Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

1. Зарождение марксистской экономической теории в 40-50-х годах XIX в.


Карл Генрих Маркс (1818-1883) родился в Трире в семье адвоката. После окончания гимназии 1835 г. вступает в Боннского университета, впоследствии учится в Берлинском университете на юридическом факультете, который заканчивает 1841 г. получив ученую степень доктора философских наук. В январе 1842 г. Маркса пригласили к Кельна возглавить “Рейнську газету”. Именно тогда он знакомится с Фридрихом Энгельсом, который полностью разделяет взгляды Маркса на проблемы социально-экономического развития.
Фридрих Энгельс (1820-1895) родился в Бремене в семье фабриканта. Не окончив гимназию, 1838 г. он был вынужден работать в Бременском торговом доме, но постоянно занимался самообразованием. С 1839 г. его статьи по проблемам рабочего класса печатает журнал “Телеграф”.
С 1841 г. Энгельс отбывал военную службу в Берлине и там примкнул к лівогегельянців. Однако уже в 1842 г. порвал с ними, считая, что политического реформаторства недостаточно для перестройки общества, необходима социальная революция. Он начинает активную литературную деятельность в “Рейнской газете”, хотя в то время уже живет в Манчестере и работает в торговом доме своего отца.
1843 г. прусское правительство закрывает “Рейнську газету” и высылает Маркса из страны. Он едет в Париж, где основывает вместе с Арнольдом Руге новый журнал “Немецко-французский ежегодник”. В свет вышел только один номер ежегодника (1844 г.). В нем были изложены взгляды Маркса и Энгельса на государство, право, религию.
В то же время Маркс и Энгельс принимают участие в работе революционных групп в Париже. Парижский период сыграл решающую роль в жизни Маркса и Энгельса, они стали на путь профессиональной революционной деятельности.
Общей чертой ранних научных трудов Маркса и Энгельса была попытка совместить новое философское видение мира из социальной теорией, доказать необходимость изменения общественного строя. Во вступлении к “Критике гегелевской философии права” Маркс пишет, что актуальность теории обусловлена потребностью в ней общества и что эта теория может превратиться в грозную силу, как только она овладеет массами. Этот тезис стал определяющим для дальнейшего творческого поиска. В дальнейшем Маркс и Энгельс поставили себе за цель обосновать собственные революционные взгляды с помощью экономико-теоретического исследования закономерностей развития общества.
Экономические идеи имеющиеся уже в ранних работах Маркса и Энгельса. Выводы, которые делают авторы, подчинено одной цели - доказать, что экономическое развитие капиталистического общества приведет к его краху, а революционные преобразования являются необходимыми для ускорения этого процесса.
В “Немецко-французском ежегоднике” было опубликовано статью Энгельса “Наброски к критике политической экономии” (1844), в которой он рассматривает буржуазную политическую экономию от меркантилизма до Смита, Рикардо, Мальтуса, Мак-Кулоха, Милля, как науку, что защищает капитализм, основанный на частной собственности.
Энгельс писал, что при существовании частной собственности не имеют смысла категории “национальное богатство” и “национальная экономика”, потому что в обществе все подчинено интересам собственника. Монополия частной собственности является причиной кризисов и обнищание, противостояние в производстве, на рынке и в обществе. С устранением частной собственности будет решена проблема противоречий, начиная с конкурентной борьбы и к борьбе классов.
В этой труда Энгельс рассмотрел вопрос частной собственности, стоимости, цены, конкуренции и монополии как ее порождение, заработной платы и др. Хотя его взгляды на эти экономические категории еще не были подтверждены теоретическими выкладками, но они существенно отличались от определений других экономистов.
Труд Маркса “Экономическо-философские рукописи 1844 года” не предназначалась к печати, но была важным этапом становления его экономических взглядов. В ней Маркс обратился к проблеме отношений между трудом и капиталом, которую счел за главную в общественных отношениях. В этом контексте он рассматривает капитал как накопленную чужой труд. Все формы доходов, которые существуют в обществе, имеют експлуататорську природу. Только заработная плата является результатом усилий наемного работника, но ее капиталист постоянно пытается уменьшить, пользуясь своей монополией на собственность в отношении средств производства.
Основу жизни общества Маркс видит в материальном производстве, форма которого определяется формой собственности. По капитализма - это собственность на средства производства и рабочую силу. Развитие частной собственности в такой форме ведет к ее гибели, а следовательно, к изменению существующего строя.
В “Экономическо-философских рукописях” Маркс утверждает, что до сих пор политэкономия как наука защищала существующий строй, соответствовала его потребностям. Сейчас ее предметом должны стать отношения между трудом и капиталом.
Две работы, написанные Марксом и Энгельсом совместно (1844-1846), демонстрируют единство их взглядов на экономические закономерности и перспективы развития капитализма. Это “Святое семейство” и “Немецкая идеология”. Будучи философскими по сути, они содержат ряд выводов относительно детерминированности общественного устройства господствующей формой собственности. Маркс и Энгельс утверждают, что капитализм сам создает своего разрушителя в лице пролетариата, миссия которого заключается в уничтожении частной собственности, и буржуазная “политическая экономия, что принимает отношения частной собственности за человечные и умные, непрерывно впадает в противоречие с основной предпосылкой - частной собственностью”, то есть эволюция форм связывается с развитием производительных сил общества. Отсюда следует вывод, что общественное разделение труда ведет к ускорению прогресса производительных сил и, как следствие, к формированию соответствующих производственных отношений, которые всегда должны соответствовать уровню развития этих сил. Противоречия между уровнями развития является источником движения общества: когда они достигают апогея, то могут быть решены только революционным преобразованием общества.
Суть государства они определяют как диктатуру экономически господствующего класса, а категории прибыли, ренты, процента связывают с существованием частной собственности. Диктатура пролетариата, что ликвидирует частную собственность, по их мнению, обеспечит существование общества нового типа, что в нем распределение будет осуществляться за потребностями, а собственность станет общественным. На то время Маркс и Энгельс не признавали реформистских путей перехода к коммунистического общества, а видели такой переход только через пролетарскую революцию.
1845 г. Энгельс публикует свой труд “Положение рабочего класса в Англии”. В ней он запечатлел общие закономерности развития капитализма, показал, что капиталистическое общество строит свое благополучие на обнищании рабочего класса и, тем самым, подталкивает его к борьбе.
Две труда Карла Маркса “Нищете философии” (1847 г.) и “Наемный труд и капитал” (1849 г.) были первым шагом на пути к созданию целостной экономической доктрины. Они свидетельствуют о том, что взгляды его уже полностью сформировались.
Вопросы, на которые пытается дать ответ Маркс, полемизируя с “Философию нищеты” Прудона, касаются проблемы возможного совершенствования капиталистического общества. Анализируя категории производства - стоимость, заработную плату, ренту, он доказывает, что эти экономические явления объективно обусловленные формой собственности, уровнем развития общества. Их нельзя произвольно создать, или отменить.
Суть экономических отношений в капиталистическом обществе, природная суть капитала, по его мнению, определяются понятием стоимости. С этой позиции, по Марксу, можно объяснить все экономические явления, прежде всего отношения эксплуатации. Он раскрывает суть капиталистического накопления и его последствия, заработной платы как жизненного минимума рабочего, указывает на существование генетического связи денег и товара, критикует номіналістичну теорию денег Прудона. Маркс исследует явление конкуренции и доказывает, что она формирует монополизм.
“Наемный труд и капитал” стала дальнейшим развитием экономических идей, изложенных в предыдущей труда. В этом произведении Маркс вновь возвращается к проблеме заработной платы и капитала, исследует влияние накопления капитала на положение рабочего класса, влияние различных факторов на уровень цен, раскрывает механизм действия закона стоимости. Он впервые определяет показатель степени эксплуатации, то есть соотношение заработной платы и прибыли, анализирует факторы, которые влияют на уровень заработной платы, и выражает засадну мнению марксизма, что наемное рабство превращает рабочего на товар, который имеет свою цену, и эта цена (заработная плата) изменяется под воздействием спроса и предложения.
Ранние работы Маркса не только имели социальную направленность и работали на революционную идею, но в то же время были и первыми попытками систематизации экономической теории.
Особое место в теоретическом наследии этого периода занимает “Манифест коммунистической партии” (1848). Это первое систематическое изложение особого классового мировоззрения. В “Манифесте” представлена характеристика капитализма, определены его исторически прогрессивную роль, раскрыты его противоречия. Политэкономический аспект произведения заключается в освещении перспектив капиталистического общества и его трансформации в общество коммунистическое. В частности, рассмотрены характеристику классовой структуры докапіталістичних формаций, стадий развития капитализма, показано, как капиталистические производственные отношения способствовали прогрессу производительных сил, а потом начали их сковывать.
В “Манифесте” также очерчены главные черты экономики будущего коммунистического общества, основанного на общественной собственности, и пути его становления: экспроприация земельной собственности, высокий прогрессивный налог, государственная централизация кредита и транспорта, увеличение государственной собственности и ее совершенствование через централизованное планирование, обязательность труда для всех, соединение земледелия с промышленностью, ликвидация различий между городом и деревней, воспитание детей за счет общества и т.д. Перед пролетариатом ставится задача завоевания политической власти как первый шаг к свержению власти буржуазии и ликвидации частной собственности.
Идеи, изложенные в ранних работах Маркса и Энгельса, нуждались теоретического обоснования и с 1850 г. по прямого содействия Энгельса и за его материальной поддержки (Энгельс оказался весьма способным предпринимателем) Маркс начинает работу по созданию фундаментального экономического учения.
Работая над поставленными проблемами, Маркс подготовил так называемый черновой рукописи. Впоследствии он подчеркивал, что написал эту рукопись не для публикации, а исключительно с целью систематизации собственного представления о будущей теоретическую систему.
Однако “Черновой рукописи 1857-1858 года” был довольно завершенным произведением, поскольку содержал уже изложение тех принципов, которыми руководствовался Маркс в своей следующей деятельности: формулировка предмета и метода политэкономии, определяющей роли производства и отношений, возникающих в его пределах, мера соотношения абстрактного и конкретного, исторического и логического в экономическом исследовании. Этой труда еще не хватало систематичности в анализе проблем, но Маркс указывает на те вопросы, которые должны быть исследованы, чтобы можно было создать экономико-теоретическую картину общественной жизни.
К этим вопросам он относил абстрактные определения общего характера, категории, характеризующие капитализм: капитал, наемный труд, земельная собственность, классы, кредит, обращение и др. Он не обходит вниманием проблемы национальных экономик, подчеркивая, что их изучение начинается с анализа населения, классов, природных ресурсов, отраслей производства, внешней торговли. Здесь наблюдается влияние немецкой исторической школы, которая осуществляла исследования, исходя из национальных характеристик общества.
Произведение было посвящено двум основным проблемам - исследованию сущности денег и капитала. Маркс выясняет генетический характер происхождения денег и утверждает, что их суть раскрывается через анализ товарного производства и товара, отрицая идею Прудона относительно возможного “совершенствования” капитализма с помощью “отмена” денег.
Основная часть рукописи - это рассмотрение понятие капитала. Маркс трактует деньги как форму движения капитала, а меновую стоимость - как предпосылку его образования. Здесь проанализированы категории дополнительной стоимости, ее массы и нормы, эксплуатации наемного труда, рабочей силы (трудоспособности), оборота капитала, начального накопления капитала. Анализ этих категорий производился на основе исторического метода исследования и начинался с изучения форм докапіталістичних формаций.
В общих чертах в рукописи исследован процесс производства добавочной стоимости, ее абсолютную и относительную формы. С этой категорией Маркс связывает понимание природы постоянного и переменного капитала, выделяя основной и оборотный капитал. Маркс также анализирует процесс превращения прибавочной стоимости в прибыль и образования средней нормы прибыли.
Работая над рукописью, Маркс составил план следующей теоретико-исследовательской работы. Основная идея этого плана заключалась в том, чтобы обосновать теорию капитала с позиций анализа дополнительной стоимости, исследовать все экономические явления, присущие капитализму, а также условия возникновения и функционирования капитала.
Приступив к работе над экономическим произведением, который предназначался к издание, Маркс уже 1859 г. выпустил две главы первой книги под общим названием “К критике политической экономии”. Первый из них- “Товар” - посвящен теории трудовой стоимости.
В нем критически проанализированы взгляды на эту проблему предшественников: Пэтти, Смита, Рикардо и других. Во втором разделе “Деньги, или простой оборот” рассматриваются вопросы, что их было изложено в черновых рукописях. Здесь также существенное внимание уделяется критике теории “рабочих денег” Прудона, но позитивную часть его учения воспринято и дополнен рассмотрением функций денег
в связи с их сутью. Позже, в “Капитале”, излагая эту проблему, Маркс значительно сократил достаточно объемный материал, который в названной публикации фактически отдельным фундаментальным исследованиям.
После небольшого перерыва Маркс снова возвращается к своим исследованиям (1861 г.) и 1863 г. заканчивает рукопись “К критике политической экономии”, что, по сути, была уже вторым рукописным вариантом “Капитала”. Сюда, кроме уже рассмотренных вопросов, вошла теория воспроизведения, превращение прибыли на среднюю прибыль, стоимости - на цену производства, проанализированы источники абсолютной ренты. Содержание будущего, четвертого тома “Капитала” - “Теории прибавочной стоимости” - почти полностью было изложено в этом рукописи.
Третий рукописный вариант “Капитала” (1864-1865) предназначался для публикации, а поэтому материал в нем было подано в более систематизированном виде. Содержанием его стал подробный теоретический анализ капиталистического производства.



Назад