Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

2. Глобальные проблемы развития человечества и современное политическое мышление


Во второй половине ХХ века человечество натолкнулось на проблемы, от решения которых зависит дальнейшее социальный прогресс, судьба цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus - земной шар) [9]. Отличительной особенностью этих проблем является их комплексность, системность и общий характер, обусловлены растущим единством современного мира, тенденциями к усиление взаимосвязи и взаимозависимости существующих экономических и политических структур.

Глобальные проблемы можно разделить на четыре основные группы. Это проблемы:

социально-политического характера: предотвращение ядерной войне; прекращение гонки вооружений; мирное разрешение региональных, межгосударственных и межнациональных конфликтов, строительство мира без насилия на основе утверждения доверия в отношениях между народами, укрепление системы общей безопасности;

социально-экономического характера: преодоление экономической отсталости и связанных с ней нищеты и культурной отсталости; обеспечение эффективного производства и экономического роста стран мира; поиск способов решения энергетической, сырьевой и продовольственной кризиса; оптимизация демографической ситуации, особенно в развивающихся странах; освоение в мирных целях околоземного пространства и Мирового океана;

социально-экологические, что обусловлены дальнейшим ухудшением природной среды проживания людей. С особой остротой встает необходимость осуществления мер для улучшения атмосферы, гармоничного развития живой и неживой природы, рационального использования природного потенциала планеты;

в отношении прав Человека, включая человеческое измерение общественного прогресса: соблюдение социальных, экономических и индивидуальных прав и свобод; ликвидация голода, эпидемических заболеваний, невежества; духовное развитие личности; преодоление отчуждения человека от природы, общества, государства, других людей в результате собственной жизнедеятельности [10].

Главное, однако, не в перечне этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения и определении эффективных путей и способов решения.

Размышляя над причинами глобальных проблем, ученые указывают, прежде всего, на всемирную общность людей, что особенно оказалась в ХХ веке. Ее обеспечивают глубинные экономические связи, стали политические, культурные контакты, новейшие средства массовой коммуникации. В условиях, когда планета Земля становится единственным домом человечества, много противоречий, конфликтов, проблем выходят за локальные рамки и принимают глобальный, общемировой характер.

Но дело не только в этом. Сейчас активно-преобразующую деятельность самого человека по могуществу и последствиями - как творческие, так и разрушительными - можно сравнить с действием наиболее грозных сил природы. Выход из этого положения заключается в радикальном изменении характера производственной деятельности человека, его образа жизни и сознания. Научно-технический прогресс - это не только «утяжеление» для природы. Наиболее прогрессивные технологии создают возможность для внедрения экологически чистого производства, предотвращая его негативному влиянию на окружающую среду. Настало время изменить суть технологической цивилизации, предоставить ей природоохранного характера.

Современная наука рассматривает человека, человечество и окружающая среда как единую систему. Выдающийся ученый В. И. Вернадский писал, что человек вынужден будет сознательно взять на себя ответственность за развитие биосферы. Среда обитания людей, что им управляет научный ум, В. И. Вернадский назвал ноосферой. Переход биосферы в ноосферу - качественно новый этап в эволюции общества, необходимое условие развития цивилизации [11].

Вполне очевидно, что не решив этих проблем, человечество не преодолеет глубокого кризиса цивилизации, не обеспечит свое выживание и дальнейшее всесторонний прогресс. Не случайно, что именно в последние годы, осознав огромную угрозу человечеству, народы с помощью национально-государственных институтов, региональных и международных организаций стали активнее внедрять в практику глобальных взаимосвязей и взаимоотношений такие принципы, как демократизация, демилитаризация, гуманизация.

Эти принципы имеют универсальный характер. Демократизация международных отношений, в противовес тоталитарным и авторитарно-бюрократическим стереотипам в политике, превращается в непреодолимый движение современности, набирает геополитической формы развития человечества на пути к его социального и политического освобождения.

Сейчас практически ни один народ, ни одно государство не могут нормально развиваться в условиях автаркии, изоляции. Вследствие объективного развития современной цивилизации, мировой экономики, техники и технологии, информации и культуры все страны независимо от своего места в мировом сообществе привлечено к глобальной и региональной системы взаимосвязей и взаимоотношений. А это означает, что в настоящее время положение в каждой стране определяется во многом тем, насколько демократическая вся система международных отношений, насколько она обеспечивает любом народу подлинную независимость, суверенитет, свободу социального и политического выбора, невмешательства извне, неприкосновенность территории, соблюдение существующих договоров и обязательств, уважение прав государства как члена ООН, других международных и региональных организаций.

Вполне очевидно, что в условиях растущей взаимозависимости обеспечить на практике такие гарантии каждому государству и народу может только по-настоящему демократическая система международных отношений. Целиком она еще не сложилась, в отношениях великих держав и малых стран еще не преодолен рецидивы имперских подходов, угрозы силой, блокадой, торгово-экономическими санкциями - вплоть до военной интервенции включительно. Все это подтверждает, что демократизация международных отношений не может быть локальной, выборочной; она должна быть интернациональным, всеобщим процессом.

Конечно, нельзя абсолютизировать мировые политические реалии безотносительно к тому, чем является на самом деле субъекты международного права; невозможно достичь полного демократического развития мирового политического процесса, когда в мире сохраняются недемократические режимы. Надо отметить также, что международные отношения, несмотря на всю их важность имеют вторичный (относительно национально-государственных отношений и структур) характер.

Демократизация международных отношений, мирового политического процесса требует как необходимой предпосылки - демилитаризации. Разоружение - центральный пункт демилитаризации [12]. Но этим демилитаризация не ограничивается. Она охватывает глобальную сферу международных отношений: ликвидацию военно-политических блоков; конверсию науки, а также невоенной промышленности, что выполняет военные заказы; освобождение государственных политических и управленческих структур, общественных институтов, образа жизни миллионов людей, их сознания от чрезмерного влияния военного элемента.

Демилитаризация, способствуя формированию мировой экономики, инфраструктур, обеспечивающих переход от эпохи конфронтации к сотрудничеству народов и государств, одновременно создает условия для гуманизации международных отношений. Именно в мирное время, сбросив с себя бремя гонки вооружений (военные расходы государств в наше время достигли почти 1 трлн долл. в год) и реально гарантируя прочную общую безопасность, человечество способно выдвинуть на передний план мировой политики Человека с ее целями, интересами и потребностями.

Гуманизация международных и межгосударственных отношений означает, что политика проводится ради людей; что интересы человека, его права и свободы выше интересов государства и права; не люди живут и работают ради государства, а, наоборот, государство должно существовать для людей, быть их оружием, средством, а не самоцелью и самоцінністю [13]. Носителем высшего суверенитета является народ; главный критерий деятельности любых государственных и общественных институтов - служение людям; высшая цель социального развития - свободная, невідчужена личность, действующая система свободных общественных отношений. Гуманизм граждан, общества и всемирных международных отношений с вековой мечты человечества может превратиться в реальность только в течение длительного исторического процесса.

Внедрению в международные отношения принципов демократизации, демилитаризации и гуманизации должно активно содействовать современное политическое мышление. Оно зародилось во второй половине 40-х годов, когда крупные физики мира во главе с А. Эйнштейном осознали страшную угрозу, связанную с использованием ядерной энергии в военных целях. В 1946 году А. Эйнштейн предупреждал, что человечество идеологически не готово к технического использования энергии атома. Такое применение требует нового мышления, принципиально иных подходов к взаимоотношений государств и народов, к разработке новой системы общего безопасности. если новое мышление не проникнет в массовое сознание, цивилизацию обречено на гибель.

Современное политическое мышление формировалось постепенно. Оно впитало в себя глобалістські идеи международных неправительственных организаций, прогрессивные демократические идеи социал-демократии. В конце 80-х годов в бывшем СССР было разработано теоретическую концепцию современного политического мышления [14]. Она впервые разрушила «образ врага», вышла на арену мировой политики, начала влиять на международные контакты, на массовое общественное сознание и на взгляды ведущих политических лидеров.

Назовем основные черты современного политического мышления.

1. Приоритет выживания человечества и идея приоритета общечеловеческих ценностей в мировой политике. До 1983 года советские и американские ученые обсчитали на ЭВМ последствия обмена ядерными ударами. То, что произойдет с планетой после такого обмена («напівзима»), означает гибель цивилизации, это научно доказано. Итак, «ядерная зима» не может быть средством для достижения политических, экономических, идеологических, вообще любых целей. Где же выход? ответ однозначен: человечество должно выжить, должен сохранить цивилизацию как таковую. А для этого необходимо, чтобы первое место в международной шкале приоритетов заняли общечеловеческие ценности в противовес классовым, национальным, религиозным, групповым и т.д. Только сейчас, когда угроза загальнопланетарної катастрофы стала реальностью, идея приоритета общечеловеческих интересов и ценностей начала переходить в плоскость практической политики. Сегодня каждому понятно: без реализации общечеловеческих интересов невозможен прогресс общества.

2. Концепция противоречивого, взаимозависимого, целостного и ненасильственного мира. Глобальное сообщество развивается на базе закона интернационализации общественной жизни. Реализация этого закона требует преодоления конфронтации. Ни одно государство не может развиваться изолированно и автономно, не нанося себе огромных потерь. Становление взаимосвязанного и целостного мира, несмотря на все противоречия, - необходимый и реальный процесс.

Будет ли этот мир ненасильственным, может определить только уровень общественного сознания. Насилие очень глубоко вошло в практику международных отношений. Но не умирает надежда на то, что ненасилие станет единственно правильной тактикой выживания человечества в ядерную эпоху. Ненасилие придет в души людей. Они, в конце-концов, поймут: насилие, принуждение, террор несовместимые с миром чести, взаимоуважения, доверия, в который вступает цивилизация в начале XXI века.

3. Важным моментом современного политического мышления, который раскрывает философию современной международной политики, стал поиск правильного соотношения таких понятий, как «баланс сил» и «баланс интересов» [15]. В условиях экономической и ядерной опасности, что нависла над человечеством, вполне естественно, что на смену взаимной подозрительности и недоверия, которые недавно царили в сфере международных отношений, приходит осознание необходимости баланса интересов на основе взаимоприемлемых компромиссов. При таких условиях объективно необходимым является новое понимание мировой ситуации, когда решения проблем собственной национальной безопасности каждый субъект рассматривает сквозь призму достижения международной безопасности. Как показывает развитие событий, возможность сохранения жизненно важных национальных интересов будь-какой государством в сегодняшнем мире во многом зависит от надежности системы международной безопасности.

4. Еще одной важной чертой международной политики сейчас есть свобода выбора. Идея свободы выбора была некогда составной частью принципа мирного сосуществования, на словах широко поддерживалась всеми государствами, но в реальной жизни постоянно нарушалась. Рассматривая содержание и характер этого политического явления, можно определить два его важные измерения: социально-политический (право на выбор общественного строя) и международный (право государства выбирать свой курс на мировой арене, пути и методы обеспечения национальных интересов, своих партнеров и союзников). Таким образом, свобода выбора для каждого государства заключается не только в многовариантности ее социально-политического развития, но и в праве каждого государства на такую внешнюю политику, которая бы отвечала ее национальным интересам.



Назад