Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

4. Социалисты-асоціаціоністи Шарль Фурье и Роберт Оуэн


Шарль Фурье (1772-1837) родился в Безансоне в купеческой семье. Фурье, как и его отец, был купцом, торговал в Лионе колониальными товарами. Во времена Великой французской революции Фурье потерял свое имущество и нанялся к другому торговцу.

Над своей системой Фурье начал работать с 1799 г., но основная его работа «Теория четырех движений и общих судеб» появилась только в 1808 г. в 1828 году вышел «Трактат о домашней и земледельческую ассоциации» (во втором издании 1838 г. - «Теория всемирного единства»). 1828 года - «Новый промышленный и общественный мир», 1835 - двухтомный сборник статей «Фальшивая промышленность, раздроблена, отталкивающая, лживая, и противоядие - промышленность естественная, слаженная, привлекательная», в котором отражены основные его экономические взгляды.

Основным содержанием его трудов является идея социальной гармонии, которая возможна только в обществе, построенном на принципах справедливости и равенства. Он отрицательно относился к революциям, которые «грабят богатых, чтобы обогатить интриганов», но, по его мнению, капитализм, в основу которого положен частную собственность, что порождает конкуренцию, анархию и социальное неравенство, требует обязательного реформирования.

Выход он видит в введении общественной собственности на средства производства.

Метод исследования. Концепция Фурье - двойственная. С одной стороны, он выходит в своих концепциях с якобы постоянной и неизменной «природы человека». С другой - взгляды Фурье проникнуты історизмом еще больше, чем взгляды Сен-Симона: в доктрине Фурье идея развития общества и генетического прогресса его форм занимает одно из ключевых мест. Сен-Симон разделяет историю общества на органический и критический периоды, Фурье идет дальше: для него капитализм - лишь одна из многочисленных и отнюдь не последняя фаза, из тех, которые прошло человечество на своем долгом историческом пути.

За основу периодизации исторического развития Фурье берет уровень развития промышленности. Он предлагает схему, что, на его взгляд, достаточно точно отражает экономическое развитие человечества. Весь предыдущий ход истории человеческого общества он делит на четыре стадии развития: дикость, патриархат, варварство и цивилизацию.

Периоды, предшествовавшие

1. Первоначальный, что называется Эдемом

индустрии

2. Дикость или инертность

Промышленность раздроблена,
дрянная

3. Патриархат, мелкая индустрия

4. Варварство, средняя индустрия

5. Цивилизация, большая индустрия

Промышленность общественная,
привлекательная

6. Гарантизм, напівасоціація

7. Соціантизм, простая ассоциация

8. Гармонізм, сложная ассоциация

Оригинальным является учение Фурье о смешанные периоды, названные им «гибридами». Гибриды образуются в результате воздействия народов более высокой культуры на народы, стоящие на более низкой ступени развития. Фурье иллюстрирует это на примере Оттоманской империи, которая многое позаимствовала у европейцев, но в то же время сохранила немало своего самобытного.

Однако не все гибриды, по Фурье, являются позитивными, часто влияние народов более высокой культуры на народы низшей культуры бывает для последних глубоко вредным и даже губительным. Он полемизирует с защитниками колониальной политики и указывает на «порочный круг» непреодолимых и вечно возобновляемых противоречий ним движется общество, всегда достигая результатам, противоположным тем, которых оно стремится.

Опираясь на исторический метод исследования, Фурье делает вывод, что в каждом обществе существуют (в большей или меньшей степени) черты, заимствованные из прошлых или будущих периодов. Поэтому, комбинируя их, можно сознательно формировать общество.

Другим краеугольным камнем его социальной концепции является учение о природе человека, которое Фурье изложил в так называемой теории страстей. Страсти находятся в определенной соответствия между собой, в определенной гармонии. Но в цивилизованном (капиталистическом) обществе страсти действуют хаотично и вносят в него беспорядок. Естественный порядок должен появиться в будущем и будет возможным только тогда, когда на смену цивилизации придет новый, гармоничный общественный строй.

Из самой природы человека вытекает потребность в уничтожении конкуренции и налаживании организованного производства, ибо только тогда страсти станут силой, что цементирует и регулирует всю общественную деятельность. Только этот порядок сможет сделать работу привлекательной.

Привлекательная труд - основа системы Фурье. В так называемых цивилизованных обществах, так же как и в варварских ли рабовладельческих, труд остается отталкивающей. Человек работает только через принуждение, стремление удовлетворить собственные интересы или через угрозу бедности. Фурье считает враждебным природе человека общественное состояние, которое заставляет ее работать. При наличии обеспеченного каждом минимума средств существования труд теряет свой принудительный характер. Асоціаційоване производство с высоким уровнем разделения труда позволит каждому найти себе место по способностям.

Фурье утверждает, что ассоциации - единственный общественный строй, для которого с самого начала создан человек.

Пользуясь своим методом Фурье, доказывает, что необходимо и возможно создать общественные отношения, которые будут отвечать требованиям человеческой природы, то есть установить социальную гармонию. Человек по своей природе всегда готова к этому, необходимо лишь организовать ее.

Характеристика капитализма. Капитализм вместе с патриархатом и варварством Фурье относит к той эпохи, промышленность которой характеризуется как враждебная человеку.

Исследуя капитализм, Фурье часто обращается к сфере обращения. Если меркантилисты источник обогащения видели в обращении, в торговле, то Фурье склонен видеть в торговле источник всех пороков общества. По его мнению, торговый капитал - это ведущая форма капитала. Суть противоречий третьей фазы цивилизации - капитализма, заключается в борьбе между производителями и торговцами. Фурье объединяет фабрикантов и рабочих в один класс, поскольку они являются объектом эксплуатации агентов обращения, то есть торговцев и банкиров.

Характеризуя цивилизацию, Фурье отмечает роли произ -
водства. Он считает, что его раздробленность обусловлена формой
собственности, и, в свою очередь, является причиной господства торговли. Под
раздробленностью он понимает не мелкомасштабное производство, а наоборот, капиталистический способ производства, при котором происходит распыление общественного производства между отдельными лицами. Именно из этого он делает вывод о неизбежности анархии, кризисов, безработицы.

Капиталистическая индустриализация, по мнению Фурье, углубляет антагонизм между интересами индивидуума и коллектива. Индустрию капиталистического общества он называет «антисоциальной», то есть такой, которая не приносит пользы обществу. Она является результатом свободной конкуренции и причиной монополизации. Монополизация производства, в свою очередь, приводит к дальнейшему расслоению общества, обнищание большинства населения, экономических кризисов.

Фурье формулирует вполне логичное для своего времени учение о концентрации и централизации производства, утверждая, что третья фаза цивилизации развивается через выдавливание мелких и средних предприятий крупными и крупнейшими, а также через слияние капиталов вследствие организации акционерных обществ. Он делает вывод, что развитие концентрации и централизации приведет к новой фазы, которую он называет «промышленным или торговым феодализмом», то есть к господству объединенного финансового капитала над всем обществом. Тем самым формируются предпосылки трансформации общества, его корпоратизация, что обеспечивает основания для обобществления собственности, возникновение ассоциаций. Гибель капиталистической цивилизации Фурье рассматривает как неотвратимый следствие действия закона социального прогресса.

Будущий общественный строй. Сам Фурье главным достижением своей творческой жизни считал открытие новой формы организации общества - ассоциации, которую он называл Социальной Гармонией.

Первичной хозяйственной единицей ассоциации, за Фурье, является фаланга. Для нее характерны общественная форма производства на основании общей собственности и распределение в соответствии с вклада каждого в производство. Фаланга занимает площадь около одной квадратной мили и состоит приблизительно из 1500 человек. Хозяйственной основой фаланги является агропроизводство в различных его видах, с особым уклоном в сторону земледелия и садоводства. Различные виды промышленности является лишь подсобными промыслами для сельского хозяйства.

Однако фаланга Фурье - это не просто кооперация, которая предусматривает разделение труда и специализация. Это нечто вроде акционерного общества, но часть расходов фаланги составляют расходы на общественные нужды - воспитание детей, содержание детских дошкольных учреждений и школ.

Итак, хозяйственную систему нового общества он видел как совокупность отдельных, экономически обособленных единиц - фаланг, хотя и подчеркивал, что для общегражданских крупномасштабных работ будут создаваться міжфалангові «промышленные армии».

Экономической основой будущего строя Фурье считает общественную собственность на средства производства, но трактует ее довольно оригинально. Государственными принципами организации общества он уступает в пользу объединений, которые будут находиться между собой в товарных отношениях. Собственность усуспільнюється не государством, а отдельными обществами - фалангами, которые и становятся реальными собственниками. Но и в фалангах Фурье сохраняется частная собственность. Она определяет пропорции распределения продукта, хотя и не влияет на производство, что функционирует в общественной форме. Хозяином производства весь коллектив фаланги, он управляет производством, планирует совместную деятельность.

Распределение осуществляется в соответствии с каждого взносакаждый получает свою долю прибылей наподобие того, как это делается в акционерном обществе. Капиталист получает вознаграждение за капитал, воплощенный в акциях. Фурье уверен, что производительность труда в ассоциации будет настолько высокой, что каждый будет иметь сбережения, которые будут инвестированы, а следовательно, будут давать право на получение прибыли. Следовательно владельцами в фаланге будут не только богатые, собственность будут иметь все.

Но размер доходов будет определяться не только долей имущества индивида в совместной собственности, но и количеством затраченного им труда, его способностями и талантом. В Фурье распределение прибыли происходит за капиталом, трудом и талантом. Такая трактовка распределения имеет особый смысл: пытаясь обосновать свой подход к проблеме справедливого распределения, Фурье привлекает к этому факторы производства. Определив пропорции распределения продукта в соотношении 5 : 4 : 3 (в соответствии с долей труда, капитала и таланта в производстве), Фурье тем самым дает общественную оценку значимости каждого из этих факторов.

Наемных рабочих в фаланге не будет, так не будет и заработной платы. Фурье предполагал, что если и не все, то подавляющее масса членов фаланги будет иметь долю в прибыли, которая будет определяться одновременно и трудом и капиталом, и талантом (знаниями). Кроме того, часть общего дохода будет отчисляться в фонды общественного потребления, обеспечивая гарантированный уровень доходов.

Справедливое распределение сделает труд привлекательным для всех.

Фурье твердо убежден в преимуществах свободного труда. Он доказывает, что производительность ее будет неизмеримо выше, и что в ассоциации будет полностью уничтожено бедность. В фалангах будут использоваться не только материальные стимулы к труду, но и моральные, организуются соревнования. Благодаря сознания и высокому уровню производительности труда, по мнению Фурье, будет достигнуто общественной равенства, которую он понимает как равенство по отношению к средствам производства.

Пути перехода к новому общественному строю. Основной движущей и организующей силой общества Фурье считает сильную власть, которую на период формирования нового общества будет, по его мнению, представлять государство. Именно государство заставит рабочих и капиталистов к совместных действий по преобразованию общества, будет способствовать организации фаланг. Направляющая роль государства с окончательным формированием фаланг постепенно отомрет, но сильная власть в фалангах будет сохраняться.

Средства на формирование фаланг дадут капиталисты-акционеры фаланг.

По мнению Фурье, со временем все мировое хозяйство превратится в систему фаланг.

Фурье не видел возможности сразу построить Мир Гармонии. Он предусматривал существование переходного периода, который называл гарантизмом, когда каждому гарантировано прожиточный минимум, независимость и комфорт, то есть почти все, что составляет предмет забот рабочего законодательства.

Фаланга Фурье - это благоприятная среда, где люди смогут иметь все условия для труда и всестороннего развития. Именно потому, что она не соблюдает коммунистических принципов, кроме одного - общественного потребления, - она может стать приемлемой для всех хозяйственной форме.

Программа, которая имела целью не экспроприацию собственности, а ее кооперирования как форма обобществления и уничтожения наемного труда, не борьбу классов, а ассоциации таланта, труда и капитала, которая проповедовала примирения антагонистических интересов капиталиста и рабочего, производителя и потребителя, кредитора и должника, объединяя их в одном лице, - такая программа действительно привлекала внимание многих современников Фурье.

Среди учеников и последователей Фурье наиболее известные Консідеран и Годен.

Виктор Консідеран был одним из самых ярых пропагандистов фур'єризму и в своей «Социальной доктрине» дал лучшее изложение этой системы. Он даже делал попытки реализовать ее на практике в Америке. Во время революции 1848 г. выступил с лозунгом, что в определенной степени передает суть фур'єризму - «право на труд» как «справедливая и необходима компенсация за право собственности».

Андре Годен известный благодаря практическому воплощению им идеи Фурье в жизни - созданию знаменитого фамілістера - промышленного заведения, в котором рабочие принимали коллективное участие не только в производстве, но и в распределении прибылей. На средства фамілістера было построено несколько крупных жилых домов для рабочих, школы, приюты для бедных, даже театр и кооперативные магазины.

Теория Фурье некогда имела много сторонников, она и до сих пор сказывается на различных солідаристських реформистских моделях общества.

Роберт Оуэн (1771 - 1858) родился в семье мелкого ремесленника, в небольшом английском городке Ньютаун. После окончания начальной школы, в семилетнем возрасте, становится помощником учителя, репетитором, пишет проповеди на религиозные темы, покрыв себя славы «маленького священника». В 9 лет начинает работать в торговле, где в течение восьми лет проходит путь от продавца к менеджера крупного торгового центра. Впоследствии он открывает прядильную фабрику, где проявляет незаурядные организаторские способности. 1794 г. Оуэн становится акционером компании «Чарльстон Твист и К градусов», которое было основано старейшими лондонскими и манчестерськими фирмами, и возглавляет правление общества.

1800 г. Оуэн покупает на границе Шотландии и Англии фабричный поселок Ленарк с четырьмя прядильними фабриками и создает образцовую колонию, благодаря которой становится известным во всем мире. Деятельность Оуэна в Нью-Ленарку делится на два периода: организация модельного промышленного общества - колонии высокой культуры и высокого уровня производительности труда и общественно-реформаторская деятельность, когда он пытался ее успехи распространить на все общество. Второй период был неудачным, и 1824 г. Оуэн уезжает в США, чтобы там
реализовать свой план кооперативной общины. С этой целью 1825 г. он покупает 30 тыс. акров земли вместе со зданиями и основывает сельскохозяйственное общество «Нью Гармония». Оно просуществовало лишь три года.

После возвращения в Англии Оуэн снова занимается общественно-реформаторской деятельностью, надеясь уже не на правительственные круги, а на профсоюзное движение. Тред-юніони он предлагает превратить в объединение производителей для организации кооперативных обществ, разрабатывает планы организации «Великой национальной объединенной союза производств» и «Банка справедливого обмена», что, по его мнению, могло бы стать решающим шагом в реорганизации общества.

В октябре 1832 г. в Лондоне начинает функционировать оуенівський «Национальный банк справедливого обмена труда», а в 1833 г. в Бирмингеме его филиал, которые пользовались успехом до тех пор, пока их деятельностью руководил сам Оуэн. Через два года после того, как Оуэн отошел от дел, Банк потерпел крах. 1834 г. был переломным пунктом в жизни, деятельности и творчества Оуэна. Хотя он прожил еще 24 года, однако держался в стороне не только от рабочего движения, но и от широких социальных движений вообще. Постепенно оуенізм превратился в сугубо теоретическое учение.

Основные труды Оуэна: «О формировании человеческого характера» (1813), «Доклад графству Ленарк» (1820), «Замечания о влиянии промышленной системы» (1815), «Изложение рациональной системы общества» (1830). Он является автором проекта Фабричного закона, а после 1834 г. начинает издавать журнал, в котором пропагандирует євангелістське учение и пишет труда на темы морали, из которых главным является «Новый моральный мир» (1845).

Роберт Оуэн был одновременно и теоретиком и практиком. Он выступал за создание нового общества с помощью просветительства и законодательства.

В основу программы положен теоретическую систему, ведущей идеей которой является формирование социальной среды, благоприятной для эффективного труда и всестороннего развития человека. Оуэн провозглашает, что человек - продукт среды и изменить ее можно, лишь изменив среду, в которой она существует. Это одна из главных идей теории и практики Оуэна.

Под средой он понимает общественно-экономические отношения, влияющие на поведение человека. Основными составляющими общественной среды, за Оуэном, являются институциональные (идеология, мораль, право, образование) и экономические компоненты. Он считает, что функции по формированию нового среды должно взять на себя государство, силой своей власти побуждая к созданию прогрессивных институциональных и экономических форм.

Оуэн уверяет, что посредством воспитания и законодательства, которое соответствует названным им принципам, можно создать новое общество, лишенное каких-либо проблем. С этой целью по собственной инициативе он создает союза банкиров и предпринимателей, проводит с ними «воспитательную работу», призывая к сознательной перестройки социальной среды, но, конечно, испытывает только поражения.

В понятие социальной среды он включает и экономические основы организации общественного производства. Оуэн утверждает, что для перестройки экономической среды нужно прежде всего уничтожить частную собственность и прибыль, обеспечить эквивалентный обмен товарами за их стоимостью, заменить деньги «облигациями труда», которые станут настоящим эквивалентом ценности.

Оуэн пытается теоретически обосновать структуру прогрессивной экономической системы будущего. Он исходит из анализа противоречий хозяйственной системы капитализма и, справедливо (в целом) определив их природу, отмечает, что формирование нового экономического среды заключается в том, чтобы избавиться от этих противоречий, ликвидировав их основу - частную собственность.

Характеристика капитализма. Исходным пунктом анализа капитализма для Оуэна была английский фабричная система, которая образовалась в результате промышленного переворота. Он считал ее достаточно совершенной и такой, которая могла бы существовать автономно, вне существующей системой экономических отношений, потому что она создает надлежащие условия для рациональной организации труда, высокого уровня ее производительности и формирование сознательного отношения к ней.

Капиталистическое среда препятствует рациональному сочетанию производителей и средств производства в пределах фабричной системы, рациональному распределению факторов производства и продуктов труда.

Критикуя капитализм, Оуэн характеризует его как нерациональное систему, что порождает противоречия, нищета, новые формы рабства и войны.

Причиной недостатков капитализма он считает частную собственность, религию и брак, освященный церковью.

Оуэн выступает против любых форм частной собственности, поскольку видит в ней первопричину всех проблем капитализма - кризисов, безработицы и нищеты.

Частная собственность предопределяет приватнокапіталістичну форму распределения, которая олицетворяется в праве владельца определять уровень доходов и тем самым подрывать основы материальных стимулов к труду. Оуэн доказывает это, ссылаясь на действие закона стоимости.

Оуэн определяет стоимость по-рікардіанському, то есть трудом, затраченной на производство товара, а не той работой, которая покупается на товар. Он отрицает мнению Смита, что с накоплением капитала и частной собственности на землю продукт труда распределяется между тремя классами общества, а потому стоимость определяется доходами. Оуэн соглашается со Смитом, что закон стоимости по капитализма нарушается, но не считает такие нарушения нормальными. По мнению Оуэна, их следствием является быстрое расслоение общества и снижение «цены труда», что уменьшает покупательную способность рабочих и сужает рынок сбыта. В «Докладе графству Ленарк» он пишет, что современное устройство общества не дает рабочему надлежащего вознаграждения за его труд и вследствие этого все рынки оказываются недостаточными. Отсюда вытекает и несоответствие между предложением и спросом.

Оуэн один из первых сделал социалистические выводы из рікардіанської теории стоимости. Для Оуэна конкуренция и прибыль являются двумя сторонами одного и того же явления - производства, частного за характером. Капитализм основан на стремлении получения прибыли. Прибыль Оуэн трактует как результат несправедливого обмена, приложение к цене. Он является причиной экономических кризисов перепроизводства, или, скорее, недопотребление, поскольку через него рабочий не может купить продукт собственного труда и, следовательно, использовать эквивалент того, что произвел. Оуэн требовал ликвидации нетрудовых доходов.

Деньги является вторым недостатком капитализма, они искажают обмен и распределение. Оуэн утверждает, что деньги являются орудием прибыли. Благодаря деньгам стремление прибыли подчиняет себе обмен, и аномальный продажа товара по цене выше, чем его стоимость становится возможным. Поэтому нужно ликвидировать деньги.

В объяснении кризисов Оуэн исходил также из индустриализации производства: машинное производство способствует расширению предложения, но порождает безработицы и сокращение спроса. Оуэн утверждал, что новая промышленная система может существовать и без капиталистов. На основании уровня развития техники после промышленной революции он делал вывод о том, что можно создать такую совершенную организацию производства и распределения, которая бы не испытывала кризисов.

Религию Оуэн считает третьим недостатком существующего общественного строя, поскольку она не выполняет функций воспитания нового человека, противоречит принципам общественной справедливости, закрепляет неравенство как моральный закон. Брак, освященный церковью, - одна из форм рабства, причем постоянного, поскольку его нельзя отменить в пределах религиозного законодательства. Он посягает на свободу личности, противоречит человеческой природе.

Оуэн указывает на сиюминутный характер капитализма. Он понимает, что в рамках капиталистической системы решения этих проблем невозможно, но считает, что путь к трансформации капитализма в социалистическое общество заключается в сознательном создании условий, при которых стоимость и действительно определялась бы потраченной трудом, деньги были бы не нужны, а машина служила бы человеку.

Пути реформирования капитализма. Создание социальной среды - основная идея всех практических мероприятий Оуэна. Содействие в осуществлении этой идеи он ожидал от хозяев, то от государства, то от кооперации. Воспитание через ассоциацию, что объединяется на основании экономического кооперирования труда, равноправного участия в производстве и распределении, Оуэн объявил краеугольным камнем своей доктрины. 

Оуэн-реформатор. На фабрике Оуэна (Нью-Ленарк) было создано почти все институты социалистического общества: жилье для рабочих, детсады, столовой, фабрично-заводские магазины, сберегательные кассы и т. п.

Кроме того, он на полвека опередил фабричное законодательство: уменьшило продолжительность рабочего дня для взрослых с 17 до 10 часов, запретил труд детей до 10 лет и создал для них светские школы, отказался от системы штрафов.

Оуэн, работая в графстве Ленарк, сумел на практике улучшить организацию производства, повысить трудовую дисциплину и производительность труда, улучшить условия труда, жизни и быта рабочих, создать висококультурне среду в пределах отдельного фабричного поселка.

Успехи, которых он достиг в Ленарку, Оуэн мечтал распространить на все общество. Он начинает разрабатывать программы реформирования капитализма, инициирует и принимает участие в разработке фабричного законодательства (правда, когда 1819 г. появился так называемый фабричный билль, Оуэн отказался от авторства, потому что билль слишком искажал его идеи).

Оуэн разработал также интересный план ликвидации безработицы, с помощью организации «кооперативных поселков» для безработных. Каждое селение имело быть самостоятельной хозяйственной единицей и производить все для удовлетворения собственных потребностей, и только излишки произведенной можно было продать. Поселка функционировали бы по принципам хозяйственного и коммерческого расчета. Создание таких поселков мало сделать, по его мнению, лишним налог в пользу бедных.

Этот план знаменовал переход Оуэна с позиций реформатора фабричной системы на позиции пропагандиста идей социализма и кооперации.

Однако экономическая программа Оуэна не нашла поддержки правящих кругов.

Вторую попытку реформирования общества Оуэн сделал после возвращения из США.

Необходимые условия для неискаженной деньгами действия закона стоимости он надеялся создать, организовав «Большую объединенную национальную союз производств» (производственная кооперация) и «Банк справедливого обмена» (кооперация по сбыту и обмена продукции). Эти две организации - а они, по замыслу Оуэна, составляли одно целое - должны были обеспечить обмен по закону стоимости.

В основу обмена полагались так называемые трудовые деньги, то есть боны, которые будут отражать реальные затраты труда на производство товара и, соответственно, уничтожать возможность получения любого прибыли. На практике это выглядело бы так, что каждый, кто имеет товар, несет его в Банк обмена и после оценки экспертами получает боны, с указанием, сколько трудовых часов потрачено на производство данного товара. Владелец бонов мог получить в банке любой другой товар, на производство которого потрачено столько же трудовых часов.

Оуэн подразумевает непосредственно усуспільнену труд, то есть форму производства, противоположную товарной. Рабочие боны лишь констатировали факт индивидуального участия производителя в общей труда и его долю в общественном продукте, не искажая экономических отношений.

Создан 1832 г. в Лондоне банк сначала пользовался успехом, его «трудовые деньги» охотно принимали и частные торговцы. «Трудовые (рабочие) деньги» стали даже предметом спекуляции.

Но в банк можно было сдать товары, не пользующиеся спросом, не находили сбыта и получить необходимые. Кроме того, банк существовал по принципам товарного обмена, а «трудовые деньги» выполняли функции обычных денег. Поэтому эта идея потерпела поражение. Через два года банк прекратил существование. Неудачной оказалась и идея «Великой национальной союза производств», которая вместе с упомянутым банком должна была составлять одно целое.

Коммунистическое общество - главная цель теоретической системы Оуэна. Реорганизацию всего общества на коммунистических началах он представлял, как создание отдельных общин. В отличие от Фурье, Оуэн не признает частной собственности вообще. Поэтому в общинах нет места капиталистам и капиталистическом прибыли. Не предусмотрено также вознаграждения за способности и талант. Все совместно работают и все совместно пользуются результатами своего труда.

Хозяйственной основой первых кооперативных обществ мало стать земледелие. Оуэн понимал, что по промышленности нельзя начинать реформаторскую деятельность, поскольку она работает на большие рынки и полностью от них зависит: изолировать ее от рынков - значит уничтожить. Другое дело земледелие. Хотя и оно зависит от рынков, однако обеспечивает значительно больше предпосылок для создания замкнутых, независимых от рынка хозяйственных единиц, что могли бы наглядно доказать возможность построения коммунистического общества.

Аграрные кооперативные общества были для Оуэна не идеалом и не конечной целью, а только началом коммунистического преобразования общества. Лишь со временем его община должна стать прообразом коммунистического общества, где существовали бы общественная собственность на средства производства, сознательное отношение к труду, распределение по потребностям, высокий уровень образования, морали и культуры.

Когда община «Нью-Гармония» потерпела крах, просуществовав всего три года, Оуэн понял, что общество не готово к глубоких преобразований, и ограничился организацией ассоциаций, но своих утопий не отрекся.

Оуэн не оставил школы в прямом смысле этого слова. Но у него было несколько учеников, которые стремились воплотить в жизнь его теории. Самый известный из них - Вильсон Томпсон, который в работе «Исследование самых благоприятных для счастья человека принципов распределения богатства»(1824) глубже, чем Оуэн, обосновал мнение о том, что рабочий не получает полного продукта своего труда, подготовив почву для формулировки теорий «добавочной стоимости» и «неоплаченной труда». Он не проповедовал экспроприации частной собственности, а только пропагандировал организацию новых форм предприятий, что в них рабочий мог бы оставлять себе весь продукт собственного труда. Такой формой организации он считал кооперативы.

В то же время идеи Оуэна и его деятельность оказали огромное влияние на общественное мнение. Как в Лондоне, так и в провинциях возник целый ряд обществ, организованных по принципам Оуэна. 1827 г. была создана «Ассоциация фонда» с целью собрать капитал для создания кооперативной общины в окрестностях Лондона, возникло также кооперативное общество обмена - прообраз будущего «Банка справедливого обмена». В 1830 г. в разных частях Англии существовало уже около 300 кооперативных обществ. Выдавалось несколько кооперативных оуенівських журналов и газет.

Сам факт пусть временного, но реального существования «Великой национальной объединенной союза производств» и «Банка справедливого обмена» свидетельствует о том, что идеи Оуэна действительно имели серьезную поддержку в обществе.

Оуэн не был революционером: он отказался участвовать в чартистському движении, никогда не выступал за экспроприацию частной собственности, ограничиваясь лишь идеей социалистического реформирования общества с помощью самых сознательных его представителей и правительства.

Созданы Сен-Симоном, Фурье и Оуэном модели «справедливого» общества, различались между собой.

По Сен-Симоном, социализм - это коллективизм, предусматривающий социализацию общественных отношений. Социализацию авторы доктрины понимают как образование ассоциации общественного масштаба через огосударствление, национализации собственности. Она предусматривает привлечение к коллективной организации всех членов общества, и в этом смысле Сен-Симон и его ученики действительно были основателями теории того общественного строя, который позже будут называть коммунизмом.

Фурье, Оуэна и их последователей называют асоціаціоністами, поскольку они искали решение всех проблем современного им капитализма в свободной ассоциации (интегральной кооперации), организованной сознательно, по заранее составленному плану.

Асоціаціонізм, индивидуалистический по своей природе, предусматривает добровольное объединение самостоятельных агентов и сохраняет эту самостоятельность. Асоціаціоністи, так же как и либеральные экономисты, пытались выяснить причины, препятствующие высвобождению экономического потенциала индустриального общества, и считали, что существующее социальное среда является искусственным, оно искажает действие экономических законов.

Но асоціаціоністи отличаются от экономистов либеральной школы тем, что они берут себе за цель путем асоціаціювання производителей создать новую общественную среду. Именно поэтому их социализм и называют утопическим.

Вместе с тем асоціаціонізм Фурье и Оуэна отличался по форме: в Фурье кооперация строится на корпоративных началах, сохраняется частная собственность, хотя и ограничиваются ее функции в сфере распределения, доходы формируются за общественной стоимостью факторов и через общественные фонды потребления; в Оуэна кооперация базируется на общественной форме собственности, предусматривает распределение по труду и также через общественные фонды потребления.

Идея социалистической организации общества - это изобретение XIX века. О «справедливой» организацию общества люди мечтали давно. Но раньше «справедливость» понимали только как равенство в потреблении и пользовании благами. Социалисты-утописты впервые поставили вопрос о социализме как о новой системе организации производства, выдвинув идею, что социализм обеспечит значительно более высокую организацию производства и производительность труда, а это создаст условия для качественно нового уровня обеспечения нужд.

По-новому социалисты-утописты ставили вопрос о равенстве. Они трактовали ее как право на труд, то есть возможность для всех без исключения членов общества работать и с трудом получать доходы, как возможность иметь гарантированные блага из общественных фондов потребления.

Рассматривая влияние частной собственности на распределение и производство богатств, социалисты-утописты пришли к выводу о необходимости ее уничтожения, что будет главным условием прогрессивного развития общества.

Все без исключения социалисты-утописты не признавали ни равенства потребностей, ни равенства способностей, так же как экономисты-классики видели цель экономической организации общества в достижении максимума производства, но, в отличие от классиков, осуждали частную собственность и на этой почве создали теоретическую систему, которая содержит в себе почти все те идеи и формулы, которые стали обязательными для более поздних социалистических доктрин XIX-ХХ веков.



Назад