Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

1. Теоретические источники западноевропейского утопического социализма


Утопические идеи имеют тысячелетнюю историю. В достаточно отчетливой форме они представлены в религиозных учениях, изложенные Платоном в «Політейї» и «Законах», где он описывает модель идеального государства, построенной на общественном интересе и равенства. Идеи христианского коммунизма, основанного на принципах равенства и общественно-полезной труда, описано в новозаветной книге «Деяния апостолов».

В позднем средневековье (ХVI-XVIII ст.) в экономической мысли Западной Европы происходят существенные изменения, порожденные развитием мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбления колоний ускорили процесс накопления капитала, обусловили быстрое социальное расслоение общества. В эту сутки особенно актуальными становятся идеи «справедливого» политического, экономического и социального устройства общества - социалистические утопии.

Одним из самых выдающихся представителей утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель Англии эпохи Тюдоров, что был казнен за оппозицию абсолютизма. Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности, но сочувствовал бедным и видел несовершенство существующего общественного строя.

в 1516 году Мор опубликовал свою знаменитую книгу «Утопия», где выступил как один из первых критиков капитализма. В процессах первоначального накопления капитала он видел первооснову всех общественных противоречий, имущественного неравенства, выступал против частной собственности.

Ему принадлежит модель справедливого общества, основанного на общественной собственности, уравнительном распределении благ за разумными потребностями, планово-организованной и обязательной для всех труда, общественном контроле, равенства. Управление в таком обществе осуществляется избранными народом представителями.

Ранние идеи утопического социализма разделял итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), выходец из бедной крестьянской семьи, монах-доминиканец, один из лидеров борьбы за освобождение Италии от гнета испанской монархии.

Кампанелла около 30 лет просидел в тюрьме, где и написал свое знаменитое произведение «Город Солнца» (1623). В нем он предлагает проект идеальной утопической государства - Города Солнца. В основе этого государства он видит общенародную собственность на имущество (кроме индивидуального жилья) и хозяйство натурального типа. Его общество - это конгломерат сельскохозяйственных общин, в которые вовлекаются все граждане. Общественно полезный труд является обязательным для всех граждан, обеспечивается их высоким сознанием, не нуждаясь в дополнительных стимулов. Именно благодаря этому нищета будет побеждено. Потребление в таком государстве будет также общественным, исходя из потребностей. Отношения между людьми будут основываться на принципах дружбы, взаимопонимания, товарищеского сотрудничества.

Ни Томас Мор, ни Томмазо Кампанелла не ставили себе задачу найти путь к построению такого общества. Они ограничивались только одним описанием утопической государства с необычным устройством, их утопии были больше политическими, чем экономическими. Но оба они не видели в «справедливом» обществе места для частной собственности, труд в нем является общеобязательной, а распределение - зрівняльним.

В утопических идеях англичанина Джерарда Вінстенлі, изложенных им в книге «Закон Свободы» (вторая половина ХVI ст.), появляются новые мотивы - речь идет о «принцип экономической свободы». Автор защищает частную собственность, считая, что причиной негативных явлений в обществе есть неэквивалентный обмен. Он предлагает избавиться от торговцев, осуществляя натуральный обмен и распределение под контролем общества.

«Кодекс природы» Морелли построен на ключевой доктрине насилия. Насилие должно быть направлено против частной собственности, экономических стимулов. Тот, кто мешает уничтожению частной собственности, сам должен быть уничтожен. Создание «общества справедливости» деспотичным путем значит у Морелли восстановления природного состояния вещей.

Утопические идеи тогда же было апробировано на практике, в частности в Парагвае (ХVІI ст.) около 30 лет существовала коммунистическое государство иезуитов, которая в конце концов распалась через отсутствие стимулов к труду.

«Справедливое общество» разные авторы видели по-разному, но в целом уже тогда намечаются определенные «обязательные» черты социалистического общества, которые были развиты впоследствии последователями утопий.



Назад