Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3. Экономические взгляды К. Родбертуса


Карл Иоганн Родбертус-Ягецов (1805-1875) - немецкий социалист. После окончания в 1827 г. Геттингенского университета К. Родбертус служил некоторое время в судебном ведомстве.

Родбертуса избирали членом парламента, некоторое время он был министром. Оставив политическую арену, Родбертус посвятил себя исследованию социально-экономических проблем.

Основные труды Родбертуса: «К познанию нашего государственно-экономического состояния» (1842), «Социальные письма к Кірхмана» (1850-1851), а также ряд статей, опубликованных в журналах и посвященных хозяйству древнего Рима. После смерти Родбертуса был опубликован его труд «Капитал» (четвертый социальный лист) (1884).

Родбертус занимает своеобразное место в истории экономической мысли. Восприняв идеи Сісмонді, критику ним капитализма и бедного положения рабочего класса, он выступает с проповедью социалистических идей. Однако его социализм, в отличие от марксистского, мирно сосуществует с немецкой монархией. Он сторонник чисто экономических форм борьбы, выступает против политических действий пролетариата. Родбертус соглашается с тем, что возможности воплощения идей социализма на то время были весьма ограниченными. Но это, по его мнению, не касается теории. Здесь не должно быть компромиссов. Именно
поэтому он остро критикует теоретические основы так называемого катедер-социализма (немецкой социально-этической школы) и вместе с тем становится одним из основоположников теории «государственного социализма». Реформирование общества он надеялся осуществить с помощью уравнительного распределения. Защищая преимущественно интересы мелкой буржуазии, он, однако, выступает за выплату работнику полного продукта его труда. Эволюция капиталистического производства, за Родбертусом, будет происходить через преобразования капиталистической собственности на трудовую. Осуществить социальные реформы должно государство.

Теория стоимости. Родбертус стоит на позициях трудовой теории стоимости, хоть разработка и формулировка ее есть у него несколько специфическими.

Первый раздел его основного труда имеет такой заголовок: «Стоимость всех хозяйственных благ определяется трудом и только трудом»1. Раскрывая содержание этого тезиса, Родбертус прежде всего отмечает, что в сферу хозяйства он относит только материальные блага. А из материальных благ лишь те хозяйственными, что стоят труда.

В своем анализе стоимости он выделяет следующие категории: «уживаність», «вещи, пригодные для потребления», «потребительские ценности» и «блага».

«Уживаність» - это способность вещи быть средством достижения цели, удовлетворения потребности. Она имеет объективную основу. «Вещи, пригодные для потребления» - те, которые имеют названную объективную способность. Но не все «вещи, пригодные для потребления» является «споживними ценностями». «Потребительной ценности» в Родбертуса приобретают только те вещи, что в них есть потребность. «Ценность,2 - писал он, - не является качеством вещи, а составляет то ее статус, которого она приобретает благодаря потребности в ее объективных особенностях»3. Итак, потребляемая «ценность» в него - категория субъективная. «Блага» - это вещи, которые имеют потребляемую ценность и является
результатом человеческой деятельности. Стоимость благ, подчеркивал Родбертус, определяется только трудом. Анализируя эту проблему, Родбертус ставит вопрос: включаются ли в стоимость, кроме труда, непосредственно вложенного в производство блага, также затраты материала и орудия производства? Его ответ является положительной. Так, включаются, но тоже как предварительные затраты труда4.

Материал сам по себе не может быть отнесен к стоимости блага. В стоимость блага включается труд, расходами которой определяется стоимость материала. Труд, который определяет стоимость орудий производства, включается в стоимость блага полностью или частично, в зависимости от степени их использования.

Заслугой Родбертуса является то, что он признает сравнение ценностей, то есть определение меновой ценности и самой ценности, ее величины. Но, он писал: «...Сравнить количество двух благ относительно их ценности - это еще не значит измерить ее»[1]. Единственной мерой ценности, подчеркивает Родбертус, является труд[2]. А единицей ее измерения есть время.

Исходя из трудовой теории стоимости, Родбертус признает за нетрудовые доходы прибыль и земельную ренту. Их он объединяет в единую категорию «ренты вообще», которую признает равноценной категории дополнительной стоимости. Придавая большое значение этой концепции, Родбертус даже заявлял, что К. Маркс «украл» у него теорию прибавочной стоимости, которую он (Родбертус) изложил и короче и понятнее, чем Маркс. Отмечая всю беспочвенность такого заявления, Ф. Энгельс писал, что в Родбертуса «рента вообще» составляет просто сумму земельной ренты и прибыли.

Земельная рента. Родбертус внес определенный вклад в разработку теории земельной ренты. В его трудах заложены основы теории абсолютной ренты.

В Родбертуса средние цены всех товаров, как промышленных, так и сельскохозяйственных, совпадают с их трудовыми стоимостями. Количество дополнительной стоимости («ренты») в обеих отраслях пропорциональна созданным в них суммам стоимостей. Однако в сельском хозяйстве и сама сумма стоимостей, а следовательно и дополнительной стоимости, создается меньшим капиталом, чем в промышленности, потому что здесь нет сырого материала, сырья. Норма прибыли определяется промышленностью. Через то в сельском хозяйстве возникает определенный избыток над прибылью, который и составляет земельную ренту. Земельную ренту приносят все участки земли. Итак, Родбертус поставил вопрос о существовании ренты, которую Маркс назвал абсолютной. Что же до дифференциальной ренты, то он ее возражал, хотя и признавал, что разница в производительности и размещении земельных участков увеличивает ренту.

В трактовке ренты в Родбертуса есть определенные противоречия. Не соответствует действительности его утверждение о том, что сырье отсутствует в сельскохозяйственном производстве, на самом деле там тоже используются семена, удобрения. В то же время сырье отсутствует в некоторых отраслях промышленности, например транспорте, но там не возникает земельной ренты.

Основой образования земельной ренты Родбертус называет частную собственность на землю. Она является нетрудовым доходом собственника земли. А присваивается земельная рента землевладельцами на основе «позитивного права» через постоянное принуждение. Разрабатывая теорию земельной ренты, Родбертус отрицал закон убывающего плодородия почвы.

Проблема распределения. Рассматривая общество как целостный социальный организм, образованный разделением труда, Родбертус подчеркивает необходимость выполнения обществом определенных социальных функций. Одна из важнейших - это справедливое распределение общественного продукта. Справедливое распределение он называет основной проблемой, которую должен решать наука. Под справедливым Родбертус понимает такое распределение, который обеспечивает получение каждым рабочим полного продукта своего труда. Он подчеркивает, что только рабочий создает все продукты. Собственники земли и капитала получают часть продукта в виде процента и ренты. Итак, Родбертус выделяет две стороны в распределении богатства - экономическую и социальную. Экономическая (через действие рыночных отношений) дает возможность владельцам земли и капитала присваивать часть общественного продукта. А социальная - забирает в рабочих часть созданного ими продукта, что является нарушением справедливого распределения.

Вот четкое разграничение экономической и социальной сторон распределения богатства является огромной заслугой Родбертуса.

Не уделяя особого внимания выяснению пропорций, которые складываются в процессе распределения между факторами (услугами) производства, Родбертус основной упор делает на проблеме пропорций между трудовыми и нетрудовыми доходами в национальном продукте. Он делает вывод, что доля рабочих в национальном продукте уменьшается на пользу капиталистов и землевладельцев.

Исходя из этого, Родбертус признает необходимость ликвидации частной собственности, что обеспечит, по его мнению, ликвидацию нетрудовых доходов. Но это дело далекого будущего. И Родбертус пытается найти компромисс между современным ему капитализмом и возникшим коллективистским обществом будущего. Этот компромисс он видит в усилении роли государства в распределении национального продукта.

 


1 Родбертус-Ягецов. К познанию положения нашего народного хозяйства / / Теория ценности. - Л., 1924. - С. 113.

2 Ценность и потребляемую ценность Родбертус рассматривает как однозначные понятия. См.: Родбертус-Ягецов. Назв. соч., с.113, 140.

3 Там же, с.114.

4 Там же, с.120-121.

[1] Родбертус-Ягецов. Назв. соч., с.150.

[2] Там же, с.158, 166.



Назад