Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Политическая социализация личности и ее особенности в Украины


Осознания места человека в системе социально-политических отношений требует рассмотрения понятия политической социализации, то есть комплекса тех социально-политических процессов, которые готовят человека к активной политической жизни, участия в политической жизни, определяют политическое поведение индивидов и групп, принимающих решения. Политическая социализация рассматривается как совокупность общественных процессов, которые влияют на политическую позицию человека [13].

Политическая социализация рассматривается в политологии как процесс включения индивида в политическую систему. процесс взаимодействия личности с политической системой двойственный. Во-первых, политическая система самовоспроизводится, обновляется от привлечения граждан к участию в деятельности своих организаций. В этом процессе политическая социализация становится механизмом аккумуляции политических ценностей и целей системы, создает необходимые условия для сохранения преемственности поколений в политике. Во-вторых, требования политической системы организуют структуру самого лица. Политическая социализация активно влияет на формирование политического сознания личности и ее политическое поведение, что способствует становлению личности гражданина. Стоит отметить, что понятие политической социализации является более широким, чем понятие политического воспитания или образования. Это можно объяснить тем, что процесс политической социализации включает не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов общества, но также и стихийные влияния и собственную активность индивида.

Политическая социализация функционирует на нескольких уровнях взаимодействия человека и политической системы. Так, например, на первом, социальном уровне (уровне социальных групп) на человека влияют общесоциальные проблемы развития общества: экономические, политические, национальные, демографические, экологические, морально-этические и другие макросоциальные проблемы. Второй (социально-психологический) уровень политической социализации характеризуется передачей лице политических целей и ценностей через такие механизмы, как влияние, внушения, идентификация личности по тем или иным политическим целым, политическое обучение, наследование и т.д. Третий (интравертный) уровень политической социализации характеризуется действием таких механизмов, как личные нужды, побуждение, ценностные ориентации, установки, которые влияют на политическое сознание и политическое поведение лица.

Выясняя действие механизмов политической социализации, необходимо учитывать стадии развития личности, обусловленные ее возрастными изменениями. Так, уже в возрасте 3-4-х лет ребенок получает первые уявлен -
ня о политике. Родители и старшие члены семьи передают ребенку пэо -
ни политические взгляды, образцы политического поведения. Они дают ребенку первые примеры участия или уклона от политического жит -
тя, первые эмоциональные и рациональные оценки. Все это можно назвать непосредственной политической социализацией в семье. Атмосфера, царящая в доме родителей, формирует черты личности индивида, что в будущем будет иметь большое значение для его политического поведения, как, например, способность к согласования действий, умение обсуждать вопросы, которые не совпадают с собственной позицией, наличие или отсутствие агрессивных тенденций. В целом можно сказать, что уже в семье формируются основные черты будущей политической поведения. Позже, когда ребенок пойдет в школу, начнется следующий этап развития политических представлений. Под влиянием учителей, средств массовой информации и стихийных факторов в сознании детей происходит не только количественное накопление знаний о политике, но и определенные качественные изменения: формирование отношения к политике. Следующий этап - этап юности - характеризуется включением новых механизмов передачи политических ценностей, в частности неформальных - различные молодежные группы, молодежная субкультура в целом.

Результаты социологических исследований свидетельствуют, что политический мир ребенка начинает формироваться еще до того, как она пойдет в школу, наиболее значительное развитие происходит между 11 и 13 годами, собственно политическое «я» в основном формируется до 18 лет, подъема политической активности наблюдается в ранней взрослости, процент участия в голосовании, а также идентификации с политическими партиями и движениями растет в возрасте 20-30 лет, после чего либо еще повышается, или начинает снижаться. Детские и юношеские годы считаются наиболее важными для социализации вообще, политической социализации в частности. Недостатки социального и политического развития в этом возрасте обязательно будут давать о себе знать в будущем.

Политическая социализация личности продолжается в течение всей жизни. Этапами этого процесса становятся уже не только определенные возрастные изменения, но и принадлежность человека к той или иной социальной группы, усвоения соответствующих социальных и политических ролей, опыт личного участия в политической деятельности.

Политическое сознание и поведение человека формируется не только под влиянием политических факторов, которые могут играть определяющую роль, но и неполитических факторов, а именно - условий жизни, что в них происходит становление человека. Так, к неполитических факторов, которые много весят в формировании политических ценностей и ценностных ориентаций, относятся семья, школа, работа, группа ровесников, церковь, культура, средства массовой информации, социально-экономические отношения, образ жизни, национальные и этические традиции и т.д.

Политическая социализация в общественной жизни является системой, из таких, в основном, составляющих: характер и тип государственного устройства, господствующий режим, политические институты, партии, организации, движения. Все эти институты и организации за помощью специальных механизмов корректируют и контролируют политическую поведение индивида. В повседневной жизни политические и неполитические факторы политической социализации личности составляют органическое единство. Так, в реальной жизни политическое значение для индивида могут приобретать далекие от политики фактора: труд, характер отношений человека и природы, научно-технический прогресс и его негативные последствия, ядерные испытания и сохранения окружающей среды и т.д.

Какие же основные факторы влияют на процесс политической социализации личности?

Прежде всего это моральный и идейно-политическое влияние общества в целом (политической системы, социально-классовой структуры, политической культуры, средств массовой информации, культуры и искусства и т.п.).

Во-вторых, присущие индивиду определенные біопсихологічні характеристики (темперамент, интеллект, воля и др.).

В-третьих, уровень политического развития и соответствующий социальный опыт лица. Общественная практика свидетельствует: чем богаче социальный опыт, тем сложнее и более противоречиво происходит политическая переориентация лица в новой социально-политической ситуации, а иногда она вообще становится невозможной.

По-четвертых, социальный статус лица. когда положительный статус у человека не меняется длительное время, то этот процесс ведет к закреплению политического сознания человека. В случае, когда политические ориентации входят в противоречие с социальным статусом, возможны как укрепление политического сознания и поведения личности, так и радикальная политическая переориентация. Вот почему переориентация лица может эффективнее происходить на ранних этапах политической социализации, когда политические знания и взгляды еще не вполне трансформировались в убеждение. Не случайно основные надежды в реформировании всех сторон своей жизни общество возлагает на молодежь.

В современных условиях проявляются две тенденции, в борьбе которых происходит процесс политической социализации. Первая тенденция заключается в росте общественной потребности в развитии политического сознания личности, в ее активном включении в политику. Этот процесс особенно ярко заметен по демократизации различных типов политических систем и режимов. Вторая тенденция, в противоположность первой, проявляется в различных формах отчуждения человека от государства, его институтов, от принятия политических решений.

Действие первой тенденции сейчас проявляется в увеличении активности и информированности о личности политику, в серьезных сдвигах в политическом сознании и политической поведении общества, в привлечении к политике новых слоев населения. Действие второй тенденции - в политическом отчуждение граждан от государства и других институтов политической системы, в росте в обществе апатии и цинизма, неверия в официальной политике, властных структурах всех уровней. В борьбе этих двух тенденций происходит формирование новых механизмов регуляции политического поведения и становления нового субъекта политики: человека активного, которая принимает самостоятельные и ответственные решения.

Проблема политической социализации человека обостряется во время перехода общества от одного состояния к другому. Украинское общество переживает именно такой переходный период. Нестабильность, неопределенность общественных процессов, быстрая смена политической, экономической ситуации - все это ставит слишком строгие требования к обычного человека. Вопрос вхождения человека к рынку, ее отношение к власти, возможности адаптации к кризису - экономической, социально-политической, духовно-идеологической - все это касается каждого. Реализация программы перехода к рынку кардинально меняет экономический строй государства, систему отношений собственности, положение человека в экономике. Рыночная экономика базируется на многообразных формах собственности, соревновании самостоятельных товаропроизводителей, развитой системе финансов, на действия мощных стимулов личной и коллективной заинтересованности в достижении высоких конечных результатов труда. «Двадцатый век, - пишет российский политолог и общественный деятель А. М. Яковлев, - полностью подтвердило: только рыночная экономика способна обеспечить высокую эффективность народного хозяйства. Мировая политика не знает ни одной высокоразвитой страны, где не было бы рыночной структуры, и, наоборот, пример негибкости, низкой эффективности, замедление технического прогресса демонстрируют страны, где нет рыночной экономики. Рынок оказался явлением, рожденным человеческой цивилизацией через отбор» [14].

Проблема создания рынка в нашем государстве является достаточно сложной не только в результате экономических и организационных трудностей, но и вследствие социальных коллизий, которые неизбежно возникают на почве реальных социально-исторических обстоятельств. Процесс формирования рынка на Западе длился несколько сотен лет. Он происходил во многом под влиянием исторических событий, например Реформации, которая сформировала у людей такие черты, как рационализм, аккуратность и деловая добросовестность. Эпоха Просвещения, определив основные политические свободы и гарантии неприкосновенности личности (в том числе и в сфере экономики), способствовала развитию политической демократии, формированию правовых государств. В обществе утвердились законы, нормы, правила, а также определенные моральные принципы, которые регламентировали поведение людей, сформировались граждане с определенными чертами личности.

Все это способствовало построении западной промышленности на основе строго регламентированной административно-командной организации с очень жестким распределением управленческих и исполнительских функций, на основе организации различных стандартных работ-операций, выполняемых рабочими. А эти принципы, по утверждению Ф. В. Тейлора, основателя американской системы промышленного производства, «могут быть с одинаковым успехом применены в любых видов социальной деятельности» [15].

Совсем другая ситуация в Украине. Оказалась почти полная неготовность человека работать в условиях рынка, легальная деловая активность в отрасли производства находится почти на нуле. Зато приобрела широкий размах активность в сфере перераспределения - «выбивание» ресурсов и кредитов у государства (легальные формы), хищение и мошенничество (нелегальные формы), «теневая» коммерческая и банковская деятельность. Эти виды «активности» накладывают на человека свой отпечаток, формируя такие черты, как вороватая ловкость, нечестность, неуважение к закону, неверие в возможности открытого проявления своей активности в пределах легальных организаций.

Формирование новых норм и правил поведения человека в обществе, создание новых типов организации требуют длительного времени. Для нашего общества переход от административной к рыночной экономике означает коренное изменение образа жизни: усиление мобильности и готовности к постоянному повышению квалификации или смены работы и соответствующей переквалификации, рост интенсивности труда для обеспечения себе надлежащего достатка в условиях значительной разницы в уровне жизни различных слоев и социальных групп.

Значительная часть населения к этому не готова. Много людей не могут найти свое место в рыночной экономике, приспособиться к новым условиям. Это касается прежде всего малоквалифицированных рабочих, служащих и ответственных работников аппарата управления, научных работников, преподавателей и некоторых других категорий населения. Рост количества людей, которые не способны адаптироваться к рыночным отношениям, может привести к дестабилизации общества, возникновения острых социальных конфликтов, к экстремистских выступлений. Ситуация дестабилизации су -
общества грозит даже неосталінізмом. Вот почему за перехода к рыночной экономике в полном объеме должны быть учтены социальные последствия такого перехода.

Переход нашей страны к рыночной экономике вряд ли возможен без опоры на собственные национально-культурные традиции. Опыт истории это подтверждает. Самобытным путем осуществила модернизацию Япония. Но позаимствовать опыт японских менеджеров американцам, например, не повезло - другие традиции, другая культура. Предприятия в Японии организованы по типу «естественной общности», с наймом на всю жизнь, неформальными, доброжелательными отношениями членов коллектива вроде традиционно-общинных или семейных. В центре внимания - рабочий. Управление направлено не на «руководство работой», а на создание благоприятного социального микроклимата, на поддержку стабильности персонала, развитие позитивных личностных черт в высококвалифицированных рабочих.

Реформа политической системы в Украине должна обеспечить переход от административно-командной системы власти и управления к плюралистической системы. Плюралистическая демократия предоставляет равные возможности для участия в политической жизни всем социальным группам общества, каждому человеку. Важно, что политическая жизнь, которая базируется на свободе, плюрализме мнений, парламентаризме, неизбежно порождает альтернативные пути решения общественных проблем. А единственное направление государственной политики может обеспечиваться коалиционным правлением различных политических сил. Это должно быть только правовое государство, что в ней верховенство закона является императивом. Высшая функция государства - обеспечение прав и свобод граждан, создание гарантий и условий для свободной деятельности людей.

Следует осознать, что нормальное государство не может существовать без идеологии и идеологических институтов, целью которых является воссоздание этой идеологии в массовом и индивидуальном сознании. Для современного общества единственной идеологией, что обеспечивает стабильность государства и достойный уровень материальной и духовной жизни человека, является гуманистическая и демократическая система ценностей, основанная на политическом плюрализме, свободной рыночной экономике, равенства граждан перед законом. К сожалению, как ни в одной другой посттоталитарной государстве, в Украине существует глубочайшая пропасть между целью (на словах) и условиями ее реализации.

Мы уже отмечали, что население Украины весьма критически оценивает политическую деятельность партий и движений, профессиональную политическую деятельность вообще. Не помешает вновь напомнить, что опрос жителей Киевщины показало: положительно относятся к профессиональной политической деятельности лишь 16% респондентов, отрицательно - около 51%, 23% не смогли ответить, а 6% к ней равнодушны. Характерно, что с возрастом негативное восприятие политики как профессии усиливается [16].

В настоящее время в Украине происходит создание демократической инфраструктуры политической социализации, которая способна сыграть существенную роль в преодолении стереотипов тоталитарной массовой и индивидуальной политического сознания. Этот процесс наряду с организационными усилиями требует разработки концепции и принципов политической социализации личности относительно сегодняшних условий формирования демократической культуры населения.

Относительно организационной стороны проблемы, то стоит отметить, что Украина, как и другие страны СНГ, имеет опыт функционирования системы политического образования. Этот опыт, а также материальная база вполне могут быть использованы с целью демократической политпросвещения населения государства. Гораздо более сложным делом является привлечение к деятельности в системе политического образования специалистов и общественности. Накопленный опыт старых «спецов» здесь не всегда может быть пригодным, а энтузиасты-любители вряд ли могут на профессиональном уровне осмыслить и осуществить эту важную работу в современных условиях.

Так, польский политолог Есть. Вятр, анализируя перспективы развития демократии в странах Восточной Европы, подчеркивает большое значение для развития демократии наследия прошлого, то есть такого типа политической культуры, который характеризовался бы взаємотерпимістю и уверенностью в том, что проигравший будет уважать демократические правила игры. Относительно этого, по мнению Есть. Вятра, прошлое стран Восточной Европы не дает оснований для успокоения. Гонения на инакомыслящих, подозрительность, фанатизм, восприятие политики в категориях «образа врага» - именно так воспитаны целые поколения [17].

Как свидетельствует общественная практика, политическая социализация является неотделимой от общей (общекультурной) социализации. Эти два потока обусловливают друг друга, хотя пределы их внутренних стадий могут не совпадать и между ними могут возникать противоречия, особенно в тех случаях, когда новый политический режим пытается утвердить свою власть на базе старой культуры или когда старая культура пытается воспроизвести себя на базе нового политического режима.

Как может сегодня происходить процесс политической социализации в Украине? Понятно, что сама возможность перехода от тоталитаризма к демократии делает объективно необходимым как изменение роли политики в жизни людей, так и типа политической культуры, сложившийся ранее. В современных условиях происходит не только социализация поколения, которое вступает в жизнь, но и ресоциализация всего ранее социализированного населения. Для осуществления этого процесса система ценностей, норм и стереотипов, которые Украина получила в наследство от тоталитаризма бывшего СССР, должна быть заменена на систему демократических норм и ценностей.

Главной предпосылкой для осуществления такой работы должно стать создание в Украине демократической политической системы образования населения с привлечением наиболее компетентной и демократично заангажированного части научной, педагогической и управленческой интеллигенции; системы, что уже существует во всех демократических государствах. Без этого невозможно обеспечить нормальный процесс политической социализации и формирования гражданского сознания. Создавая такую систему, следует учитывать как опыт стран с развитой демократией, так и специфику общественно-политического бытия в Украине, что требует реализации в политической образовании таких принципов:

  • пропаганды национальной и социально-классовой толерантности как единственной возможности избежать социального взрыва и гражданской войны в условиях тяжелой социальной кризиса;
  • утверждение свободы (слова, передвижения, совести и т. д.) как абсолютной и непреходящей ценности, во имя которой общество способно пережить трудности посттоталитарного развития;
  • разрушение психологического стереотипа «усвоенной беспомощности», связанного с убеждением, что нормальная жизнь возможно только «где то там», а мы обречены на жалкое периферийное прозябание, зависящее от благотворительности богатого Запада;

создание имиджа украинского государства как общего дома для всех, кто в нем живет, открытого для всесторонних контактов всем цивилизованным странам, но прежде всего - своим ближайшим соседям, от мира в доме которого зависит мир и в нашем собственном доме [18].



Назад