Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2. Экономическая концепция П. Же. Прудона


Пьер Жозеф Прудон (1809-1865) - родился во французском городе Безансоне в семье бедного пивовара. Учился в колледже, работал рабочим в типографии, занимался самообразованием. 1840 г. издает в Париже книгу «Что такое собственность», в которой остро критикует капитализм и бросает вызов буржуазии, провозгласив свое знаменитое лозунг «собственность - это кража». 1846 г. он издал книгу «Система экономических противоречий или Философия нищеты», на которую К. Маркс ответил своим трудом «Нищете философии».

В произведении Прудона изложена система его экономических взглядов, в основу которых взяты было идеи мелкобуржуазной социализма. В последующих работах он разрабатывает проекты «реформирования» капитализма. Это реформирования Прудон надеется осуществить через выкуп рабочими средств производства в буржуазии, создание мастерских и предприятий на акционерной основе, что в них работники-акционеры будут работать и получать продукты по себестоимости.

1848 г. Прудона избрали членом Национального собрания от парижских рабочих. На рассмотрение собрания он вносит проект налоговой реформы и создания «Народного банка», но проект не был принят. 1849 г. Прудон сам сделал попытку воплотить идею создания «Народного банка» в жизни через организацию акционерного общества, но она оказалась безрезультатной (банк просуществовал два месяца). Неудачной была и его деятельность в качестве издателя газет. За довольно острую критику капитализма Прудона дважды арестовывали.

Методологии Прудона присущ идеализм и субъективизм. Экономические категории он рассматривает как воплощение «абсолютного разума», как вечные идеи, оторваны от реальной действительности. Пытаясь применить в исследовании гегелевское диалектический метод, Прудон ограничивает его, по сути, пытаются обнаружить в категориях и экономических процессах «хорошие» и «плохие» стороны. Следовательно, экономические категории и экономические явления он рассматривает не как единство противоречий, а как механическое сочетание противоположных свойств. Руководствуясь таким подходом, Прудон считал, что всегда можно сохранить хорошие стороны и избавиться от плохих. Это касается как экономических категорий, так и капиталистического производства в целом.

Теория ценности. Ценность Прудон рассматривает как вечную абстрактную категорию, что является носителем двух абстрактных противоположных идей: идеи потребительной ценности и идеи меновой ценности. Между потребляемой ценностью и меновой ценностью существует «антиномия» - противоположность. Потребляемая ценность выступает как воплощение изобилия, богатства, а меновая - как отражение исключительности.

Примирением этих противоречивых сторон синтезом потребительной и меновой ценностей в Прудона выступает конституированная или синтетическая ценность. Она устанавливается в обмене. Обмен, писал Прудон, объединяет элементы богатства, созданные различными отраслями производства, в одно целое. Именно обмен делает ценность конституйованою.

В процессе обмена, на рынке, происходит своеобразный отбор продуктов. Одни из них общество признает за ценности и включает в состав общественного богатства. Другие - нет. Создает и комбинирует элементы богатства согласно «закону пропорциональности ценностей» только труд. Исходя из этого закона Прудон называет конституйовану синтетическую ценность пропорциональной.

Итак, конституированная ценность, по мнению Прудона, возникает в обмене и обязательно реализуется на рынке. Она есть конституйованою потому, что предусматривает слияние, объединение отдельных элементов богатства в одно целое, синтетической потому, что снимает противоположность потребительной и меновой ценностей, пропорциональной, поскольку возникает в результате установления трудом пропорций, что в них происходит комбинирования элементов богатства.

Для преодоления трудностей товарного производства (затоваривание, диспропорции и т.д.) нужно, по мнению Прудона, каждый товар наделить конституйованою ценностью, гарантировать его реализацию. Своей теорией конституированной ценности Прудон пытается устранить противоречия капиталистического товарного производства, противоречие между товаром и деньгами, предоставив самому товара свойств, присущих деньгам.

В теории ценности Прудона важным является то, что она сочетает меновую концепцию ценности с трудовой концепцией и признает два источника ценности - обмен и труд.

Экономическая программа Прудона. Как мелкобуржуазный идеолог Прудон связывал причины трудностей мелкого производителя с недостатками обмена, с проблемой сбыта. Основной причиной нищеты и несправедливости он объявляет обмен и деньги. И именно с этих позиций разрабатывает экономическую программу реформирования капитализма через реформирование обмена.

Прудон хочет сохранить товарное производство, в котором видит вершину человеческой свободы и личной независимости. Он отстаивает мелкую собственность и передачу больших производств в собственность их коллективов. Преобладание мелких товаропроизводителей, по его мнению, вызовет обмен продуктами труда по трудовым эквивалентом. Для содействия мелким производителям в реализации продукции Прудон предлагал и, как уже отмечалось, сделал попытку создать обменный банк - «Народный банк». Банк принимал бы от товаропроизводителей товары и выдавал бы им трудовые талоны, «рабочие деньги», которые свидетельствовали бы количество труда, затраченного на изготовление товара. За эти «рабочие деньги» товаропроизводитель и получал бы в банке ему нужны другие товары. Введением «рабочих денег» вместо реальных Прудон надеялся установить в обществе равенство и справедливость, избавиться от эксплуатации, поскольку каждый получал бы столько, сколько произвел сам, оставить «добрые» стороны товарного производства и ликвидировать «плохие».

Эти мелкобуржуазные иллюзии было порождено недостаточным пониманием Прудоном таких категорий, как деньги, товар, прибыль, капитал и самой сути капиталистического производства, с идеей реформирования которого через обмен он выступал.

Капитал Прудон преимущественно трактует как деньги, считая ведущей его форме только ссудный капитал. Процент, по мнению Прудона, - это та единственная форма, в которой воплощены неоплаченную труд рабочего. Прибыль Прудон рассматривает как разновидность заработной платы.

Поскольку экономической основой эксплуатации в Прудона является процент, то снижение ставки процента «принудительными законами» и сведение ее к нулю - это путь к получению рабочими полного продукта своего труда. Руководствуясь такой логикой, он развивает идею «дарового кредита». Выступая против денег, Прудон в то же время предлагал предоставлять через банк рабочим и товаропроизводителям беспроцентный кредит в денежной форме. Предоставление «дарового кредита» устраняет возможность занимать деньги под проценты и тем самым, по мнению Прудона, ликвидирует эксплуатацию.

В результате такой реформы (предоставление всем и каждому «дарового кредита») осуществится не только «слияния классов», потому что будут оставаться только трудящиеся, которые будут обмениваться продуктами в соответствии с их цены, правительство тоже станет ненужным, поскольку будет гарантированно справедливость в процессе обмена, все будут равны, и исчезнут источники конфликтов.

Прудон является противником как буржуазной демократии и монархии, так и коммунизма. Движущей силой общества он считает класс мелких производителей, экономическую основу которого составляет мелкая собственность и которому присуща определенная обособленность, изолированность. Его члены не должны объединяться в какие государственно-общественные организации. Прудон вообще выступает против государства. Связь между отдельными хозяйствами должна осуществляться через обмен и взаимопомощи.

Мелкобуржуазный социализм Прудона имел значительное распространение во второй половине XIX в. во многих европейских странах. Его идеи восприняли бакуністи, а впоследствии анархо-синдикалисты.



Назад