Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Сущность и типология политических лидеров


Общественное, а в классовом обществе и политическое лидерство внутренне присуще природе человека, присущее всем человеческим сообществам, является древней формой организации жизни людей, действенным средством решения существующих проблем. Уже на первых этапах развития человечества без формирования и взаимодействия тех или иных моделей группового проживания существования рода человеческого было бы просто немыслимым. А это, в свою очередь, обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли бы опытнее, умнее, сильнее, более человечные личности. Они получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников, становились лидерами.

С развитием социальной жизни эволюционировал и феномен общественного лидерства: осложнялась его иерархия, соответствующие связи и отношения, росло количество проблем, что решалась. От лидерства конкретного лица общество переходило к его более сложных форм [9]. С развитием частной собственности на средства производства, появлением классов, становлением государства лидерство стало характеризовать политические процессы, стало активным элементом государственной жизни.

Лидерство как социальное явление является вездесущим. Можно смело утверждать: там, где сложилась та или иная человеческая общность, там должны появиться и лидеры, а с усложнением социальной жизни - и политические лідери. если говорить об общественно-политическое лидерство как явление, то прежде всего надо отметить, что оно является точкой пересечения векторов потребностей и интересов, симпатий и антипатий тех или иных человеческих сообществ, своеобразным «нервным узлом» политических процессов, проявлением борьбы тенденций общественного развития.

Проблема лидерства стала предметом научного изучения очень давно. Ею занимались еще Платон и Аристотель. Позже Н. Макиавелли описал образ лидера-государя, который любыми средствами достигает политических целей. Ф. Ницше считал, что стремление к лидерству - это проявление «творческого инстинкта» человека: лидер имеет право игнорировать мораль - оружие слабых. По мнению С. Фрейда, народные массы требуют авторитетного лидера так же, как семья нуждается авторитетного отца.

Какое же определение можно дать категории «лидер»? Лидер (англ. leader - вождь) - авторитетный член организации или малой группы, особое влияние которого дает ему возможность играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидер - человек, который способен влиять на других с целью интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного общества [10].

Зарубежный опыт свидетельствует, что проблемы лидерства изучают различные науки. Психология исследует психологические особенности лидера. Социология рассматривает лидерство с точки зрения социальной системы. Социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения, выдвижение руководителей в зависимости от характера группы, организации. В современных условиях возрастает роль управления в жизни общества, а это значит, что возрастает значение политического лидерства также.

Западные исследователи рассматривают проблему лидерства на двух уровнях. На первом - преимущественно теоретическом - делаются попытки общетеоретического решения этой проблемы с помощью различных философско-исторических и политических концепций лидерства. Решение проблем на втором уровне - преимущественно утилитарном - ограничивается эмпирическими исследованиями, разработкой практических рекомендаций.

Общетеоретическом уровню исследований проблемы лидерства свойственны различные подходы. Так, американский социолог теоретического прагматизма Дж. Дьюи утверждал, что развитие общества происходит хаотично, «от ситуации к ситуации» на основании импульсов, поступающих от лидеров. Толпа ведет за собой небольшое количество людей, которые знают, чего они желают.

Другой американский политолог С. Хук в монографии «Герой в истории» писал, что история является произведением великих людей и только лидеры могут влиять на развитие человечества. Хук фетишизував роль политического лидера, считая его независимым от народа, от класса; в частности, он утверждал, что Вторая мировая война стала не результатом общего кризиса капитализма, а следствием злой воли Гитлера. Он говорил, повторяя тезис С. Фрейда, что культ героя создается с детства. Люди в массе своей никогда не освобождаются от зависимости: сначала они зависят от родителей, потом от учителей или еще кого, кто дает им ответы на вопросы. А потому, продолжал Хук, толпа ищет вождя, который выполнил бы в обществе роль, которую выполняет отец в семье.

Одним из важнейших способов обоснования лидерства в западных исследованиях является его психологические интерпретации. Так, некоторые теоретики утверждают, что основой общественной жизни является человеческая психика. Она - первичная, определяющая относительно явлений социальной жизни, и человек, который по своей природе является индивидуалистом и владельцем, одержимая волей к власти.

Вслед за С. Фрейду некоторые социологи считают лидерство определенным видом психических отклонений, своеобразным следствием невроза. И действительно, многие политические лидеры были невротиками (Наполеон, Линкольн, Робеспьер, Рузвельт, Пуанкаре, Гитлер, Сталин).

Многие исследователи лидерства опираются на типологию, которую разработал немецкий социолог и политолог М. Вебер. Он выделяет три типа лидерства:

1) традиционное лидерство;

2) харизматичное лидерство;

3) рационально-легальное лидерство [11].

Традиционное лидерство - это право на лидерство, принадлежность к элите, вера в святость традиций (характерно, как правило, для «к -
индустриального» общества). Традиционное лидерство базируется на вере подчиненных в том, что власть законна, поскольку она существовала всегда, и эта власть связана с традиционными нормами, на которые ссылается правитель, организуя свою деятельность. правитель, который презирает традиции, может быть лишен власти.

Харизматичное лидерство характеризуется верой подчиненных в чрезвычайные способности вождя и его исключительность. Широкие массы населения свято верят в то, что такой лидер призван самим жизнью выполнять некую исключительную миссию, а потому они бывают даже фанатично преданные такому человеку. В этом случае власть проистекает не из юридических норм, а из личных качеств правителя. Именно такими руководителями, по мнению М. Вебера, есть вожди революций, опытные дальновидные политические деятели, религиозные лидеры.

Чрезвычайно большое значение в становлении харизматического лидера имеет использование специфической техники влияния на массы, содержание которой очень точно сформулировал Ф. Ницше: «Легко дать рецепт того, что толпа называет великим человеком. При всех условиях необходимо давать ему (народу) то, что ему очень приятно, или сначала убить ему в голову, что то или иное было бы приятным, а затем дать ему это. Но ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с огромным напряжением, или делать вид, что завоевываешь. Толпа должен иметь представление, что перед ним мощная и даже непреодолимая сила воли или по меньшей мере надо делать вид, что такая сила существует» [12].

В общественной жизни явление харизмы возникает из сложного сочетание рациональных и иррациональных моментов политической деятельности лидера. Составляющими харизмы могут быть и личная привлекательность лидера, и наличие у него исключительных ораторских способностей, и его сложный и трудный жизненный путь, и такие его черты, как дальновидность и решимость, которые он обнаружил в критические, поворотные моменты исторического развития. В то же время политическое лидерство при определенных условиях может набирать комичных, а иногда и страшных, гротескных форм. Вот чем суть этого общественного феномена необходимо знать и внимательно изучать.

И наконец, рационально-легальное лидерство означает появление в общественной жизни политического лидера через демократические процедуры выборов, которые отвечают требованиям закона. В этом случае избранному демократическим путем лидеру предоставляются широкие (согласно закону) полномочия, а за любые злоупотребления он будет нести ответственность перед избирателями.

Марксизм рассматривает лидерство как сложный взаимосвязь людей в социальных группах, всегда связывая его с природой общественного устройства, с конкретно-исторической ситуацией [13]. На взаимоотношения в той или иной группе или организации влияют ее характер, сфера ее жизнедеятельности, специфические признаки ситуации, психологические особенности участников, цель деятельности и личность лидера. В системе совместной деятельности лидерство возникает как объективная потребность определенной группы, набравшая формы ожиданий и требований, обращенных к лидера.

В современной западной социологии и политологии проблемы лидерства переводятся в план эмпирических исследований в основном малых групп, где четче проявляются психологические и социально-психологические аспекты лидерства. При этом из социологического анализа исключаются классовые отношения. Изучение лидерства направлено на разработку методов эффективного лидерства и отбора лидеров. Создано психометрические и социометрические тесты и методики, применение которых в малых группах дает неплохие результаты.

В различных исследованиях определяются десятки различных дефиниций лидерства:

функция личности, которая обладает определенными чертами;

следствие силы личности;

фокус группового процесса;

искусство установления согласия между людьми;

личный социальный контроль;

поведение индивидуума, который включен в управление групповой деятельностью;

способность влиять на людей прежде всего эмоционально и т. д. и т. п.

По стилю различают авторитарное лидерство, предусматривающий единоличный влияние и основывается на угрозе силой, и демократическое лидерство, которое дает возможность членам группы участвовать в управлении деятельностью и определении целей. По видам выделяют формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и предусматривает функциональные отношения. Неформальный - возникает на основании личных взаимоотношений участников. Эти виды лидеров или дополняют друг друга и объединяются в лице авторитетного руководителя, или начинают конфликтовать, а тогда эффективность работы организации уменьшается.

Согласно сформулированной лидерами цели или программы действий их можно разделить на романтиков и прагматиков. Лидеры-романтики характеризуются тем, что они настойчиво и последовательно идут к осуществлению своей цели, мобилизуя для этого все свои силы и способности, не останавливаясь ни перед препятствиями, ни перед жертвами. В отличие от романтиков лидеры-прагматики все время соотносят имеющиеся ресурсы с поставленными целями, отказываясь, если это необходимо, от определенной цели и выбирая другую, на их взгляд, более реальну. согласно использования тех или иных средств в политической борьбе выделяют лидеров-радикалов - сторонников решительных действий и лидеров-реформистов, которые пытаются осуществлять постепенные преобразования и обеспечить преемственность политического процесса. Политические лидеры и характеризуются разным отношением к своим сторонникам. Одни политические лидеры считают себя представителями тех людей, которые их выдвинули и активно поддерживают, и свою главную задачу видят в том, чтобы последовательно отстаивать их интересы. Другие политические лидеры пытаются доказать обществу, что именно они являются носителями определенных, понятных только им высших исторических целей и политических задач, а потому их воля должна выполняться без обсуждений.

Интересную классификацию политических лидеров предлагает западный политолог М. Херманн:

  • лидер, который определяет цели и указывает подходы к ним своим сторонникам;
  • «коммивояжер» - смысл своей деятельности он усматривает в отстаивании и удовлетворении интересов своих сторонников;
  • «марионетка» - им руководят его сторонники;
  • «пожарник» - его руководство является лишь рядом реакций, иногда достаточно случайных, на события реальной жизни [14].

Несколько западных исследователей обосновали так называемую теорию рис лидера, которая основное внимание уделяет личным качествам лидера. Ее авторы считают, что необходимо изучать лидеров в различных (случайных) ситуациях, социальных группах, выявить присущие им психологические характеристики, составить соответствующие таблицы.

В итоге лидерство объясняется как социально-психологический феномен. Перечисляются десятки черт характера, которые обязан иметь лидер: чувство юмора, такт, способность предвидения, умение привлекать к себе внимание. В 30-е годы появилось большое количество исследований, основанных на «теории черт». Но уже тогда было замечено большое различие в полученных результатах, которые иногда взаимно исключали друг друга.

Так, например, некоторые исследователи утверждали, что лидер должен иметь больший интеллект, чем члены его группы, другие же считали, что в основном лидерами становятся не мыслители, а люди действия. Для них характерна незначительная проницательность, поскольку слишком глубокие знания порождают сомнения и бездействие. Лидеры рекрутируются в основном из нервных, неуравновешенных людей. Глубокий ум совсем не обязателен для лидерства, особенно в бюрократических организациях, где карьеру делают не самые умные, а самые ловкие, беспринципные, которые умеют хорошо приспосабливаться к обстоятельствам.

«Теория рис» метафизическая по своей основой. Она рассматривает лидерство как изолированный феномен. Но различные социальные эпохи, социальные классы и социальные группы нуждаются лидеров, которые обладают различными чертами. Одни черты должны быть в капитана футбольной команды, другие - у руководителя научного коллектива, еще другие - у руководителя политической организации. На самом деле черты лидера необходимо рассматривать не изолированно от социальных условий, а в тесной связи с ними.

Лидерство некоторыми политологами рассматривается также как функция ситуации. Сущность лидера, согласно этой теории, заключается не в индивидуальность, а в той роли, в которой нуждается определенная группа. Вот почему поведение лидера и его действия, осуществляемые при определенной ситуации, нельзя повторить за другой. За одних условий на должность лидера может выдвигаться один человек, за других - другая. Интересные мысли по этому поводу высказывают западные политологи Е. Фромм и Д. Рісмен. Они считают, что лидером при определенных обстоятельствах может быть и беспринципный человек, который является только функцией «ситуации», человек, который подчиняется обстоятельствам. Е. Фромм называет такого лидера «человеком рыночной ситуации», способной выставлять себя как товар, цена которого в обществе растет в соответствии с политической конъюнктуры. Д. Рісмен характеризовал такого лидера как «человека внешней ориентации». Однако нет сомнения, что политический лидер может овладеть ситуацией, использовать или изменить ее в свою пользу. Эта теория не принимает такой возможности во внимание.

Довольно распространенной является и теория определяющей роли сторонников. Лидер - это человек, который имеет сторонников. Группа сама выбирает лидера, который удовлетворяет ее интересы (лидер, по сути, не более чем инструмент группы). «Тайна» лидера заключается не в нем самом, а в психологии, запросах его сторонников. Прежде всего для становления лидера имеют значение ожидания группы. Социологи, разделяющих положения этой теории, считают влияние сторонников на лидера всегда отрицательным. Они превращают лидеров на марионеток, которые действуют на потребность группы и живут по ее критериям. Лидер пытается удовлетворить потребности группы, чтобы удержаться при власти (понятие группы не следует понимать узко - группой может быть и толпа).

И наконец, «синтетический» подход к лидерству, который в определенной степени освобождается от односторонности предыдущих подходов, но грешит еклектизмом. Безусловно, все элементы социальной системы взаимодействуют. Необходимо выяснить, на каком основании происходит это взаимодействие, понять диалектику субъективных и объективных факторов в социальном процессе. Понятное дело, в обществе на самом деле в сложное взаимодействие этих факторов, но значение их различно. Вот почему прикладные социологические исследования могут «работать» только в пределах широкой научной теории.

Лидерство - элемент структуралізації группы. Его существование и функционирование определяется объективными потребностями организации социальной жизни. В этих потребностях, в особенностях социальной и политической организации общества следует искать объяснение характера лидерства.

Личность, которая претендует на лидерство (в соответствии с потребностями группы), должна иметь определенные социально значимые черты, которые формируются в процессе ее взаимодействия с другими людьми. Но при этом нельзя рассматривать личность статически. Уже то, что личность становится лидером, берет на себя ответственность, влечет за собой определенные изменения ее поведения, индивидуальных характеристик, хоть детерминированность поведения лидера общественными отношениями совсем не лишает его индивидуальности и активности.

В политической жизни по характеру и масштабам деятельности различают лидеров трех уровней:

  • лидер первого уровня - малой группы;
  • лидер второго уровня - общественного движения (организации, партии);
  • лидер третьего уровня - политик, который действует в системе властных отношений в национальном масштабе.

Лидера малой группы выдвигает небольшой коллектив людей, которые имеют общие интересы. Характерным признаком этого уровня лидерства является то, что оно формируется на основании личных качеств человека, которые оцениваются группой непосредственно в процессе совместной групповой деятельности. Лидеру малой группы присущи, как правило, организаторские способности, умение общаться, деловитость, предприимчивость, прагматизм. Интеллектуальный уровень такого лидерства базируется на умении решать возникающие проблемы и выполнять функции «мозгового центра» группы. Для лидера характерны такие черты общения, как психологическая комфортность, коммуникабельность, умение снимать напряжение внутри группы.

Лидер малой группы имеет много шансов выдвинуться в лидеры второго уровня и стать лидером общественного движения (организации, партии). Существует постоянный и разнообразный связь между лидерами малых групп и лидерами общественного движения. Но лидер общественного движения должен иметь и много других черт. Это связано с самой сферой общественной жизни, где сталкиваются интересы классов, социальных слоев, национальных и других общностей, а через них - и интересы каждого человека.

какие же черты должны быть присущи лидеру общественного движения? Не претендуя на исчерпывающий, назовем следующие: большая работоспособность, высокая аналитичность ума, компетентность, ярко выявлена склонность к общественной и государственной деятельности, прочность принципов и убеждений по способности к восприятию альтернатив и поиска нового, умение убеждать и вести за собой людей, оптимизм, внимание к человеку и т.д.

Рождения лидера общественного движения, начинается, пожалуй, тогда, когда его первый общественный опыт, умноженный на неординарные личные черты, дает ему возможность сделать для себя важные и смелые обобщения типа: «Я знаю суть проблем, стоящих перед нами, вижу пути их решения; то, что я предлагаю, воспринимают и поддерживают люди, которые меня окружают, и я могу возглавить их». Поэтому нельзя не поддержать мнению американского политолога Г. Такера о том, что «потребность в лидерстве появляется, когда ситуация, в которую волей обстоятельств вовлечены большие группы людей, требует оценки, требует, чтобы сама группа или кто-то от ее имени взялся за осуществление необходимых действий» [15].

Как правило, лидер общественного движения делает свои первые шаги как энтузиаст, как неформал. В случае успешного достижения положительных результатов, что очень важно для общественного признания и завоевания авторитета, лидер формализуется, растет его социальный статус, он становится официальным лицом, наделенным властными полномочиями, масштаб его влияния и деятельности увеличивается.

В этой связи хотелось бы высказать мнение о соотношении понятий «лидер» и «руководитель», которое до сих пор является дискуссионным среди исследователей. По нашему мнению, эти понятия не тождественны, поскольку есть немало руководящих должностей, где от руководителей не требуется особых лидерских качеств. Но связь между этими понятиями все-таки есть, и именно по линии «лидер-руководитель», потому что настоящий общественный лидер не может не быть руководителем, хотя бы и неформальным.

Принципиально важным является вопрос о роли и место лидера в системе общественных отношений. Лидер общественного движения является одновременно и субъектом и объектом общественного процесса. Субъектом - потому, что через неординарные черты своего характера и добровольный выбор людьми он становится во главе тех или иных общественных движений с целью реализации интересов сообществ, что его выдвинули. Ради этого успешно действующего лидера наделяются властными полномочиями, то есть правом контролировать, направлять усилия, волю, интеллект людей, оперировать материальными, финансовыми ценностями.

В то же время лидер общественного движения не является некой изолированной, автономной относительно общества фигурой, исключая, разумеется, тоталитарные, диктаторские режимы. Лидер общественного движения является не только субъектом, но и объектом общественной жизни. Он действует в соответствующих социальных и временных измерениях, имеет свою цель, в основе которой только один, зато постоянный критерий - результативность, эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той общности, которая обратилась к его услугам. Без широкой поддержки и постоянного контакта с людьми лидер общественного движения ничего не стоит. Более того, решая те или иные проблемы, он всегда испытывает влияния и давления различных заинтересованных сторон и постоянно должна быть готовым к компромиссам. Следовательно принятия лидером общественного движения решений всегда является для него делом не таким простым, а иногда - чрезвычайно болезненной.

Любой лидер уже с самого начала пытается заявить о себе, иметь как можно больше сторонников, формалізуватись, войти в существующую политическую систему. Эволюция лидера общественного движения, как и любого общественного явления, - это движение от простого к сложному. На практике она часто имеет стадіальний характер: возникновения общественных движений и выделение их лидеров; создание партий, разработка программных установок и организационных принципов, формирование иерархии партийно-политического руководства; борьба за власть и приход партий к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности; появление лидеров - руководителей государства.

В этой связи можно уже говорить об третий уровень лидера в политике - лидерство в системе властных отношений, лидерство в национальном масштабе.

Чем отличается лидерство в «малых группах», общественных движениях от лидерства в национальном масштабе?

Лидерство в национальном масштабе - это:

  • «дистанционное» лидерство (лидер и его сторонники не имеют прямых контактов с населением; их отношения с народом опосредуются массовыми коммуникациями, организациями, людьми, которые обслуживают политическую машину);
  • «багаторольове» лидерство (лидер ориентируется на желание своего непосредственного окружения, политической партии, бюрократической исполнительной машины, широкой общественности и его задача - поддерживать равновесие между этими, часто очень противоречивыми, желаниями);
  • фактическая корпоративность, хоть и формальная индивидуальность лидерства.

Лидер в бюрократизованому обществе (президент, премьер и т.д.) являются лишь продуктом «организованной активности», чисто символической фигурой: его роли исполняют другие люди - его штаб, «исполнительная элита» [16]. Современный государственный лидер действует в рамках определенных законов, устоявшихся норм. А вся бюрократическая машина «работает» независимо от смены лидеров. Лидеры только подписывают указы и распоряжения, которые разрабатывают специалисты из экономических, юридических, военных и других вопросов. Этим, между прочим, объясняется и возможность появления очень невыразительных, «серых» лидеров. К сожалению, это случается чаще, чем хотелось бы.

Именно на это обращал внимание марксизм, утверждая, что лидер не может по собственному усмотрению творить историю. Политических лидеров выдвигают определенные классы, и их роль зависит от положения и роли класса, что их выдвигает. Лидеры опираются на партию. По этому поводу В. И. Ленин отмечал, что «люди пытаются придумать нечто совершенно особенное и в своем старании мудрить становятся смешными. Всем известно, что массы делятся на классы - ...что классами руководят, по крайней мере в современных цивилизованных странах, политические партии; - политическими партиями, как общее правило, управляют более-менее стали группы наиболее авторитетных, опытных, избранных на более ответственные должности лиц, которые называются вождями. Все это азбука» [17].

Но до сих пор предпринимаются попытки скрыть связь политического лидера со своим классом и презентовать его как представителя всего народа. Это заметно даже на примере таких фигур, которые оставили значительный след в современной истории, в частности Ф. Рузвельта, В. Черчилля, Дж. Кеннеди, но все же не могли творить историю по своему усмотрению. И не потому, что не были талантливыми, а потому, что замыслы, которые противоречат общественному развитию, невыполнимы.

Однако, безусловно, политические лидеры, могут оказывать значительное влияние на ход исторических событий. Принимая участие в политической деятельности, они реализуют и свои личностные черты, что делает их субъектами социального процесса. Хотя их поведение заранее определенной обстоятельствами, они имеют относительную самостоятельность, могут проявлять большую личную активность.

Очень важным элементом эффективной политической деятельности лидера является доверие, эмоциональная и практическая поддержка лидера его сторонниками. Как свидетельствует политический опыт, наличие доверия намного увеличивает возможности и эффективность деятельности политика. При таких условиях люди охотно и без принуждения принимают участие в реализации предложенной им политической линии. В условиях общего доверия просчеты лидера не очень замечают, а ошибки легко прощают. Когда такой лидер вдруг меняет политический курс на другой, то это могут расценивать не как крах его предыдущих замыслов, а как гибкую политическую тактику и необходим прагматизм.

Совсем другая политическая ситуация складывается за недостатком или через потерю доверия к лидеру со стороны масс. Это часто происходит через потерю лидером способности достойно представлять интересы своих сторонников и провал ранее провозглашенных намерений. При таких обстоятельствах политический лидер становится объектом жестокой критике и даже насмешки со стороны различных политических сил. В общественной жизни разные политические группировки прибегают к тактике противодействия или политического вызова официальной политике. Это отражается в проявлениях скрытой или открытой враждебности как до самого лидера, так и к той политике, которую он проводит. В такой ситуации значительно увеличивается количество нарушений писаных и неписаных законов, проявлений экстремизма и гражданского неповиновения, которые могут привести к общественным беспорядкам или даже к гражданской войне.

Отметим также, что при тех же социальных условий, тот же класс или слой могут выдвигать разных лидеров - конформистов, что «плывут по течению», и нонконформистов, то есть тех, кто идет против течения, преодолевая инерцию и сопротивление.

Роль лидеров особенно значительным в переломные периоды развития, когда от них требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. Очень распространено мнение, что «сильный лидер» может решить все проблемы. Действительно, на каком этапе жесткий, требовательный лидер может повысить эффективность управления группой, партией или государством. Однако этот период продлится сравнительно недолго: основная задача лидера - возбуждать активность, поощрять всех членов партии или правительства к эффективному труду.



Назад