Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3. Возникновение классической политической экономии во Франции


В XVII в. во Франции еще царит феодализм, хотя начинается уже становления и укрепления абсолютистского государства. В государстве преобладало сельское население, перегруженное многочисленными феодальными налогами. Промышленность была слабо развитой. В экономической теории и экономической политике царил меркантилизм.

Опустошительные войны и непомерная роскошь королевского двора привели к обнищание крестьянства. До этого обуславливала и экономическая политика министра финансов Людовика XIV - Кольбера. Он рассматривал сельское хозяйство только как источник покрытия расходов государства. Было установлено низкие цены на хлеб, запрещено его экспорт. Это должно было обеспечить промышленность страны дешевой рабочей силой и повысить конкурентоспособность Франции на внешних рынках.

В первой половине XVIII в. с потерей военной мощи Франция теряет свои позиции во внешней торговле. Поэтому идеи меркантилизма также теряют свое значение. Во Франции формируется классическая политическая экономия как альтернатива меркантилизма.

Пьер де Буагільбер (1646-1714) - основатель классической политической экономии во Франции - родился в Руане в дворянской семье, получил хорошее образование, занимался некоторое время литературной деятельностью, затем юриспруденцией. С 1689 г. и до последних дней своей жизни он занимает должность судьи в Руане.

Особенности экономического развития Франции сказались на формировании экономических взглядов Буагільбера. В трудах «Подробное описание положения Франции...» (1696), «Розничная торговля Франции» (1699), «Размышления о природе богатства, денег и налогов» (1707) и других Буагільбер выступает с жесткой критикой меркантилизма. Вопреки последнем он источником богатства считает не обращение, а производство, в частности сельское хозяйство. Он объявляет себя «адвокатом сельского хозяйства» и требует от правительства всяческого содействия аграриям.

Буагільбер выступает за реформирование налоговой системы, против государственного регулирования цен на зерно. Свои экономические идеи, направленные на реформирование государственной экономической политики, он преподает в довольно резкой форме, не избегая политических выпадов против правительства, что навлекло на него даже репрессии.

Теоретически обосновывая вопросы реформирования экономической политики, Буагільбер, как и Пэтти, ставит несколько проблем: чем определяется экономический рост страны, действием которых законов обеспечивается, что является источником богатства, что лежит в основе цены.

Буагільбер понимает объективную суть экономических законов, которые действуют как законы природы. Природу он отождествляет с Провидением, то есть с Богом. Он выступает против вмешательства государства в экономическую жизнь. Природа, подчеркивает он, сама установит порядок, пропорциональность цен, возобновит торговлю.

В противовес меркантилістам, которые богатство отождествляли только с деньгами, Буагільбер доказывает, что настоящее богатство нации - это разные полезные вещи, а, прежде всего, продукты земледелия. Источником богатства является труд.

Теория стоимости. Буагільбера, как и Пэтти, Маркс называет основателем трудовой теории стоимости. Буагільбер выделяет рыночную цену и «истинную», или «справедливую» стоимость товара. Величину последней он определяет затратами труда. Буагільбер исходит из того, что все экономические связи между людьми основаны на обмене продуктами труда. Этот обмен, подчеркивает он, должно происходить в соответствии с затратами труда. А это означает, что Буагільбер стоит на позициях эквивалентного обмена.

Для нормального экономического развития страны, за Буагільбером, нужен свободный обмен между отраслями производства и возмещения расходов производителей. Эти проблемы могут быть решены межотраслевым разделением труда в условиях свободной конкуренции. Рабочее время, которое приходится на одну единицу товара по условиям такого разделения, и составляет, по мнению Буагільбера, его «истинную стоимость».

Целью товарного производства Буагільбер считает потребления. Основное внимание он обращает на потребляемую стоимость.

Заслуживает внимания мнение Буагільбера о необходимости равновесия в рыночной экономике. Нарушение равновесия, подчеркивал он, задушит все в государстве.

Теория денег. Отсутствие в Буагільбера четкого понимания природы товарного производства оказалась в трактовке им самого понятия «деньги». Если в Петти стоимость проявляется в деньгах, то Буагільбер берет за основу прямой товарообмен. Он считает, что деньги вообще нарушают естественное равновесие товарного обмена в соответствии с «истинной стоимости». Вопреки меркантилістам, которые считали деньги единственным видом богатства, Буагільбер видит в них источник всех несчастий товаропроизводителей. Единственная полезная функция денег, которую определяет Буагільбер, - это облегчение обмена. Именно поэтому, по его мнению, не имеет значения, какой товар выполняет функцию средства обращения. Итак, золото и серебро можно заменить бумажными знаками.

Экономические идеи Буагільбера восприняли и развили дальше физиократы.

Физиократы - французские экономисты второй половины XVIII ст., представители классической политической экономии. Название этой научной школы происходит от греческих слов «фізіс» - природа и «кратос» - власть. Появление школы физиократов обусловлена социально-экономическими условиями тогдашней Франции. В стране развивался капитализм на его мануфактурной стадии. Во второй половине XVIII в. страна приближалась к революции. А в экономической политике Франции безраздельно господствовал меркантилизм.

В настоящее время четко определились две проблемы, тормозящих экономическое развитие: господство меркантилизма и сохранения феодального режима на селе. Физиократы, выступая против меркантилизма, выдвигали на первый план аграрную проблему. Именно поэтому критика меркантилизма набрала в физиократов аграрного характера. В отличие от меркантилистов физиократы были сторонниками экономического либерализма.

Идеи, которые провозглашали физиократы, в общих чертах были сформулированы еще их предшественниками, в частности Буагільбером. Однако нельзя говорить об их полное тождество. Физиократы разработали основы, хотя и спорной, однако прогрессивной реформы, суть которой заключалась в капиталистической реорганизации сельского хозяйства.

Образовалась школа физиократов в конце 50-х годов XVIII ст. Ее представителями были: Франсуа Кене, Дюпон де Немур, маркиз Мирабо, Мерсье де Ла Ривьер, Жак Тюрго и др. Признанным главой школы физиократов был Ф.Кене. Центром, где регулярно собирались физиократы, стал салон маркиза Мирабо. Школа имела большой успех. Ее представители опубликовали много трудов, издавали журнал. Однако школа просуществовала недолго. В конце 70-х годов она прекратила свое существование. Одной из причин этого была невозможность осуществления программ физиократов в условиях абсолютизма.

Франсуа Кене (1694-1774) - родился в пригороде Версаля, в семье мелкого землевладельца. Получил диплом хирурга и начал практиковать недалеко от Парижа. Прославился как врач, а 1749 г. стал придворным врачом Людовика ХV, получил звание дворянина. Кене поселился на антресолях Версальского королевского дворца, где прожил двадцать пять лет. В его квартире также происходили встречи физиократов. Здесь бывали знаменитые философы Дидро, д'Аламбер, Гельвеций. Несколько раз встречался с Кене и А. Смит.

Экономическими проблемами Кене начал заниматься, когда ему было 60 лет. Этому способствовала его дружба с философами Дидро и д'аламбером, которые с 1751 г. начали выдавать свою знаменитую «Энциклопедию». В ней печаталось много статей на экономические темы. Именно здесь Кене опубликовал свои первые работы «Фермеры», «Зерно» и др.

1758 г. он издал знаменитую «Экономическую таблицу», а впоследствии выходят из печати его труды: «Общие принципы экономической политики государства», «О торговле» (1760), «Анализ экономической таблицы» (1766), «Диалог о ремесленную труд» (1766), «Замечания относительно денежного процента» (1766) и др.

В исследовании экономических процессов Кене использовал метод естественных наук, что его впервые применил Пэтти. Он провозгласил идею «естественного порядка», который царит как в природе, так и в обществе. Законы естественного порядка создано Богом, и они выгодны человечеству. «Физические законы, - писал он, - которые устанавливают естественный порядок наиболее выгодный для человеческого рода и с точностью определяют естественное право всех людей, являются вечными, неизменными и безусловно лучшими законами, которые только могут существовать»1. Основой естественного порядка в Кене является право собственности. Итак, Кене фактически признает, что развитие общества происходит по объективным законам. В этом - большая заслуга физиократов. Однако они отождествляли законы природы и законы общества, а под «естественным порядком» фактически понимали капиталистическое производство, рассматривая его как вечное, неизменное.

Экономическая программа физиократов формировалась в борьбе против меркантилистов. Если последние всю концентрировали внимание на анализе явлений в сфере обращения, то физиократы перенесли свои исследования в сферу производства. Кене выдвинул идею относительно эквивалентности обмена в условиях естественного порядка. Он считал, что товары вступают в обмен с заранее заданной цене. Однако, что именно лежит в ее основе, он не понимал. Кене рассматривал лишь «рыночную цену», которая, по его мнению, зависит от наличия на рынке товаров, спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Если обмен является эквивалентным, то он, делал вывод Кене, ничего не производит, следовательно, не порождает богатства[1]. А прибыль, которую получает торговец, не является доходом государства. Такой вывод побудил физиократов искать других источников обогащения государства. По мнению Кене, обогащения страны связано с материальным производством и прежде всего с сельским хозяйством. Именно поэтому физиократы переносят свои исследования в сферу непосредственного производства, а именно - в сельское хозяйство.

Чистый продукт. Основу экономической системы Кене составляет его учение о «чистый продукт». «Чистый продукт» в него - это избыток продукции, полученный в сельском хозяйстве, над издержками производства. Создается он, по мнению Кене, только в сельском хозяйстве, поскольку здесь действует природа, способна увеличивать потребительские стоимости. В промышленности происходит не увеличение потребительских стоимостей, а лишь их составления, комбинирования или изменение форм.

Итак, «чистый продукт» в Кене имеет натуральную форму, он является даром природы. Это означало, что Кене, как и все физиократы, не понимал сути стоимости и сводил ее в потребительной стоимости. Ошибка физиократов заключалась в том, что они путали процесс роста материальных благ, который наиболее наглядно проявляется в сельском хозяйстве, с увеличением стоимости.

В то же время в Кене наблюдаем и другой подход к определению «чистого продукта». Оценивая величину «чистого продукта», он утверждает, что она есть точно определенной и зависит от издержек производства, т.е. затрат на сырье, материалы и заработную плату. Заработную плату тоже определено - это минимум средств существования. Расходы на сырье и материалы также известны - это затраты капитала. Следовательно, «чистый продукт» - это не дар природы, а результат дополнительной труда земледельца.

«Чистый продукт» в физиократов отождествляется с земельной рентой, которую получают землевладельцы. Именно поэтому физиократы выступали за проведение налоговой реформы с намерением все виды налогов заменить одним - поземельным.

Производительная и непродуктивное труд. Из понятие «чистого продукта» физиократы выводили и свое понимание производительного и непроизводительного труда. В них продуктивной является труд, который создает «чистый продукт», то есть труд в сельском хозяйстве. Другие виды труда они объявляли «бесплодными». Согласно этому Кене осуществляет и разделение общества на классы. Он выделяет три класса: производительный класс, владельцы и непродуктивный класс.

К производительного класса Кене причисляет земледельцев, то есть тех, кто создает «чистый продукт». К классу собственников Кене включает короля, землевладельцев и духовенство. Этот класс живет за счет «чистого продукта», который ему выплачивает производительный класс. Назначение этого класса заключается в присвоении, потреблении «чистого продукта». Непродуктивный «бесплодный» класс состоит из граждан, которые заняты всеми другими видами труда.

Капитал. Физиократы дали достаточно глубокое, как в те времена, определение капитала. В отличие от меркантилистов физиократы рассматривают капитал в уречевленій форме. Капитал в Кене - не деньги, а те средства производства, которые можно купить за деньги. Кене впервые разграничивает составные части капитала: ежегодные расходы (семена, средства существования рабочих), или «ежегодные авансы», и расходы на несколько лет (сельскохозяйственный инвентарь, скот) - «первобытные авансы». Это разграничение он зависимость от способа переноса стоимости на готовый продукт различными частями капитала. В издержки производства «ежегодные авансы» входят полностью, а «первобытные авансы» - частично. Тем самым Кене закладывает основы теоретической разработки основного и оборотного капитала.

Деньги. Физиократы не уделяют должного внимания анализу сущности денег. Выступая против меркантилистов, которые ставили деньги в центр всех экономических программ, физиократы довольно пренебрежительно относятся к этой экономической категории. Деньги в Кене - лишь средство, что облегчает обмен, а потому Кене выступает против накопления денег, поскольку это - бесплодное богатство.

Экономическая таблица Ф. Кене. Гениальной идеей назвал К. Маркс попытку Кене проанализировать процесс воспроизведения всего общественного капитала. Воспроизведение и оборот общественного капитала Кене изложил в своей знаменитой «Экономической таблице». В ней нашли отражение все стороны экономического учения Кене: «чистый продукт», капитал, деньги, производительная и непродуктивная работа и т.д. В «Экономической таблице» показано, как годовой общественный продукт в процессе обращения распределяется между тремя классами и как формируются предпосылки воспроизведения.

В теоретическом анализе процесса воспроизводства Кене выходит из нескольких методологических предпосылок. Он абстрагируется от процесса накопления, то есть анализирует простое воспроизводство, выходит из неизменных цен, не учитывает внешнюю торговлю, абстрагируется от оборота, что происходит в пределах одного класса.

За исходный момент воспроизведения Кене берет конец сельскохозяйственного года, окончание уборки урожая. Опираясь на статистические подсчеты, он оценивает стоимость годового валового продукта в сельском хозяйстве Франции в 5 млрд ливров (4 млрд л. - продовольствие, 1 млрд л. - сырье). Кроме того, фермеры имеют 2 млрд ливров, которые выплачивают землевладельцам как арендную плату. Эти 2 млрд ливров Кене не включает в совокупный общественный капитал, роз -
рассматривает его как средство, опосредствующее процесс обращения совокупного
продукта.

Непродуктивный класс имеет промышленной продукции на 2 млрд ливров. Следовательно, совокупный общественной продукт составляет 7 млрд ливров. Стоимость годового земельного продукта состоит из таких частей:

1) «годовые авансы» (оборотный капитал) - 2 млрд ливров;

2) «первичные авансы» (перенесенная стоимость основного капитала) - 1 млрд ливров;

3) «чистый продукт» - 2 млрд ливров.

Продукт непродуктивного класса не содержит дополнительной стоимости.

Обращение состоит из движения товаров и денег и делится на пять актов:

1) начинают реализацию землевладельцы, которые на 1 млрд ливров покупают у фермеров продукты питания;

2) на второй млрд ливров они закупают промышленные товары. Дальнейший обмен происходит между фермерами и промышленниками;

3) на 1 млрд ливров, который промышленники получают от землевладельцев, они покупают продукты питания в фермеров;

4) фермеры, в свою очередь, на этот 1 млрд ливров покупают средства производства в промышленников;

5) промышленники на вырученные деньги покупают у фермеров сельскохозяйственное сырье.

Вследствие процесса обращения и реализации общественного продукта было реализовано сельскохозяйственной продукции на 3 млрд ливров: на
1 млрд - землевладельцам и на 2 млрд - промышленникам.

У фермеров остался продукт стоимостью в 2 млрд ливров для воспроизведения «ежегодных авансов». Кроме того, у них осталось 2 млрд ливров наличными, которые они выплатят землевладельцам как арендную плату.

Непродуктивный класс продал свою продукцию (на 1 млрд - владельцам и на 1 млрд - фермерам) и приобрел средства существования и сырье. Следовательно, общественный продукт реализован и может начаться новое производство.

Таков основной смысл «Экономической таблицы», в которой показано, как процесс производства и обращения общественного продукта создает условия для воспроизведения. Главная заслуга Кене заключается в том, что он положил начало научный метод исследования общественного воспроизводства.

«Таблица» не была безупречной с нашей современной точки зрения. В ней можно обнаружить много недостатков. Ошибочным является разделение на классы. Промышленники лишенные средств производства, они полностью продают свою продукцию. В центре исследования, как это и предусмотрено теорией физиократов, стоит класс фермеров. Однако недостатки «Экономической таблице» не умаляют ее огромного значения в проработке проблемы общественного воспроизводства.

Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781). Дальнейшего развития идеи фізіократизму вступили в трудах Тюрго. Он родился в Париже в дворянской семье. Получил основательную духовное образование. Однако духовная карьера его не привлекала. Он занимается философией, филологией, географии, политической экономией. 1752 г. Тюрго занял высокую судебную должность в Парижском парламенте. С 1761 г. он является губернатором Лиможа. Тюрго дружит с Дидро и д'аламбером, печатает несколько философских и экономических статей в «Энциклопедии».

1766 г. он пишет свой главный труд «Размышления о создании и распределении богатства», которое было первоначально опубликовано в журнале, а 1776 г. изданы отдельной книжкой. Труд чрезвычайно интересна тем, что написана в лаконичной форме (в виде тезисов), но полна глубокого научного содержания. Тюрго значительно глубже всех физиократов анализирует капиталистические отношения, снимая с них феодальные наслоения. Тюрго лучше других понимает классовую структуру капиталистического общества. В отличие от Кене, который разделяет общество на три класса, Тюрго внутри промышленного класса и класса фермеров выделяет предпринимателей и наемных рабочих. Он правильно понимает статус наемного работника. «Простой рабочий, который владеет только своими руками и ремеслом, - пишет Тюрго, - имеет лишь столько, сколько ему удается продать свой труд»[2], но заработную плату он, как и Кене, определяет минимумом средств существования. Условием возникновения наемного труда он считает отделения производителя от земли как основного средства производства.

Тюрго, так же как и другие физиократы, обращается к анализу «чистого продукта». Он его называет «физическим даром плодородия», «чистым даром» более заработную плату. Однако в отличие от многих других, что в них «чистый продукт» является даром природы, в Тюрго он - результат большей производительности труда работника в сельском хозяйстве. Труд сельскохозяйственного рабочего, провозглашает Тюрго, «является единственной работой, которая производит более то, что идет на ее оплату»[3].

Ценность у него связана с полезностью вещи, ее способность удовлетворять потребности. Ценность он определяет как «выражение меры оценки, которую человек дает различным предметам своих желаний». То есть речь идет о субъективную оценку ценности.

Приобретение той или иной вещи, пишет Тюрго, требует от человека определенных хлопот, затрат ресурсов, затрат времени, труда. Величина этих расходов, связанных с приобретением одной вещи, и составляет ее «естественную цену». «Естественная цена», либо ценность, не имеет внутренней субстанции. Это величина относительная. Ее определение зависит от покупателя. Покупатель сам решает, какую долю своих ресурсов он соглашается отдать за ту или иную вещь. Максимальное ее величину Тюрго называет «ценностью значение».

В процессе обмена каждая из сторон выходит из собственной оценки «ценности значение». Субъективно каждый из участников обмена получает больше, чем отдает. Объективно происходит обмен равновеликими ценностями. Когда меновое соотношение между вещами, которые обмениваются, установилось, это означает равновесие, или равенство интенсивностей «ценности значение» обеих сторон.

Тюрго различает ценность и цену, хотя время рассматривает их как синонимы. Цена в него зависит от спроса и предложения. Одним из элементов «оценки», то есть цены, является редкость вещи[4].

Одно из центральных мест в учении Тюрго занимает проблема капитала. В отличие от Кене, который рассматривает капитал в натуральной форме, Тюрго определяет его как «накопленную ценность». Капиталисты (промышленные, торговые, ссудные), пишет Тюрго, сконцентрировали в своих руках движимое имущество (средства производства, предметы потребления, деньги). Накопление богатства этот класс совершил за счет собственной бережливости. Следовательно, первоначальное накопление капитала, по мнению Тюрго, является лишь результатом бережливости.

Прибыль в Тюрго (в отличие от взглядов Кене) - самостоятельный вид дохода. Он считает правомерным прибыль промышленного капиталиста и торговца, объясняя это тем, что без подвижного капитала невозможно ни одно производство. Капитал также способствует увеличению «чистого продукта». Капиталист, авансируя капитал, рискует потерять его. Именно поэтому Тюрго прибыль промышленного капиталиста и торговца рассматривает как «заработную плату за труд, заботы, риск». Оправдывает он и процент. Правомерность процента выводилась Тюрго из сравнения процента как «ренты временной» с «вечной рентой» - земельным, которую владелец капитала мог бы иметь, купив землю. Процент он трактует как «цену потерь», которые испытывает определенное время кредитор. Величину процента Тюрго узалежнював от наличия капитала, от спроса и предложения. Процент, как и прибыль, в Тюрго - это часть «чистой прибыли».

Заслуживает внимание трактовка им сути денег. У него уже есть определенное понимание товарной природы денег. Однако Тюрго, вопреки меркантилістам, рассматривает их как обычные товары и утверждает, что в каждом товаре заложены потенциальные деньги. Эту мысль он подтверждает тем, что каждый товар измеряет ценность другого.

Тюрго был не только выдающимся теоретиком, но и практиком, который пытался воплотить в жизнь фізіократичні идеи. 1774 г. он стал министром финансов Людовика XVI. Он подготовил и осуществил ряд буржуазных экономических реформ, которые предусматривали ликвидацию феодальных ограничений в торговле и производстве, замену натуральных дорожных повинностей денежными сборами (их должны были платить и землевладельцы), запрет налогов с хлебной торговли. Эти хотя и ограниченные, но прогрессивные преобразования, вызвали недовольство феодальной знати. Король вынужден был подписать приказ об отставке Тюрго и отменить введенные им реформы. Это был крах не только реформ, проводимых от имени феодальной монархии, но и фізіократії в целом.

 


1 Кене Ф. Избранные экономические произведения. - М., 1969. - С. 351.

[1] Кене Ф. Назв. соч., с. 359.

[2] Тюрго А. Избранные экономические произведения. - М., 1961. - С. 78.

[3] Там же, с. 98.

[4] Тюрго А. Избр. экон. произв., с. 175.



Назад