Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Приоритетные направления осуществления социальной политики в Украине


Основные параметры осуществления социальной политики в обществе обусловлены многими объективными факторами: уровнем развития производительных сил, структурой экономики, социальной жизни, характером политической власти, духовной и нравственной зрелостью населения страны. На характер и основные направления социальной политики активное влияние оказывает и зрелость субъективного фактора - способность и готовность управленческих структур и других субъектов политики обеспечить социальную направленность экономики, достойные условия труда и быта граждан; цивилизованный характер социальных отношений.

Следует отметить, что активная социальная политика отнюдь не противоречит политике экономической стабилизации. Наоборот, отсутствие такой политики, слишком низкий уровень реальных доходов большинства населения ограничивают потенциал стабилизации и экономического развития. Понятное дело, что эта политика должна быть продуманной, ответственной и основываться прежде всего на реальных возможностях государства [10].

В Украине серьезное влияние на выбор основных направлений социальной политики, на их содержание производят также и дополнительные негативные обстоятельства - жестокий кризис, который охватил все сферы су -
совместной жизни; дикий, часто стихийный, переход к рыночной экономике, сопровождающийся обнищанием большинства населения, ростом социально-экономического неравенства и эксплуатации, распространением группового и территориального эгоизма, дезинтеграцией единого экономического, кредитно-финансового и территориального пространства; разгулом преступности, особенно в сфере экономики, постоянными изменениями соотношения сил между сторонниками неограниченной и нерегулируемой капитализации общества и теми, кто стоит за смешанную, социально ориентированную экономику, равноправные формы собственности на средства производства и регулируемые рыночные отношения.

Осуществляемая в Украине социальная политика, как отмечено в послании Президента Украины к Верховной Рады Украины «Украина: поступь в XXI век», имеет целью обеспечить в 2000-2004 гг. рост в 1,3-1,4 раза реальных доходов населения, создание 1 млн новых рабочих мест, постепенное повышение минимального уровня трудовых пенсий до грани прожиточного минимума» [11].

Одним из определяющих направлений социальной политики должен стать рост реальных доходов и повышение уровня жизни всех слоев населения (как работающих, так и неработающих), которая будет осуществляться в соответствии с «Основных направлений социальной политики в отношении денежных доходов населения Украины», одобренных Указом президента Украины от 7 августа 1999 года. С этой целью разрабатывается концепция реформирования системы оплаты труда и повышение заработной платы как основного источника доходов граждан, работающих и средства усиления мотивации к высокопроизводительному, качественной работы. Концепция предусматривает коренное изменение структуры издержек производства с целью повышения удельного веса оплаты труда в себестоимости продукции. Параллельно с этим должна осуществляться усилен контроль за соблюдением законодательства об оплате труда и по своевременности ее выплаты. Одновременно завершается разработка программы предотвращения бедности в Украине, что будет определять основные направления деятельности правительства и меры по формированию эффективной системы социальной поддержки населения. Правовую основу для учета прожиточного минимума как основного социального стандарта по реализации государством конституционных гарантий граждан относительно достаточного жизненного уровня заложено Законом Украины «О прожиточном минимуме».

На качественно новый уровень нужно преподнести практику заключения коллективных трудовых договоров и соглашений, процедуру коллективных переговоров и консультаций социальных партнеров. Социальное партнерство должно стать не так формой взаимодействия, как эталоном мышления в формировании новых подходов к взаимоотношений между государством, работодателем и наемным работником. Одним из инструментов, призванных способствовать позитивному решению многих вопросов, должно стать генеральное соглашение между Кабинетом Министров, Конфедерацией работодателей Украины и профсоюзными объединениями Украины на 1999-2000 годы. В этом акте социального партнерства, направленного на сотрудничество и достижение согласия в обществе, урегулированы не только основные нормы и принципы реализации социально-экономической политики и трудовых отношений, но и действия и ответственность сторон. Выполнение этого соглашения станет цивилизованной формой решения многих существующих в этой сфере проблем.

До самых приоритетных направлений социальной политики относится решение одной из острейших социально-экономических проблем современного общества - безработицы и неполной занятости населения. Учитывая характерные для современной конъюнктуры украинского рынка труда глубокие диспропорции в соотношении спроса и предложения рабочей силы, важными в этом плане являются комплексные меры по смягчению ситуации, предусмотренные, в частности, проектом программы «Украина - 2010». Принципиально важным направлением является разработка генеральной схемы создания рабочих мест. Кроме того, разрабатывается государственная программа на выполнение утвержденных указом Президента Украины «Основных направлений развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года». Создание условий для производительного труда, в том числе через поддержку самозанятости, развитие малого и среднего бизнеса, сегодня должно быть в центре внимания всех государственных органов управления, так как именно занятость является мощным рычагом для преодоления бедности, рост благосостояния населения Украины.

Важным направлением социальной политики в Украине является создание всеобъемлющей системы социальной защиты граждан [12]. Эта система является научно обоснованной рядом мероприятий с соответствующими исполнителями, задача которых заключается в том, чтобы защищать различные слои населения, любого гражданина от экономической и социальной деградации вследствие потери или резкого снижения дохода, производственной травмы или профессионального заболевания, болезни, инвалидности, безработицы, потери кормильца, рождения ребенка. Система социальной защиты должна гарантировать трудоспособным гражданам равные условия для повышения благосостояния за счет собственного труда и инициативы.

Напомним, что элементы социальной защиты населения начали возникать в Западной Европе и в США уже во второй половине XIX ст. Радикальные изменения в этом процессе произошли после Второй мировой войны под мощным давлением рабочего и демократического движения. Нынешняя ситуация характеризуется тем, что механизм социальной защиты сейчас действует (с разной эффективностью) во всех развитых и в значительной части развивающихся стран. В частности, в США за счет всех видов финансирование осуществляется 180 социальных программ, а свыше 40% американских семей в 80-е годы получали помощь по одной или несколькими программами [13].

В недалеком прошлом в бывшем СССР и в ряде других стран так называемого реального социализма была внедрена патерналистская модель социальной защиты, с госбюджетным финансированием, бюрократической системой распределения фондов социального обеспечения, непризнанием существования безработицы, что приводило к низкой эффективности системы социальной защиты, невозможности ее быстрого реформирования. Реформирование социальной политики, что началось в 80-е годы на территории бывшего СССР и Восточной Европы, не привело к радикальным изменениям в системе социальной защиты. И только в начале 90-х годов в Украине и других странах СНГ постепенно начала формироваться совершенно новая, по сути, система.

Ее главные принципы такие:

1. Трудоспособный гражданин должен стать активным субъектом социальной защиты, нести надлежащую ответственность за свою социальную защищенность и защищенность своей семьи. С этой целью нужно формировать общественное сознание людей в направлении преодоления иждивенческих настроений, апатии, завышенных ожиданий социальной помощи за счет государства. Иначе говоря, наше собственное благосостояние и благосостояние нашей семьи - это дело каждого из нас. Необходимо объяснить каждому гражданину Украины, что в нынешних условиях государство имеет ограниченные возможности для его социальной защиты, а потому не следует полагаться на милость государственных органов, а искать возможности самостоятельного выхода из тяжелой экономической ситуации. Новый подход дает возможность принципиально иначе искать решения сегодняшних острых проблем социальной жизни: государство берет на себя обязательство создать трудоспособным гражданам благоприятные условия для повышения благосостояния за счет собственного труда, инициативы, изобретательности, использования дополнительных доходов (дивидендов на акции, процентов по вкладам, выгоды от удачно реализованных приватизационных чеков и др.).

2. Важным условием социальной защиты населения должна стать система общеобязательных видов социального страхования, в том числе на случай болезни, выхода на пенсию, возможную потерю работы или здоровья вследствие травмы на производстве и т.д. Комплекс законопроектов о социальном страховании сегодня уже наработано.

Реформа системы социального страхования, которая охватит большую часть населения, должно способствовать стабильности и согласия в обществе, продолжению социально-рыночных реформ в Украине и, безусловно, повышению уровня жизни ее граждан. С 1 января 2001 года вступает в силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания», который вводит дифференцированные страховые тарифы в зависимости от состояния охраны труда на предприятии. Это сделает экономически невыгодным для работодателей нарушение условий охраны труда, а также обеспечит стабильное финансирование расходов, связанных с выплатой компенсаций работникам в случае потери трудоспособности, пенсий в связи с инвалидностью и в случае смерти кормильца. Кроме того, этот закон наконец решит наболевший вопрос регрессивных выплат.

3. Социальная защита граждан будет осуществляться через многоканальную модель финансирования, которая уже длительное время существует на Западе. Материально-финансовой базой социальной защиты наряду с отчислениями из государственного бюджета могут быть и внебюджетные поступления, средства от приватизации федеральной и муниципальной собственности. Программой предусмотрено увеличение ассигнований на защиту населения из бюджета местных органов власти, предприятий, профессиональных союзов. Значительно усилена роль благотворительных ассоциаций, организаций, различных фондов милосердия, церкви, частных благотворительных взносов как национальных, так и иностранных.

4. Преимущества в пользовании общественными фондами потребления должны быть предоставлены в первую очередь нетрудоспособным и социально уязвимым группам населения, которые нуждаются в прямой материальной помощи. С этой целью создаются специальные фонды и государственно-общественные органы для распределения такой помощи. В частности, в Украине создан государственный фонд социальной поддержки населения, начали функционировать местные фонды социальной защиты. Те категории населения, имеющие доход ниже прожиточного минимума, кто не способен работать, одинокий или больной, становятся объектами помощи социальных программ. На эту категорию населения распространяются такие льготы, как обслуживание на дому, магазины с более низким ценам, бесплатные столовые, помощь из фондов милосердия и т.д.

Особой социальной защите нуждаются пенсионеры, инвалиды, дети, те, кто не способен собственным трудом обеспечить себе необходимые условия жизни. Имеющийся уровень государственных социальных ассигнований, даже несмотря на всю его ограниченность, является таким, что при условии его рационального использования можно получить более ощутимые последствия социальной поддержки малообеспеченных граждан, чем это есть сейчас.

Но в Украине существует другая проблема. Сейчас социальными субвенциями государства, которые реализуются через многочисленные дотации на жилье, коммунальные и транспортные услуги, расходы на медицинское обслуживание, на образование, развитие аграрного комплекса и другое, пользуется по принципу равного доступа всего населения - как бедное, так и богатое. Такое положение требует радикальных изменений.

Принципиально важным направлением социальной работы является совершенствование системы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения, углубление адресной социальной помощи с целью перехода к системе социальной защиты, ориентированной на семью с учетом прежде всего ее материального положения. Как показывает опыт, ограниченные финансовые ресурсы должны быть направлены адресно - именно тем, кто больше всего нуждается в государственной поддержке. Сегодня нельзя распылять целевые средства, пытаясь помочь всем и таким образом реально не защищая найнужденніших.

Первый шаг в этом направлении уже сделан - правительственным постановлением с 1 апреля 1999 г. введен адресную социальную помощь малообеспеченным семьям. Дальнейшее реформирование системы социальной помощи предусматривает сосредоточение всех видов выплат в органах социальной защиты населения, создание единого банка данных получателей помощи, внедрение новых механизмов системы контроля за использованием бюджетных средств.

Такой подход в осуществлении социальной политики в Украине, безусловно, позволит локализовать основные источники социального напряжения в обществе и будет способствовать улучшению социальной защиты населения, повышению уровня его жизни.

С целью повышения эффективности работы фондов, других социальных мероприятий в государстве создается социальная служба, которая на практике должен решать вопросы социальной защиты населения и оказания помощи наиболее нуждающимся его слоям. Организация и функционирование такой службы нуждается профессионально подготовленных кадров. В странах Запада уже давно функционирует широкая сеть учебных заведений, где готовят социальных работников. Эти категории государственных служащих должны быть одновременно и социологами и экономистами, и психологами, и организаторами-администраторами, а главное - добрыми, обходительными, высоконравственными людьми. Следует отметить, что по количеству социальные работники в странах Запада уже сравнялись с учителями и врачами.

Социальную службу начали формировать с 1991 года и в Украине.
С этой целью было создано министерство социальной защиты и соответствующие центры при местных органах власти. В государстве сформирован службу занятости, которая должна оказывать помощь безработным в получении денежных выплат, трудоустройстве, переквалификации, заботиться об увеличении количества рабочих мест, организацию перемещения рабочей силы и т.д.

В связи с проведением либерализации цен и валютного курса исполнительная власть осуществляет комплекс мероприятий с целью накопления необходимых финансовых ресурсов для осуществления соответствующей помощи по безработице, для сохранения рабочих мест в процессе разгосударствления и приватизации, стимулирование развития частных предприятий и индивидуальной трудовой деятельности, внедрение системы общественных работ, профессиональной переподготовки лиц, потерявших работу.

В то же время реализуется специальная программа защиты малообеспеченных многодетных и неполных семей, неработающих пенсионеров, инвалидов. Вводится ежемесячная индексация денежных выплат указанным категориям населения в соответствии с фактических темпов инфляции.

Предполагается, что в стране будет осуществлено коренную перестройку жилищной политики, переход к всестороннему ипотечного кредитования строительства и покупки жилья, становления и развития рынка жилья, последовательного наращивания жилищного строительства. Социально незащищенные слои населения сохранят право на бесплатное получение жилья из государственного фонда, объемы которого будут расширяться.

В связи с либерализацией квартирной платы и коммунальных платежей установлено возмещения расходов на оплату жилья с учетом материального расслоения населения. Уровень дотаций установлен такой, чтобы реальная оплата жилья не превышала 20 процентов среднемесячного денежного дохода отдельной семьи. Понятно, что с ростом доходов населения дотации постепенно уменьшаться.

Внимание местных органов самоуправления сосредоточится на эффективной реализации принципа адресной социальной помощи, которая будет осуществляться на основе дифференциальной в денежной и натуральной формах, в виде необходимой медицинской помощи, разного рода коммунальных и бытовых услуг, финансовых льгот. Государство будет вводить моральные и финансовые стимулы для создания и расширения сферы деятельности территориальных фондов социальной поддержки населения, развития благотворительных организаций.

Кардинальным направлением социальной политики в условиях перехода экономики Украины на новые формы, методы, принципы хозяйствования как на микро -, так и на макроуровне является совершенствование характера труда [14]. Главные способы решения этой проблемы подсказывают исторический опыт и мировая практика: преодоление отчуждения работника от средств производства, от результатов его труда, совершенствованию условий самой труда. Важным шагом в этом направлении является процессы разгосударствления и приватизации, обеспечение на этой основе формирование широкого слоя акционеров, их активного участия в распределении прибылей. Необходимо принять законодательство, которое надежно защищать права акционеров. В перспективе будет создана система государственного страхования депозитных вкладов населения, текущей индексации сбережений в сберегательных банках, поэтапной компенсации потерь прошлых сбережений через их конверсию в имущественные активы.

Искусственное сдерживание приватизации, что происходит сейчас на общегосударственном уровне, не является конструктивным. Ситуацией с приватизацией в Украине сейчас обеспокоены специалисты разных отраслей наук: экономисты, социологи, юристы. Приватизационный процесс искусственно тормозится представителями местной власти, чтобы не выпустить экономическую власть из своих рук. а когда приватизация и происходит, то местные руководители все равно продолжают навязывать свои условия вновь созданным предприятиям. Все это лишает государство контрольно-регулирующих функций, делает процесс неуправляемым, углубляет его «тенизации». Слишком много негативных явлений происходит во время осуществления приватизационного процесса, остается чрезвычайно широкое поле для мошенничества и злоупотреблений приватизационными сертификатами. Следовательно, необходимы законодательные решения по усилению правовой защиты владельцев имущественных сертификатов. Нужно предотвратить негативные явления, которые имели место в процессе ваучеризации в Российской Федерации: скупка мафиозными структурами за бесценок ваучеров и объектов приватизации, спекуляция приватизационными бумагами, что искусственно задерживало процесс массовой приватизации, сращивание представителей органов управления государственным имуществом и представителей коммерческих структур.

Основное внимание по защите социально незащищенного населения сосредоточится на проведении глубокой пенсионной реформы [15]. Как известно, пенсионную реформу начато в соответствии с Указом Президента от 13 апреля 1998 года «Об основных направлениях реформирования пенсионного обеспечения в Украине». Необходимость ее проведения обусловлена низким уровнем и незначительной дифференциацией размеров пенсий; неблагоприятными демографическими процессами, вызванными старением населения; увеличением количества пенсионеров в связи с досрочным и льготным выходом на пенсию, что объективно увеличивает нагрузку на пенсионную систему; высоким размером пенсионных взносов и неадекватным их влиянием на размер пенсий; значительным ростом неуплаты сборов в Пенсионный фонд.

Все эти факторы обусловили необходимость проведения глубокого реформирования системы пенсионного обеспечения через внедрение общеобязательного государственного и добровольного пенсионного страхования и установления размеров пенсий в зависимости от личного трудового вклада. Передача полномочий по назначению пенсий от органов социальной защиты к отделений Пенсионного фонда и совмещение в одном органе функций назначения и выплаты пенсий при обязательном условии внедрения персонифицированного учета страховых взносов было опробовано в порядке эксперимента в Львовской области. Эксперимент дал положительные результаты, а затем встал практическое задание внедрения этих подходов к пенсионного реформирования в масштабах всей страны.

Предметом особого внимания властных структур в Украине является содействие всестороннему государственном защиты высокого интеллектуального потенциала общества, его эффективному использованию и приумножению, неуклонному росту роли и престижа инженерно-технических кадров, менеджеров, научной и творческой интеллигенции (ученых, деятелей литературы и искусства, медиков, учителей, работников учреждений культуры), эквивалентной оценке и оплате их труда.

Властные структуры Украины осуществляют необходимые шаги для предотвращения коммерциализации и обеспечение стабильного финансирования и государственной поддержки развития духовной сферы, образования, науки и культуры. В то же время будет стимулироваться развитие негосударственных учреждений науки, культуры, образования, становления страховой медицины, осуществления партнерства государства с частными институтами в решении многоаспектных вопросам социальной политики.

Важной составляющей социальной политики является молодежная политика, политика поддержки семьи, материнства и детства [16]. Уже идет активная подготовка проектов постановлений и законов, регулирующих эту сферу. Будут осуществляться мероприятия по социальной адаптации молодежи к условиям рыночной экономики, предоставление юношам и девушкам гарантированных возможностей для получения образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Будет внедрена система долгосрочного кредитования подготовки кадров, развития студенчества и молодежного предпринимательства.

Сегодня одним из важнейших направлений социальной политики является гармонизация отношений между обществом и природой, которые в последнее время набрали драматического характера [17].

Примерно с 70-х годов сначала ученые, а затем широкая общественность мира заговорили об опасности глобального экологического кризиса, которая стала угрожать человечеству. Негативные последствия производственной деятельности людей в глобальном масштабе настолько большие, что они приводят к возникновению глобального экологического кризиса. Исторический опыт свидетельствует, что наиболее негативно влияет на природу и хозяйственная деятельность, движущей силой которой является корыстные интересы. Однако общество способно ограничить негативное влияние частных интересов и найти способы регулирования отношений производства и природы.

Экологическая угроза породила настроения пессимизма, неверия в возможности предотвратить разрушение окружающей среды. Отсюда и невыполнимые требования затормозить рост производства, вернуться к «естественной» образа жизни. Настроения эти выливаются в массовые акции с требованиями закрыть некоторые предприятия, которые выпускают очень важную продукцию (например лекарства), ликвидировать атомные электростанции и т. п. Понятное дело, что решение проблем в такой способ может только породить новые проблемы.

Настоящая перспектива выхода из экологического кризиса - в изменении характера производственной деятельности, изменении сознания человека. Научно-технический прогресс - это не только давление на природу. Наиболее прогрессивные технологии создают возможности для экологически чистого производства, предотвращая негативному влиянию на окружающую среду. Настало время изменить суть технологической цивилизации и предоставить ей природоохранного характера.

Обеспечение экологической безопасности как региональной, так и международной, стало важной составляющей мировой политики. Разработка согласованной международной политики в области экологии - это веление времени, что соответствует взаимосвязи и взаимозависимости современного мира. Только совместное осуществление всемирной экологической политики может обеспечить экологическую безопасность, выживание и процветание человечества. Тесное международное сотрудничество необходимо для решения таких глобальных экологических проблем, как климатические изменения планетарного характера, разработка озонобезопасных, ресурсо - и энергосберегающих технологий, безотходных производств, рационализации землепользования и т. п.

Сегодня право на здоровую окружающую среду - одно из новых прав человека, основа экологической этики и культуры. Неконтролируемое развитие производительных сил может привести общество к такой черте, когда, по выражению К. Маркса, цивилизация, которая стихийно развивается, может «оставить после себя пустыню» [18]. Чтобы этого не произошло, необходима экологизация образования и воспитания, формирование экологического мышления и грамотности, профессиональной экологической подготовки во всех сферах деятельности, в семье, школе, вузе. Вся система общественных идеалов и ценностей должна участвовать в формировании экологической морали.

В Украине отношения между обществом и природой продолжают накаляться. Во многих городах и регионах загрязнения воздуха в несколько раз превышает максимально допустимые нормы. Много регионов Украины являются зонами экологического бедствия. Это, прежде всего, Донбасс, Криворожья и, безусловно, Чернобыльская зона. Видимо, нынешняя экологический кризис является одной из главных причин того, что Украина вместе с другими странами СНГ занимает 50-е место в мире по средней продолжительности жизни (из 52 стран, которые эти данные сообщают ООН). Вот почему улучшения экологической ситуации в настоящее время стало одной из самых острых проблем социальной политики в Украине. Решение этой проблемы очень осложняется общим кризисом, который охватил все сферы общественной жизни.

Анализ проблем социальной политики в Украине, как и в других странах СНГ, показывает, что осуществлены социальные мероприятия были крайне недостаточными для улучшения жизни большинства населения. В течение девяти лет продолжается углубление кризиса во всех сферах жизни общества, опасное обострение социально-политической напряженности. Вот почему главным направлением оздоровления социальной жизни и повышение эффективности социальной политики в обществе может быть только восстановление полномасштабного производства и стабильное и эффективное развитие экономики государства.



Назад