Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

1. Учреждения системы национальной политической экономии в Германии


Германия XIX ст. - это страна, которая состояла из политически и экономически обособленных государств, объединенных в конфедерацию по национальному признаку. Их экономическая обособленность базировалась на феодальных отношениях, неразвитой индустрии, политическом противоборстве и государственной регламентации всех сфер экономической деятельности.

Едва ли не самой наглядной признаком отсталости Германии (и важным фактором такой отсталости) было существование таможенных границ между отдельными государствами конфедерации. В самой только Пруссии существовало почти 70 различных торговых тарифов.

Интересно, что эти таможенные препятствия не касались отношений с государствами за пределами внешних границ Германии. Немецкие государства закрывали свои границы только друг для друга, поэтому индустриально развитая Англия за короткое время сумела пленить своими дешевыми товарами всю Германию, причинив ущерб ее торговли и неразвитому еще промышленности. Необходима была немедленная таможенная
реформа. Ее было проведено 1818 г., когда Пруссия создала собственное торговое объединение, ликвидировав внутренние таможенные границы и отменив все таможенные налоги, которые препятствовали свободному ввозу сырья, и установив невысокое пошлина на ввоз мануфактурных товаров.

Эта реформа имела определенные положительные последствия, но не улучшила состояния немецкой экономики в целом. Становилось все очевиднее, что частичное реформирование торгово-экономических отношений не решает проблем общества. Необходима была политика, которая бы создала условия для свободного экономического развития всех немецких государств.

В то время Германия уже имела давние традиции историко-философских исследований, но совсем не производились системные экономико-теоретические исследования.

Распространение идей построения единой мощной немецкой государства, что предшествовало зарождению национальной экономической теории в Германии, получил название «романтического движения». Романтизм базировался на учении философа и историка Иммануила Канта (1724-1804), который отмечал смысле морального закона и нравственного самоопределения и утверждал, что государство существует для обеспечения расцвета нации. Человек создан для общества, а не общество для человека. Свобода, равенство и счастье могут быть обеспечены только государством и коллективной волей.

Значительный вклад в развитие романтизма сделал философ-суб'єктивіст Йоган Фихте (1762-1814), который в центр своего учения поставил человека, критикуя Смита за то, что последний основой всего видит только богатство. Для Фихте государство - природное явление, а ее законы являются лишь выражением естественного положения вещей. Человек - это член общественной ассоциации, перед которой она имеет определенные обязательства. Государство нейтральна к индивидуальных интересов, а потому может сознательно направлять и обеспечивать развитие общества.

Его последователь Адам Мюллер (1779-1829) считал, что государство само формирует идеологию, согласно которой должно развиваться общество. Она создает условия, которые способствуют экономическому развитию и процветанию нации. Мюллер отрицал противостояния экономических интересов в обществе и признавал только соперничество интересов различных наций. Он отмечал, что захват универсальными космополітичними схемами приводит к игнорированию национальных особенностей, национальных интересов и приоритетов.

Теории представителей романтизма имели звук социально-философский характер, но не предлагали способов решения проблем экономического развития.

Научно обоснованная экономическая теория, направленная против классической доктрины, возникла в Германии и имела большой успех не только на родине, но и в США. Ее основные принципы построено на философии, которая не признавала идей невмешательства государства в частные дела, принципы индивидуализма и космополитизма. Она ставила национальную идею в оппозицию к индивидуальных интересов. Автором новой теоретической системы был Фридрих Лист.

Фридрих Лист (1789-1846) родился в Вюртемберге, где получил начальное образование. В 17 лет был назначен на должность служащего Тюбингенского филиала Вюртемберзького бюро. Там слушал лекции в местном университете. Его первую научную работу было посвящено проблеме преподавания в университете курса местного самоуправления. Аргументы, которые приводились в этой работе, были настолько веские, что Лист получил назначение на должность управляющего делами и политикой Тюбингена, а также стал профессором Тюбингенского университета.

Лист признает либеральные идеи в той их части, которая касается развития капиталистической промышленности, и призывает к реформам, препятствием для которых, по его мнению, является внутренняя таможенная политика Германии.

1819 г. под руководством Фридриха Листа во Франкфурте было основано «Генеральную ассоциации немецких промышленников и коммерсантов» для влияния на конфедеративный правительство. Сам он обращается с петициями к правительствам Мюнхена, Штутгарта, Берлина, Вены, печатает статьи в газетах с призывами к либеральных реформ. После избрания депутатом Палаты Вюртемберзьких штатов в 1820 г. довольно резко критикует реакционное правительство страны за бездействие.

Пропаганда ним либеральных, реформистских идей экономического объединения Германии поставило его в оппозицию к правительству и стало причиной увольнения с должности и политических преследований. Он был вынужден покинуть Германию, жил во Франции, Англии, Швейцарии. После возвращения на родину он был арестован. После отбытия наказания Листа высылают из страны, и 1825 г. он уезжает в Америку.

В Америке Лист был фермером, предпринимателем, редактором газеты, что в ней печатал свои статьи на экономические темы. Дела его шли довольно успешно, но 1832 г., когда государственная власть изменила свои политические и экономические взгляды, Листа вновь пригласили в Германию. Страна тогда была уже на пороге таможенного объединения, за которое Лист боролся в течение 13 лет и которое 1834 г. стало реальностью.

К сожалению, его соотечественники не дарили ему бывшего либерализма, не поддержали его борьбы за объединение Германии, не поверили в предложенные им реформы. Он снова оказался в изгнании и после нового возвращения на родину покончил с собой. Как это часто бывает, после смерти к Фридриха Листа пришло огромное признание: он стал (посмертно) доктором наук, его именем называли улицы и учебные заведения, в его честь был сооружен монументы в нескольких немецких городах.

Основным трудом Фридриха Листа является написанная им в Париже книга «Национальная система политической экономии, международной торговли, торговая политика и германский таможенный союз» (1841), впитавшая все идеи, изложенные им в множестве памфлетов и статей. Эту книжку направлено на защиту протекционизма как обязательного условия становления экономического могущества нации.

Экономический национализм. По мнению Листа, классическая политическая экономия обосновала космополитическую теорию, рассматривающий индивидуальный интерес каждого человека как основу развития общества, а именно общество - как общемировую сообщество людей. Действительно, если человечество - это совокупность равноправных индивидов, то нет необходимости строить лишние препятствия для их общения. Но исторически сложилось так, что каждый индивид отличается от другой своей принадлежностью к конкретной общности: нации, государства, поэтому реализация интересов индивидов зависит от возможностей нации или государства, а они развиваются неравномерно.

Формирование общечеловеческой сообщества возможно лишь на паритетных основах. За принцип объединения надо брать одинаковый социально-экономический уровень развития, чтобы ни одна нация не попадала в зависимость к другой.

По мнению Листа, политэкономия должно быть именно той наукой, которая, «отдавая должное современным интересам и особому положению наций, учить, как именно каждая нация может возвыситься до такого уровня экономической культуры, чтобы ее союз с другими нациями был возможным и полезным». «На нации, как на переходной стадии между индивидуумом и всем человечеством, основан всю мою систему», - писал он.1

Нация объединяет людей в одно целое и является результатом предыдущего развития. Она имеет собственный характер, ей присущи особые достояние как материальные, так и духовные. Она продуктивна настолько, насколько способна организоваться для достижения общей цели.

По основной метод исследования он берет «наставления истории», то есть исторические сравнения, исторический метод, которые использует для определения той стадии развития нации, которая в наибольшей степени будет способствовать ее сплочению, силе и стойкости.

Лист в своем исследовании обращал внимание на факты больше, чем на теоретический анализ, его метод совершенно лишен признаков абстракции: он исключает анализ стоимости, подменяя ее идеей производительных сил.

По его мнению, народ в своем развитии проходят такие периоды: первичное варварство, скотоводческий, аграрный, аграрно-дедов мануфактурный, он говорил, аграрно-мануфактурно-коммерческий.

Последний период - это идеал, к которому следует нация в своем развитии. Для его достижения требуются особые условия, которые имеют не все народы: большие территории со значительными запасами природных богатств и возможностями для развития индустрии, трудолюбивая и объединенная общей целью нация, которая стремится создать могущественную державу.

Германия, по Листу, имеет все эти условия, кроме достаточного размера территорий, которые, однако, можно увеличить за счет небольших государств-соседей (например Голландии и Дании), которые одинаково не имеют таких блестящих перспектив, как Германия.

Важным условием достижения идеального состояния общества является способность нации к созданию богатств, что важнее именно богатство. То есть недостаточно, чтобы труд и бережливость обеспечивали ей необходимое количество товаров на данный момент, она должна быть способной на жертву ради большого задача - получить те интеллектуальные и социальные силы, которые Лист называет «производительными силами общества».

К производительных сил общества Лист относит различные общественные институты: правительство, пресса, духовные заведения, мораль, искусство, суд - нематериальные факторы, которые обеспечивают сознательное создание высокоразвитого общества.

В понятие капитала (Лист называет его «фиксированным») он включает материальное богатство, естественные и приобретенные способности людей. Сочетание фиксированного капитала и производительных сил является условием развития производства. Но определяющим Лист считает соответствующий уровень организационно-экономических отношений: мануфактурная индустрию и развитую транспортную инфраструктуру (особенно железной дороги).

Созданию материального основу развития производительных сил Ф. Лист предоставляет такого же значения, как и формированию либерального направления морального духа нации.

Главный предмет исследований экономической теории Лист видит в определении роли государства в конкретной исторической ситуации, ее деятельности со «возбуждение» национальных производительных сил общества. Политическая экономия имеет определить, что именно нужно сделать государству на конкретном этапе развития, чтобы производительные силы в пределах данной страны обеспечили экономический расцвет.

Хотя Лист и не отрицает подходов классической политэкономии, но считает, что она почти непригодна для применения в переходный период развития национальной экономики Германии.

Роль государства и теория протекционизма. Государство в переходный к высшей стадии развития период должен осуществлять функцию организации, объединения, воспитания и защиты нации. Политически сильное государство может реализовать эту функцию и выполнить задачу по созданию условий для экономического прогресса. Будет способствовать достижению цели протекционистская политика государства, которая будет защищать молодую индустрию от конкуренции.

Классическая школа политической экономии придерживалась принципа, согласно которому каждое государство должно специализироваться на выпуске того вида продукции, который обеспечит ей преимущества в международной торговле, а на внутреннем рынке будет дешевле за импортированный. Другие отрасли производства будут развиваться лишь одновременно с формированием достаточных капиталов. Ведь основной целью развития общества является увеличение в каждый данный момент богатства, которое потребляет страна, и при условии свободной торговли эта проблема решается значительно проще. Политика протекционизма сдерживает этот процесс, потому что стоимость товаров на внутреннем рынке растет, а объемы их потребления уменьшаются.

Но Лист отмечает, что принятие либеральных таможенных законов (по модели Прусского государства) поставило Германию в условия конкурентной борьбы, которая была непідсильною для неразвитого еще индустрии. С другой стороны, Англия и Франция сами препятствовали экспорта немецких продуктов земледелия.

Кроме того, Лист имел возможность убедиться, что экономики стран являются очень разными, а законодательство этих стран, громко декларируя общие экономические свободы, отражает национальные особенности развития и направляется на защиту национальных интересов.

Лист подчеркивал, что подражание принципов либерализма и желание большую часть своего потребления обеспечить за счет импорта сделает нацию зависимой. Кроме того, свободная торговля будет препятствовать формированию национальных отраслей промышленности, обеспечивающих переход к индустриальной стадии развития, будет способствовать оттоку национальных капиталов за границу. Конечно, протекционизм не является вечным: после создания конкурентоспособной индустрии он необходимо уступит место международной конкуренции. Но до тех пор все усилия государства должны быть направлены на создание условий для собственного экономического развития.

Среди мер, которые государство должно применять, - протекционизм, духовное и «индустриальное» воспитание нации.

Нация должна быть готова к восприятию идеи построения независимой индустрии, с пониманием относиться к протекционистской политики государства. Но, отмечает Лист, понимание нацией протекционистской политики возможно лишь при условии ее отсталости в индустриальном отношении. В этом случае не будет вызывать общественного протеста даже демпинг.

Именно через протекционизм государство реализует функцию индустриального воспитания нации. Лист подчеркивает, что протекционизм оправдан как средство индустриального воспитания, когда у нации есть перспективы (географические, сырьевые и др.) и склонность (особенности национального характера) до мануфактурного развития.

Исключением из политики протекционизма является сельское хозяйство, продукция которого, по мнению Листа, всегда конкурентоспособна, а, кроме того, оно зависит от успехов индустрии, а не наоборот.

Государство отвечает перед нацией за успехи индустриализации. Когда государство регламентирует деятельность в экономически важной отрасли, она должна взять на себя ответственность за развитие других. Стимулируя развитие мануфактурной индустрии, она должна найти какие способы обеспечения баланса отраслей, поскольку протекционизм таком балансовые не способствует.

Политикой протекционизма, следовательно, не исчерпывается роль государства в национальной экономике. Ее экономические функции заключаются в формировании рациональной производственной структуры, инвестировании развития производств, которые страдают от протекционизма. Для этого государству нужно собственное хозяйство, то есть государственный сектор экономики.

Лист проанализировал влияние единства нации и государственного управления на экономическое развитие, на примерах показал, как государство может, координировать и направлять деятельность отдельных звеньев национального хозяйства.

По Листу, роль государства в создании прогрессивной экономики решающая, но ее деятельность должна опираться на объективные экономические законы, «особенные для каждой из наций»1и на то, что называют «духом (ментальности) нации». Только достигнув определенного уровня развития, нация может развиваться по космополітичними законами классической школы.

Теория Листа - это меркантилизм XIX века, проповедь политики национальной обособленности в переходный к высшей стадии период развития. Она обогатила политическую экономию абстрактной теории международной торговли и протекционизма. Это было оригинальное понимание предмета политэкономического исследования, согласно которым существуют две разновидности либерализма - для внутреннего использования и космополитического, два уровне естественных экономических законов - особых для отдельной страны (нации) и общих для всех экономик, находящихся на той же стадии развития, два уровне экономики - макроэкономический и микроэкономический. Возведение этих уровней в одно целое, по мнению Ф. Листа, имеет теоретически обеспечить политическая экономия.

Когда вышла в свет книга Ф. Листа «Национальная система политической экономии», в экономической мысли уже сложилось несколько течений, представители которых или критиковали классическую теорию, или «совершенствовали» ее, развивали и дополняли новыми подходами. Ф. Лист был среди тех, кто, не опровергая основных постулатов классической школы, обогатил метод исследования, создав политэкономию нации параллельно, а не вопреки классической политэкономии.

 


1 List F. National Sistem of Political Economy. - N.Y., Lloyd, 1985. - Г. 87.

1 List F. Op. cit., p.113.



Назад