Электронная онлайн библиотека

 
 Основы политологии

3. Роль и место Украины в современном мире


Ныне для Украины особенно большое значение приобретает разработка и формирование такой внешней политики, которая бы способствовала успешной реализации внутренних экономических и политических реформ, формированию новой политической культуры общества и новой системы ценностей. Как показывает передовой политический опыт, эффективная внешняя политика государства способна не только обеспечить понимание мировым сообществом причин и целей таких реформ, но и способствовать их широкой международной политической, экономической и моральной поддержке. Если такой внешней политики у государства не будет, она серьезно рискует в трудное для себя время оказаться в международной изоляции. Как отмечал в инаугурационной речи 30 ноября 1999 г. Президент Украины Л. Д. Кучма, «на данном этапе результативность внешнеполитического курса Украины, ее международный авторитет и имидж будут определять два основных фактора. Первый - как мы решаем внутренние проблемы. Второй - насколько активно и осмысленно, с учетом национальных интересов адаптируемся к реалиям современного мира. Мира, который, интегрируясь, продолжает жить по законам конкуренции. Ключевыми ориентирами в нашей внешней политике является ее многовекторность, прогнозируемость и стабильность, сохранение внеблокового статуса Украины» [16].

В той очень сложной экономической и политической ситуации, в которой сегодня оказалась Украина, ее внешняя политика должна быть направлена на то, чтобы эффективно обеспечивать интересы не только безопасности государства, но и экономики, активно бороться за рынки сбыта своей продукции промышленности и сельского хозяйства, налаживать новые и восстанавливать старые взаимовыгодные экономические связи. Только развивая и поддерживая добрые отношения со всеми своими соседями, налаживая взаимовыгодное экономическое сотрудничество с другими странами мира, Украина может гарантировать защиту своих национальных интересов [17].

Современный курс внешней политики Украины характеризуется четко определенными ориентирами и конкретным механизмом их последовательной реализации. Такой подход нашел отражение в инаугурационной речи Президента Украины Л. Д. Кучмы 30 ноября 1999 г.: «Подтверждая свой европейский выбор, мы ставим стратегической целью вступление в Европейский Союз. Требования к членов ЕС во многом совпадают с задачами, которые планируется решать во внутренней сфере. И в первую очередь теми, что касаются качества жизни народа» [18].

В то же время политическое руководство государства не считает интеграцию Украины в европейские структуры альтернативой ее деятельности в рамках СНГ. Более того, Украина в своей внешнеполитической деятельности старается быть как можно шире представленной и в «западном» и «восточном» объединениях. Такой подход является особенно важным, учитывая реальное геополитическое положение Украины. Насчитывающее несколько сотен лет пребывания Украины в составе Российской империи способствовало формированию не только тесных экономических связей, но и развития общих черт культуры, духовности, традиций, что не в последнюю очередь обусловлено исторической близостью украинского, русского и других народов бывшего СССР. Это обстоятельство подчеркивает особое значение для Украины линии на стратегическое партнерство добрососедские, равноправные отношения с Россией [19]. Если объективно и беспристрастно проанализировать источники поставок энергоносителей и рынки сбыта продукции украинских товаропроизводителей, можно прийти к выводу, что альтернативы традиционным связям с Россией и бывшими республиками СССР пока что мы не имеем. Безусловно, что одномерность наших экономических и торговых связей не может быть продолжительной, но сегодня это - объективная реальность, и не учитывать ее в нашей внешней политике означает завести государство в тупик.

В то же время признание особого значения взаимоотношений Украины с Россией вовсе не означает их абсолютизации. Более того, лишь обеспечив развитие сотрудничества с западом на таком же уровне, как с Россией, мы сможем утверждать позиции украинского государства в мире. Однако «движение на Запад» Украины не может ограничиваться только экономическим сотрудничеством, а должна включать и вступление в ведущих европейских политических и экономических организаций, и теснейшие контакты в социальной, культурной и политической сферах жизни. Это дает возможность заключать, что наиболее приемлемой для Украины моделью внешнеполитического развития может стать постепенное вхождение нашего государства в новую систему общеевропейского экономического и политического развития.

Реализация такого варианта внешнеполитического развития Украины совсем не противоречит параллельному существованию в данный период такого объединения, как Содружество Независимых Государств. Эта организация за годы своего существования претерпела определенную эволюцию и существенных структурных изменений. В своем отношении к СНГ Украина исходит прежде всего с экономической и политической целесообразности существования Содружества, необходимости развития тесных и взаимовыгодных торгово-экономических, культурных, гуманитарных отношений между государствами-участницами. Исходя именно из этих обстоятельств, Украина присоединилась к Договору о создании Экономического союза СНГ, подписав соглашение об ассоциированном членстве. Наше государство участвует в осуществлении и многих других важных экономических соглашений в рамках СНГ. В то же время Украина в соответствии со своим законодательством не принимает участия в таком межгосударственном сотрудничестве, которое направлено на превращение Содружества в надгосударственную структуру конфедеративного или федеративного характера, не входит в военно-политических структур СНГ.

К большому сожалению, работа по налаживанию практического экономического сотрудничества стран СНГ пока что имеет небольшую эффективность. Так, в частности, в процессе разработки договорно-правовой базы экономических отношений, форм и механизмов экономического взаимодействия главное внимание уделяли не на внедрении цивилизованных принципов экономического сотрудничества, основанные на реальной почве, а лишь на конечных политических аспектах интеграции. Такой подход был явно преждевременным.

Именно поэтому практический опыт существования СНГ убедил, что двустороннее сотрудничество государств-участниц в различных областях развивается в нем эффективнее, чем многостороннее, хотя для последнего создано более чем достаточную международно-правовую базу (за время существования СНГ подписано около 1000 многосторонних документов). Это во многом объясняется объективно существующими разногласиями в позициях государств-участниц. Чтобы достичь высокого уровня эффективности многостороннего сотрудничества в рамках СНГ, необходима реальная заинтересованность в этом всех сторон, а ее недостаток невозможно заменить простым администрированием или созданием «надгосударственных структур. Очень показателен в этом отношении пример: в то время как сотни документов о так называемой «интеграцию», подписанных в рамках СНГ на уровне глав государств и глав правительств, не действуют, авиастроительные предприятия Украины, России, Казахстана создали консорциум для выпуска самолета АН-124. Сейчас успешно ведутся переговоры о продаже этого самолета в другие страны, в т. ч. и развитые, которые имеют собственную авиационную промышленность. Этот пример является ярким проявлением не абстрактной, а реальной интеграции на базе конкретных экономических интересов и совместной выгоды всех заинтересованных сторон.

Необходимо отметить, что Украина и дальше будет вести активную и уравновешенного политику, целью которой будет восстановление взаимовыгодных связей с бывшими республиками СССР. Прежде всего это касается отношений с Россией. для дальнейшего успешного развития этих отношений большое значение имело подписание широкомасштабного политического договора между Украиной и Россией, окончательное решение проблем Черноморского флота.

Чрезвычайно важным для поддержки внутренних экономических реформ в Украине является азиатско-тихоокеанский, латиноамериканский и африканский направления внешнеполитической деятельности нашего государства. Особенно перспективным в этом отношении может быть налаживание взаимовыгодных экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, который все больше рассматривается как регион XXI века и характеризуется сегодня наиболее динамичными темпами экономического развития в мире. Для Украины много стран этого региона могут быть потенциальными инвесторами в ее экономику, потому что в свое время доля Украины в общесоюзном объеме экономического сотрудничества именно с этими странами составляла по некоторым позициям более 50%.

Страны Латинской Америки, Азии и Африки также могут стать очень привлекательным рынком для украинской малоконкурентоспроможної на Западе продукции. Именно на этом внешнеполитическом направлении можно осуществить реализацию многих взаимовыгодных совместных экономических проектов. В этих странах есть интерес, например, к харьковских тракторов, кременчугских грузовых автомобилей, киевских экскаваторов, запорожских «Таврий», антоновських самолетов и т.д. Необходимо помнить и о том, что страны этих регионов является источником важных сырьевых и других материалов для предприятий нашего государства. Необходимо и дальше укреплять наши связи со странами Ближнего и Среднего Востока. Чрезвычайно важным фактором для осуществления нашей эффективной внешнеполитической деятельности является сосредоточение в этом регионе значительных резервов свободных капиталов и наличие емких рынков сбыта для продукции украинских предприятий.

Важной составной частью внешнеполитической деятельности Украины является расширение ее участия в деятельности международных организаций. Наше государство и в дальнейшем будет проводить линию на активное сотрудничество с ООН, которая была и остается одним из гарантов суверенитета, территориальной целостности и нерушимости наших границ. Вот почему необходимо и в дальнейшем осуществлять и расширять участие Украины в миротворческой деятельности ООН.

В то же время необходимо отметить, что международное положение Украины является достаточно сложным, поскольку сложным остается развитие современных международных отношений, функционирование которых происходит под влиянием различных, часто взаимно противоположных тенденций. Проявлением одной из этих тенденций стал распад таких многонациональных государств, как СССР, Югославия, Чехословакия, который привел к радикальным изменениям в геополитическом развитии не только Европы и Азии, но и всего мира. Этот процесс дезинтеграции, как показывает развитие событий, еще далек от завершения.

Другой тенденцией мирового развития является интеграция, которая доминирует в Западной Европе, Северной Америке, в определенной степени в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где состоят мощные «интеграционные поля» (Европейский Союз, нафта, АСЕАН). Современное мировое сообщество сегодня активно формируется в условиях мощного глобального экономически-интеграционного процесса, который охватил почти все регионы мира.

С самого начала своего существования Украина оказалась в сфере влияния названных процессов, різнонапрямлених международных тенденций. Так, например, именно возникновения украинского государства является одним из результатов дезинтеграции тоталитарной системы и одним из важнейших геополитических сдвигов в послевоенной Европе [20]. Сегодня Украина как независимое государство решает много экономических, политических и социальных проблем своего развития. В то же время наше государство не может стоять в стороне от мировых глобальных и региональных интеграционных процессов, не может не пытаться повлиять на их развитие с целью обеспечения своих национальных интересов. С этой целью Украина расширяет свою деятельность в рамках ООН и ОБСЄ, сотрудничество с ЕС и НАТО.

Украина, как самостоятельное государство, имея большой природный, экономический, культурный и интеллектуальный потенциал, может сделать значительный вклад в развитие мировой цивилизации и обеспечения международной безопасности.



Назад