Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Содержание и сущность национальной политики в жизни общества


Что такое национальная политика? Кто является ее субъектами? В чем заключается мерило эффективности и дійовості национальной политики? Что говорит об этом опыт человечества, Украины, других стран СНГ?

Национальная политика - это целенаправленная деятельность по регулированию отношений между этносами, нациями и этнонациональными группами (народами), что проявляется в сознательном воздействии государственных и общественных организаций на развитие межнациональных и межэтнических отношений с целью их нормализации, стабилизации и гармонизации [12]. Национальные отношения вместе с нациями, народностями и другими этническими спільностями являются объектами национальной политики. А ее субъектами становятся государство, органы государственной власти, политические партии, общественные организации и т.д.

В теории и на практике следует учитывать, что национальная политика, социальная политика, экономическая политика, демографическая политика и другие виды политической деятельности тесно взаимосвязаны между собой. В различных системах связи они соотносятся как общее и особенное, целое и часть. Социальные, экономические, языковые, демографические аспекты национальной политики превращают ее в составную часть этих видов политики. В то же время национальная политика как система является концентрированным выражением социальной, экономической, языковой, демографической политики.

В национальной политике следует различать стратегические и текущие задачи. Стратегические задачи в сфере национальных отношений являются общими для всех наций и народностей любой государства и рассчитаны на определенный исторический период. Что касается политики текущего момента, то она определяет конкретные цели и задачи, вытекающие из сегодняшней ситуации. Поэтому в механизме национальной политики очень важным является дифференцированный подход, учитывающий конкретную ситуацию данного региона или национально-территориальной единицы. Разрабатывая региональную национальную политику, необходимо принимать во внимание географические факторы, демографические процессы, исторические особенности формирования данной нации или народности, ее национальной государственности, национальный состав населения, соотношение коренного и некоренного населения, религиозность, особенности национальной психологии, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения данной республики с соседними и т. д. В любом случае непременным условием эффективной национальной политики является учет закономерностей, тенденций развития наций и национальных отношений, научный подход к анализу существующих проблем. Там, где вопросы национальной политики рассматриваются не на основе научного анализа, а суб'єктивістськи, становятся неизбежными просчеты и ошибки. Это, в свою очередь, создает почву для обострения национальных чувств и недоразумений между теми или иными группами населения, восстановление старых межнациональных споров.

Политическая практика показывает, что эффективной является такая национальная политика, которая отвечает демократическим принципам решения национальных проблем. Для этого надо не только внедрить в жизнь принцип равноправия наций, а еще и дополнить провозглашения юридически-правового равенства наций их фактическим равенством в экономической, социальной и культурно-духовной сферах жизни. Реализация разнообразных мероприятий для развития наций и народностей, живущих ныне в Украине, должно сопровождаться также преодолением тех негативных последствий, которые принесла «национальная политика», осуществляемая сталинской тоталитарной системой [13].

Августовские события 1991 года в бывшем СССР открыли новую страницу в межнациональных отношениях и со всей остротой поставили перед политическими деятелями новых независимых государств требование относиться к решению национальных проблем с позиций взвешенности, четкого учета реалий жизни, с позиций последовательного демократии и социальной справедливости. Осуществление именно такой политики способно обеспечить реализацию жизненно важных интересов всех и каждой отдельно взятой нации и народности. Одним из положительных примеров именно такого политического подхода могут быть приняты Верховной Радой Украины закон о гражданстве, Декларация прав национальностей Украины, договора между Украиной, Российской Федерацией и другими республиками бывшего СССР, которые создали необходимые правовые основы для развития дружественных добрососедских отношений между народами этих государств. Так, например, в Декларации прав национальностей Украины указано, что «Украинское государство гарантирует всем народам, национальным группам, гражданам, проживающим на ее территории, равные политические, экономические, социальные и духовно-культурные права. Представители народов и социальных групп избираются на равных правах в органы государственной власти всех уровней, занимают любые должности в органах управления, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Дискриминация по национальному признаку запрещается и карается по закону» [14]. Следовательно, в этом важном государственном документе провозглашается и гарантируется в законодательном порядке широкий круг прав граждан во всех сферах общественной жизни. Реализация положений Декларации будет способствовать налаживанию дружеских отношений, мирном співжиттю граждан более 100 национальностей, которые живут в Украине.

Важной функцией национальной политики является разработка эффективных способов и методов решения межнациональных конфликтов, их прогнозирования и предотвращения таким [15]. Межнациональный конфликт, с одной стороны, является специфическим, конкретно-этническим выражением общесоциальных противоречий, а с другой - собственно национальным (то есть этническим) конфликтом, хоть и детерминированным социальными противоречиями. Доведение противоречий до конфликта является очень опасным, поскольку в нем сконцентрирована большая разрушительная сила. Объясняется это прежде всего тем, что попытка каждой из сторон - участниц конфликта «одержать победу» неизбежно наталкивается на противодействие противоположной стороны. Примером этого могут быть события на Кавказе, в Таджикистане, в бывшей Югославии и др.

В национальной политике важно не только вовремя «снять» уже существующие противоречия, но и их предусмотреть. Так, например, переход к рыночным отношениям объективно содержит в себе возможность обострение национальных противоречий, поскольку различия в уровнях социально-экономического развития республик и регионов приводят к неодинаковых стартовых возможностей. Другой пример. Демократизация избирательного процесса и переход на альтернативную систему выдвижения и выборов депутатов могут привести к сужению в законодательных органах представительства тех или иных народов, потери принципа пропорционального представительства наций и народностей в структуре власти, что, в свою очередь, породит межнациональную недоверие и образы.

Как можно сформулировать засадні принципы построения национальной политики в современных условиях?

Первый принцип. Национальная политика должна базироваться на научном анализе и творческом осмыслении передового в этой области опыта как отечественного, так и мирового. За отправные точки для такого подхода надо брать равноправие народов и их взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и общественных ценностей всех народов, непримиримость к национализму в любых его формах.

Вторым принципом является принцип стабильности территориальных границ суверенных государств. Политическая практика убедительно свидетельствует, что территориальные претензии в настоящее время становятся все более взрывоопасным фактором и без того напряженной современной жизни. Территориальные претензии приводят не только к обострению межгосударственных отношений, а даже и к войнам. Таких примеров в современном мире много - достаточно указать на враждебные отношения между Ираном и Ираком, Индией и Пакистаном.

Украина не имеет территориальных претензий к соседним государствам, ее политика в этом отношении является взвешенной и последовательной, хотя, к сожалению, не все ее соседи, особенно Румыния, придерживаются такого принципа.

Как третий принцип можно назвать принцип органического единства национальной, экономической, социальной, политической и духовной сфер развития общества. Национальную политику можно рассматривать как концентрированное выражение экономической, социальной, духовно-культурной и других видов политики. В то же время национальная политика является относительно самостоятельной и активно влияет на экономику и социальную жизнь общества. А поэтому недооценка как зависимости национальной политики от других направлений политики, так и ее относительной самостоятельности приводит к значительным просчетов в решении национальных проблем.

Четвертый принцип - целостность национальной политики, учета взаимосвязи всех ее компонентов. Разрабатывая государственную национальную политику, необходимо учитывать географические факторы, демографические процессы, исторические особенности формирования данной нации, народности и других этнических групп, особенности формирования национальной государственности, национальный состав населения, соотношение коренного и некоренного населения, религиозность населения и наличие различных конфессий и религиозных групп, особенности национальной психологии народа, его национальные традиции и обычаи, взаимоотношения данного государства со своими соседями.

Пятый принцип - осуществление специальной программы по развитию и предоставления соответствующей помощи национальным меньшинствам, представители которых проживают в Украине, для развития их национальной культуры, образования, языка, традиций, обычаев и т.д.

Шестой принцип - формирование этики межнациональных отношений, возражения и осуждение любых проявлений несправедливости и насилия. Как свидетельствует исторический опыт, вражда и недоверие в сфере межнациональных отношений исчезнет только тогда, когда каждый гражданин любой национальности будет с одинаковым уважением относиться как к своим национальных, так и к інонаціональних ценностей. Перестроена с учетом этих принципов национальная политика, как показывает передовой мировой опыт, может способствовать консолидации наций и народностей и осуществить их настоящую гармонизацию [16].

Рассматривая взаимосвязь политики и национальных отношений, следует остановиться на вопросе о влиянии национального характера на политические отношения. В понятии «национальный характер» будто аккумулируются своеобразные исторические пути нации, ее хозяйственной деятельности, социального, культурного развития и географической среды. Все это оставляет след в психике ее представителей, выражается в поведении, вкусах, привычках, особенностях мышления и восприятия окружающего мира [17]. Черты национального характера, национальной психологии меняются вместе с изменениями условий существования наций, однако являются достаточно устойчивыми, чтобы предоставлять своеобразия культуре, духовной деятельности людей. Вот почему в практической политике нельзя игнорировать национально-психологических особенностей того или иного народа.

Национальный характер оказывает влияние на политическое поведение людей, а следовательно (хоть и косвенно), на политический строй. Он в значительной степени определяет поведение наций в кризисных ситуациях. Политик должен учитывать национальный характер народа, учитывать на него в своих действиях. Действия, которые не соответствуют устойчивым чертам национального характера, приводят политиков к поражению. В то же время политик-реалист может искать наиболее целесообразных средств влияния на национальный характер в желаемом направлении. Такое влияние может быть успешным только тогда, когда он будет базироваться на последовательном формировании условий, которые бы способствовали появлению в нации определенных новых психологических черт. Если, например, ставится цель воспитания чувства государственной ответственности граждан, то необходимо создать политические условия, при которых граждане могли бы фактически брать на себя все большую ответственность за общие дела. И именно этим определяется эффективность политического влияния на национальный характер.

В национальной политике кардинальным является вопрос о соотношении общечеловеческого и национального моментов, отыскание способов их гармонизации. Взаимодействие национальных и общечеловеческих интересов является сложной и характеризуется наличием существенных противоречий, зато удачное сочетание этих интересов создает такой такую взаимосвязь и взаимозависимость, которые обеспечивают прогрессивное развитие как всего содружества, так и отдельных наций и народностей. Долгое время в нашем обществе в теории и на практике царила тезис о приоритете общечеловеческого над национальным, о безусловное подчинение национального общечеловеческом. Это привело к тому, что под предлогом защиты общечеловеческих, общегосударственных интересов игнорировались национальные, ограничивались права республик, усиливались тенденции к унитаризму. Современная национальная практика не приемлет такого подхода. Национальное и общечеловеческое находятся в диалектическом единстве, где на первый план выходит то одно, то другое в зависимости от исторических условий и конкретных задач.

Научная концепция национальной политики следует из определения национальных ценностей и интересов каждого народа, их диалектического синтеза с общечеловеческими. В современных условиях целесообразно акцентировать внимание не на подчинении национальных интересов общечеловеческим, а на их согласовании. Это не происходит само собой, а достигается последовательной и активной национальной политикой, для проведения которой необходимо создать действующие государственные, общественные и экономические механизмы, которые бы обеспечивали такое органическое сочетание интересов. Суть научно обоснованной национальной политики в Украине - это постоянный баланс общегосударственных, общечеловеческих интересов всех народов и этнических групп, проживающих здесь.

Однако в национальной политике любого многонационального государства возможны и проявления национализма [18]. Национализм - явление многогранное и многоликое. Но при всем многообразии конкретных проявлений он имеет определяющую признак: признание собственной национальной исключительности и противопоставления своей нации другим. Национализм - это попытка обеспечить господствующее положение своей нации, удовлетворить ее интересы без учета интересов других народов или даже за счет их ограничения [19]. Понятное дело, что национализм одних может порождать только национализм других.

В национальной политике важно четко отделять действительно национальное от националистического. Это одно из необходимых условий политического руководства и управления. К национального принадлежит законное, справедливое стремление каждой нации сохранить свою самобытность, язык, традиции, уклад жизни, историческую память - все то, без чего у человека нет национального самочувствия и национального достоинства. Националистическое - это болезненное, искаженное, доведенное до крайности национальное чувство. Причем переход одного в другое происходит часто незаметно для самого человека, под влиянием эмоций. Так, в условиях недостаточной политической и общей культуры справедливые требования реального суверенитета иногда превращаются в национализм и изоляционизм. При тех же условиях, когда не удовлетворяются элементарные социальные нужды, значительного распространения могут набрать идеи национальной обособленности, национальной нетерпимости, попытки искать виновников среди представителей других наций.

Иногда трудно бывает отличить национальное от националистического. Граница между ними часто малозаметна. Национализм, паразитируя на природных национальных чувствах, стремлении к национальному возрождению, пытается вести свою политическую игру на деформациях прошлого. За недостаточного уровня политической и общей культуры, за взрыва страстей и эмоций в сознание народа легко проникает бацилла национализма, что рано или поздно разрушит любой общественный организм, «съест» душу народа.

Вот как писал об этом еще прошлого века выдающийся русский мыслитель В. Соловьев: национализм, или национальный эгоизм, то есть стремление отдельного народа к утверждению себя за счет других народностей, к господству над ними, является полным искажением национальной идеи; в нем народность со здоровой, позитивной силы превращается в болезненное, отрицательное усилия, опасное для высших человеческих интересов, способное довести народ до упадка и гибели.

Характеризуя чрезвычайно большое значение национальной проблемы для дальнейшего развития России, М. С. Грушевский отмечал, что «без превращения России в свободную союз народов немыслимое полное обновление, ее полное освобождение от темных пережитков прошлого» [20]. Ученый также подчеркивал, что устойчивыми в общественной жизни является лишь те отношения между нациями, основанных на взаимной выгоде, на таком развития, когда свобода и суверенитет одного народа не ограничивают свободы и суверенитета другого.

В национальной политике следует четко различать рост национального самосознания и национализма. Рост национального самосознания - это естественный и законный следствие экономического и культурного прогресса народов. Противодействуя любым проявлениям национализма, важно быть чутким и отзывчивым на всех законных требований и ожиданий национального характера. Но необходимо видеть и то, что сейчас появились безответственные политиканы, своего рода национал-карьеристы, которые паразитируют на идеях и лозунгах обновление, выдавая узкогрупповые интересы за общенациональные.

Главная задача в сфере этнонационального жизни - уход от политики национального диктата и национального насилия. В национальной политике клин клином не выбивают. Однако в Украине определенные политические силы действуют именно так, как делалось по тоталитарного общества, только как бы с «обратным знаком». Если национальная политика в бывшем СССР строилась на насильственном «слиянии» народов и наций в один «советский народ», то теперь некоторые националистические силы ее строят на таком же насильственном их разграничении или на ассимиляции национальных меньшинств национальным большинством. Считая, что будто-то нации определяются исключительно «генофондом», а следовательно, национальность конкретного человека установлено «априори», от рождения, некоторые в решении национального вопроса снова выходит из искусственно сконструированных идеологических схем и постулатов, навязывая их каждому гражданину, игнорируя его собственное мнение, его стремления, его убеждения, его счастье.

Попытка опереться на «массу», а не на личность, неотъемлемое от насилия над этой личностью, давно уже стало нечто вроде «условного рефлекса» для нашего общества. Сначала «массой» считался пролетариат, а теперь некоторые передал эту роль «народам» и «нациям». Это приводит не только к экономических и социальных неурядиц, к политической напряженности, но и к кровопролитию (Закавказье, Югославия).

Национальное жизнь не признает насилия. Как нельзя искусственно ускорить ход этнического развития человечества, согнать нации в одну «кучу», так нельзя искусственно строить заборы между нациями, консервировать различия между ними. И то, и то одинаково опасным и одинаково трагическим.

Какое же общество должно быть в нашей многонациональной Украине? Нормальное цивилизованное общество без лишнего уклона «национальное» или (как раньше) до «классового». Общество, где более всего цениться Человек, а все остальное будет производным от этой высшей ценности. Общество, где спокойно и свободно живут и развиваются разные народы, не мешая друг другу, не убивая друг друга, не подчиняясь друг другу и не требуя такого покорения от других. Не истеричная биологическая закомплексованность, не националистическая самозамкненість, а человеческое счастье - вот где высший критерий развития и прогресса любого общества.

Итак, конечная цель последовательно демократической национальной политики заключается в согласовании национальных и межнациональных отношений. Исходя из этого, можно сделать вывод, что гармонизация межнациональных отношений является возможной, если, во-первых, процесс единения, сближение, а затем и интеграции наций происходит естественно, когда постепенно вызревают для этого процесса объективные и субъективные предпосылки. Во-вторых, гармонизация межнациональных отношений может произойти, если правильно выбран политические формы объединения народов (федерация, конфедерация, содружество, ассоциация и т. п.) и гарантирован свободный выход из объединения. В-третьих, если интегративные процессы обеспечивают реальные позитивные результаты для всех участников такого объединения. По-четвертых, если субъекты сообщества останутся равными в своих правах и обязанностях, а определенное ограничение сферы реализации их суверенитета (что почти всегда неизбежно) будет добровольным самоограничением, а не следствием давления сильнейших (ярким примером такого положительного объединения являются отношения 15 стран Европы в рамках созданного ими Европейского Союза). По-пятое, если процесс интеграции будет нацелено не на нивелирование этнонациональных различий, а на максимальное развитие этнонациональной самобытности народов. По-шестое, если национальная политика будет гибкой, способной быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни и развития народов и наций. Поэтому главным фактором гармонизации национальных и межнациональных отношений является создание правового демократического государства. Практика показывает, что при тоталитарных и авторитарных режимов неизбежно возникает дисгармония в межнациональных отношениях, что приводит к этнополитических конфликтов, хаоса и насилия в обществе.

Все это дает возможность прийти к общему выводу, что гармонизация межнациональных отношений - не состояние, а непрерывный процесс. Управление этим процессом со стороны государства хоть и очень сложная, но абсолютно реальная вещь. Усилия и средства, затраченные на такое руководство, вполне оправданы. Реальный пример этого - Швейцария, Финляндия, Швеция, Норвегия, которые обеспечивают сейчас своим гражданам ли не самый высокий в мире жизненный уровень и характеризуются высокой стабильностью этнополитической ситуации.



Назад