Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

1. Сущность и структура политической культуры


Человеческое общество на протяжении всей своей многовековой истории познает и осваивает окружающий мир, используя приобретенные знания, опыт, способы мышления и труда, создает институциональные структуры для своего дальнейшего развития. А уровень этого развития фиксируется в понятии «культура».

Политическая культура, которая проявляется в деятельности классов, наций, социальных слоев и групп в политической сфере общества, является важной составляющей общей культуры человечества. Поскольку содержание, характер и направленность человеческой деятельности всегда зависят от конкретно-исторических, экономических, социальных и духовных интересов и отношений, эти виды деятельности во многом определяют процесс формирования того или иного типа политической культуры и влияют на него.

По содержанию политическая культура - это специфический, исторически и классово обусловлен продукт жизнедеятельности людей, их политической творчества, что выражает процесс освоения классами, нациями и другими социальными спільностями и индивидами политических отношений [1]. Благодаря воспроизведению, передаче из поколения в поколение и усвоению предыдущего политического опыта политическая культура рассматривается в обществе как средство деятельности людей в сфере политики для реализации своих классовых, национальных и групповых интересов. В общем смысле политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, мера цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всего политической жизни в обществе.

Политическая культура влияет на способы осуществления власти, а ее собственное развитие зависит от политических преобразований. Так, например, политика в условиях тоталитарного общества способна серьезно деформировать содержание и функционирование всех сфер культуры, а в условиях демократии - способствовать их развитию. Из основных каналов влияния культуры на политику надо назвать социализации индивидов, которая дает возможность участия в политической жизни, создание и внедрение системы ценностей, формирование эталонов поведения, моделей институтов и социальных систем. В то же время органическое единство и взаимодействие сфер проявления политики и культуры не означает их тождественности. Эти общественные явления различаются по сферам действия и функционирования: суть политики заключается в развитии и преобразовании власти, суть культуры - в развитии и преобразовании личности [2].

В общественной жизни политическая культура является важным средством взаимодействия личности и политической власти. Основное назначение политической культуры заключается не в отчуждении, а в привлечении людей к политической системы и политической деятельности. Сама деятельность людей в обществе не ограничивается лишь сферой материального производства, а охватывает и сферу духовного производства, и процессы совершенствования самого человека. Государство, право, мораль, наука, религия - также специфические виды производства. Вот почему в процессе политической деятельности возникают и воспроизводятся институциональные политические структуры (государство, политические партии, политические нормы и т. п.), функциональные структуры (способы политической деятельности); идеологические и социально-психологические структуры (политические идеалы, теории, доктрины, исторический опыт, традиции, которые сказываются на сознании). Эти общественные структуры собирают и накапливают необходимую информацию о политических отношениях и исторический опыт, использование которого помогает классам, нациям, социальным группам и определенным слоям населения реализовать свои интересы.

Понятие «политическая культура» впервые ввел в науку известный мыслитель эпохи Просвещения И. Г. Гердер [3], но предметное исследование и концептуальное осмысление этого понятия началось лишь в 50-е гг. ХХ ст. В западной политологии основательную разработку как самого понятия, так и концепции политической культуры связано с именами американских политологов Г. Алмонда и С. Верби. сформулирован ними определение считается классическим. Политическая культура, по их мнению, является совокупностью индивидуальных позиций и ориентаций участников данной системы, субъективной сферой, которая лежит в основе политических действий и предоставляет им определенного значения [4]. Термин «политическая культура» имеет много других толкований: система убеждений, верований и чувств, которые предоставляют порядка и политической значимости процесса и обеспечивают принятие основополагающих правил, которые направляют поведение в политической системе (Л. Пай); система убеждений о модели политического поведения и политические институты (С. Ива); модель ориентации и поведения в политике (В. Розенбаум); «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, касающихся взаимоотношений власти и граждан» (Есть. Вятр) [5]; «идеологическое, надбудовче явление, особый вид культуры, качество, способ (формы, уровни и т. д.) духовно-практической деятельности и отношений, которые обеспечивают отображение, закрепления и реализацию коренных классовых и общественных интересов» (Н. Кейзеров) [6] и др.

Польский политолог К. Опалек сделал попытку классифицировать многочисленные дефиниции политической культуры, сгруппировав их по четырем основным направлениям: 1) «субъективные» или «психологические», к которым относятся определение политической культуры, названные Алмондом и его последователями; 2) «объективные», которые рассматривают политическую культуру как систему властных образцов, «стандартов» поведения субъектов политической системы, отклонение от которых приводит к вмешательства органов власти; 3) «эвристические», которые определяют политическую культуру как выбор определенных образцов политических ориентаций, которые (по их доминирования) способствуют стабильности или правильному функционированию политической системы; 4) «всеобъемлющие», то есть такие, которые определяют эту культуру через один только перечень ее объектов и элементов без обобщающих характеристик по причине чрезвычайной сложности данного социального феномена [7].

Итак, в исследованиях содержания понятия политической культуры можно выделить два основных подхода. Первый - рассматривает политическую культуру как совокупность (систему) политических знаний, убеждений, духовных ценностей, принципов и способов политической деятельности, политического опыта и традиций, а также политических институтов. Второй - специально подчеркивает обобщенной характеристике человека, по мере ее совершенствования политической и активности, умении применять политические знания на практике. Сторонники этого, второго подхода видят в политической культуре процесс, способ, форма реализации сущностных сил человека, его знаний и общественно-политических убеждений.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время многие исследователи пытаются совместить оба эти подхода. Это дает возможность, раскрывая понятие политической культуры, учитывать все стороны этого общественного явления. Вот почему политическую культуру можно определить как обусловлен предыдущим политическим опытом определенный уровень политического сознания людей в обществе, их умение использовать приобретенные политические знания в практической деятельности, а также способы политических действий и политического поведения индивидов или су -
совместных групп. Политическая культура проявляется через деятельность государства, политических партий, политических движений, общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, в демократии, конституции, в системе правовых норм, в отношении к ним граждан государства.

Со структурной точки зрения политическая культура - это единство политического сознания и политических знаний, а также политического поведения и политических действий. В свою очередь, политическое сознание и политическое поведение граждан тоже имеют свою внутреннюю структуру.

Начнем более детальное рассмотрение с политического сознания [8]. Политическое сознание - это духовное образование, которое включает политические идеи, взгляды, представления, традиции, социально-политические чувства народа, отражающие наиболее существенные экономические, социальные, политические и духовные интересы людей, которые должны быть реализованы через институты политической системы. Политическое сознание всегда есть конкретно-исторической, она отражает интересы конкретных людей в конкретной стране с определенным уровнем экономического и духовного развития.

Первым важным компонентом политического сознания есть политические знания и сформированы на этой почве типичные политические представление о различных аспектах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельные институты; об политический режим, механизм власти и управления, принятия решений и их реализацию, о носителей властных полномочий, о собственное место в политической жизни, о компетентность властных лиц и эффективность их политической деятельности и т.п.

Необходимо заметить, что политические знания и представления, как и политическое сознание в целом, функционируют на двух уровнях: обыденной и теоретическом. Обыденное политическое сознание - это совокупность идей, представлений и знаний, которые возникают непосредственно с обыденной практики того или иного класса, социального слоя или группы людей или отдельных индивидов. Обыденное политическое сознание, как это принято считать, отражает весьма поверхностно процессы и отношения, не анализируя их сущностных характеристик. Но не следует пренебрежительно относиться к этому уровня политического сознания. Оказываясь как «здравый смысл», «народная мудрость», она имеет определенную познавательную ценность, может быть одним из источников теоретической и идеологической сознания.

Обыденное политическое сознание характеризуется четко выраженными социально-психологическими чертами: социальными чувствами, настроениями, эмоциями, импульсивностью, остротой восприятия политических процессов, событий и решений. Непосредственную связь с практикой и социально-политическая определенность придают этому уровню политического сознания рис особой динамичности, подвижности, гибкости, способности чутко реагировать на политические изменения, производить иногда существенный, а то и решающее влияние на ход политических процессов. Одним из примеров этого может быть развитие политических процессов в нашем государстве после всеукраинских забастовок шахтеров осенью 1993 и в феврале 1996 гг.

Более высоким уровнем политического сознания можно считать политико-теоретическую сознание, то есть совокупность идей, представлений, взглядов, знаний и учений, возникающих на почве научного исследования политических отношений, процессов, институтов, проникновение в их сущность, в глубинные взаимосвязи и противоречия, закономерности развития.

Теоретическая сознание - стержень политической идеологии. Политическая идеология - это систематизированное, целостное концептуальное отражение засадних интересов определенного класса, слоев, групп, индивидов, интересов, связанных с борьбой за власть, ее реализацией и защитой с целью обеспечения этих интересов.

В структуру политической идеологии входят прежде всего политические научные (теоретические) знания. Но идеология и наука не тождественны: «если наука дает знания о предметах и явлениях действительности, их закономерности, то идеология не только несет знания, но и выражает отношение к предмету знания. Это отношение обусловлено социальными интересами классов, с позиций которых осуществляется в идеологии отражение действительности» [9].

В политической практике складываются относительно устойчивые политические знания и представления, которые набирают формы образцов или стереотипов. Независимо от того, являются ли эти знания и представления истинными или ложными, соответствующий носитель политической культуры воспринимает их как истинные. Политические знания и представления как компонент политической культуры способны играть существенную роль в социальной практике, во многом определяя состояние политического сознания.

Так, по свидетельству историка М. Я. Эйдельман: «идея высшей царской справедливости постоянно, а не только во время взрывов крестьянских войн была имеющейся в русском народном сознании. Как только несправедливость реальной власти вступала в конфликт с этой идеей, вопрос решался в целом однозначно: царь все равно «правый»; если же от царя выходила неправота, значит, его истинное слово искажено министрами или монарх неправильный, самозваный, и его нужно немедленно заменить настоящим...» [10]. Только события 9 января 1905 г. в России - «кровавое воскресенье» - развеяли народную иллюзию о высшем царскую справедливость.

Какой же объем знаний и какие именно знания необходимые для политической культуры? Это сложный вопрос. Объем и содержание знаний в любой сфере жизни - явление динамичное и на все случаи не составить схемы того, что необходимо знать для овладения политической культурой. Но есть виды знаний, без которых политическая культура просто невозможна. Это знание:

существующих в стране политических отношений, явлений и событий, происходящих в политической жизни общества в целом, его отдельных регионах;

сущности, структуры и функций органов государственной власти, политических партий, общественных организаций (главных), то есть всей политической системы, политики, которая проводится в обществе;

норм, принципов, идей, что их положено в основу управления социальными, экономическими, духовными и политическими процессами в обществе;

конституции государства, действующих норм права (законов), правового статуса гражданина (совокупность прав, свобод и обязанностей), программных положений основных политических партий, действующих в стране;

форм и способов участия граждан в управлении обществом и государством, в решении многочисленных политических проблем;

порядка правильного согласования общественных, государственных, коллективных и личных интересов, что является одной из коренных проблем политической жизни;

внешней политики государства и международных отношений, понимание тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики, проблем безопасности страны.

Вторым важным компонентом политического сознания есть политические ценности и ценностные ориентации. Политические ценности и ценностные ориентации - это такие политические знания и представления, которые рассматриваются человеком как неотъемлемые от ее существования, как предоставляющие значимости, смысла ее поступкам, ориентируют ее действия в политической жизни. Политические ценности является мотивационным базисом политической культуры, их разрушение часто переживается человеком как личная трагедия, а в масштабах общества эти процессы могут привести к духовной катастрофы. Когда это происходит, прежняя политическая культура перестает быть авторитетной инстанцией, которая способна регулировать поведение людей, и в обществе начинается интенсивный поиск другой системы ценностей и политических ориентаций.

К политическим ценностям относятся, например, демократия, политическая свобода, социальная справедливость, политические права человека и их гарантии. Такие же политические ценности могут рассматриваться и как политический идеал, то есть то, чего общество еще должно достичь в своем развитии. В то же время известны, например, различия в политических ценностях и ценностных ориентациях американцев и европейцев: если 74% опрошенных американцев считают себя сторонниками свободы и только 20% - равенства, то для европейцев эти ценности имеют одинаковое значение.

Следует отметить, что в посттоталитарном обществе, которое сложилось в Украине и в других странах СНГ, сейчас царит тип политической культуры, определяющими чертами которого являются преимущество тяготение к изменений и равенства в обществе над ценностями порядка и свободы. Такие сдвиги в общественном сознании произошли давно, но продолжаются до сих пор, распространяясь на всех участников политического процесса.

Третьим важным компонентом политического сознания есть политические установки. Политическая установка - это отношение субъекта к политических явлений. Это может быть установка на активную деятельность с целью получения политических знаний, или, наоборот, негативное отношение к тому, чтобы получить такие знания; установка на активное или пассивное участие в политической деятельности; отношение к различным аспектам политической деятельности.

Так, например, руководством политической культуры рядового американца является голосования на выборах прежде всего за личность кандидата, а не за его партийную принадлежность. Для американца главное - это голосовать за конкретного человека, за яркую личность, за «нашего парня». В Англии, наоборот, политической установкой является голосования за политическую партию, а не за конкретных лиц.

Руководством нашей политической культуры, что только формируется, является ставка на определенное лицо, лидера, а не на некую политическую партию или общественное движение. И это сейчас очень трудно сделать, когда в Украине политических партий уже более 100. Рядовому избирателю очень трудно понять разницу в политических платформах многих партий. А яркая политическая фигура в предвыборной политической борьбе - тут сразу все понятно.

В понятие политической культуры входит не только политическое сознание, а еще и политическая активность и политическое поведение. Пожалуй, невозможно политические действия и поведение гражданина ограничить определенными рамками, это - разнообразная, многогранная и часто неповторимая в своих проявлениях деятельность. В то же время некоторые важнейшие элементы поведения и действий политически активного человека являются обязательными. Это прежде всего участие в работе высших и местных органов государственной власти, работа в различных общественных комиссиях, комитетах, в экспертных группах при органах власти, а также:

  • участие в деятельности политических партий и общественных организаций; в референдумах, выборах, участие в митингах, забастовках, пикетах и т. д., участие в конкретной деятельности для осуществления политики государства в различных сферах;
  • усвоение навыков и умения вести политическую борьбу, политические дискуссии цивилизованными методами (особенно в отношении таких проблем, как демократия, гражданское общество, социальная справедливость, права человека и т.д.);
  • обсуждение и активное участие в создании конституции государства, различных программ экономического, политического и духовного развития, от которых зависит жизнь и благосостояние каждого человека, каждого гражданина государства.

Важным компонентом политической поведения являются политические стереотипы, то есть определенные образцы. Образцов таких стереотипов в политической жизни вполне достаточно. Так, примером стереотипа политического поведения советских руководителей в прошлом был обман, что его считали нормой политического поведения не только в отношении политических противников, но и относительно собственного народа. К сожалению, многие до сих пор считает необходимым скрывать от народа всю правду о том, что его ждет в процессе перехода к рыночной экономике.

Не менее существенным компонентом политической поведения являются политические традиции. В традициях воплощаются, конденсируются те элементы предыдущего политического опыта, которые объективно отвечают интересам и целям общества, определяются ним как соответствующие нормативные установки. Политические традиции является способом передачи стереотипов политического сознания и политического поведения, которые были сформированы под влиянием социальных факторов и особенностей исторического развития конкретного народа, следующим его поколением.

Внося в политику значительный элемент постоянства, умеренности и даже статичности, традиции позволяют более-менее успешное прогнозирование в политике. Традиции в общественной жизни является фундаментом, на котором базируются различные политические действия значительных масс людей в сфере политики. Традиции народа оказываются в определенных чертах поведения, которые постоянно воспроизводятся в разных исторических обстоятельств.

Так, для посттоталитарной политической культуры как в Украине, так и в других странах СНГ, такой установившейся традиции, характерной и для нашей политической истории, и для современности, является политический радикализм: упор на необходимость решительных действий в политике, значительное распространение в массовом сознании представлений о необходимости и возможности быстро и просто решить сложные проблемы экономической и социальной жизни. Такая ориентация может быть вполне оправданной и необходимой, когда в силу тех или иных обстоятельств существует жесткая обусловленность, альтернативность выбора или угроза для данной политической общности. Однако такие ситуации в сфере политики возникают не очень часто, и всегда существует много возможных вариантов действий, а непредвиденные последствия этих действий оказываются лишь впоследствии.

Еще одним важным компонентом политической поведения являются институты политической системы общества, исторически сложились. Отражает политическое поведение общества и его культуру политический режим как определенный итог политико-культурного развития общества (как известно, он может быть или демократическим или авторитарным или тоталитарным). Существование в обществе того или иного политического режима является показателем степени политической зрелости общества, отражением господствующих в нем общественных сил, их представлений о том, как должна быть организована и как должна осуществляться политическая власть, как принимаются и воплощаются в жизнь решения, как разрешаются противоречия, которые принципы отбора и выдвижения кадров, что в обществе считается законным, а что противоправным и т.д.

Своеобразными знаками политической культуры является политические символы, которые способствуют сплочению больших масс людей, четкой ориентации их политического поведения. Стоит отметить, что политическая символика - это чрезвычайно мощное средство социализации личности, акцентирование социальной внимания на наиболее важных для общества ценностях. Политические символы становятся в общественной жизни определенными образами важнейших политических идеалов, важными средствами их пропаганды и реализации, свидетельствуют об отношении к определенной политической позиции. Вот почему чрезвычайно большую смысловую нагрузку имеют герб государства, эмблемы политических партий, цвет национальных флагов, ордена и многое другое.

В общественной жизни символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, являются средствами агитации и определение политической позиции. Знаковые системы, с помощью которых организуется и направляется политическую жизнь, могут быть достаточно разнообразными: это стиль политической речи и административной документации, характерные обороты речи в выступлениях политических деятелей, в политических декларациях и документах, специфические «политические литургии» (национальные праздники, официальные визиты, церемонии), архитектура официальных зданий и монументов, распространенный в данном среде стиль одежды [11].

Политическая культура общества в процессе исторического развития приспосабливается к социальных, в том числе и к классовых интересов, носители которых занимают в политической системе господствующее положение. Под давлением исторических, экономических и других факторов доминирующая политическая культура претерпевает определенные изменения, которые не происходят быстро и автоматически, поскольку в данном случае нарушаются политические ценности и представления, которые глубоко укоренились в обществе.

Так, например, в условиях сталинизма правящая верхушка «втискувала» в политическое сознание и поведение населения нормы авторитарно-патриархальной политической культуры. Переход от авторитарной к плюралистической демократической политической системы невозможно без радикального преодоления старой политической культуры. И одной из наиболее существенных противоречий, которые возникли в политическом развитии нашего общества на современном этапе, является то, что меры организационно-политического и организационного характера для развития гласности и демократии, которые внедряются «сверху», накладываются на авторитарно-патриархальную политическую культуру, которая и по сей день царит в широких слоях общества.

Для современного периода общественного развития все более характерным признаком является то, что содействие развитию политической культуры народа становится важнейшей функцией государства и политических партий. Можно определить некоторые направления формирования политической культуры:

  • организация через систему учебных заведений и самообразования изучения политической науки (политологии), социально-политических учений прошлого и настоящего, политических документов государства, конституции и других законов;
  • широкое использование для формирования политического сознания граждан средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, кино и т.д.);
  • привлечение к участию в политической жизни граждан государства: выборы, референдумы, собрания и т. д.;
  • широкое использование в политической пропаганде исторических традиций, идеалов и ценностей;
  • поощрения граждан к самостоятельному анализу явлений политической жизни как в стране, так и за рубежом и т. д.

Следует подчеркнуть, что рост значения и роли политической культуры народа в общественной жизни является объективной закономерностью развития и функционирования демократического общества и государства. Общественная практика убедительно свидетельствует: чем выше уровень политической культуры граждан, которые полнее люди проинформированы о том, что на самом деле происходит в стране и за ее пределами, то ответственнее они относятся к собственных дел, к делам государства и общества.



Назад