Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

4. Экономическая программа Ф. Лассаля


Фердинанд Лассаль (1825-1864) - немецкий социалист, что считал себя учеником К. Маркса. в 1848 году был арестован за революционную агитацию. После освобождения (1851) он прекращает свою пропагандистскую деятельность и посвящает себя научной работе. 1862 года Лассаль возвращается на политическую арену, создает «Общий союз немецких рабочих» (1863-1875).

Ф. Энгельс писал о Лассаля как о чрезвычайно талантливой и разносторонне образованного человека. В то же время он подчеркивал, что Лассаль не был оригинальным мыслителем, а позаимствовал идеи социализма в К. Маркса и изложил их в соответствии со своим видением.

Действительно, в трактовке социалистических идей Лассаль подражает Маркса. Однако он не теоретик, он больше практик, пропагандист. Лассаль ведет интенсивную социалистическую агитацию, выступает на митингах, произносит пламенные речи в защиту трудящихся, критикует правительство и буржуазную оппозицию. Он призывает обеспечить господство в государстве четвертого состояния (трудящихся), что породило бы, по его мнению, невиданный в истории расцвет общества. Господство четвертого состояния не означает обострение противоречий между классами. Призыв к господству четвертого состояния в Лассаля - это «примирение»[1].

Однако конкретных путей и методов достижения такой цели Лассаль не видел, а возможность воплощения идей социализма откладывал на далекое будущее. Именно поэтому Лассаль считал не только лишним, а даже нежелательным использования социалистических лозунгов в текущей пропаганде. Непосредственные социальные требования он связывает с получением общего избирательного права и созданием производственных ассоциаций.

Всеобщее избирательное право должно обеспечить реализацию «истинной» цели государства. Лассаль выступает против идей экономического либерализма. Он - сторонник вмешательства государства, именно на нее он возлагает надежды. Придавая этой проблеме чрезвычайно большого веса, Лассаль противопоставляет буржуазной концепции государства концепцию рабочего класса. Буржуазная концепция государства предусматривает сохранение свободы и собственности богачей, что обусловливает усиление эксплуатации слабого сильным. А настоящая цель государства другая. «Цель государства, - писал Лассаль, - позитивно развивать и постоянно совершенствовать человеческое существо; иначе говоря, - осуществлять на самом деле назначение человека, то есть культуру, на которую человеческий род способен; цель государства - воспитание и развитие человечества к свободе»[2]. С помощью всеобщего избирательного права он надеялся включить рабочих в законодательные учреждения и тем самым приблизить реализацию этой цели[3].

С решением этой проблемы тесно связана и другая - создание производственных ассоциаций. Как теоретик социализма Лассаль осуждал тяжелое, бесправное положение рабочих. Но объяснял его не социально-экономическими условиями, а действием так называемого железного закона заработной платы. Суть закона, за Лассалем, заключается в том, что рабочий получает лишь минимум средств существования, а не полный продукт труда. «...Средний размер заработной платы, - пишет он, - всегда сводится к безусловно необходимого содержания, что определяется привычками народа, для поддержания жизни и для размножения»[4]. В подтверждение своего вывода Лассаль ссылается на Смита, Рикардо, Сэя, Мальтуса и др.

Отменить этот закон невозможно, но его можно нейтрализовать, «устранив условия его действия». Нейтрализовать действие «железного закона» Лассаль надеялся через преобразования рабочих на предпринимателей организацией добровольных ассоциаций. В таких ассоциациях рабочие одновременно были бы и предпринимателями. Тем самым было бы ликвидировано разницу между заработной платой и прибылью, а вознаграждение работника увеличилась бы до полного продукта труда. Это, по мнению Лассаля, и есть путь к мирному, законного и единственно возможного способа уничтожения эксплуатации. «Самым мирным, - писал он, - наиболее законным, наиболее простым уничтожением предпринимательского выгоды является организация рабочего состояния с помощью добровольных ассоциаций в позицию своего собственного предпринимателя, устранение этим единственным способом того закона, который по настоящему производства дает рабочим только необходимое для жизни как наемную плату, а остальное отдает предпринимателю, - вот единственно истинный, единственно жизненный, единственно такой, что соответствует справедливым домогательствам рабочего состояния, средство улучшить его положение»[5].

Капитал для создания таких самоасоціацій должно дать государство. Заставить государство это можно сделать только с помощью всеобщего избирательного права.

Идея создания рабочих ассоциаций не была новой. Лассаль, собственно, копировал план «общественных мастерских» Луи Блана. Значительное распространение в Германии вступили различные формы кооперации известного экономиста Шульце-Делича. в 1849 году он создал большое количество кредитных, потребительских, кредитных и других кооперативов. Они объединяли преимущественно ремесленников и не предусматривали государственной поддержки.

Лассаль не отрицал полезности кооперативов. Но он настаивал на необходимости проведения четкой границы между интересами наемных работников, производителей материальных благ и, как он пишет, «интересами потребителей». В труде «Господин Бастіа - Шульце-Делич, или Капитал и Труд» Лассаль подвергает острой критике экономическую программу Шульце-Делича и доказывает тождество его взглядов и взглядов Бастіа, который выступал с идеей гармонии интересов в буржуазном обществе. Капитализма Лассаль противопоставляет социализм, а производственные ассоциации рассматривает как переходную форму к будущего социалистического строя. В будущем обществе средства производства будут общими, совместной будет труд, а доходы будут распределяться согласно трудового вклада каждого работника[6].

 


[1] Лассаль Ф. Соч. - Т. I. - М., 1925. - С.87.

[2] Там же.

[3] Там же, с . 124.

[4] Лассаль Ф. Соч., т. II, с.59.

[5] Там же, с.65.

[6] Лассаль Ф. Соч., т. III, с.166.



Назад