Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

1. Экономическая мысль древнего Востока


Письменные источники, на основании которых можно исследовать экономическую мысль древнего Востока, - это, как правило, свод законов, юридические акты, документы хозяйственной отчетности и произведения об управлении государством и государственным хозяйством. Поэтому многие из них имеют нормативный характер и отражают позицию прежде всего правящих слоев - фараонов, царей, знатных придворных и чиновников. Экономическом знанию присущи догматизм, апріорність и в значительной мере символизм. Несмотря на это, древнегреческие мыслители впоследствии пытались понять и использовать эти знания. Важнейшие экономические идеи народов древних цивилизаций неоднократно комментировали и развивали следующие поколения, именно их было положено в основу экономических взглядов ученых средневекового Востока. Тогда же (начиная с IV тысячелетия до н.э.) были начаты конкретные экономические науки (статистика, учет и анализ хозяйственной деятельности, управления и др.), которые приобрели дальнейшего развития в античном периоде (I тысячелетия до н.э. - IV века н.э.).

Одни из первых известных нам достопримечательностей экономической мысли принадлежат к эпохе Древнего Египта. В них нашли отражение многочисленные вопросы организации и управления государственным хозяйством, а также представления древних египтян о собственность, рабство, товарно-денежные отношения. Об экономической мнению Древнего Египта можно узнать в первую очередь из произведений государственных чиновников (писцов). До нашего времени дошли «Наставления гераклеопольського царя своему сыну Мерікара», «Проречення Іпусера», «Пророчество Неферті», «Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Піопі», различные административно-хозяйственные и юридические документы.

В Древнем Єгипті осуществлялся тщательный учет трудовых и материальных ресурсов. Поэтому периодически проводились переписи населения с учетом возрастных и профессиональных особенностей, складывались земельные кадастры, учитывалась скот и другие материальные ресурсы. Административно-хозяйственные документы характеризуют организацию и управление государственным (царсько-храмовым) хозяйством, организацию труда царских ремесленников (мастеров) и земледельцев - непосредственных производителей материальных благ в древнеегипетском обществе.

Важное место в древнеегипетском литературе принадлежит наставлениям - произведениям дидактического характера, в которых рассматриваются вопросы управления государственным хозяйством на самых разных его уровнях. Так, например, «Поучения гераклеопольського царя своему сыну Мерікара» (XXII в. до н.э.) дает представление об политические и экономические функции фараона - главы государства, об классовый характер древнеегипетской власти. Автор говорит о необходимости враждебного отношения к малоимущих и подавления толпы, с одной стороны, и возвеличування, награждение царем вельмож своих жрецов - с другой. Тогда они будут работать ради царя как один отряд и не будет среди них бунтарей1. В «Поучении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Піопі» (XXI - XVIII вв. до н.э.) не только обобщается жизненный опыт, но и описывается социальная структура Древнего Египта. При этом воспевается и прославляется профессия писаря (чиновника), которая давала возможность занять высокое место в иерархической государственной системе. Речь идет о привилегиях, независимость, общее уважение должности писаря, которую можно было получить только после подготовки в специальной школе писания.

Заслуживают внимания такие памятники экономической мысли Древнего Египта, как «Проречення Іпусера» (известна копия начала XVIII в. до н.э.) и «Пророчество Неферті». Они рассказывают о социальный переворот, который произошел в XXIII-XXI вв. до н.э., описывают распад централизованной системы управления, хищения налоговых деклараций, уничтожение свитков законов судебной палаты и др. Беда для государства - нарушение строгой регламентации хозяйства, нехватка контроля за деятельностью производителей и бездействие чиновников. В этих произведениях всячески отстаивается идея централизма, единства древнеегипетского государства - надежного залога порядка в стране и стабильных доходов чиновников государственного аппарата.

Одним из древнейших центров человеческой цивилизации была Месопотамия (Двуречье). В отличие от Древнего Египта, в государствах этого региона сравнительно быстро развивались частная собственность и товарно-денежные отношения, усиливалось социальное расслоение общества. Государство пыталось с помощью законодательства регулировать экономическую деятельность населения и регламентировать частноправовые отношения.

Известной достопримечательностью экономической мысли XVIII в. до н.э. есть законы вавилонского царя Хаммурапи. Текст законов состоит из введения, 282 статей и итоге. Основная цель законов - всестороннее укрепление экономической власти государства. Наиболее интересные (с экономической точки зрения) статьи, посвященные вопросам охраны собственности мудрецов граждан, вопросам аренды, найма, ростовщичества. Развитие товарно-денежных отношений допускается в той мере, которая не вызовет массового обнищания свободных граждан. Законы Хаммурапи защищают частную собственность, особенно собственность царя, храма, государственных служащих и воинов. Посягательство на нее карается смертью или, в лучшем случае, продажей виновника в пожизненное рабство. В целом законы царя Хаммурапи является системой правовых норм, направленных на регулирование социально-экономических отношений в Вавилоне XVIII в. до н.э.

Экономическая мысль Древней Индии, как правило, была окутана религиозной оболочкой. Экономические проблемы отдельно не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения социальных и политических задач. В основе староіндійських представлений об обществе лежала концепция сословной (варновой) кастовой иерархии и определенности профессиональных занятий. Письменными источниками середины I тысячелетия до н.э. являются преимущественно религиозные трактаты буддийские и брахманические (индуистские). Они дают представление о социальной структуре общества и содержат интересный материал, который характеризует специфику восприятия отдельных экономических категорий, в частности собственности, имущества.

Буддийское учение проповедует отказ от собственности как необходимое условие достижения конечного спасения - нирваны. И хотя оно не отрицает хозяйственной деятельности мирян, подаянням которых должны жить буддийские монахи, но специального внимания ей не уделяет. Рабство рассматривается как препятствие к достижению нирваны, а долговая кабала признается за страшное бедствие. Поэтому исповедуется необходимость всячески избегать задолженности и своевременно уплачивать долги.

Большое количество брахманских произведений основывается на концепции трех целей жизни человека - религиозного долга, материальной выгоды и чувственной любви. Каждой из этих целей посвящен соответствующую литературу. Самыми известными книгами о обязанность (дхарму) есть «Законы Ману», о выгоде (артхе) - «Артхашастра», о любви (каму) - «Камасутра». «Законы Ману» (около II в. до н.э. - I в. н. э.) - это сборник религиозных, моральных, политических и правовых указаний, которые приписывались мифическом родоначальнику людей Ману.

В «Законах Ману» экономика рассматривалась как сфера деятельности варны вайшя. Она объединяла животноводство, земледелие, торговлю и ростовщичество. Богатство давало право на особое уважение только в среде самих вайшя. Ремесло как разновидность обслуживающего труда было судьбой варны шудра. Такой же считалась и труд арендаторов-половинщиків, наемных работников в сельском хозяйстве. Общественным идеалом был экономически независимый хозяин. Можно сказать, что хозяйственная самостоятельность рассматривалась как одна из главных условий свободы и полноправия человека. Хотя «Законы Ману» ставят на первое место религиозный долг (дхарму), но истинным счастьем считают достижение всех трех целей жизни человека. Итак, пользу, материальная выгода и благосостояние санкционируются брахманізмом.

«Артхашастру» (между IV и III вв. до н.э.) посвящен пользы, материальной выгоде - артхі. Это трактат об искусстве политики и управления государством. «Артхашастра» - это свод правил, адресованных царям и правителям, которыми они должны руководствоваться в своей государственной деятельности. За полнотой и разнообразием содержания это произведение относится к наиболее глубоких староіндійських источников. В нем представлены основные сведения об экономике, администрацию, социальные и юридические институты, внешнюю и внутреннюю политику индийского государства.

«Артхашастра» показывает огромную роль государства в хозяйственной жизни страны. В трактате говорится, в основном, о государственные дела и царское хозяйство. Главной целью экономической политики государства является пополнение казны. В соответствии с этим в «Артхашастрі» преподается учение об управлении и государственные доходы.

Основными источниками доходов древнеиндийской государства были доходы от государственных (царя) предприятий, а также разнообразные налоги, пошлины и штрафы, которые взимались с населения. В «Артхашастрі» налоги рассматриваются как содержание, принадлежащее царю в вознаграждение за то, что он охраняет страну от внешней опасности и внутренних мятежей.

«Артхашастра» касается также вопросов торговли как одного из способов обогащения государственной казны. Важной составляющей регламентации торговли был надзор за ценами и получаемым доходом. Рыночные надзиратели могли устанавливать «справедливые цены» на товар, а на аукционах взыскивать разницу между рыночной и объявленной цене в казну. Прибыль включался в цену товаров как часть расходов, и его норма заранее фиксировалась - для местных товаров в размере 5% установленной цены, а для иностранных товаров - 10%.

Итак, в древнеиндийской литературе уже имеющиеся сведения о экономический строй государства, а также отражено практические знания в области ведения хозяйства, даны рекомендации по управлению им, в частности по организации налогообложения и другим вопросам экономической политики.

Экономическая мысль Древнего Китая возникла и развивалась в рамках тогдашних философских и политических учений. Основными направлениями древнекитайской общественной мысли были конфуцианство, легізм, даосизм и моїзм, которые сформировались в IV - III вв. до н. э. На протяжении веков между этими направлениями велась острая полемика относительно экономического строя общества, общины, ее исторической судьбы, степени вмешательства государства в экономическую жизнь страны и методов управления им. Ведущим направлением было конфуцианство, которое, превратившись в государственную идеологию, оказывало большое влияние на социально-экономическое и политическое развитие Китая в течение почти двух тысячелетий. Название этого направления происходит от имени его основателя - Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551 - 479 до н.э.). Основные постулаты учения Конфуция изложены в сборнике «Лунь юй» («Беседы и размышления»), записанной его учениками. Его учение защищало архаичные отношения, вечный и неизменный порядок, установленный еще легендарными правителями глубокой древности, строгую социальную иерархию, управление на основе неукоснительного соблюдения ритуалов, обрядов, определенных норм этики и морали; рассматривало регламентацию патриархально-семейных отношений как залог стабильности государственного строя.

Конфуцием было предложено своеобразную социально-экономическую программу для правителей. По его мнению, правитель должен придерживаться экономии в затратах и заботиться о людях. Предлагалось богатство распределить «справедливее», чтобы не было слишком большой бедности, уменьшить налоги и привлекать народ к общественных работ, не нарушая сезонности сельскохозяйственного производства. Тогда, как Конфуций считал, будет обеспечено гармонию в государстве, мир в отношениях между верхами и низами, что устранит опасность свержения правителя.

Выдающимся представителем конфуцианства в Древнем Китае был Мэн-цзы (372 - 289 до н.э.). Он выдвинул концепцию разделения китайского общества на управляющих и управляемых, считая, что такое разделение является «общим законом в Поднебесной». Тем самым признавались природными отношения господства и подчинения. Управляемые имели удерживать тех, кто ими руководит. Чтобы это выполнялось наиболее успешным образом, Мэн-цзы предлагал возродить прежние общинные формы производства и ввести систему «криничних полей» (названа так по порядку размещения полей, что напоминает иероглиф «криница»). В соответствии с ней общественная земля розмежовувалася на девять одинаковых участков. Восемь из них обрабатывались отдельными семьями, а девятая («общественное поле») - всеми этими семьями совместно. Урожай с этого участка было предназначено для государства. Мэн-цзы и Конфуций, отстаивал умеренные налоги и выступал за предоставление крестьянину времени, необходимого для обработки собственного поля, за развитие товарного обмена между земледельцами и ремесленниками. Рассматривая вопросы торговли, Мэн-цзы замечал, что те же товары, но разного размера (например ботинки) должны иметь разную цену и что одинаковые товары могут отличаться затратами труда на их производство.

Выразителем экономических идей древнего конфуцианства был также Сюнь-цзы (313 - 238 до н.э.). В своем учении он, в отличие от Конфуция и Мэн-цзы, выходил из «злого природы» человека. По его мнению, только практическая деятельность порождает добродетель. Не осуждая стремление людей к обогащению, Сюнь-цзы считал признаком добродетели, если бедный разбогател, действуя в рамках закона. Он высказал идею о необходимости разделения труда. Сюнь-цзы отметил, что вещи, которыми пользуется один человек, является результатом труда многих людей, поскольку каждый человек не может одновременно обладать искусством всех [ремесел]1. Поэтому, считал Сюнь-цзы, мудрецы и распределили обязанности между людьми, чтобы они не делали только то, что им выгодно. Главным управляющим распределение обязанностей в государстве должна быть ее правитель. После того, как все должности и дела надлежащим образом распределены между людьми, путь к богатству будет открыто.

Согласно взглядам Сюнь-цзы основными принципами экономической политики государства должны быть: экономия в расходах, обеспечения благополучия народу, необходимость сохранения излишков. Экономия (а заодно и достаток) обеспечивалась удовольствием только того уровня потребностей, который соответствовал социальному рангу человека. Бережливость обеспечит государству излишки общественного продукта. Их надо накапливать и хранить.

Как видим, учение Конфуция, развито его многочисленными последователями, развило и модернизировалось, все больше приспосабливаясь к условиям централизованного государства, к задачам обеспечения ее стабильности, надежности функционирования чиновницько-бюрократического аппарата. На первый план выдвигались идеи социального порядка, основанного на беспрекословном подчинении властям, что ассоциировалась со старшинством и мудростью. Конфуцианство стремилось крепкого, неизменного социального порядка. Чтобы избежать социальных конфликтов, конфуцианцы призвали правителей не отрывать крестьян от сельскохозяйственных работ во время жатвы, заботиться о улучшения народного благосостояния, уменьшать налоги и др.

Конфуцианство понесло также влияния такого течения древнекитайской общественного мнения, как легізм. В отличие от конфуцианцев, которые рассматривали в основном морально-этические вопросы, легісти большое внимание уделяли вопросам организации государственного управления, которое, по их мнению, должно основываться не на традициях и ритуалах, а на совершенном законодательстве.

Школа легистов возникла в VI - V вв. до н.э. Одним из ее основателей был Ли Куй - первый министр правителя царства Вэй (424 -
386 до н.э.). Он составил «Сведения всех имеющихся к нему законов, которое стало основой законодательства в период III в. до н.э. - III в. н.э. Есть сведения, что Ли Куй создал учение о наиболее полное использование сил земли, воплотив в нем идеи государственного регулирования хлебного рынка. Государство, как считал Ли Куй, должно регулировать цены на зерно, закупая его в урожайные годы и продавая по твердым ценам с государственных складов в годы стихийных бедствий и голода.

Выдающимся представителем школы легистов был Гунсунь Ян (390 - 338 до н.э.), известный еще как Шан Ян. Его экономические взгляды изложены в «Книге правителя области Шан», составленной его учениками в конце IV - первой половине III в. до н.э. Шан Ян считал, что государство достигает процветания с помощью двух методов: земледелия и войны. Правителю необходимо накапливать большие запасы продовольствия для ведения войн и содержание чиновников. А поскольку, по мнению Шан Яна, сельское хозяйство тогдашнего Китая находилось в запущенном состоянии, государство должно было активно проводить политику «возвращение к земле». Шан Ян предлагал осуществить общий подворный перепись крестьян и законодательно ввести единый налог по количеству собранного зерна, насильно привлекать к земледелию бездельников, забулдыг, бродяг, значительно повысить пошлину на заставах и рынках, чтобы предотвратить скупке зерна за дешевыми ценами и спекуляции ним в неурожайные годы. Шан Ян выступал за сохранение сельской общины. Он был против превращения свободного населения на арендаторов и рабов и предлагал запретить выход из общины малоимущим и малоземельным крестьянам.

Другой представитель школы легистов Хань Фей (280 - 233 до н.э.) был сторонником жесткой централизации власти в государстве, укрепления ее экономической и военной мощи благодаря беспрекословному выполнению законов. Накопление богатств принималось только в государственной казне. Экономической основой страны Хань Фей также считал сельское хозяйство. Он требовал поощрения земледельцев и солдат, поскольку они охраняют населения. Главную причину бедности он усматривал в лени и расточительстве, советовал правителям облагать налогом богатых.

В трактате «Янь те лунь» («Размышления о соль и железо») нашла отражение дискуссия между легістами и конфуціанцями
(81 г. до н.э.) по вопросам монополии государства на добычу соли и производство железа. Содержание трактата свидетельствует о высоком уровне древнекитайской экономической мысли и показывает, как практика становилась критерием жизнеспособности идей. В этой дискуссии конфуцианцы выступили с критикой государственной монополии на добычу соли и производство железа, которое было введено в 120 г. до н.э., что привело, по мнению конфуцианцев, к ухудшению качества железных орудий и обогащения чиновников. Конфуцианцы считали, что земледелие является основным занятием населения и поэтому вредной является государственная политика, направленная на поддержание ремесла и торговли. По мнению же легистов, причиной нехватки продовольствия в стране был не упадок земледелия, а, наоборот, плохое снабжение крестьян орудиями труда через неразвитость ремесла и торговли. Легісти отстаивали прогрессивную идею общественного разделения труда. Конфуцианцы, в свою очередь, справедливо указывали на низкое качество металлических изделий, требуя производства более совершенных орудий труда для сельского хозяйства.

К критиков конфуцианства принадлежит Мо Ди (Мо-цзы) (479 - 400 до н.э.) - основатель школы маоистов. Учения Мо Ди и его последователей изложена в книге «Мо-цзы», написанной в III - II вв. до н.э. Моїсти исходили из принципа естественного равенства всех людей, выступали против сословного деления общества, осуждали рабство, роскошь и паразитизм господствующих сословий, угнетения ними земледельцев и ремесленников. Они считали физический труд источником богатства и призвали всех усердно работать, чтобы достичь счастья и благополучия. Путь к совершенствованию общественной жизни Мо Ди и его сторонники видели в утверждении в отношениях между людьми принципов «всеобщей любви» и «взаимной выгоды»1. При этом был поставлен вопрос о соотношении общих и личных интересов. «Всеобщая любовь» предусматривает, что люди должны любить других так же, как и себя. Моїсти рассматривали «всеобщую любовь» как равноправные отношения между людьми, а «общую пользу» - как сумму отдельных (индивидуальных) интересов.

В IV - III вв. до н.э. появилась книга «Дао дэ цзин», что в нем излагалось учение даосизма. Автором ее считают Лао-цзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма и современника Конфуция. Понятие «дао» (буквально путь, закон) толкуется как естественный, закономерный движение и изменчивость всему сущему. Это движение не допускает любого внешнего вмешательства. Все социальное зло, по мнению Лао-цзы, является следствием нарушения этого закона, замены его «человеческим дао» через несправедливость правителей. Даосизм выступал против социального неравенства людей, угнетения народа, накопления вельможами богатств, разбоя и чванства богачей. В нем содержится идея пассивного протеста - «недеяние», потому что люди способны лишь понять окружающий мир, но не могут ничего изменить в нем. Лао-цзы и его последователи идеализировали прошлое и призвали вернуться к прежним «добрых времен».

Экономическая мысль Древнего Китая ярко отражено также в трактате неизвестных авторов «Гуань-цзы» (IV в. до н.э.). Трактат признает закономерность изменений в природе и обществе. Изменения в общественной жизни объясняются чередованием урожайных и неурожайных лет. Авторы трактата, чтобы «государство была богатой, а народ доволен», уделяют значительное внимание экономической политике государства, высказываются за регулярный ее влияние на хозяйственную жизнь. Через это в трактате достаточно глубоко, как на то время, разработана система государственного регулирования экономики.

Авторы «Гуань-цзы» исходят из того, что могущество государства растет благодаря упорному труду. Поэтому они предлагают провести регламентации труда земледельцев, ремесленников, торговцев и служилых людей, чтобы эти социальные группы населения не меняли своих занятий, имея таким образом возможность постоянно передавать свои знания и навыки младшим. Укрепление земледелия считалось важнейшим условием обеспечения устойчивости экономики. Для достижения этого авторы трактата советовали осуществить ряд мероприятий: определить плодородие участков пашни, распределить их более равномерно, установить уровень налогообложения согласно качества земли, не привлекать крестьян в других работ в течение сельскохозяйственного года, им давать дешевые кредиты и организовать для обнищавших в неурожайные годы общественные работы.

Большое значение авторы «Гуань-цзы» предоставляли товарно-денежным отношениям с точки зрения их использования государством для регулирования экономики. «Рынок - то, с чего узнают порядок и беспорядок [в хозяйстве]», - говорится в трактате. Если правитель «сам держит в руках возможности для регулирования хлеба, денег и металлов, тогда вся страна может быть в устойчивом состоянии»1. Исходя из этого авторы «Гуань-цзы» предложили «принцип уравновешивания хозяйства». Согласно им рекомендовалось создать государственные фонды, что в них правитель должен накапливать до половины всего урожая зерна для выравнивания и стабилизации цен на хлеб. Надо продавать продовольствие из государственных фондов, когда его не хватает в стране, и пополнять фонды, когда продуктов есть вдоволь. При этом требовалось регулировать цены одинаково по всей стране, что даст возможность «предотвратить [возможности перехода контроля над ценами в руки торговцев, спекулянтов и др.]»2.

В трактате также рассматривались вопросы налогов и денежного обращения. Предлагалось заменить прямые налоги на железо и соль косвенным, применять для стабилизации хозяйства нормированную эмиссию денежных знаков и др. Много идей «Гуань-цзы» было использовано в хозяйственной практике Древнего Китая.

 


1 Хрестоматия по истории древнего Востока. - Ч. I. - М., 1980. - С. 31.

1 Феоктистов В. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы: Исследование и перевод. - М., 1976. - С. 202-203.

1 Древнекитайская философия: Собрание текстов в двух томах. - Т. 1. - М., 1972. - С. 180.

1 Штейн В. М. Гуань-цзы: Исследование и перевод. - М., 1959. - С.258, 303.

2 Там же, с.282.



Назад