Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

4. Меркантилизм


Первым проявлением экономических идей буржуазного общества стал меркантилизм. В Западной Европе он зародился уже в XV ст., но большое распространение получил в XVII ст. Главной предпосылкой генезиса меркантилизма был расписание феодализма и зарождения капитализма. Возникновение капиталистического способа производства в странах Западной Европы датируется XVI ст. Ранее в отдельных городах побережья Средиземного моря можно было наблюдать лишь определенные проявления капиталистических отношений. Большое значение для формирования капиталистического способа производства мало первоначальное накопление капитала, связанное с наиболее грубыми формами насилия: разорением мелких производителей, колониальными загарбаннями, работорговлей. Эти насильственные меры осуществлялись при активной поддержке государства через государственные займы, налоговую систему, протекционизм.

Значительно ускорило развитие капиталистического производства возникновения мирового рынка. Начало формирования такого начался с осуществлением великих географических открытий XV - XVI ст. После открытия Америки и морского пути вокруг Африки началось небывалое оживление внешней торговли стран Западной Европы. Мелкое товарное производство не могло удовлетворить растущего спроса на промышленные изделия. Поспела необходимость создания крупных капиталистических предприятий, которые могли бы поставлять крупные партии товаров на экспорт. Появились большие мастерские, которые работали под контролем капиталистов (простая кооперация). Развитие разделения труда обусловил преобразования капіталістично организованных мастерских на мануфактуры.

Большую роль в возникновении капиталистического способа производства отыграл торговый капитал, который в эпоху разложения феодализма был преобладающей формой капитала. Мировая торговля привела к сосредоточение огромных богатств у отдельных лиц, прежде всего в купцов и монопольных торговых компаний. Торговый капитал подчинял мелких производителей и одновременно сам проникал в сферу производства.

Расписание феодального строя, развитие товарно-денежных отношений, зарождение капитализма задевали интересы всех слоев населения и предоставляли вопросам экономического развития все большее значение. Ликвидация монополии церкви в области идеологии, развитие научных знаний создали благоприятные условия для изучения и обобщения явлений экономической жизни. Появилось много экономической литературы, которая принимала главной целью определения характера и задач экономической политики.

Меркантилизм как первая теоретическая попытка объяснить суть капиталистического способа производства возник на основании обобщения опыта первоначального накопления капитала и решал практические вопросы ускорения этого процесса. Пытаясь преодолеть острые экономические противоречия, что их порождал расписание феодальной системы, дворянский абсолютизм во Франции, России и других странах Западной Европы попытался форсировать торговлю и промышленность меркантилістськими методами, чтобы устранить экономическую ограниченность феодализма с помощью развития мануфактурной промышленности.

Меркантилизм отражал интересы торговой буржуазии, и именно
поэтому Голландию, которая в XVII в. достигла чрезвычайного расцвета и обогащения, развивая судоходство, внешнюю торговлю и колониальную экспансию, было провозглашено идеалом меркантилизма. Меркантилисты призвали учиться в Голландии, и постепенно на этот путь становились Англия, Франция, Португалия, Испания.

Итак, меркантилизм не был случайным явлением в истории экономической мысли Европы. Он имел реальную базу и решал практические проблемы того времени.

Мышление меркантилистов значительно отличается от экономических взглядов античного мира. Руководящим принципом последнего был аристотелевский разделение хозяйства на экономику и хрематистику с
осуждением последней как «неморальної». В центре внимания меркантилистов оказывается именно хрематистика - «порождение» денег деньгами. Меркантилисты ищут связи между хозяйственными явлениями, но ищут его на поверхности явлений, в сфере обращения. И это было обусловлено особенностью эпохи, когда доминировал торговый капитал.

Следовательно, предметом исследования меркантилистов является сфера обращения. Даже сам термин «меркантилизм», возникший в ХVII ст., происходит от итальянского слова «mercante» - купец. Метод исследования меркантилистов - сбор и описание реальных фактов и частичная их классификация, то есть они направляются от конкретного к абстрактному, что является неизбежным в период зарождения любой науки. Следовательно меркантилисты не создали и не могли создать развернутой теории капитализма, не определили его законов и категорий, а посвятили свою деятельность сугубо практическим вопросам экономической политики.

Экономические взгляды меркантилистов нельзя рассматривать как единую, целостную научную теорию, которую учитель мог изложить ученику. То, что позднее получило общее название меркантилизма, было, по сути дела, совокупности личных взглядов и мнений многих разных людей, которые довольно часто даже и не слышали друг о друга, а также совокупности практических хозяйственных мероприятий европейских государств в XVI - XVIII вв. Авторами экономических трудов тогда были, как правило, не профессиональные ученые, а практики - купцы, промышленники, финансисты, служащие торговых компаний, которые не теоретизировали, а решали конкретные экономические вопросы, формулировка которых в основном выносили прямо в заголовки своих памфлетов (именно так называли тогда эти работы).

Количество авторов-меркантилистов и их работ чрезвычайно велика. Только в Англии до 1764 г., по подсчетам одного из английских историков, было опубликовано более двух тысяч таких экономических памфлетов. Однако детальное их изучение в течение ХVIII - XX вв. позволило выявить определенную общность теоретических взглядов меркантилистов. Идеологию меркантилизма раскрывают такие главные положения. Во-первых, богатством является лишь то, что может быть реализован и действительно реализуется в деньгах; то есть богатство - это не что иное, как накопление денег. Во-вторых, производство создает необходимые предпосылки для создания богатства, а потому требует постоянного поощрения и развития. В-третьих, непосредственным источником богатства является сфера обращения, то есть сфера, где продукты превращаются в деньги. По-четвертых, сфера обращения является одновременно и источником прибыли, которая образуется благодаря продаже товаров по более высокой цене, чем цена покупки: Г - Г¢ - деньги, которые порождают деньги, - такова формула капитала в меркантилистов. По-пятое, не будь-какой оборот товаров и денег является источником богатства. Обращение товаров внутри страны, по мнению меркантилистов, хоть и обогащает одних людей за счет других, однако не увеличивает и не уменьшает общей суммы национального богатства. Источником богатства является лишь внешняя торговля. По-шестое, баланс внешней торговли должно быть активным, то есть надо меньше покупать у иностранцев и больше им продавать (однако относительно понимания активного баланса взгляды ранних и поздних меркантилистов очень отличались).

Конкретная меркантилістська политика и теория меркантилизма прошли два этапа в своем развитии. Это ранний меркантилизм, который Маркс назвал монетарной системой, и развитый меркантилизм, что его Маркс характеризовал как собственно меркантилизм, или мануфактурная систему.

Ранний меркантилизм возник еще до эпохи великих географических открытий. Наиболее известными представителями этого направления были Уильям Стаффорд в Англии и Гаспар Скаруффі в Италии.

Ранний (монетарный) меркантилизм основывался на теории денежного баланса. Эта теория имела две задачи: во-первых, привлечь в страну как можно больше денег из-за границы; во-вторых - сохранить деньги в самой этой стране. Поэтому возникала требование минимального расходования и максимального накопления денег в стране с запретом их вывоз. Адекватной была и экономическая политика того времени, главной целью которой считалось содержания денег в стране, то есть максимальное уменьшение импорта. Увеличение массы золота и серебра правительства стран Западной Европы пытались достичь непосредственным регулированием движения денег. Запрещалось вывозить благородные металлы за границу, купцов-экспортеров обязывали часть выручки привозить наличными, иностранных купцов заставляли все деньги, полученные от продажи своих товаров, тратить на приобретение товаров местного производства.

Монетарный меркантилизм был довольно примитивной форме позднего меркантилизма. Присущие монетарном меркантилизма XVI в. мероприятия - запрет вывоза денег, ограничение импорта, увеличение добычи золота и серебра там, где это было возможным, установление высокого импортной пошлины, снижения ссудного процента - неоднократно внедрялись, например в Испании, но не дали ожидаемых результатов. Монетаризм оказался экономически бесплодным, на нем слишком сильно сказывались влияние еще полунатурального хозяйства, городской регламентация торговли и денежного обращения, ориентированная на самодостаточность экономики каждого города.

С ростом капиталистических форм хозяйства и расширением внешней торговли становилась очевидной нецелесообразность политики, которая принимала цель содержания денег в стране.

Во второй половине XVI в. система монетарного меркантилизма меняется системой меркантилизма мануфактурного, которая достигла своего расцвета в XVII ст. Основными представителями его были Томас Мэн в Англии, Антуан Монкретьєн во Франции, Антонио Сьерра в Италии. Возникла собственно система меркантилизма, для которой характерна теория торгового баланса. Поздние меркантилисты центр тяжести перенесен из сферы денежного обращения в сферу товарного обращения. Они ставили своей задачей отмены запрета вывоза денег, ограничений импорта иностранных товаров; форсирование экспорта национальной продукции прежде всего промышленной; завоевание рынков, в том числе колониальных и обеспечение активного торгового сальдо, то есть превышение стоимости вывезенных из страны товаров над стоимостью товаров, ввозимых в страну. С этой целью поощрялся
развитие промышленности, что производила товары на экспорт, расширялось мореходство. На первый план выдвигалась политика протекционизма, которая рассматривалась как лучшее средство для обеспечения более интенсивного развития экспорта. Государство внедряет систему таможенных мер: ввоза иностранных товаров, которые конкурируют с отечественными, а также вывоз сырья, которую можно было бы переделать в середине страны, облагаются высокими пошлинами. И наоборот, устанавливаются поощрительные премии за экспорт некоторых отечественных товаров.

Итак, в центре внимания всех меркантилистов была проблема обогащения страны. В главном и ранние и поздние меркантилисты едины - основой основ всей системы их взглядов было представление, что единственным настоящим богатством страны являются деньги. В соответствии с этого все меркантилисты выступают на защиту максимального накопления денег. Основное отличие заключалось в разных взглядах на сущность активного баланса.

Ранние меркантилисты смотрят на деньги глазами собирателя сокровищ, который знает, что любая покупка уменьшает их количество, а любой продажа - увеличивает. Поздние же меркантилисты подходят к денег уже как капиталисты, понимая, что деньги «порождают» деньги и для этого они должны быть в постоянном движении.

Отсюда происходит и разная трактовка общей для всех меркантилистов формулы: меньше покупать и больше продавать. Ранние меркантилисты отмечают первой части формулы, понимая ее вполне однозначно: надо что угодно воздерживаться от покупок. Поздние понимают эту же формулу достаточно широко: можно покупать много, но сумма продажи всегда должен превышать сумму покупки.

Очевидной истиной для теоретиков обоих этапов меркантилизма была необходимость влияния государственной власти и даже ее попечение хозяйственным жизнью. Отличие заключалось лишь в разном понимании конкретных форм этого вмешательства, в том, как сделать его наиболее целесообразным. Принцип денежного баланса на видное место ставит именно деятельность правительства, а принцип торгового баланса - частную инициативу купцов и купеческих компаний, государство здесь, как и раньше, играет роль покровителя и регулятора торговли.

Меркантилизм возник в Англии, затем распространился во Франции, Италии и других странах Западной Европы. В каждой стране политика меркантилизма имела свои особенности.

Наиболее развитым и был типичным английский меркантилизм. Еще в XV-XVI вв. выдавались «законы о расходовании», которые обязывали иностранных купцов тратить выручка за свои товары на покупку английских. Объяснялось это тем, что Англия в XVI -
XVII в. значительно продвинулась вперед в экономическом развитии и два столетия (1651-1849) меркантилизм был официальной политикой государства (действовал «Навигационный акт» Кромвеля).

Из представителей раннего меркантилизма в Англии мы уже называли В. Стаффорда (1554-1612), который 1581 г. напечатал под инициалами «W.S.» произведение «Краткое изложение некоторых жалоб наших соотечественников». Произведение было написано в форме разговора между рыцарем, фермером, ремесленником, торговцем и доктором богословия, который делает окончательные выводы.

Стаффорд обнаруживает довольно правильное как в те времена понимание связи между стоимостью денег и стоимостью товаров. Именно в появлении неполноценного монеты, в порче монеты королями (что практиковалось в связи с растущей потребностью в средствах) он усматривает причину подорожания товаров. Порча монеты, по мнению Стаффорда, имеет двойные последствия: 1) дороговизны; 2) побег (отток) из страны полноценной монеты.

Стаффорд доказывает вредность вывоз монеты за границу, потому что от того растут цены и ухудшается положение народа. Но деньги есть только средством обращения. Все зависит от того, как обменивать на них товары. Государство, считает Стаффорд, должен издать закон, чтобы ни один из сырьевых продуктов не вывозился за границу необработанным, поскольку вывоз сырья вызывает обратное завоза ее в обработанном виде, что для страны очень невыгодным. «Все, что покупают у нас иностранцы, уходит от нас навсегда. Наоборот, то, что мы покупаем друг у друга, остается дома». Отсюда, считает Стаффорд, необходимость государственного попечения отечественной торговлей. Он предлагает запретить ввоз предметов роскоши и некоторых других товаров, регламентировать торговлю, ограничить вывоз монеты, расширить производство сукна - самого популярного тогда английского экспортного продукта.

Самым выдающимся представителем меркантилизма в Англии в его наиболее развитом виде является Томас Мэн (1571-1641), которого считают автором теории торгового баланса. Мэн был купцом и одним из директоров Ост-Индской компании. В своих памфлетах «Размышления о торговле Англии с Ост-Индией» (1621), «Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли» (1664) он отрицает монетаризм и обосновывает теорию торгового баланса.

Мен высказывается против запрета вывоза денег, потому что, по его мнению, деньги приносят богатство только находясь в обороте. Он утверждает, что деньги в обращении можно сравнить с пшеничным зерном. Только посеянное зерно дает новый урожай, увеличивая свое количество. Попытки удержать в стране как можно больше золота и серебра с помощью государственных мер ограничивают право купца распоряжаться своими деньгами и наносят только вред. С точки зрения Мена, единственным разумным средством увеличения количества денег в стране благоприятный торговый баланс.

Торговый баланс с отдельными странами, доказывал Мен, неизбежно складывается по-разному. Некоторые страны больше покупают в Англии, чем продают ей, другие, наоборот, больше ввозят в Англию, чем вывозят из нее. Только при условии, что торговля будет свободной, она наберет наибольшего развития, а тем самым будет достигнута основная цель - увеличение запасов золота и серебра. Итак, Мэн решал проблему привлечения максимального количества денег совсем иначе, чем сторонники политики денежного баланса. Ввоз и вывоз денег, за Меном, прямо зависит от состояния внешней торговли. Если вывоз превышает ввоз, то есть, если страна имеет активный торговый баланс, деньги поступают в страну. «Деньги, которые привозятся в страну благодаря активному баланса нашей внешней торговли, - это единственные деньги, которые у нас остаются и которыми мы обогащаемся», - отмечал Мэн.

Четко формулирует Мэн и теорию торгового баланса: «Обычным средством для увеличения нашего богатства и наших сокровищ является иностранная торговля, что в ней мы всегда должны придерживаться того правила, чтобы ежегодно продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров».

Мэн - враг любых мер, которые тормозят экспортную торговлю, он требует даже уменьшение пошлины на товары, вывозимые. В отличие от ранних меркантилистов, которые отстаивали высокие цены, Мэн - сторонник низких цен, которые будут облегчать конкуренцию на внешнем рынке. Но он соглашается с ранними меркантилистами относительно использования в обращении только полноценных денег, повторяя уже известную мысль Стаффорда: уменьшение ценности денег влечет за собой повышение цен на товары. Мен четко различал понятия денег, богатства и драгоценных металлов. Под богатством Мен понимал не только драгоценные металлы, но и землю и другие дары природы. Насчет денег он подчеркивал также их роль для достижения конкретной цели - привлечь в страну через внешнюю торговлю более драгоценных металлов.

Мэн является сторонником развития отечественной промышленности и, так же как Стаффорд, требует замены экспорта сырья экспортом готовых изделий. Он считает весьма существенным также развитие транзитной торговли, поскольку она, по его мнению, также является источником обогащения. Особенно важным является относительно этого мореходство и необходимость доставки английских экспортных товаров в место назначения только на английских судах.

Меркантилістські взгляды развивал и Самуил Фортрей (1622 -1681) сын торговца, автор труда «Выгода и благополучия Англии, которая заключается в увеличении запасов и расширении торговли этого Королевства». С целью стимулирования развития промышленности он предлагает установку на иностранные товары высокого пошлины, вследствие чего цены на товары, которые завозятся в Англию, будут расти, а это, в свою очередь, будет способствовать сбыта товаров отечественного производства.

Фортрей - едва ли не единственный из меркантилистов, кто уделяет особое внимание средствам, которые могли бы повысить производительность сельского хозяйства. Но и он, как и все другие меркантилисты, считает, что только от промышленности «главным образом зависит богатство королевства».

Когда меркантилизм как политика исчерпал себя, на его защиту выступил выдающийся экономист Джеймс Стюарт (1712 - 1781). Он попытался обновить и развить дальше меркантилістську концепцию в XVIII ст., когда уже распространилась теория трудовой стоимости. 1767 г. он публикует труд «Исследование о принципах политической экономии», в которой не только развивает далее принципы меркантилизма, но и делает принципиальный шаг вперед в экономической науке. Стюарт не разделяет иллюзий меркантилистов, что богатство создается в результате продажи отдельными капиталистами товаров по цене, превышающей их стоимость. Он различает «позитивный прибыль», что зависит от производительности труда, и «относительный прибыль», что является результатом обмена в процессе международной торговли. По его мнению, только положительную прибыль порождает рост общественного богатства.

Французский меркантилизм. Во Франции меркантилизм также играл важную роль в экономической политике, особенно в XVII ст., хотя буржуазия здесь была слабее, чем в Англии, а французский абсолютизм - сугубо дворянской диктатурой.

Политику меркантилизма взял на вооружение уже Генрих IV, всячески стимулируя торговлю. Он заключил 1606 - 1607 гг. ряд соглашений с иностранными государствами, отказался от прав короны на имущество иностранных купцов, способствовал колонизации Канады, запретил ввоз текстильных товаров и вывоз ценного сырья - шелка, шерсти. В стране с помощью привилегий и субсидий насаждалось мануфактурное производство.

Еще большего развития политика меркантилизма приобрела за Людовика XIV, благодаря мерам выдающегося государственного деятеля, министра финансов Жана Батиста Кольбера (1619 - 1683). На его честь политику меркантилизма иногда называют еще кольберизмом. Кольбер считал, что мощь государства определяется количеством денег, которые есть в ее распоряжении, а их может дать только торговля. «Мы должны завоевать народы нашей промышленностью, - говорил он, - и победить их нашим вкусом».

Наиболее известным представителем теоретической школы меркантилизма в Франции Антуан Монкретьєн где Ваттевіль (1575 - 1621). 1615 г. он опубликовал книгу «Законы общественного хозяйства» («Трактат по политической экономии»), которую посвятил королю и королеве-матери. Именно в этом произведении впервые был употреблен термин «политическая экономия», который впоследствии стал названием целой науки.

Экономические взгляды Монкретьєна находились на грани раннего и позднего меркантилизма, что вполне соответствовало экономическом и политическом состояния Франции того периода. Религиозные войны против альбигойцев опустошили південнофранцузькі города, а гугенотська междоусобица расстроила всю французскую экономику. В то время Англия уже значительно опережала Францию в экономическом развитии.

Монкретьєн попытался разработать экономические меры, принятие которых позволило бы оживить народное хозяйство Франции. Исходя из английского опыта, Монкретьєн достаточно подробно рассматривает проблемы развития мануфактур, вопросы торговли, мореплавания, профессионального обучения и т.д.

Монкретьєн является ярым защитником третьего состояния, наиболее важной частью которого он считает торговцев. «Купцы, - подчеркивает он, - чрезвычайно полезны государству». Даже развитие промышленности для него не является самоцелью, ибо конечной целью всех ремесел, по его мнению, является торговля: «Философы говорят, что цель есть причина всех причин; и торговля, в определенный способ, главной целью разных ремесел». Для могущества государства необходимое золото, а самым надежным способом его приобретения является внешняя торговля.

Противопоставляя интересы Франции интересам других стран, Монкретьєн осуждает французскую политику обеспечения свободы торговли купцам из других стран. При этом он весьма своеобразно трактует меркантильную теорию прибыли, превращая ее в оружие против ино -
земных купцов. В торговле, по его мнению, выигрыш одного является потерей для другого. Но в процессе внутренней торговли выигрывают и проигрывают отдельные участники оборота, страна в целом ничего не теряет и
не приобретет. Во внешней торговле иностранные купцы является своего рода насосом и, получая прибыль, они выкачивают богатство страны, с которой торгуют.

Интересно отметить, что Монкретьєн различает понятия «деньги» и «богатство», считая, что золото создает лишь предпосылки для богатства и благосостояния страны, но само по себе еще не делает ее богатой. Первоочередное значение он придает «природному богатству» (хлеб, соль, вино и др.). Монкретьєн в связи с этим пишет : «Не изобилие золота и серебра, не количество жемчуга и алмазов делает государство богатой, а наличие предметов, необходимых для того, чтобы жить и одеваться: у кого их больше, у того больший достаток».

Монкретьєн выступает против лишних изысков, считая их одной из причин, что приводит к оттоку золота из страны. «Роскошь, - говорит он, - для государства чума и роковое разорения; с шелком в Турцию и Италию отплывает наше золото».

Монкретьєн отличается от многих других меркантилистов еще и тем, что не выпускает из виду необходимость улучшить положение народа, особенно крестьянства, о котором он говорит с большим сочувствием и считает, что государство должно заботиться о нем.

Меркантилизм в Италии. Для практического внедрения политики меркантилизма в Италии не было надлежащих политических и экономических условий. Огромная политическая раздробленность Италии приводила к ее неизбежного экономического упадка. Некогда накопленные торговлей в XVI в. капиталы усиленно превращались в ссудные, развивалась деятельность банков. Именно этот факт определил интересы первых итальянских меркантилистов, которые особое внимание уделяли вопросам денежного обращения и кредита.

Уже упоминавшийся профессиональный банкир Гаспар Скаруффі (1519 - 1584) написал 1582 г. «Размышления о монету и настоящую пропорциональность между золотом и серебром», где развивал идеи, близкие к монетаризма. Скаруффі предложил грандиозный как на то время проект созыва общеевропейской конференции под руководством папы или императора с целью наладить денежный оборот в международном масштабе. В разных странах, а иногда и в разных регионах в пределах одной страны, существовали разные денежные системы, что очень усложняло расчеты и перевод денег с одного места в другое. Скаруффі предложил установить единую общеевропейскую денежную систему, признать золото и серебро валютными металлами, приравнивая одну весовую часть золота до 12 весовых частей серебра. В отличие от других монетаристов он рекомендовал ликвидировать национальные барьеры, ограничивающие обращение; золото и серебро трактовались как обычные товары.

Этот проект поддерживает и разрабатывает далее флорентийский банкир-экономист Бернардо Даванцаті (1529 - 1606), который опубликовал 1582 г. книгу «Чтение о монету». Даванцаті был сторонником биметаллизма, осуждал хаос в денежном обращении, предлагал вернуться к свободной чеканки монет и обращения слитков.

Из теоретиков более зрелого меркантилизма можно назвать Антонио Серра (XVI - XVII ст.), известного автора «Краткого трактата о причинах, которые могут привести к достатку золота и серебра в странах, не имеющих рудников». Серра отрицает концепцию монетаризма и придерживается теории «торгового баланса». Он осуждает запрете вывоза денег и регламентацию их обращения, вмешательство государства в экономическую жизнь, как пример приводя Венецию,
которая имеет достаточно денег благодаря тому, что развивает свою промышленность, ведет широкую торговлю. Наличие денег в государстве, что не имеет рудников, за Серрою, зависит от развития ремесла, трудолюбия и изобретательности населения, развития торговли, соответствующей политики правительства.

Из известных итальянских меркантилистов надо также назвать Антонио Дженовезі (1712 - 1769), который долгое время занимал кафедру в Неаполитанском университете. По мнению Дженовезі, образцом
правильной торговой политики являются внешнеторговые меры Англии. В «Лекциях о коммерции и гражданскую экономику» он подробно излагает теорию торгового баланса. Нельзя допускать такого вывоза товаров, который ослабил бы отечественную промышленность и такого ввоза, которое нанесло бы ущерб отечественным ремеслам, считает Дженовезі.

Богатство, по мнению Дженовезі, это не деньги сами по себе, а правильно организована с их помощью внешняя торговля. Избыток денег является лишним. Их должно быть столько, сколько необходимо для обслуживания торговли.

Идеи меркантилизма в той или иной форме отражаются на формировании и развитии экономической политики Испании, Германии, Австрии и других стран как Западной, так и Восточной Европы.

Идеи меркантилизма в России и Украине. Идеи меркантилизма получили развитие в России XVII - XVIII ст. К XVII в. для них не существовало условий, поскольку тогда в российском государстве господствовало натуральное хозяйство, а торговля оставалась локальной и ограниченной.

С XVII в. начинается новый период русской истории: окончательно ликвидируется феодальная раздробленность и завершается процесс создания централизованного государства. Толчком к этому стал рост общественного разделения труда и торговых связей, на основе которых образовался всероссийский рынок. Развитие торговли сопровождался ростом торгового капитала и расширением сферы его действия, купцы становились ростовщиками, владельцами промышленных предприятий - мануфактур. Именно в XVII в. в России появляются первые мануфактуры, возникают буржуазные производственные отношения.

В отличие от стран Западной Европы, где важную роль в переходе к капитализму играла внешняя торговля, в России последняя почти исключительно было в руках иностранных купцов, поэтому и имела для развития экономики значительно меньшее значение. Россия не имела своего торгового флота, была отрезана от берегов Балтийского и Черного морей.

Своеобразие меркантилизма в России заключалась в том, что там не было чистого монетаризма, его элементы перемешивались с более зрелыми принципами «торгового баланса». С одной стороны, как и на Западе, меркантилизм в России отражал преимущественно интересы купечества, а с другой - российский меркантилизм был принципиально отличным от западноевропейского. Если представители последнего источником богатства считали внешнюю торговлю, то в центре внимания российских меркантилистов был развитие производительных сил страны.

Российские ученые, в трудах которых высказывались некоторые идеи меркантилизма, выдвигали широкую программу развития мануфактурной промышленности. Они не отождествляли богатство с деньгами и благородными металлами. Хотя российские меркантилисты считали необходимым развитие внешней торговли, в центре их внимания был развитие отечественного производства, расширения внутренней торговли.

По своему содержанию российский меркантилизм отличался от западноевропейского и тем, что затрагивал еще и аграрный вопрос. Проблемы колониализма в нем не заняли того места, которое они занимали в западноевропейском меркантилізмі.

Однако экономическую роль государства российские ученые-экономисты трактовали значительно шире, хотя в то же время в России достаточно сильно проявилась дворянская ограниченность практического меркантилизма.

Идеологами новой просветительской течения в России были А. Ордін-Нащокін, И. Посошков, А. Кантемир, В. Татіщев.

Впервые идеи меркантилизма в России выразил выдающийся дипломат 60-х годов XVII в. Афанасий Лаврентьевич Ордін-Нащокін (1605 - 1680). Наиболее отчетливо его экономические взгляды отражено в «Псковском Положении» (1667) и в «Новоторговом Уставе» (1667), автором и редактором которых он был.

Ордін-Нащокін, как и меркантилисты в целом, защищал интересы купечества, а следовательно большое внимание уделял вопросам торговли и ее организации. О торговле он был высокого мнения, считая ее позитивной и благородным делом. Торговлю он рассматривал не только как один из важных источников доходов государства, но и как отрасль хозяйства, активно способствует росту народного благосостояния.

В то же время Ордін-Нащокін понимал, что торговлю (в том числе внешнюю) в России развито недостаточно. Причину этого он видел в недостатка капитала, в засилье иностранных купцов, которые проникали на российский рынок.

Главным для подъема производительных сил России Ордін-Нащокін считал развитие промышленности. Россия, подчеркнул он, должна развивать промышленность не только и не столько для продажи товаров за рубеж, сколько для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Для этого России необходимы разнообразные отрасли промышленности, и прежде всего железорудная промышленность, что является основой для развития других отраслей народного хозяйства.

Следовательно, экономические взгляды и практическая деятельность Ордін-Нащекина были направлены на то, чтобы ликвидировать экономическую и культурную отсталость России, преодолеть засилье иностранного торгового капитала и создать отечественную промышленность.

Наиболее интересным и своеобразным выразителем меркантильных идей в России был Иван Тихонович Посошков (1652 - 1726). Автор знаменитой «Книги о скудости и богатстве» (1724) происходил из оброчных крестьян. В различных документах его называют по-разному: то
бывшим крестьянином, то купцом, то ремесленником, то служилою человеком. Позже Посошков очевидно разбогател, о чем свидетельствует его завещание, согласно которому ему принадлежали несколько крестьянских дворов, большое количество земли, два дома в Петербурге, даже крепостные.

Экономическую программу Посошкова изложены в его «Книге о скудости и богатстве». Она очень близка к идей классического меркантилизма, особенно к идей Монкретьєна.

Основной линии этой программы является всестороннее развитие производительных сил, отечественной промышленности, торговли, сельского хозяйства, укрепления экономического могущества России, достижения ее экономической независимости.

Посошков - большой поборник развития в России различных ремесел, но он, как и положено поклоннику меркантилістської теории, из всех видов деятельности крупнейшего значение придает торговли, а из общественных классов - купечеству. Однако дальше Посошков становится более оригинальным и требует, чтобы торговлей занимались не все, а только профессионалы-торговцы, отстаивая предоставления последним монопольного права на торговлю. Он является сторонником выделение торговцев как определенного социального слоя с тем, чтобы их было окружено особым государственным заботой. Представители других слоев общества могут заниматься торговлей лишь тогда, когда они войдут в купеческого сословия.

Относительно внешней торговли, то лейтмотивом экономической программы Посошкова является «символ веры» меркантилизма - больше продавать и покупать меньше. Он был сторонником активного торгового баланса, утверждая, что когда Россия больше продавать и меньше покупать, то деньги будут оставаться в ней, а не відпливатимуть за границу. Но Посошков предоставляет этом меркантилістському аргумента национальной окраски, говоря, что Россия может вообще обойтись без импорта, а экспортировать может многое.

Как и все меркантилисты, Посошков заботился о сохранении и увеличении количества денег в стране. Поэтому он считал, что завозить из-за границы следует только то, что не производится в России и без чего обойтись невозможно. Он был категорически против ввоза из-за границы предметов роскоши, называя это ненужной тратой денег. Однако взгляд на деньги в Посошкова является достаточно противоречивым. Его считают номіналістом, поскольку он утверждал, что деньги создает царь, который может превратить копейку на рубль, достаточно лишь поставить соответствующий штамп. Но установленная царем ценность денег имеет силу только внутри государства, за границей же российские деньги тамошние купцы оценивают на вес металла, что в них содержится. Итак, что касается западноевропейских стран Посошков придерживается товарно-металістичної теории денег.

В Посошкова нет присущего представителям западноевропейского меркантилизма отождествление богатства с деньгами. Он различает два вида богатства: вещевое и неречове. Под вещевым он понимает конкретные материальные блага и деньги, а во неречовим - «правду», то есть умелое управление государством, хорошие законы и праведный суд. Посошков различает также богатство государства (доходы казны) и богатство народа (народное хозяйство), ставя во главу угла именно богатство народа.

Принципы, изложенные в произведениях этих мыслителей, нашли практическое отражение в известных экономических реформах Петра И. Пытаясь добиться экономической независимости России, он решительно решал эту задачу меркантилістськими методами: привлечение в страну золота и серебра, форсирование экспорта, поощрение российского купечества, развитие промышленности, в том числе экспортной, строительство каналов и портов.

Эта политика несомненно была прогрессивной и отвечала потребностям России начала XVIII ст. Она имела много общего с кольберизмом, но Петр И не ограничивался поощрением торговли и промышленности, а употреблял действенных мер для развития сельского хозяйства.

Определенные черты меркантилизма были присущи и украинской социально-экономической мысли конца XVII - начала XVIII ст. Уже экономическая политика Бы. Хмельницкого (XVII ст.) свидетельствует о наличие в ней элементов меркантилизма. Она базировалась на применении принципа активного вмешательства государственной власти в хозяйственную жизнь, поощрения вывоза товаров и ограничения вывоза драгоценностей, установка защитной пошлины, льгот местным предпринимателям и купцам. Большое значение имели экономические связи с другими странами, долгосрочные торговые соглашения. Такая политика объективно способствовала оживлению экономической жизни страны, развития товарно-денежных отношений, процесса первоначального накопления капитала.

Одним из наиболее последовательных сторонников реформ Петра И в области экономики, образования, государственного управления стал Феофан Прокопович (1681 - 1736) - историк, философ, писатель, политический деятель, профессор Киевской академии, а впоследствии ее ректор.

Ф. Прокопович, как и современные ему российские меркантилисты, был сторонником активного хозяйственного и торгового баланса. Он считал, что достичь такого баланса можно лишь непрерывным развитием промышленности, сельского хозяйства, торговли, путей сообщения и т.п., а также совершенствованием системы государственных органов управления. Он горячо поддерживал реформы Петра i и считал их необходимыми для улучшения хозяйствования.

Г. Грабянка и С. Величко - идеологи казацкой старшины и шляхетства первой половины XVIII ст. - также придавали большое значение развитию ремесел, промышленности и торговли, распространения образования.

Экономическая мысль Украины (как и России) той эпохи в основном отличалась от западноевропейских меркантилістських концепций широтой и оригинальностью подхода к решению многих вопросов, в частности сути богатства и его источников, роли промышленности в экономике страны и т.д.

В целом меркантилизм (особенно на втором этапе своего развития) имел исторически прогрессивный характер. Значение теории «торгового баланса» заключалось в том, что она предлагала более зрелое и эффективное решение экономических проблем периода первоначального накопления капитала и мануфактурного капитализма. Активное сальдо «торгового баланса» действительно было важным источником обогащения буржуазии, к тому же постоянным и надежным, не связанным с случайностями политической жизни и административной деятельности. Это значит, что поздние меркантилисты, открыв одно из важных источников накопления капитала, правильно понимали экономические задачи своей эпохи, поскольку время промышленных переворотов еще не пришло.



Назад