Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2. Экономическая мысль античного мира


В античной литературе экономическую мысль древнего мира выражено в самом развитом виде. Источниками, которые дают представление об экономической мнению античности, является законодательство государств, публичные выступления и произведения философов, историков, политических деятелей, поэтов и др. Высказывания античных авторов из экономических проблем, хотя и еще не является целостной системой взглядов, однако это уже серьезная попытка теоретически осмыслить и научно обобщить характерные для этой эпохи экономические процессы и явления.

Основные идеи мыслителей Древней Греции по экономическим вопросам не только удивляют своей необычайной глубиной и оригинальностью. Они легли в основу всей экономической науки. Экономическая мысль периода раннего рабовладения (X - VI вв. до н.э.), что нашла отражение в греческом эпосе (поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», Гесиода «Работы и дни»), законах городов-государств (так называемые законы Ликурга), экономической политике (реформы Солона, Писистрата), свидетельствует о переходный характер общественных отношений от родового строя к рабовладельческого. Если первые проявления экономической мысли древних греков связанные с идеализацией общинного строя, натурального хозяйства, звеличуванням земледелия, то со временем все большее внимание уделяется вопросам землевладения, частной собственности, рабства, положения крестьянства, развития ремесла, торговли, денежного обращения.

Представление об экономической мнению Древней Греции классического рабовладельческого периода (V в. до н.э.) дает экономическая программа Перикла (ок. 490 - 429 до н.э.), который был первым стратегом и руководителем афинского государства в 444 - 429 гг. до н.э. Перікл практически ликвидировал имущественный ценз, ввел плату за государственную и военную службу, ввел общественные работы, что давали заработок бедным, создавал клерухії (военно-земледельческие поселения и колонии, поощрял торговлю и ремесло. Идеи экономического характера были высказаны философами Демокритом (ок. 460 - ок. 370 до н.э.) и
Сократом (ок. 470 - 399 до н.э.). Так, Демокрит говорил о призрачности богатства, поскольку и тот богат, кто довольствуется малым («нельзя назвать бедным того, кто доволен своей судьбой» и «нельзя назвать богатым того, кто не доволен тем, что имеет»). Он защищал частную собственность, оправдывал рабство, но был против чрезмерного роста землевладения и неограниченного накопления денег. Сократ всю экономическую деятельность связывал с моральными добродетелями, поскольку для того, чтобы разбогатеть, нужны энергия, настойчивость, благочестия, а для того, чтобы сохранить богатство, - сдержанность. Он также говорил о относительность богатства, осуждал стремление к наживе, советовал быть бережливым и довольствоваться малым.

В сутки обострение противоречий и начала кризиса рабовладельческого общества (IV в. до н.э.) экономическая мысль Древней Греции достигает расцвета. Основные идеи древнегреческих мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля вошли в сокровищницу экономического наследия человечества.

Свои экономические взгляды Ксенофонт (ок. 430 - 355/354 до н.э.) выложил во многих произведениях, главным из которых является «Домострой». В них дана характеристика рабовладельческого хозяйства. Основной проблемой для Ксенофонта был поиск путей преодоления присущих такому хозяйству недостатков. Признавая рабство естественным и правомерным, Ксенофонт выступал за коллективные формы рабоволодіння как такие, которые нейтрализуют некоторые противоречия рабовладельческого строя. Он давал советы по улучшению организации хозяйства и повышения производительности рабского труда. Для этого, как он думал, надо использовать материальные стимулы и разнообразные средства «морального» влияния на рабов, что заставило бы их работать лучше. Ксенофонт уже понимал противоположность между умственным и физическим трудом, а потому считал, что физическим трудом заниматься рабы (исполнители), а людям свободным (руководителям) принадлежат функции надзора и управления.

Ксенофонт был сторонником натурального хозяйства, как более устойчивого и надежного. Сельское хозяйство - это, по его мнению, важнейшая отрасль экономики («земледелие - мать и кормилица всех профессий»), а к ремесла он относился весьма пренебрежительно. Он не оставил без внимания и проблемы товарно-денежных отношений учитывая возможность их использования для укрепления натурального хозяйства. Так, Ксенофонт одним из первых понял важность разделения труда, признав потребность в специализации производителей на изготовлении определенных предметов. «Понятное дело, - писал он, - кто проводит время за такой ограниченной работой, то сможет выполнять ее как можно лучше»1. Ксенофонт видел связь между разделением труда и размерами рынка, противопоставляя слаборозвинутому разделения труда в малых городках относительно высокий уровень его в больших городах.

Заслугой Ксенофонта является постановка вопроса о двойное использование блага - как потребительной ценности и как меновой. Понятие «ценность» он употребляет в двух значениях. Как потребляемая стоимость «ценность представляет собой нечто добрым», зависит от полезности вещей, умение ими пользоваться. В то же время ценность рассматривается как способность вещи вимінюватися на другую вещь, то есть как меновая ценность для «того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он ее продаст, она - ценность; если не продаст, а будет обладать ею, - не ценность»). Следовательно, по сути, речь идет о двух свойствах товара. Не отрицая значения денег, Ксенофонт признавал функционирования их лишь как сокровища и средства обращения, осуждая ростовщичество.

Платон (428/427 - 348/347 до н.э.) написал много произведений философского, социально-политического и иного содержания. Основные произведения, в которых изложены его экономические взгляды («Государство» и «Законы»), посвящен проблемам государства. В труде «Государство» Платон изложил свою концепцию идеального государства. Выходной в его построении теоретической была мысль о том, что государство, которое состоит из богатых и
бедных, - это, по сути, два государства: государство богатых и государство бедных. Неравенство, по мнению Платона, вытекает из самой природы людей, через который является непреодолимой. Однако каждый человек должен получать свою долю в соответствии со своими способностями, что и является справедливым. Способности отдельного человека являются ограниченными, а его потребности - разнообразными и даже безграничными. Следовательно, возникает противоречие между потребностями людей и возможностями их удовлетворения. Разрешение этого противоречия Платон видит в образовании города (слово «город» у греков было фактическим синонимом слов «государство» и «общество»), то есть объединение людей, в котором существует разделение труда. Именно разделение труда у Платона является основным принципом построения государства и ее природной основой.

Исходя из того, что люди заметно различаются по своим способностям, одни из них рождены для управления, другие - для военного дела, а остальные - для земледелия и ремесла, Платон разделял все свободное население в идеальном государстве на три состояния: философов, которые руководят государством; воинов, призванных воевать, защищать государство и порядок в ней; и земледельцев, ремесленников и торговцев, то есть всех тех, кто занимается хозяйственной деятельностью. Рабы не принадлежат ни к одному состояния: они только орудием труда, которое способно говорить. Следовательно, разделение труда у Платона является также основанием для социального разделения общества. Философы и воины, по мнению Платона, не должны иметь частной собственности, у них все должно быть общим. Чтобы эти состояния могли лучше управлять государством и защищать ее, они должны быть полностью свободными от производственной труда и материальных забот. Средства существования для высших сословий должны поставлять члены третьего состояния, а также рабы.

Из тезиса, что человек от природы наделен неодинаковыми способностями, вытекала необходимость закрепить их разделение по занятиями. Каждый человек, считал Платон, должен заниматься той деятельностью, которая наиболее соответствует его способностям, не объединяя ее с другими видами деятельности. На это должна быть прямая государственная запрет. Но занимаясь лишь одним видом труда, человек другие свои потребности может удовлетворить через обмен продуктами. Вследствие этого появляются рынок, торговля и деньги.

Признавая необходимость торговли, Платон, однако, относился к ней как к делу, не достойной афинского гражданина. Следовательно торговлю надо оставить только варварам-иностранцам. Нарушая вопросы торговли и товарно-денежных отношений, Платон высказал чрезвычайно важную (и не только для своего времени) мнение о том, что в процессе обмена происходит уравнивание всех товаров и они становятся сопоставимыми, несмотря на то, что они являются различными споживними стоимостями. В то же время Платон считал, что товары сравниваются с помощью денег. Категория стоимости в его теории отсутствует. Деньги, по мнению мыслителя, нужны для обмена, а потому должны выполнять функции средства обращения и меры стоимости. В функции денег как сокровища, средства накопления Платон относился крайне негативно, был противником продажи товаров в кредит, резко осуждал ростовщичество. Такой взгляд Платона на торговлю и деньги обусловлен его привязанностью к натурального хозяйства и пониманием того, что развитие торгового и ростовщического капитала способствовал бы развитию товарно-денежных отношений и разложения натурального хозяйства.

В «Законах» Платон предлагает еще один проект государства, экономическая организация которой была более реалистичной, лучше соответствовало тогдашней сутках. Но этот проект, по мнению самого Платона, занимал второе место по сравнению с его первым проектом идеального государства. Будущая государство Платона должна была бы быть хозяйственно обособленным и самостоятельным. Поскольку чрезмерная концентрация земли в руках владельцев привела к обострению социальных противоречий, Платон предлагал нейтрализовать ее через равномерное распределение земли.

Натурально-хозяйственный характер взглядов Платона нашел отражение в его отношении к земледелию как важнейшей отрасли экономики, экономической основы государства, хотя он признавал и важность ремесла в экономической жизни государства. Торговля, как и раньше, объявлялась занятием непочесним.

Следовательно, в своих произведениях Платон выложил много исторически правильных наблюдений за социально-экономической действительностью античного мира и выразил важные научные идеи относительно разделения труда, обмена, денег и их функций, экономической роли государства. При этом он оставался защитником натурального аграрного хозяйства, что использует преимущественно труд рабов, пренебрежительно относился к представителям торгово-ростовщического капитала, накопителей денежного богатства, раскладывают общественный строй и душу людей.

Экономическая мысль Древней Греции достигло своей вершины в произведениях Аристотеля (384 - 322 до н.э.) - самого выдающегося мыслителя древности. Из его многочисленных работ, охватывающих самые различные отрасли знаний (философию, логику, психологию, этику, политику, физику, экономику и др.), следует назвать «Политику» и «Нікомахову этику», в которых содержатся рассуждения по экономическим вопросам. Аристотель исследовал более широкий круг теоретико-экономических проблем, чем Ксенофонт и Платон, и обнаружил большую глубину и оригинальность. Исходя из того, что природный тягу людей к совместной жизни приводит к образованию семьи, поселков, а впоследствии и государства, Аристотель, как и Платон, создал проект «лучшим государства». Социальной основой такого государства должны быть граждане, которые владеют собственностью «средней, но достаточным», поскольку «средний достаток из всех благ якнайліпший». Населением государства является земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы, воины, наемные работники и слуги. Наиболее привилегированным и уважаемыми гражданами являются политические деятели, а также философы. Вся земля государства делится на две части, одна из которых находится в государственном владении, а другая - в частном. Ведущей отраслью экономики Аристотель также считал земледелие.

Основой производства, по мнению Аристотеля, должно быть рабский труд. Такое утверждение следовало из убеждения философа, что рабство является естественным явлением. За Аристотелем, господство и подчинение - это универсальный закон природы, необходимый для «взаимного самосохранения» («некоторые существа отличаются в том отношении, что одни из них как будто предназначенные к подчиненности, а другие - к властвованию»). Для общества это означало, что одни люди от природы являются свободными, а остальным уготована участь рабов, и таким быть рабами не только справедливо, но и полезно. Рабами, за Аристотелем, должны быть только варвары, потому что варвар и раб по своей природе понятия тождественные. Рабство Аристотель связывал с разделением труда на умственную и физическую: рабы - это те люди, которые от природы могут выполнять только физическую работу, а свободные - те, которым предназначено судьбой заниматься умственным трудом. Даже «ремесленник, который обходит низкого ремесла, находится в состоянии несколько ограниченного рабства». Свободные потому и являются свободными, что они не знают физического труда. Основные непосредственные производители - это рабы. Следовательно, существование рабства является экономической необходимостью. Раба Аристотель рассматривал как «наделено душой орудия». А через то, что рабы является первым предметом собственности, то именно они становятся основой богатства и главным источником его увеличения 1.

Аристотель различал два вида богатства: богатство как совокупность потребительских стоимостей (естественное, истинное богатство) и богатство как накопление денег. Богатство первого вида имеет предел, которой является потребление. Богатство, выраженное в денежной форме, не знает границ. Согласно этому Аристотель различал экономику и хрематистику. Под экономикой он понимал искусство достояние благ, необходимых для жизни или полезных для дома, а также для государства, то есть естественную хозяйственную деятельность, связанную с производством продуктов (потребительских стоимостей). Она включала и обмен (мелкую торговлю) в пределах, необходимых для удовлетворения потребностей. Хрематистикою Аристотель называл искусство наживать богатство, делать деньги. Это деятельность исключительно в сфере обращения, направлена на накопление богатства в форме денег (большая торговля и ростовщичество), которая является, по мнению Аристотеля, неестественной.2 Осуждая хрематистику, он, однако, понимал, что экономика неизбежно переходит в хрематистику.

Разграничение двух видов богатства, а также противопоставление природного неестественном привели Аристотеля к пониманию двойного значения блага. Каждое благо, писал он, может быть использовано по назначению или, наоборот, не должным образом. Так, сандалию можно обуть или воспользоваться ею для обмена. И то, и то, за Аристотелем, является споживними стоимостями сандалии. Однако использование сандалии для обмена является неестественным способом ее употребления, потому что естественным Аристотель считал лишь непосредственное потребление, «присуще вещи» как таковой (именно как споживній стоимости). В то же время потребляемой стоимостью блага для его владельца будет и способность блага обмениваться на другое благо, то есть его меновая стоимость. Итак, Аристотель, собственно, открыл две стороны товара.

Считая природными только те экономические отношения, которые соответствуют натуральному хозяйству, и рассматривая товарно-денежные отношения как неестественные, древнегреческий мыслитель, однако, значительно глубже, чем его предшественники, исследовал эти последние. Он отметил, что потребности связывают людей в единое целое и предопределяют обмен и что «как без обмена не было бы... взаимоотношений, так без приравнивание - обмена, а без сопоставимости - приравнивание».1 Выразив чрезвычайно важную мысль о приравнивании и сопоставимость обмениваемых вещей, Аристотель, однако, не определил, что именно делает их такими. Он думал, что разные вещи есть в принципе несопоставимыми, но становятся таковыми при помощи денег, поскольку это диктуется практической потребностью.

Несомненной заслугой Аристотеля является анализ зарождения и развития торговли, исторического процесса перехода одной формы в другую. Исходным пунктом, за Аристотелем, была меновая торговля, то есть непосредственный обмен продукта на продукт, когда меновые отношения сначала возникли между родовыми семьями (общинами), а затем стали развиваться внутри них. Распространение меновой торговли постепенно привело к появлению денег, и меновая торговля превратилась в товарную (товарный оборот), которая является, собственно, обменом с помощью денег. По мнению Аристотеля, возникновение денег - необходимость, обусловленная развитием торговли. Деньги существуют для удобства обмена. «Как будто замена потребности, по общей договоренности появилась монета, - писал он. - ...Монета, словно мера, делая вещи сопоставимыми, приравнивает»2. Естественными функциями денег Аристотель считал функции средства обращения и меры стоимости. По мере накопления денег товарная торговля, в свою очередь, превращается в большую торговлю, которая принадлежит к хрематистики. Таким образом, в своем исследовании этапов развития торговли Аристотель показал переход от формы Т-Т к формы Т-Г-Т, а от нее к Г-Т-Ч. Последнюю форму торговли, где деньги функционируют как капитал, он резко осуждал, как и ростовщичество.

В целом экономическая мысль Древней Греции развивалась сначала по условий разложения общины, возникновение рабства, позже - его развития и кризиса. Поэтому в центре внимания древнегреческих мыслителей неизменно находились проблемы рабовладения, которые они рассматривали, исходя из социальной, политической и экономической ситуации
того времени. Те же обстоятельства обусловили и преобладание в них натурально-хозяйственного подхода к экономическим вопросам. Правда, углубления общественного разделения труда, оживление ремесла и торговли сделали необходимыми специальные исследования предпочтений натурального и товарного хозяйства, различных сторон товарно-денежных отношений. Научные достижения древнегреческих авторов связаны с попытками теоретического осмысления таких экономических процессов и явлений, как разделение труда, обмен, товар, деньги и др., стремлением понять законы хозяйственной жизни.

Древний Рим возник в VIII в. до н.э. как город, а с конца
III в. до н.э. до конца V в. н.э. был средиземноморской державой. В результате завоевательных войн Рим, распространив свое господство на весь Апеннинский полуостров и покорив почти все тогдашние государства Западной и Юго-Восточной Европы, Северной Африки, Малой Азии и Переднего Востока, превратился в огромную империю. Могущество Древнего Рима связано с укреплением и расцветом античного способа производства, при котором основными отношениями были отношения рабов и рабовладельцев. Понятное дело, что центральное место среди социально-экономических проблем Древнего Рима занимали проблемы рабства и аграрные проблемы, особенно вопросы рациональной организации рабовладельческих хозяйств. Именно они прежде всего нашли отражение в законах, аграрных проектах, специальных сочинениях, которые являются важными источниками по истории экономической мысли.

Трактат «Земледелие», написанный Марком Порцієм Катоном Старшим (234 - 149 до н.э.), обобщает опыт и содержит практические рекомендации по ведению натурального рабовладельческого хозяйства с определенной рыночной ориентацией. Катон, как и его греческие предшественники, считал земледелие за самое почетное и найшляхетніше занятия, доход от которого «является самым чистым, самым верным и совсем не порождает зависти». Образцовое хозяйство - это преимущественно самозабезпечуване натуральное хозяйство, владелец которого покупает только то, чего нельзя произвести в собственном имении, а продает только излишки. При этом хозяин должен как можно меньше покупать и как можно больше продавать. Для повышения доходности имений Катон дает советы по обустройству хозяйства, организации в нем производства и труда рабов. Пригородный имение, например, хозяин должен обустроить так, чтобы он давал как можно больше прибыли. Для того, чтобы владелец не делал лишних расходов, Катон советует ему иметь меньше оборудования.1 Не придавая большого значения средствам производства, Катон, однако, исключительное внимание уделяет рабам и организации их труда. Он советует сурово обращаться с рабами, наказывать за малейшие провинности, сеять вражду между ними, кормить и одевать их в зависимости от того, как они работают и как себя ведут, и таким образом создавать стимулы к добросовестной работы и хорошего поведения. Каждый раб должен получить «урок», то есть определенный объем конкретной работы. Система «уроков» позволяет хозяину контроль за состоянием дел в поместье. Непосредственно наблюдать за работой рабов имел раб-надзиратель (вілік). Работая среди других, он «будет знать, что в рабов на уме, и они будут аккуратнее в работе»[1]. О выполнении приказов вілік должен был отчитываться хозяину, который сам должен был управлять всем имением. Кроме рабов, Катон предусматривал привлечение к работе в хозяйстве свободных граждан, в частности половинщиків, но только как временный и вспомогательное мероприятие.

Лишение крестьян земли и концентрация ее в руках крупных землевладельцев обусловили необходимость проведения аграрных реформ. Проработки проектов таких реформ и их воплощения в жизнь связаны с именами народных трибунов братьев Гракхов - Тиберия (162-133 до н.э.) и Гая (153-121 до н. э.). Предлагаемые ими реформы заключались, во-первых, в восстановлении и укреплении мелкого землевладения; во-вторых, в возвращении пролетариев (обнищавших мелких производителей) в хозяйственной деятельности; в-третьих, в ограничении размеров земельных участков, которые могут быть в распоряжении одного хозяина (одной семьи). 133 году до н.э. Тиберий Gracchus выступил с законопроектом о земельной реформе, который предусматривал ограничение пользования государственной пашней одной тысячей югерів (около 300 га) на семью, распределение остальных земли по 30 югерів (около 9 га) среди безземельных и малоземельных граждан Рима. Предложенный проект был принят и частично осуществлено. Даже после убийства Тиберия Гракха аграрная комиссия продолжала работу, наделяя крестьян землей. Младший брат Тиберия - Гай возобновил реализацию аграрной реформы и совершил еще ряд реформ, направленных на укрепление римского государства, прекращение обнищание крестьянства и предотвращения пролетаризації римских граждан. Так, в Риме проводился продажа хлеба из государственных хранилищ по низким ценам, в Италии и на территории Карфагена образовывались новые колонии, куда переселяли малоимущих граждан. Однако 121 г. до н.э. Гая Гракха и его сторонников были убиты.

Позже аграрные проблемы исследовали такие представители экономической мысли Древнего Рима, как Марк Теренций Варрон (116 - 27 до н. э.) и Луций Юний Модерат Колумелла (I в. н. э.). В трактате Варрона «О сельском хозяйстве» нашло отражение рост товарности рабовладельческих хозяйств и их преобразования на полунатурального хозяйства-напівтоварного типа. Называя две цели, достижению которых должны стремиться землевладельцы - польза и удовольствие, Варрон на первое место ставит пользу, то есть получения дохода. С точки зрения доходности он и рассматривает вопросы организации рабовладельческого хозяйства. По мнению Варрона, доходность имении определяется его агрокультурой, но прежде всего - свойствами почвы, поскольку основная ценность хозяйства - земля. В то же время он признавал зависимость доходности имении от его местонахождения. «Имения, рядом с которыми есть места, куда удобно ввозить и продавать изделия своего хозяйства и откуда выгодно ввозить то, что нужно для собственного хозяйства, такие имения уже только через это доходными»1- писал он. Варрон, по сути, выделял два типа рабовладельческого хозяйства: пригородные имения и отдаленные хозяйства. Признавая влияние рынка на организацию хозяйства, Варрон признавал необходимость его рыночной ориентации, поскольку, с одной стороны, владельцы имений вынуждены покупать даже то, что они сами производят, но в недостаточном количестве, а с другой - время становится невыгодно производить нечто в собственном хозяйстве, даже когда это возможно. Земледелие он предлагал сочетать со скотоводством, доходность которого тогда была высокой.

На взгляды Варрона относительно использования в хозяйстве труда рабов безусловно повлияло восстание Спартака. Хоть он и до сих пор считает рабов только «орудиями, что говорят», и все же советует рабовладельцу не покупать много рабов той самой национальности, чтобы они не сговорились между собой, и применять более гибкие методы принуждения к труду, поощряя рабов материально и морально. Исходя из низкой производительности рабского труда, Варрон считал, что выгоднее пользоваться трудом наемных работников, особенно для
обработки крупных сельскохозяйственных угодий и в нездоровых местностях, где большая смертность рабов могла бы нанести их владельцу значительных убытков.

Труд Луция Колумелли имеет такое же название «О сельском хозяйстве». Это своеобразный обзор состояния античного сельского хозяйства в период кризиса рабовладения. В противовес утверждению, что упадок сельского хозяйства обусловлен ухудшением плодородия земли и плохим климатом, Колумелла главную причину этого упадка справедливо видит в недостатках хозяйствования, прежде всего через небрежное отношение рабов к труду. Обобщив тогдашнюю сельскохозяйственную практику, он предложил целую систему мер для более рациональной организации рабовладельческого хозяйства. По его мнению, большое, но плохо обработанное поле даст меньше дохода, чем маленькая, но тщательно обработана участок. Добрый хозяин может сделать прибыльным любой клочок земли, выращивая там именно то, для чего эта земля больше всего пригодна.

Стремясь разработать принципы эффективной организации труда рабов, Колумелла рекомендовал ввести разделение труда, ее специализацию, использование квалифицированной рабского труда. Большое значение Колумелла предоставлял даже характера отношений между господином и рабами. Диапазон предложенных им средств влияния на рабов был достаточно широким: от традиционной поместной тюрьмы в дружеской беседы и даже шуток. Это, по мнению Колумелли, мало способствовать росту производительности труда. Самое важное, чтобы лично управлял имением суровый и опытный хозяин. Учитывая это Колумелла советовал покупать пригородные имения, чтобы чаще там бывать. Владельцам отдаленных хозяйств он рекомендовал сдавать землю в аренду свободным колоннам, поскольку на то время это уже стало более выгодным, чем использование рабов. Колумелла считал, что владельцу имения не следует часто менять арендаторов, лучше привлекать колонов, крепко привязанных к месту. Таким образом, произведения Катона, Варрона и Колумелли являются важными литературными источниками по аграрным проблемам Древнего Рима. У них было отражено развитие сельского хозяйства и связанную с ним эволюцию экономических взглядов римлян по вопросам организации рабовладельческого хозяйства.

В i в. н. э. в Римской империи в условиях глубокого экономического, политического и морального кризиса общества возникло христианство. Оно вобрало в себя много элементов восточных религий (иудаизма) и античных философских течений. Хотя раннее христианство изначально было религией угнетенных и гонимых, однако оно не было ориентировано на определенный боговибраний народ, социальную группу или класс. Оно было обращено ко всем людям, ко всем, кто верил в божественного Спасителя, в Христа. Раннем христианству принадлежит заслуга первой постановки вопроса о равенстве людей. Равенство людей перед Богом выступает как основной вид равенства, от которого все другие виды являются производными. Осуждается социальное неравенство, в частности, разделение людей на бедных и богатых. Богатство рассматривается как «корень всего зла». Люди должны относиться друг к другу справедливо. С идеей равенства прочно связан принцип общего долга работать. Поскольку труд является основой жизни людей, распределение должно осуществляться с трудом. Остро осуждается ростовщичество и взимания процента за ссуду.

Ярким выразителем экономических взглядов раннего христианства был известный христианский теолог Августин Блаженный (354 - 430). Он проповедовал необходимость труда для всех, говорил, что, создав мир, Бог велел человеку работать, и ссылался на слова апостола Павла: «Как кто не хочет работать, пусть и не ест». При этом очень важно, что физический труд Августин считал такой же высокой, как и труд умственный. Работу кузнеца, строителя, сапожника он называл «чистым и честным ремеслом». Но более всего Августин уважал работу на земле. Он называл земледелие «чистейшим среди всех искусств». К торговле в Августина отношение было совсем другое. По его мнению, цель купца - «дешево купить и дорого продать». Августин считал это очевидным недостатком и осуждал. Против рабства он не выступал. Задача церкви, по его мнению, заключалось не в том, чтобы освободить рабов, а чтобы сделать их добрыми. Вообще раннее христианство как религия обездоленных, бесправных и угнетаемых воплощало мечты о равенстве и справедливости, о честное, трудовую жизнь.

Таким образом, экономическую мнению античного мира следует рассматривать, с одной стороны, как продукт особой исторической эпохи, а с другой - как ряд идей, которые получили развитие в последующие периоды и вошли в золотой фонд экономической науки. Важным достижением античной экономической мысли является выяснение принципов натурального и отдельных элементов товарного хозяйства. В центре римской экономической мысли всегда стояли вопросы организации рабовладельческого хозяйства и управления им. Среди проблем, отраженных в произведениях античных авторов, основной была проблема рабства. В толковании рабства экономическая мысль античности эволюционировала от понимания его как природного явления к критике и признание всеобщего равенства людей (в идеях раннего христианства).

 


1 Ксенофонт. Киропедия. - М., 1976. - С. 188.

1 Аристотель. Сочинения. - Т.4. - М., 1983. - С. 236, 377, 380, 384, 386, 401, 608.

2 Там же, с. 392-393, 395.

1 Аристотель. Сочинения. - Т. 4. - С. 156.

2 Там же, с. 157.

1 См.: Катон М.П. Земледелие. - М.; Л., 1950. - С. 7, 8, 15.

[1] См.: Катон М.П. Земледелие. - С. 11, 12.

1 Варрон. Сельское хозяйство. - М.; Л., 1963. - С. 42.



Назад