Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3. Экономическая мысль средневековья


После падения Римской империи (V в.) начинается так называемая эпоха средневековья, что продолжается вплоть до XVII века. Экономика этого периода была преимущественно аграрной, господствовало натуральное хозяйство. Мышление средневекового человека мало теологический характер. Экономическая мысль еще не отделилась в самостоятельную отрасль знаний. Этот процесс начался лишь в период позднего средневековья (XVI - XVII ст.). То, что можно рассматривать как проявления экономической мысли, пропитано духом практицизма. Средневековые трактаты содержат многочисленные конкретные хозяйственные советы, различные практические рекомендации, но слишком мало теоретических обобщений и попыток осмысления экономических процессов и явлений. В сутки не только раннего (V - X вв.), но даже классического средневековья (XI - XV вв.) так и не появилось никаких теоретических произведений по экономическим вопросам. Основными источниками экономической мысли средневекового общества являются юридические кодексы и церковные памятники. Экономические представления народных масс отразились в разных «єресях» и экономических требованиях крестьянских восстаний.

Отличительная черта экономической мысли Востока в средние века заключалась в том, что она уделяла внимание собственно тем же проблемам, что и в древние времена, в первую очередь вопросам управления страной, организации сельского хозяйства как главной отрасли экономики, ремесла и торговли в качестве вспомогательных. Большое влияние на развитие экономической мысли Ближнего Востока произвел ислам. В произведениях мусульманских авторов, в частности в трудах Ибн Хальдуна, выдающегося арабского мыслителя средневековья, часто высказываются такие мысли и рассуждения, что намного опережают свое время.

В литературе стран Западной Европы в эпоху раннего средневековья под влиянием христианства высказываются идеи о равенстве людей перед Богом, о труде как единственный источник существования, о необходимости делиться имуществом с бедными; стремление богатства признается пороком, что не подобает истинному христианину. Проблемы общины нашли отражение в «Салічній правде» (Салічному законе) - записи древнего обычного права племени салических франков. Запись была сделана из распоряжение короля Хлодвига (481 - 511), а впоследствии дополнено и переработано его преемниками. В нем было отражено экономический строй франков в период разложения родовых отношений и возникновения имущественного неравенства. Имущественное расслоение несколько сдерживался преобладанием совместной собственности общины над правом владения и пользования отдельных домохозяйств. «Салічна правда» свидетельствует о постепенном возникновения индивидуально-семейной собственности, преобразования владения на собственность. Франки уже разграничивали понятие движимого и недвижимого имущества. Движимое имущество можно было отдавать в залог и передавать в наследство ближайшем из родственников. Кражи его карались штрафами. Рабы считались имуществом господина, и поэтому за убийство раба посторонним человеком нужно было заплатить хозяину соответствующую компенсацию. Относительно недвижимого имущества, то существовали многочисленные разновидности индивидуальных прав на владение разнообразными видами его, хоть верховенство всегда признавалось за правом общества на все земельные угодья. После упадка Франкского государства (IX в.) «Салічна правда» потеряла свое практическое значение.

Другая достопримечательность западноевропейской экономической мысли раннего средневековья «Капітулярій о виллы» (начало IX в.) Карла Великого (или его сына Людовика Благочестивого) дает представление об организации и управления вотчиной. Согласно «Капітулярієм» вся земля вотчины была в собственности ее владельца (вотчинника), а большинство населения составляли закрепощенные крестьяне. В имении имели также жить «добрые мастера», которые производили некую ремесленную продукцию. Хозяйство мало натуральный характер, король приписывал продавать только излишки, а покупать то, что не производилось в вотчине, взимать оброки натурой и создавать продуктовые запасы.

Развитие экономической мысли классического средневековья, как и в предыдущий период, происходил под огромным влиянием христианской церкви. Крупнейшим тогдашним авторитетом, который высказал много важных экономических идей, был Фома Аквинский (Аквинат) (1225/26 - 1274), которого уже 1323 г. был канонизирован, а его учение 1879 г. было провозглашено единственно истинной философией католицизма. Основными произведениями Фомы Аквинского есть «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». В своих взглядах на политическое и социальное устройство общества он выступал за централизацию власти и признавал социальную иерархию, поскольку разделение на сословия «происходит от Бога». Естественное основание сословной иерархии Аквинат видел в разделении труда. По его словам, «одни должны обрабатывать пашню, другие - возводить дома, а часть людей, будучи свободным от людских забот, должен посвятить себя духовной работе ради спасения остальных». Хотя согласно христианской доктрины Фома Аквинский считал труд неотъемлемым долгом верующего, чисто физическое, тяжкий труд, по его мнению, была «рабским занятием». Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческой жизни.

Будучи сторонником натурального хозяйства, которое могло обеспечить всех необходимыми продуктами, Аквинат, однако, признавал, что во многих случаях просто невозможно обойтись без обмена. Поэтому он высказал свои соображения по проблемам обмена, цены, торговли, торгового прибыли, денег и др. Так, он дал свое толкование «справедливой цены». Обмен, по мнению Фомы Аквинского, должно происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем может быть установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство. «Продавать дороже ли покупать вещь дешевле, чем она стоит, само по себе непозволительно и несправедливо». Но, с другой стороны, завышение цены оправдано, если такая цена не является обычным обманом и если покупатель тоже будет польза. То есть справедливая цена, как считал Аквинат, должен согласовываться не только с вещью, что продается, а и с убытком, которого мог бы испытать продавец от продажи. В таком случае «разрешено по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе, хотя она не должна продаваться дороже, чем стоит ее владельцу». Наряду с этим понятие «справедливой цены» у Фомы Аквинского мало и социальную окраску, поскольку каждый должен получать за свой продукт столько, сколько необходимо, чтобы он мог жить в соответствии с места, которое занимает в сословной иерархии.

В своих взглядах на торговлю и торговый прибыль Фома Аквинский оправдывал торговлю с целью получения продавцом торгового прибыли для обеспечения себя и своей семьи средствами существования и использования его для благотворительных дел. Правомерным считался прибыль и как плата за труд, когда продавец улучшил некую вещь, и как возмещения расходов на транспортировку товаров. Если же прибыль был единственной целью торговца и, стремясь его получить, торговец не гнушался любыми средствами, то такая торговля провозглашалась постыдным занятием.

Рассуждая о происхождении денег, Фома Аквинский придерживался мнения, что они возникли в результате договоренности между людьми. Их назначение - облегчить справедливый обмен. При этом понятие денег и монеты он не различал. Признавая необходимость денег как средства обращения, он рассматривал их и как меру стоимости. «Монета, - писал Аквинат, - самая определенная мера для материального жизнь в торговле и обороте», а заодно и «мерило в работе». Фома Аквинский выделял «внутреннюю ценность» и «номинальную ценность денег (монеты). Он считал, что последнюю может определять государство и предполагал возможность ее незначительного отклонения от «внутренней ценности», выступая против порчи монеты.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. По его мнению, взимать проценты, предоставляя деньги в ссуду, означало бы продавать то, чего на самом деле не существует. Здесь нет равенства, а потому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретено для обмена, «первый и главный результат пользование деньгами заключается в их употреблении или расходу». Через это несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать еще и плату за пользование ими. В то же время Аквинат соглашался с тем, что процент можно рассматривать как вознаграждение за риск потерять одолженные деньги и как своеобразное возмещения упущенных доходов, которые заимодавцу мог бы иметь, использовав одолженные кому деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только по вопросу торгового прибыли и процента.

Проблеме денег было посвящено «Трактат о происхождении, природе, юридическое основание и изменение денег», написанный французским ученым Николой Оремом (Оресмом) (ок. 1323 - 1382). В нем высказано мнение, что деньги являются искусственным инструментом, который люди изобрели ради облегчения товарообмена. Золото и серебро стали деньгами благодаря своим природным свойствам. Сначала они были обычными товарами и лишь постепенно приобрели роли денежных металлов. Никола Орем был противником порчи монеты, поскольку она не является собственностью короля, хоть и чеканится с его портретом. Он отмечал, что изменение веса и ценности монет наносит ущерба торговли и кредита, обесценивает различные денежные доходы. Итак, заслугой Орема является попытка раскрыть происхождение и сущность денег, закономерности денежного обращения.

На экономическую мысль средневековой Западной Европы заметно повлияли также различные религиозные ереси. Ереси, как правило, были средством проявления оппозиционных настроений определенных социальных слоев. Несмотря на большое разнообразие ересей (вальденсов, апостоліків, катаров, альбигойцев, лоллардов и др.) и значительные отличия между ними все они так или так всегда имели антифеодальну направленность, проповедовали идеи равенства всех людей, возвращение к принципам «евангельской бедности» раннехристианского строя, осуждали богатство и неограниченное собственность церкви и др. Некоторые ереси стали идеологией восстаний крестьян и городских низов, которыми пронизывает всю историю средневековья. Основными экономическими требованиями восставших всегда были возвращения к общины, уничтожение социального и имущественного неравенства, частной собственности, возврат захваченных общинных земель, отмены барщины, оброков, десятины и т.д.

История экономической мысли Украины времена раннего и классического средневековья связана с эпохой Киевской Руси - первого государства на украинской этнической территории. Литературными источниками, что из них можно узнать о экономические взгляды той эпохи, является летописи, соглашения, грамоты князей, кодексы и записи норм светского и церковного права. Достопримечательностью социально-экономической и политической литературы эпохи Киевской Руси «Русская правда» - свод законов древнерусского права XI-XII ст. Известны 106 списков «Русской правды», которые составлены в XIII-ХVIIІ ст. Статьи «Русской правды» отражают социальную структуру и отношения собственности древнерусского общества. Они регулируют имущественные отношения, защищают право собственности князей и феодальной знати на землю и крепостных; право взимать налоги, получать ренту; определяют ограничения имущественных и личных прав различных категорий феодально зависимого населения и др. В них нашла отражение организация княжеской и боярской вотчины в XIX в., что основывалась на крепостной и рабский труд. Кстати, последняя постепенно уступала более продуктивной работы людей, зависимых и крепостных. В условиях замкнутости натурального хозяйства и неразвитости товарообмена товарно-денежные отношения в Киевской Руси были очень ограниченными, хотя в текстах «Русской правды» случаются такие понятия, как «істоє», «рэс», «отариця» и «куча», что означают одолженные деньги под процент; сам процент; участок земли и ссуду, которые закуп (смерд, что обеднел и попал в долговую кабалу к господину) получает от хозяина-землевладельца. Случаются также слова «товар», «торг» (рынок), «гостьба» (внешняя торговля) и другие экономические термины. В целом в «Русской правде» в определенной степени отражены все основные процессы экономической и общественной жизни Древнерусского государства.

Одним из главных письменных источников для исследования экономической мысли эпохи Киевской Руси является летописный свод «Повесть временных лет» - монументальный историографический и литературный документ начале XII ст., что принадлежит перу монаха Печерского монастыря Нестора. Хотя центральными в произведении есть вопросы политической истории Руси, экономическим и социальным процессам и явлениям предоставляется важное значение для объяснения исторических событий. В «Повести временных лет» рассматриваются источники доходов Киевского государства: поступления по хозяйства, дань и сборы с населения, штрафы (судебная пошлина), торговое пошлина и военная добыча. Дань собиралась продуктами, мехом или деньгами. Выплата дани деньгами способствовала развитию товарного производства и товарно-денежных отношений. В летописи говорится также о активные внешнеторговые связи Киевской Руси с другими государствами, наличие общественного разделения труда: полное отделение ремесла от земледелия и развитие различных ремесел. Летописец обнаруживает уважительное отношение не только к умственной, но и к физическому труду, поскольку оба эти виды труда считаются одинаково важными для общества, для обеспечения его богатства и благосостояния.

Из памятников древнерусской литературы, что из них можно узнать о экономическую составляющую общественной жизни, можно назвать также «Поучение детям» Владимира Мономаха (начало XII в.). Это произведение содержит немало важных хозяйственных наблюдений и обобщений, показывает отношения между землевладельцами и зависимыми крестьянами, дает советы по преодолению социальных противоречий, ярко свидетельствует о понимании уже в те времена значение земледелия, скотоводства, промыслов, торговли для укрепления могущества государства.

Галицко-Волынская летопись XIII в. рассказывает о экономическую политику галицких и волынских князей, которые поощряли развитие ремесел, торговли, городов, приглашая для этого умелых ремесленников, торговых людей.

Начиная с XIII ст. Киевская, Чернигово-Северская, Переяславская, Волынская, Галицкая, Подольская земли, а также Буковина и Закарпатье стали той территориальной основой, на которой сложилась и развивалась украинская народность. По Средней Приднепровьем, Киевской землей ранее, чем за другими землями Южной Руси, закрепилось название «Украина», которой позже, с XVII ст., стали обозначать этническую территорию украинского народа. На рубеже XIII - XIV вв. из древнерусской языковой основы выделяется украинский язык. В самых разных документах XIV - XV вв. (жалованных и заемных грамотах, инвентарях, люстрации и т.д.) отражены отношения вотчинної формы собственности, тогдашняя система повинностей, некоторые аспекты торговли, денежного обращения, развития сельского хозяйства и ремесел, предоставление ссуд под залог имущества, в том числе земельных владений.

С XIV в. на украинских землях начинает действовать Магдебургское право - городское право, возникшее в XVIII в. в городе Магдебурге (отсюда и название). За ним города освобождались от управления и суда великих князей и королей, то есть получали права самоуправления. Магдебургское право устанавливало порядок и функции органов городского самоуправления, суда, купеческих объединений, цехов, регулировало вопросы торговли, опеки и наследования, определяло наказание за различные виды преступлений и т.д. 1339 г. такое право получил город Санок Галицко-Волынского княжества, 1356 г. - Львов, 1432 г. - Луцк, 1494 г. - Киев. В течение XV - XVI ст. Магдебургское право распространилось на большинство городов на украинских землях. Города, которые находились под непосредственной юрисдикцией польского короля или великого князя литовского, не платили за городские земли, а мещан был освобожден от повинностей в пользу феодалов. Мещане платили только государственный налог на торговлю и занятия ремеслом. Они имели право использовать на нужды города денежные сборы, установленные городским правлением (магистратом), налог от пивоварен, солодовень, воскобоєнь, мельниц, земельных угодий, имели значительные преимущества в области организации и регламентации стационарной торговли, ярмарок и ремесел. Однако с увеличением влияния польских феодалов и католической церкви на украинских землях усиливается национально-религиозная дискриминация украинского мещанства. Это порождало его борьбу за ликвидацию ограничений и за увеличение участия в городском самоуправлении.

В 80-е годы XVI в. в ходе борьбы против унии и католицизма возникает так называемая полемическая литература, которая во многих аспектах касается и экономических проблем. С этой точки зрения важны произведения Ивана Вишенского (1545/50 - 20-е годы XVII в.), который отмечал проблемах социального равенства. Он говорил, что угодно-какое богатство, которым владеют господа и духовенство и которое они «пожирают», созданное «трудом и потом» крепостных. И. Вышенский показал основные формы, с помощью которых осуществлялось присвоения результатов труда крестьян и ремесленников: барщину, оброк, подати, торговый и ростовщический доход и т.д. По его мнению, одновременно с ростом богатства и розко -
шив господ, шляхты, торговцев усиливаются злоключениях крепостных, бедняков. Он понимал, что имущественно-социальное неравенство людей происходит не от природы и не от Бога, а от земных несправедливостей. В целом полемические произведения оказали огромное влияние на формирование и развитие самосознания украинского народа, на развертывание национально-освободительной борьбы во главе с Богданом Хмельницким.

В наиболее законченном виде экономическую мнению позднего средневековья представляет меркантилизм.



Назад