Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

1. Роль и место наций и этнонациональных отношений в политической жизни


Современное человечество насчитывает примерно две тысячи разных народов (только в Украине их более 100), а независимых государств в мире около 200. Следовательно, большинство народов мира проживает в многонациональных государствах. Этот факт надо всегда помнить. Все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это обстоятельство требует от каждого из нас особой деликатности, терпимости и ответственности. Всегда следует помнить, что в народов больше общих черт, чем различий.

И эта общность сейчас, когда целостность и взаємозв'язаність мира стали ощутимыми для нас, будет расти. Однако сближение народов не уничтожает их национальных особенностей. Наоборот, именно своеобразие культуры разных народов является живым источником духовного богатства всего человечества.

Каждый из нас относит себя к определенной национальности. Национальность - это принадлежность человека к определенной этнической (от гр. «этнос» - народ) общности. В курсах истории и философии уже рассматривались такие этнические общности, как род, племя, народность, нация [1]. Их развитие связано с ростом производительных сил, хозяйственных связей. С развитием капитализма усиливаются экономические и культурные связи, создается единый национальный рынок, ликвидируется хозяйственная раздробленность данной народности, а различные ее части соединяются в одно национальное целое - нацию.

Нация - это наиболее развитая этническая общность [2]. Она состоит на протяжении длительного исторического периода в результате соединения «смешивания» представителей различных племен и народностей. У людей одной нации, как правило, совместные экономические связи, территория, язык, культура. Это не биологические признаки. Они возникают и формируются в течение всего общественного развития. Так, украинская нация [3] сложилась в процессе преодоления феодальной раздробленности и создание единого общеукраинского рынка. Процесс этот проходил в борьбе за независимость, за утверждения украинской государственности [4]. Современный украинский язык базируется на древних славянских языках. Но в то же время она впитала в себя массу слов из других языков - латинского, греческого, татарской, французского, немецкого, английского, польского и многих других.

Не следует представлять процесс этнического развития как идеально прямой путь продвижения от одной формы общности к другой. Народы находятся в вечном движении: этносы возникают, развиваются, исчезают. У каждого народа - свой путь, своя судьба. Из истории мы знаем, что многие некогда известных народов ушли в небытие (финикийцы, скифы, половцы и т. д.), а некоторые из современных народов возникли еще в древнем мире (армяне, грузины). английская нация сложилась в XVI веке, украинская и русская нация - в XVII-XVIII веках, немецкий - в XIX в. Десятки наций сформировались и формируются в ХХ веке. И сейчас человечество представлено всем багатоцвіттям этноса - родом, племенем, народностью, нацией, что связано с разнообразием экономических, культурных, социальных условий его жизнедеятельности.

Этнос всегда находится в развитии. А потому не следует догматизувати те или иные черты, считая их раз и навсегда данным. Существуют этносы, что рассеяны по разным странам, то есть не имеют единой территории и экономики, но их представители считают себя одной нацией. Украинцы, например, которые живут в других странах, называют себя украинцами. Бывает даже и так, что представители одной нации говорят на разных языках. Все больше на Земле людей, родившихся от смешанных браков (то есть от родителей разных национальностей), и они имеют право выбирать себе национальность будь-кого из родителей. В большинстве стран мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком - добровольно. По современным цивилизованным канонам выбор национальности из собственного желания является неотъемлемым правом человека, одним из условий ее свободы. Следовательно, национальное самосознание человека, то есть то, кем она себя признает, который этнос выбирает, - это еще один признак нации.

В процессе изменения этноса проявляется действие двух взаимосвязанных тенденций [5]. Одна из них - это этническая дифференциация, то есть обособление людей определенной этнической группы, ее стремление к саморазвитию, к национальной самостоятельности, к расцвету собственной экономики, политики, культуры. Эту тенденцию еще называют национальной.

Вторая - интеграция, объединение наций (ее еще называют интернациональной). Эта тенденция ведет к расширению связей между различными этносами, разрушение границ, восприятие всего лучшего, что создано другими народами, к углублению экономических отношений, развития общения в сфере культуры и т. д. Обе тенденции взаимосвязаны. Они объясняются объективными экономическими и социально-культурными потребностями.

Действие обоих этих тенденций в развитии этноса наглядно прослеживаются на протяжении всей истории человечества. Обе они способствуют прогрессу цивилизации, ибо одна ведет к внутреннего самосовершенствования, расцвета этноса, а вторая - способствует взаимообогащению народов, обмена национальными ценностями, укреплению взаимопонимания, доверия, дружбы и мира. В конечном итоге обе тенденции способствуют развитию человеческой личности.

Одним из ведущих факторов развития человечества в наши дни является научно-техническая революция. Она предопределяет как специализацию производства, так и его широкую кооперацию (сотрудничество), потому что производительным силам, что бурно растут, тесно в рамках отдельной нации и даже большого многонационального государства (например, транснациональные корпорации имеют сегодня филиалы почти во всех странах мира и продолжают усиливать свою мощь).

Происходит процесс экономической интеграции народов и государств, а вместе с тем естественное их сближения, интернационализация всех сторон жизни. Ярким примером этого процесса может быть Европейский Союз (ЕС), что объединяет сегодня пятнадцать стран Европы [6]. И этот процесс усиливается. Интересы народов ЕС выражают несколько совместных органов. Среди них, например, европейская совещание, которая направляет всю политику ЕС (она состоит из глав государств), Европейский парламент - законотворческий орган, избираемый всем взрослым населением ПЬЕС. Еще один пример - соглашение между Соединенными Штатами Америки и Мексикой о создании общего экономического пространства, отмена таможенных тарифов и проведения единой экономической политики в отношении других государств.

Большим достижением ЕС считают тщательно разработано единое европейское законодательство, которое поставило межнациональные отношения народов этой организации на твердую почву закона. Его главенство над национальным законодательством признают все государства ЕС. На случай конфликтов для решения сложных проблем создано «третьей власти» - Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств.

Процесс интеграции народов ЕС достиг высокой степени. В настоящее время существуют даже предложения о преобразовании Союза в единое государство с общим центром власти и управления. Все субъекты, которые войдут в это объединение, оставаясь полными хозяевами на своей территории, должны добровольно передать центра право управления общими делами. А центр, в свою очередь, должен поддерживать баланс интересов - защищать каждого члена содружества. Для нового объединения является уже даже и название - «Соединенные Штаты Европы».

Кроме объединение суверенных государств в настоящее время существует еще другой путь межнациональной интеграции - так называемое открытое многонациональное общество, классическим примером которого можно назвать США [7]. В таком сообществе нет официального разделения страны на отдельные суверенные государства. Власть здесь не вмешивается в национальное жизни своих граждан, а их национальная принадлежность является частным делом каждого. Государство, однако, на базе демократических законов гарантирует любом народу национально-культурную автономию и охраняет права на свободу всех видов объединений - экономических, политических, партийных, профессиональных, национальных, возрастных, по интересам и т. д. Иначе говоря, в условиях многонационального демократического государства люди разных национальностей мирно сосуществуют, а также (по желанию) свободно объединяются в общества в соответствии со своих личных потребностей и интересов, если, конечно, эти объединения не имеют криминального характера. Любая дискриминация по национальному признаку является нарушением прав человека и осуждается законам демократического государства.

Названы пути межнациональной интеграции отражают опыт современной цивилизации. Ими направляется сегодня большинство развитых стран Западной Европы, США, Канада, некоторые страны Азии и Латинской Америки с многонациональным населением. Успешное решение межнациональных проблем всегда базируется на экономической интеграции, социально-культурных достижениях, удовлетворения разнообразных потребностей граждан.

Но действует и вторая тенденция - дифференциация. Жизнь опровергает прогнозы некоторых теоретиков, которые долгое время утверждали, что в развитых странах в условиях НТР будут проходить в основном процессы интеграции, а процессы национального самоопределения, которые часто оказываются в конфликтной форме, мол, останутся «достижением» только отсталых стран.

Однако в конце 60-х годов произошли резкие столкновения на национальной почве именно в развитых странах - Канаде (проблема франко-канадцев), Франции (проблема провинции Бретань), Великобритании (проблема Северной Ирландии), Бельгии (проблема фламандцев и валлонов), Испании (проблема басков) и т. д. В 90-е годы прекратили свое существование такие многонациональные государства, как Союз Советских Социалистических Республик, Союзная Республика Югославия, Чехословакия и др.

Сам факт существования в мире более двух тысяч этнонациональных общностей свидетельствует о том, что между ними складываются определенные отношения. Национальные отношения - это отношения между субъектами этнонационального развития - нациями, народностями, национальными группами и их государственными учреждениями [8]. Проблема национальных отношений занимает важное место в политической жизни многонациональной страны. И это понятно, поскольку нет ни одного принципиального вопроса, которое можно было бы решить без учитывая национальный состав населения. Национальные отношения - сложная социально-политическая категория, одна из специфических форм социальных отношений. Они не существуют в чистом виде, а оказываются как составляющая экономических, политических и духовных отношений. В национальных отношениях отражается вся совокупность социальных отношений, специфика которых обусловлено реальным существованием национальных общностей. Определяющее влияние на них оказывают экономические и политические факторы.

В системе национальных отношений политические аспекты являются ключевыми, решающими. Это обусловлено, прежде всего значением государства как важного фактора формирования и развития нации, внутренней связью национальных и социально-классовых проблем. Непосредственно к сфере политики относятся следующие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и общечеловеческих интересов, равенство прав наций, создание условий для свободного развития национальных языков и национальных культур, подготовка и представление национальных кадров в структурах власти и много других вопросов. В то же время на формирование политических установок, политического поведения, политической культуры заметное влияние оказывают существующие исторические традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия существования наций и народностей. поскольку политика - это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, то, по сути, все аспекты взаимоотношений наций и народностей имеют политический характер.

Ранее уже было сказано, но не лишним будет еще раз подчеркнуть, что нации, как наиболее развитая этнически-социальная общность, начали создаваться с возникновением капиталистического способа производства. Главным лозунгом в этом процессе была тезис, которая возникла во время Французской революции: «Один народ - одна нация». Этот принцип действовал более ста лет, но в конце девятнадцатого века с появлением многонациональных государств он безнадежно устарел.

Тогда левыми социал-демократами был выдвинут лозунг самоопределения наций (позже его детально разработал В. И. Ленин) как попытки освобождения от национального гнета [9]. К сожалению, уже тогда у многих людей это лозунг ассоциировалось с отделением. «Если нет разделения нации, то нет и ее самоопределение», - так говорили тогда, так большинство толкует это лозунг и сегодня.

На самом же деле произошла логическая ошибка: самоопределение через отделения начали рассматривать как цель, а не как средство саморазвития нации без ущерба для других народов. Безусловно, национальное отделение необходимое, если невозможно достичь уничтожение национального гнета, достичь суверенитета другими средствами. Однако национальное отделение по условий цивилизованного демократического общества всегда имеет негативные последствия, например, нарушение существующих экономических, политических, культурных связей, что плохо сказывается на социальной жизни как народа, который отделился, так и других народов некогда единого государства.

Отношения национального неравенства, национальной эксплуатации и угнетения является реальностью не только прошлого, но и современного. Так называемое национальное вопрос совсем не ушло в прошлое [10]. Национальный вопрос - это отношения национального неравенства, деление наций на привилегированные и с ограничеными возможностями, подавлены, это неодинаковый уровень экономического и культурного развития различных наций, это атмосфера национальной вражды, национальной розни, вражды на национальной почве и т.д.

Каждый из названных элементов национального вопроса может иметь различную степень напряжения, масштабности проявлений. Иногда на первый план выходят чисто политические моменты. А иногда национальные проблемы проявляются прежде всего в вопросах экономики и культуры, поскольку дискриминация по национальному признаку имеет в таких случаях не только формально-правовой, но и фактический характер. Указанные проблемы могут обострить ситуацию в сфере межнационального общения, восстановить те негативные последствия в сознании и быту, которые сложились в результате длительного воздействия факторов, составляющих суть национального вопроса.

Национальный вопрос всегда имеет конкретно-исторический смысл, который заключается в совокупности национальных проблем на данном этапе развития той или иной страны. Причем с решением одних проблем возникают другие, часто даже более сложные, что обусловлено постоянным развитием самих наций. А потому не может быть полного и окончательного решения национального вопроса во всех его аспектах и социальных измерениях, нет и не может быть рецептов, одинаковых для всех этапов общественного развития, для всех стран.

Следовательно, национальный вопрос - это совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, проявляющихся в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения наций, народностей. Понятие «национальный вопрос» и «национальные отношения» во многом совпадают, но они не идентичны: второе значительно шире за первое. Национальные отношения, кроме явлений, имеющих негативный характер, включают и такие явления, процессы, которые характеризуются понятиями «дружба», «сотрудничество», «взаимопомощь», «сближение» и др. Следовательно, можно сказать, что национальный вопрос - это национальные отношения особого типа.

Ныне широко пользуются понятием «межнациональные отношения». Возникает вопрос: как оно соотносится с понятием «национальные отношения»? последнее включает в себя три формы отношений национального характера: внутрішньонаціональні, отношения между национально-этническими спільностями; отношения наций, народностей на межличностном уровне. Межнациональные отношения охватывают отношения между национальными спільностями в целом, а также между представителями различных наций на личностном уровне. Как видим, это близкие понятия, во многом общие. Но когда желают сделать акцент на отношениях между нациями, то употребляют термин «межнациональные отношения».

Важным вопросом национальных и межнациональных отношений является проблема государственно-правовых форм объединения народов [11]. Таких форм три: это - унитаризм, федерация и конфедерация.

Унитаризм - это государственное устройство, которое характеризуется централизованным руководством административно-государственными единицами и нехваткой обособленных (самостоятельных) государственных объединений. Унитарное государство - единое и неделимое государственное объединение, хоть в пределах этого государства является вполне возможной широкая территориальная или национальная автономия. В современном мире многонациональными унитарными государствами являются Китай, Испания, Румыния, Вьетнам, Лаос, ЮАР и другие.

Федерация - это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство на основании единой конституции. Федерация является союзным государством, или, что то же самое, одной общей государством, т.е. государственно-правовым объединением.

Федерация завоевала прочные позиции в мире. Этот принцип государственного строительства используется не только в условиях многонационального общества, но и там, где национальный фактор играет второстепенную роль. На земном шаре немало федеративных государств, которые являются, как правило, большими, сильными и влиятельными.
В Америке это - США, Канада, Мексика, бразилия, Аргентина; в Европе - ФРГ, в Азии - Индия, Малайзия, Пакистан, в Африке - нигерия. Федеративное устройство способствует децентрализации власти, автономии и самостоятельности его субъектов, развития демократических форм управления. Он оценивается как рациональная, эффективная модель.

Конфедерация - межгосударственный союз, в котором его члены абсолютно автономные, имеют независимую систему государственных органов и независимое законодательство, право санкционирования и нуліфікації, то есть отмены актов союзных органов, самостоятельное гражданство, валюту, национальную армию. Конфедерация от федерации отличается прежде всего правовыми формами создания этих государственных объединений: в конфедерации - договор, в федерации - конституция. Отсюда и их кардинальные отличия. В конфедерации нет единой территории. Здесь есть территория каждого отдельного государства, которая вступила в нее. Такие образования, как свидетельствует история, имеют временный характер. Почти повсюду тенденция развития идет от полной независимости через конфедерацию к федерации. Следовательно, на практике конфедерация становится промежуточным этапом к более тесному союзу. Наглядный пример тому - современная западная и центральная Европа, которая стала, по сути, конфедерацией, что постепенно и поэтапно превращается в федерацию.



Назад