Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

3. Сен-Симон, сенсимонисты и происхождения коллективизма


Анри Клод де Рубруа Сен-Симон (1760-1825) - выходец из высшей французской аристократии, получил прекрасное образование, был крупным землевладельцем. В возрасте шестнадцати лет принимает участие в войне за американскую независимость. В годы революции отказывается от дворянского звания и обогащается благодаря удачной спекуляции на национальном имуществе. Как политически неблагонадежный был посажен. После освобождения из тюрьмы он занимается коммерцией, путешествует, изучает науки. В период с 1813 по 1825 гг. выходят главные его труды: «О промышленную систему», «О старую и новую политическую систему», «Катехизис промышленников», «Новое христианство». Они написаны под впечатлением от тех изменений, которые несло с собой рождение нового индустриального капиталистического строя.

Теоретические подходы Сен-Симона к анализу общества базировались на историческом методе. Сен-Симон, как и другие утописты, решает вопрос коренной перестройки общества, но относительно теоретических взглядов он требует, чтобы прошлое человечества и его современное изучался как единый непрерывный процесс прогрессивного развития общества.

Сен-Симон пишет, что любой анализ современного, взятый изолированно, может привести лишь к очень этажных или даже ошибочных выводов, и если не изучать прошлое, то невозможно отличить социальные элементы системы, которая должна исчезнуть, от элементов той системы, которая должна утвердиться.

По Сен-Симоном, общество, целостная система политики, экономики и знания, в своем историческом развитии проходит три формации: рабовладельческую, феодальную и индустриальную. Каждая из них характеризуется соответствующим уровнем развития знаний, политики и хозяйства, что, в свою очередь, проходят две стадии: органическую, или уравновешенную, и критическую, когда предыдущую равновесие нарушено.

Экономика и политика, с одной стороны, и знания - с другой, развиваются, по мнению Сен-Симона, параллельно. Во время органической стадии при власти находится класс, который играет важнейшую хозяйственную роль в данный период, а в критической стадии на экономическую власть претендует другой класс, хозяйственная функция которого растет. Класс, что рождается, противостоит тому, что уже существует. Проявлением этого противостояния является политическая борьба, которая завершается возникновением новой формации.

Капиталистическое общество Сен-Симон рассматривает как промежуточную стадию между феодализмом и індустріалізмом. Капитализм сочетает признаки разложения предыдущего периода и элементы нового - индустрию.

Характеристика капитализма основывается на анализе его противоречий, роли частной собственности и индустрии, что рождалась.

Главным недостатком капиталистической системы Сен-Симон считал отсутствие в ней организующей, объединяющей основы. Следствием этого является то, что в производстве господствует частная собственность и порождаемая ею анархия; экономику и политику обособленно друг от друга, и обе - от науки. По его определению, период, когда экономика и политика существуют автономно, является переходным. Именно поэтому капитализм он относит к критического периода, переходного от органического феодализма к будущей органической научно-индустриальной системы.

Трактовка капиталистического периода в Сен-Симона безусловно отличается от того, что предлагала современная ему школа экономического либерализма. Он признает действие естественных экономических сил, но считает, что именно они и являются причиной всех пороков капитализма, предопределяют его будущую разрушение.

Буржуазное общество он критикует еще и за то, что в нем индустрия не заняла соответствующего места. В капиталистическом среде она становится такой же причиной кризисов, как и частная собственность, способствует расслоению общества на классы, которое со временем становится все более глубоким.

Все современное ему общество он разделяет в основном на два класса: на індустріалів (элемент будущего) и владельцев (непродуктивный класс, элемент феодализма), между которыми идет борьба за экономическую власть. Этот антагонизм он часто формулирует как антагонизм между предпринимателями и трудящимися, то есть между лентяями и трудовиками.

По мнению Сен-Симона, индустрия строит экономические предпосылки для формирования нового общества: готовит капиталы до обобществления, обеспечивает высокий уровень потребления, создает условия для объединения тружеников на новой, индустриальной основе, для развития науки. Необходимо лишь сформировать соответствующее социально-политическую среду, что привело бы экономику, политику и науку в соответствие, и тогда капитализм перерастет в следующую стадию.

Экономический строй общества індустріалів. Экономической формой нового общества, что решит проблему согласования трех составляющих общественного развития, по мнению Сен-Симона станет ассоциация.

Опираясь на исторический метод, Сен-Симон указывает, что прогрессивное движение человечества направлен от более мелких ассоциаций к более крупных: от семьи к общине, от общины к нации, от нации к международной согласия - это непрерывное движение с известным конечным пунктом - «всемирная ассоциация всех людей на всем земном шаре и во всех их отношениях».

Формирование ассоциации будет происходить созданием промышленных группировок на базе существующих капиталов и производств. Это будет объединение промышленников, торговцев, банкиров, фермеров, рабочих и ученых.

Сен-Симон подчеркивает, что «национальную ассоциацию» нужно рассматривать как «промышленное предприятие», все члены которого работают ради одной цели.

Сен-Симон - вдохновенный пророк индустриализма. Будущее общество будет базироваться на индустрии, которую Сен-Симон понимает широко. Індустріалом он называет каждого, кто не будет уклоняться от общественно полезного труда в любой сфере производства, оборота или распределения. Труд является составляющей общественной индустрии. В этой системе нет места лишь для феодальных элементов и бездельников. Для Сен-Симона индустриальная система - это не только новые возможности производства, что впоследствии будет обеспечивать все потребности, но и изменение социальной среды, условия для формирования которого подготовила еще капиталистическая индустрия.

Благодаря ассоциации частная собственность трансформируется в коллективную. Поначалу Сен-Симон не отказывает ассоциации в праве на частную собственность. Сначала производство станет общественным только в пределах ассоциации, отношения между отдельными ассоциациями будут строиться на частных началах. Но в будущем, когда все общество станет единственной ассоциацией, он предусматривает окончательное обобществления, национализации собственности.

Ассоциация изменит форму распределения. Капитал, собственность предпринимателя - члена ассоциации, является основой функционирования индустриальной системы Сен-Симона, служит ее развитию. По его мнению, капитал имеет такое же право на вознаграждение, как и труд. Прибыль определяется как совокупный доход распределяется согласно труда и вложенного капитала. Предприниматель, по Сен-Симоном, не только владелец, но и руководитель промышленного предприятия, а следовательно, его доходы - естественная вознаграждение за высококвалифицированную работу. Справедливое распределение благ в будущем обществе Сен-Симон понимает не как уравниловку, а как распределение по вкладу в общее производство, однако, часть полученной прибыли в ассоциации будет использоваться для удовлетворения общественных потребностей. Когда ассоциация наберет планетарного масштаба, распределение вообще будет осуществляться за потребностями.

Ассоциация ликвидирует также и конкуренцию. Промышленностью будут управлять из одного центра по одному плану, что его будут разрабатывать ученые.

Политическое устройство общества Сен-Симон ограничивает коллективным управлением ассоциацией уполномоченными індустріалами. Исполнительную власть будет поручено палате депутатов, ее будет также наделен полномочиями принимать законы, которые будут касаться исключительно проблем роста благосостояния страны.

Политика не исчезнет, а изменит свою сущность. Она станет положительной наукой о производстве, то есть такой наукой, содержанием которой будет исследования наиболее благоприятных условий для развития производства.

Экономический правительство придет на смену политическому, будет происходить управление вещами вместо управления людьми. Как работой, так и капиталом будет распоряжаться ассоциация в лице созданных ею коллегий и советов. Будут руководить ассоциацией лишь наиболее одаренные и опытные ученые и предприниматели. Первые будут разрабатывать соответствующие научные установки, а вторые будут воплощать эти наставления в жизни.

Пути перехода к индустриального строя.

Достижения цели является, по Сен-Симоном, возможным лишь тогда, когда за дело возьмется государство, и наряду с функцией организатора ассоциаций будет выполнять также функцию духовного перевоспитания членов общества, будет способствовать восстановлению общественной морали. Именно идеи и доктрины должны стать решающими агентами социальной трансформации.

Перевихований капиталист-предприниматель, осознав, какой вред наносит обществу частный способ производства и распределения, сам сформирует, пользуясь своим капиталом, ассоциации, где собственность и распределение наберут справедливых форм, будут находиться под контролем членов ассоциации.

Следовательно, по мнению Сен-Симона, лишь сознательная деятельность обеспечивает порядок и благосостояние общества.

Сен-Симону удалось собрать вокруг себя многих действительно талантливых людей, которые пропагандировали его идеи. К его первых учеников принадлежали Огюстен Тьерри, который был его секретарем, братья Евгений и Олэнд Родрігеси. Впоследствии к ним присоединились Анфантен и Базар. После смерти Сен-Симона они основали газету «Производитель», чтобы распространять идеи своего учителя. Они, также, стали учредителями своего рода научного общества. Базара, например, поручили публичное изложение сенсімоністської доктрины в целом лекционном курсе. Впоследствии эти лекции были опубликованы в двух томах под названием «Изложение учения Сен-Симона». Но это уже было социальное учение, которое несколько разнилось от доктрины Сен-Симона.

Сен-Симон не требовал немедленной отмены института собственности, а его последователи придерживались взглядов Сісмонді и Прудона, отождествляя частную собственность с кражей, эксплуатацией, несправедливостью. Причины кризисов и анархии они объясняли тем, что собственность распылена, принадлежит разным людям, что ее хозяевами через наследование могут стать те, кто не имеет ни малейшего представления о производстве, нужды потребления и ресурсы, о распределении орудий труда.

Используя теорию стоимости, сенсимонисты формулируют теорию эксплуатации. Они считают, что в основе капиталистического накопления лежит неоплаченная доля труда наемных рабочих, но различают доходы от труда предпринимателя и доходы от собственности. За предпринимателем они признавали право только на то прибыль, что является результатом управленческого труда, другие его виды, которые получают не заняты в производстве землевладельцы и капиталисты в виде ренты, расценивали как долю, отобранную у тех, кто лишен средств производства. Поэтому последователи Сен-Симона и предлагали реформировать частную собственность, построить экономику на началах коллективизма. Государство становится единственным владельцем всех орудий труда, она будет распределять их согласно общественных потребностей и интересов. Правительство вроде огромного центрального банка с многочисленными филиалами станет распорядителем всех капиталов, поставляя в самые отдаленные места необходимые средства. Он также будет назначать способных людей для управления капиталами и будет вознаграждать их в соответствии с их труда.

Но это не будет означать, что собственность исчезнет окончательно: наоборот, она только меняет свои формы, станет организованной, коллективной, обеспечивать интересы производства и равенство. Право частной собственности будет распространяться только на предметы личного потребления.

Путь к коммунизму сенсимонисты видели в отмене закона о наследования собственности и постепенной передачи права на наследство государству. Промышленность также из рук частных предпринимателей постепенно может перейти в собственность государства.

Равенство, которой требовали сенсимонисты, они видели, главное, в распределении по труду в интересах развития общественного производства. В то же время сенсимонисты понимали и необходимость общественных фондов потребления, надеясь, что часть прибыли, которая имеет рентную природу, по социализма будет использовано для удовлетворения общих потребностей нового общества».

Сенсимонисты предполагали, что для развития социализма важное значение будут иметь большие централизованные банки, будет возрастать роль кредита и централизации предприятий как основы централизованного экономического руководства с тем, чтобы приспособить производство к потребления, чего не может сделать конкуренция.

В учении сенсімоністів заложены основы почти всех конструктивных идей социализма XIX ст.

На фоне развития идей классической политэкономии доктрины Сен-Симона и его последователей стали альтернативным направлением, выводили предмет и метод исследования по традиционно приняты пределы.

Так, классики различали политическую экономию и науку о социальном устройстве общества. Частную собственность они рассматривали как объективно определенное общественное явление, что находится за пределами анализа. Распределение богатств они не связывали с собственностью, понимая его как разделение годовой прибыли между факторами производства. Их интересовало, как именно определяется уровень процента, ренты и заработной платы.

В сенсімоністів проблема распределения богатств заключается в определении роли собственности в этом распределении. Они отмечали, что доходы в капиталистическом обществе зависят от того, как распределяется между людьми частная собственность. Экономисты-классики и сенсимонисты по-разному представляли противоположность между общественными и частными интересами. Классики противопоставляли интерес потребителей (общий) интереса производителей (частный). Сенсимонисты (а за ними и все социалисты) противопоставляют интересы тружеников и бездельников (позже это будет конкретизировано - рабочих и капиталистов, которые живут за счет трудящихся).

Классики пытались доказать, что объективные законы уравновешивают экономику, например, конкуренция ограничивает экономический эгоизм и заставляет его служить общему интересу. Сенсимонисты как
средство для объективного примирения интересов видят сознательное координирование деятельности, ассоциации противоречивых экономических сил.

Нетрадиционные подходы к анализу дали возможность сенсімоністам достаточно подробно описать экономический строй будущего «справедливого» общества. Путем к его построения они считали нравственное воспитание. В то же время сторонники сенсімонізму были очень активными предпринимателями в финансовой и промышленной сферах, играли ведущую роль в экономическом управлении Францией. Братья
Перейр основали Credit mobilier, прототип современных крупных финансовых обществ. Анфантен был инициатором создания континентальных железнодорожных линий, основал общество для постройки Суэцкого канала. Мишель Шевалье защищал интересы буржуазного государства в сфере международных отношений.



Назад