масштабы и качество подготовки кадров, а также характер и эффективность социальной политики, которая является главным инструментом реализации объективных возможностей экономического, политического и духовного потенциалов общества.

Что же такое социальная политика? Какой смысл вкладывается в это понятие? В политологии социальная политика рассматривается как особое направление деятельности субъектов социально-политической жизни, направленный на обеспечение благоприятных условий и средств существования индивидов, на реализацию жизненно важных социальных потребностей и интересов людей и социальных общностей [2]. Социальная политика - это деятельность властных структур, других субъектов социально-политической жизни, что находит свое проявление в управлении социальным развитием общества, в осуществлении мероприятий для удовлетворения материальных и духовных потребностей его членов и в регулировании процессов социальной дифференциации общества. Основной целью социальной политики является достижение в обществе равновесия, стабильности, целостности и динамизма.

Как свидетельствует общественная практика, социальная политика призвана решать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между интересами классов, социальных групп и слоев, которые (интересы) совсем не одинаковы. Социальная политика постоянно отвечает на вопрос: интересы каких социальных групп удовлетворить немедленно, а каких групп позже, как именно можно удовлетворить эти интересы.

Эффективная социальная политика в обществе [3] находится в неразрывной связи с процессами всесторонней демократизации политической системы. гласность и на свободное выражение мнений представителей всех групп и слоев общества по вопросам социальной и экономической политики является важным средством «обратной связи» органов управления с массами, надежным защитным механизмом общества от разного рода проявления волюнтаризма и субъективизма в социальной политике. Хорошо отлаженный народный контроль над реализацией социальной политики - это, по сути, единственное эффективное орудие борьбы с коррумпированностью должностных лиц и нарушением законов. В случае необходимости для решения особо острых и масштабных социальных проблем можно использовать и всенародные референдумы.

Активная социальная политика, проводимая государственными органами и учреждениями, должны охватывать все аспекты социальной жизни, все секторы социальной сферы [4]. Это обстоятельство предопределяет и главные задачи в сфере государственного регулирования и контроля социальной политики: предоставление приоритетного значения социальной ориентации экономики, регулирования всей системы социальных и этнонациональных отношений на основе оптимального взаимосвязи личных, групповых и общегосударственных интересов; своевременное выявление и разрешение социальных противоречий и конфликтов; содействие формированию таких общественных условий, которые бы положительно влияли на развитие социальной структуры общества с учетом потребностей производства, научно-технического, социального и духовного прогресса, осуществление необходимых мер для оздоровления социально-нравственного климата в стране; создание действенных социальных стимулов для высокопроизводительного и качественного труда; соблюдение в обществе (с учетом его объективных возможностей) принципа социальной справедливости, что является насущной потребностью в результате невиданного доселе социального и имущественного расслоения населения Украины за затянувшегося экономического кризиса. Решение этих проблем и должен определять основное содержание социальной политики в Украине.

Социальная политика реализуется как через государственные «сиюминутные» решение - социальные мероприятия, так и через социальные программы. Социальная программа является системой мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В социальной программе определяются необходимые параметры и нормативы, регулирующие различные явления социальной жизни в обществе: квалификация ситуации, общее решение, этапы решения конкретных задач, меры и способы реализации каждого этапа. Нередко для формирования социальных программ применяется так называемое дерево целей, что делает возможным системное изложение процесса продвижения от этапа к этапу реализации программы [5].

Социальная жизнь - это прежде всего жизнедеятельность людей, входящих в социальные общности (классы, социальные слои и группы и т.п.). Положение и роль социальных общностей существенно различаются между собой, а их совокупность составляет социальную структуру общества. Следовательно, социальная структура общества - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей
и отношений между ними [6]. Социальная общность - это реально существующая совокупность людей, которая характеризуется определенными признаками. Она может включать и несколько человек, и десятки миллионов, может быть временной (например, пассажиры в автобусе, зрители в театре) и очень устойчивой (например, нации, классы). Каждый человек принадлежит к числу тех или иных социальных общностей.

В процессе эволюции человечества в социальной структуре накапливаются изменения, которые конец-концов приводят к качественных структурных сдвигов - появления новых социальных общностей, изменения или замены старых. С развитием общества его социальная структура значительно усложняется. Это порождается объективными причинами и обеспечивает обществу стабильность и возможность прогрессировать.

Для определения изменений в социальной структуре ученые предлагают несколько ориентиров и подходов. Наибольший интерес представляют теории классов и стратификации, что на данный момент являются самыми популярными у специалистов и ученых, которые разрабатывают теорию социальной жизни общества. Марксизм основными элементами социальной структуры общества считал такие масштабные общности, как классы, то есть большие группы людей, различающиеся месту в системе общественного производства, отношением к средствам производства, своей роли в общественной организации труда, способами получения и размерам доли общественного богатства [7]. Однако эта теория недостаточно отражала реальную социальную структуру общества.

Развитие общества в течение многих веков убедительно свидетельствует, что классы - только одна из форм общественной организации.
Их роль в жизни общества совсем не остается неизменной. Все большее значение приобретают другие социальные образования (группы, социумы, конгломераты и т.п.), которые формируют социальную структуру.

Отражением этого процесса стало распространение в западной политологии концепции социальной стратификации. Основным элементом социальной структуры общества согласно этой теории является смертная казнь (stratum - настил, слой) [8]. Если в марксистско-ленинской теории основным признаком классового разделения общества являются отношения собственности, то в теории стратификации разделение общества на казни ведется по другим критериям (например, профессия, доход, образование, квалификация и т.д.). Такой подход к изучению социальной структуры дает возможность более четко определить изменения, которые произошли в обществе на нынешнем этапе перехода к рыночным отношениям.

Какой же вид имеет социальная структура нашего общества? Некоторые исследователи представляют ее как совокупность таких казней или слоев: высшая политическая элита, средние слои правящего аппарата, его низовые работники; промышленники и предприниматели, ведущие хозяйственные руководители объединений; хозяйственные руководители среднего уровня; низовые руководители (до мастеров и бригадиров); специалисты различных профилей, рабочие разной квалификации и социального статуса; члены колхозов, кооператоры, фермеры; пенсионеры и инвалиды; сезонные рабочие, деклассированные и уголовные элементы и т.п.

Такая характеристика социальной структуры возможна лишь на основе концепции социальной стратификации, учитывающий всю многомерность социальной построения общества и выходит из таких критериев, как власть, собственность, профессионально-трудовая деятельность и уровень образования. В трьохелементній модели классовой структуры, что ранее была распространена у нас, эти критерии провозглашались, но на практике игнорировались. Так, собственность не имела практического значения, она служила скорее идеологической занавесом, классов в их подлинном смысле не существовало. Основанием для социальной дифференциации стал перераспределение, который разъединил все общество на две большие категории: управленческое «верхушку» и рядовых работников.

Переход к рыночной экономике, приватизация государственной собственности с необходимостью усиливают значение собственности, которая теперь может стать реальным критерием социальной дифференциации в Украине. Появляются уже новые социальные группы, в том числе предприниматели, во всех сферах нашего общества укрепляется предпринимательство, ориентированное на эффективный труд и получение прибылей, которое должно стать источником формирования среднего класса, роста количества которого будет гарантом социальной стабильности и развития общества.

В изучении динамики социальных изменений сторонники этой теории часто используют формулу вертикальной и горизонтальной стратификации. Согласно формуле человек в своей жизни может переходить (подниматься или опускаться) из одного социального уровня на другой. Или, оставаясь на одном уровне, передвигаться из одной социальной группы в другую. Например, человек из семьи квалифицированного рабочего, получив достаточные средства от отца, купила кафе, то есть поднялась по вертикальной стратификацией к слои мелкой буржуазии. Впоследствии она за счет прибыли и средств, которые были получены от продажи кафе, приобрела среднее фермерское хозяйство, что означало переход из социальной группы городской мелкой буржуазии в сельской. Но и сам человек мог бы и не получить возможности для социальных перемещений и остаться в той же социальной группе, к которой принадлежал ее отец. В современных условиях в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все более частыми.

Осуществление социальной политики не может не задевать и такой проблемы, которая порождает все большую тревогу как в Украине, так и в других странах СНГ: рост количества и изменение состава маргинальных групп, объединяющих людей, которые переходят из одного класса, социального слоя в другой, разрывая свои прежние связи. Следует особо подчеркнуть, что эти люди находятся на распутье. До последнего времени в нашем обществе были распространены традиционные маргиналы - группы людей, которые каждый год меняли места работы и проживания (так, например, на территории бывшего СССР их количество достигало 25 млн чел.); это также студенты, молодежь, окончившая школу и выбирала себе жизненный путь; население, которое мигрировало в город или село. После распада СССР появились и уже стали массовыми такие новые маргинальные слои, как беженцы, вынужденные переселенцы (в Украине их насчитывается более 500 тыс.), безработные. Катастрофический рост безработицы как в Украине, так и в других странах СНГ приводит к значительному увеличению такой специфической социальной группы, как люмпены, что является очень опасным, поскольку эти слои потеряли любые функциональные связи с обществом. Увеличение социальной категории люмпенов в обществе может превратить их в неконтролируемую силу, которая способна на любые разрушительные действия. Вот почему в интересах общества очень важно восстанавливать, поддерживать, укреплять социальные связи представителей этого сословия. Для этого необходимо позаботиться о создании государственной сети профессиональной подготовки и переподготовки, увеличение количества рабочих мест, социальной адаптации и помощи.

Важное назначение социальной политики заключается в том, чтобы создавать и поддерживать позитивный социальный климат в обществе. Последний параметр имеет интегральный характер и дает возможность определить качественное состояние общественных отношений, психологической атмосферы в социальных спільностях и обществе в целом.

Общество может находиться в двух состояниях социального климата. Во-первых, это благоприятный социальный климат, что дает возможность эффективно развивать экономическую, политическую, духовную и другие сферы жизни. В таком обществе отношения социальных групп, этнонациональных и других общностей характеризуются отношениями сотрудничества, взаимопомощи, партнерства. Такой социальный климат присущ цивилизованному обществу.

Во-вторых, это неблагоприятный социальный климат, характерным признаком которого является социальное напряжение с конфликтом интересов индивидов и социальных общностей. Главной причиной этого явления можно считать недостаточную согласованность противоположных интересов отдельных людей, социальных групп и классов. Если решение социальных противоречий в обществе затягивается надолго, это может привести к опасному обострению социальных проблем. Часто такую ситуацию в своих узкогрупповых интересах пытаются использовать слишком честолюбивы лидеры, политики-неудачники, а то и просто преступные группировки.

Как свидетельствует общественно-политическая практика, длительное существование в обществе высокого уровня социальной напряженности является очень опасным явлением, ибо может привести к распаду общества и даже к гражданской войне. Для предотвращения такого развития событий властные структуры должны выявить глубинные причины социального напряжения, определить способы и средства его преодоления, найти социально-политические силы, которые способны нормализовать политическую ситуацию и объединить всю здоровую часть общества.

Ситуация, которая сейчас сложилась в социальной сфере в Украине (да и в других странах СНГ), поставила перед субъектами социальной политики как приоритетную проблему прогнозирования, предотвращения социальным конфликтам и оперативного их преодоления.

Социальный конфликт - это явный или скрытый состояние противоборства субъективно противоположных интересов, ценностей, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое или косвенное столкновения социальных сил на почве противодействия существующем социальном порядке, это особая форма исторического движения к новой социальной единства [9].

Необходимо подчеркнуть, что субъектами социального конфликта могут быть только люди, которые выступают как индивидуально, так и совместно. Конфликтные отношения могут возникать между индивидом и социальной группой, поскольку интересы индивида и группы не всегда совпадают. Индивид также может вступать в конфликтные отношения с социальными слоями, классами и даже целым народом или государством.

Следует обратить внимание на определение социальных функций конфликта. Одной из таких функций является сигнальная, что характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества. Где существует конфликт, там в общественных связях и отношениях нечто неладное, нечто требует серьезных изменений.

Близкой к сигнальной, но не тождественна ей, является информационная функция. Информационная суть конфликта значительно шире, чем просто указание на наличие социальной неустроенности. Развертывание, усиление, повороты конфликтной ситуации несут определенную информацию о причинах, которые ее порождают, а изучение этих причин - важное средство познания общественных процессов.

Динамическая функция социального конфликта заключается в ускорении темпов продвижения в социальных изменений. Кроме сказанного, можно назвать также прогрессивную и регрессивную функции конфликтов.

Особого внимания заслуживает вопрос о способах урегулирования конфликтов.

Во-первых, в случае любого конфликта огромное значение имеет проблема правильного определения интересов, лежащих в основе конфликтных событий. Это может стать решающим шагом к овладения конкретной конфликтной ситуацией.

Во-вторых, не менее важным является поиск третейского суда для разрешения конфликта. Опыт свидетельствует, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его усилий согласие между сторонами была бы вообще невозможна.

В-третьих, если усилия для мирного урегулирования конфликта с некоторой причины не имеют успеха, следует наращивать активный потенциал, собирать и концентрировать силы, которые способны будут вступить в борьбу за условий открытого столкновения.

По-четвертых, не следует поддаваться на провокации противника, заинтересованного в открытом столкновении, а надо оставаться до конца последовательным сторонником мирного развития событий.

По-пятое, надо всячески способствовать тому, чтобы в переговорах было задействовано как можно большее количество участников, потому что в этом случае обязательно будут возникать дополнительные варианты выхода из конфликтной ситуации и легче будет найдено пути к примирению.

По-шестых, необходимо уделить внимание не только действиям и намерениям возможных участников конфликта, союзников и противников, но и действиям до сих пор нейтральных сторон.

В заключение надо отметить, что длительное игнорирование в бывшем СССР проблематике социальных конфликтов привело к тому, что общественные науки оказались не готовыми предложить государственным, общественным институтам и политикам глубокого теоретического анализа феномена конфликтности и практических рекомендаций для урегулирования процессов развития конфликтных ситуаций. В этих условиях становится чрезвычайно актуальной задача максимального усвоения накопленного мировой научной мыслью теоретического багажа в области конфликтологии, а также ускоренного развития собственных исследований в этой науке, которая долгое время у нас считалась «лишним». Последнее обстоятельство имеет для нас особое значение, потому что сейчас Украина, как и другие страны СНГ, является уникальной лабораторией, где проблематика конфликтов может исследоваться на очень богатом фактическом материале.



Назад